МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе понятие «толерантность» активно используется в различных сферах научного знания (философии, психологии, педагогике, культурологи, социологии, политологии). Повышенный интерес к изучению феномена «толерантность» обусловлен многочисленными межличностными и межнациональными конфликтами, отражающими социально-экономические изменения, процессы интеграции и глобализации в современном обществе.

Толерантность – сложный феномен, включающий установку на объединение разных позиций в целях достижения согласия и свидетельствующий о личностной зрелости, что проявляется в ориентации на реализацию личностного потенциала и предпочтении конструктивных стратегий выхода из стрессовых ситуаций. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи формирования полноценной личности, нужной и полезной обществу.

Несомненно, проблема качества образования всегда была актуальной, но в настоящее время обостряются противоречия между современными потребностями производства, экономики и общества и системой образования. От молодых дипломированных специалистов требуется не только владение системой теоретических знаний, но и сформированность профессиональных умений, профессиональные качества, предполагающие способность ставить и решать задачи, принимать решения, уметь работать в коллективе и с коллективом, обладать толерантными качествами.

На процесс усвоения знаний большое влияние оказывают взаимоотношения в студенческой группе, адаптация студентов к обучению в вузе, их мотивация и другие факторы, формирующие психологический климат в коллективе. Формирование навыков толерантного взаимодействия с различными участниками образовательного процесса осуществляется стихийно. Для того, чтобы поведение и отношение стали толерантными, студенту необходимы конкретные знания, умения и способности, а педагогическому коллективу важно создать оптимальные условия в учебном процессе для определения его жизненной позиции с целью формирования толерантных межличностных отношений в студенческой группе, на курсе, в быту.

Сегодня наблюдается теоретический и практический интерес к явлению толерантности как к одному из возможных путей преодоления различных форм межличностной и межэтнической напряженности. Напряженность представляет собой социально-психологическую сторону кризиса или конфликта [1].

Конфликт рассматривается как одна из стадий межэтнической напряженности, наряду со спорами, противоречиями и любыми другими межэтническими проблемами.

Среди причин возникновения межэтнических конфликтов можно выделить: - различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, национальных символах, способах мышления и поведения и т.д.;

- усваивание вражды с детского возраста;

- распространение национальной символики и свастики;

- состояние современного общества в условиях межнациональных вспышек на международном уровне.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне [2]. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий.

Как отмечают исследователи (Г.У Солдатова и др.), невозможно исключить возникновение межэтнического, межнационального конфликта в условиях образовательного пространства в вузе, создавая специально «смешанные» учебные группы, игнорируя проблему межнациональных отношений. Выход из ситуации, где неизбежно создание полиэтнических учебных, воспитательных или рабочих групп, состоит в развитии национального самосознания [3].

Эффективность профилактики межэтнических конфликтов в образовательной среде вуза обусловлена рядом условий, если:

- своевременно обеспечивается диагностика межнациональных отношений в образовательной среде вуза;

- профилактическая деятельность определяется составной частью процесса воспитания студентов в вузе;

- разработанная модель профилактики межнациональных конфликтов определяет подходы к работе со студентами в учебной и внеучебной деятельности;

- в содержание профилактической деятельности интегрированы ценности культуры представителей различных национальностей, способы предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов, причины их возникновения и т.п.;

- технологии профилактики межнациональных конфликтов в образовательной среде вуза представляют собой методы и формы организации деятельности студентов, ориентированные на формирование толерантного опыта, чувства уважения к представителям иной национальности.

Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

Одним из способов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов подобного рода, выработанным на сегодняшний день, выступает развитие и формирование оптимальной толерантности у субъектов межэтнического взаимодействия, в нашем случае в студенческой среде, отражающей уровень культуры межнационального общения, являющейся средством достижения межнационального согласия, показателем зрелости людей, их готовности к сотрудничеству. Весьма эффективным методом служит и организация общих культурно-массовых мероприятий, в которых будут участвовать представители других национальностей. Совместно проведенное время поможет сплотить их и снизить противоречия между социальными группами различных этносов.

Формирование познавательного интереса у студентов к традициям воспитания представителей другой культуры обусловливает становление толерантной стратегии поведения студентов. Потребность студентов представлять свой народ через социокультурные формы жизнедеятельности в вузе способствовала становлению опыта коммуникаций в поликультурной среде вуза.

Примечание

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М., 2002.

2. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. М., 2004.

3. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М., 2008.

Просмотров работы: 3701