Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий[3].
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток – это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» – от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т. д.), обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки.
Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.
Все обозначенные проблемы способствуют значительному снижению предпринимательской активности сельского населения, препятствуют формированию стимулов к организации и развитию малого бизнеса. На указанные проблемы наслаивается и то, что банковским структурам, владеющим наибольшим объемом финансовых ресурсов, невыгодно кредитование малого предпринимательства на селе. Зачастую, кредитование банками осуществляется под достаточно высокий процент и размер залога или поручительство третьих лиц. Возможной альтернативой банковскому финансированию могли бы стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства [4].
Монополизация крупным бизнесом некоторых частей аграрного рынка, закрывает для многих малых предпринимателей возможности сбыта продукции.
Ни один из действующих законодательных и нормативных актов в области малого бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве, не имеет четких механизмов реализации.
Невыполнение государством принятых решений о приоритетной поддержке сельского развития малых форм хозяйства, порождает неуверенность в завтрашнем дне, ведет к снижению деловой активности субъектов малого предпринимательства на аграрном рынке.
Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе страны вносят большой вклад в производство сельхозпродукции. В этом секторе производится более 50% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства: свыше 20% зерновых, 90% картофеля, 87% овощей, более 50% мяса и молока. Также, малые формы хозяйствования включают в себя:
17,3 млн. личных подсобных хозяйств населения;
более 253 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств;
почти 32 тыс. индивидуальных предпринимателей [2].
Заместитель министра сельского хозяйства России Дмитрий Юрьев 10.02.2014г. провел заседание рабочей группы по подготовке национального доклада о результатах реализации Госпрограммы в 2013 году по разделу «Поддержка малых форм хозяйствования».
Выступая с докладом, директор Департамента сельского развития и социальной политики Дмитрий Торопов сообщил, что фермеры вносят значительный вклад в общий урожай в некоторых отраслях растениеводства. «В крестьянских (фермерских) хозяйствах медленно, но стабильно растет производство сельскохозяйственной продукции. Фермерами в минувшем году собрано более четверти зерновых и зернобобовых культур, одна треть семян подсолнечника. Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства производят вместе 54,2% молока, 36,6% мяса скота и птицы на убой в живом весе, картофеля – 89,2%, овощей – 83,9%», – уточнил Дмитрий Торопов.
Общий объем финансирования из федерального бюджета всех мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования в 2013 году составил 8,62 млрд. рублей.
Дмитрий Торопов отметил, что мероприятия по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм востребованы в регионах и способствуют созданию новых постоянных рабочих мест в сельской местности. Кроме того, реализация данных мероприятий является мерой «Зеленой корзины» и не подпадает под ограничения в условиях членства Российской Федерации в ВТО [1].
Обосновывая проблемы развития малых аграрных предприятий предлагается и общее их решение. Особая роль в активизации производительных сил малых форм хозяйствования решении социальных проблем села, принадлежит кооперации этих форм, в том числе приусадебных семейных хозяйств.
Целесообразно создание кооперативов семейных хозяйств по использованию сельхозтехники и ее ремонту. Основу уставного капитала такого кооператива могут составить паевые взносы, размер которых определяется по взаимному согласию (если юридическое лицо не оформляется) или фиксируется в Уставе (договоре) кооператива. На уровне государства проблема развития сельскохозяйственной кооперации ставит на повестку дня упорядочение кооперативного законодательства и проведение активной политики в этой области [2].
Важным направлением поддержки малых форм хозяйствования на селе является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. Количество зарегистрированных сельхозпотребкооперативов с 2006 года увеличилось почти в 7 раз и на 1 января текущего года составило 6 913.
По данным годовых отчетов регионов в минувшем году поддержка оказана 712 крестьянским (фермерским) хозяйствам на площади 159 тыс.га, изначально было запланировано оформить в собственность 240 тыс.га сельхозземель. Установленные Госпрограммой индикаторы выполнены на 56% при освоении средств федерального бюджета в размере 42% от запланированных 120 млн руб [3].
Таким образом, повышая эффективное и устойчивое функционирование малых форм хозяйственной деятельности, как например крестьянских хозяйств, можно добиться роста количества производимой сельскохозяйственной продукции, в следствии чего обеспечивается занятость и материальное благосостояние сельского населения, а также улучшаются социальные отношения между жителями села и сохранность и расширение территорий таких поселений.
Список литературы
1. Интернет-ресурс: Минсельхоз: Поддержка малых форм хозяйствования дает результаты – 24.04.2013 - http://www.dairynews.ru
2. Интернет-ресурс: Проблемы и направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. - 02'2013 – 3 с. http://www.vniiesh.ru/publications/zhurnal_laquoapk/fevral_13
3. Лубков А.Н. Повышать эффективность господдержки малых форм хозяйствования в АПК // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 2.
4. Скрыник Е.Б. Повышение производительности и финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. – 2010. - № 2.