Толерантность – сложный феномен, включающий установку на объединение разных позиций в целях достижения согласия и свидетельствующий о личностной зрелости, что проявляется в ориентации на реализацию личностного потенциала и предпочтении конструктивных стратегий выхода из стрессовых ситуаций. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи формирования полноценной личности, нужной и полезной обществу.
Несомненно, проблема качества образования всегда была актуальной, но в настоящее время обостряются противоречия между современными потребностями производства, экономики и общества и системой образования. От молодых дипломированных специалистов требуется не только владение системой теоретических знаний, но и сформированность профессиональных умений, профессиональные качества, предполагающие способность ставить и решать задачи, принимать решения, уметь работать в коллективе и с коллективом, обладать толерантными качествами.
На процесс усвоения знаний большое влияние оказывают взаимоотношения в студенческой группе, адаптация студентов к обучению в вузе, их мотивация и другие факторы, формирующие психологический климат в коллективе. Формирование навыков толерантного взаимодействия с различными участниками образовательного процесса осуществляется стихийно. Для того, чтобы поведение и отношение стали толерантными, студенту необходимы конкретные знания, умения и способности, а педагогическому коллективу важно создать оптимальные условия в учебном процессе для определения его жизненной позиции с целью формирования толерантных межличностных отношений в студенческой группе, на курсе, в быту.
Сегодня наблюдается теоретический и практический интерес к явлению толерантности как к одному из возможных путей преодоления различных форм межличностной и межэтнической напряженности. Напряженность представляет собой социально-психологическую сторону кризиса или конфликта [1].
Конфликт рассматривается как одна из стадий межэтнической напряженности, наряду со спорами, противоречиями и любыми другими межэтническими проблемами.
Среди причин возникновения межэтнических конфликтов можно выделить: - различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, национальных символах, способах мышления и поведения и т.д.;
- усваивание вражды с детского возраста;
- распространение национальной символики и свастики;
- состояние современного общества в условиях межнациональных вспышек на международном уровне.
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне [2]. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий.
Как отмечают исследователи (Г.У Солдатова и др.), невозможно исключить возникновение межэтнического, межнационального конфликта в условиях образовательного пространства в вузе, создавая специально «смешанные» учебные группы, игнорируя проблему межнациональных отношений. Выход из ситуации, где неизбежно создание полиэтнических учебных, воспитательных или рабочих групп, состоит в развитии национального самосознания [3].
Эффективность профилактики межэтнических конфликтов в образовательной среде вуза обусловлена рядом условий, если:
- своевременно обеспечивается диагностика межнациональных отношений в образовательной среде вуза;
- профилактическая деятельность определяется составной частью процесса воспитания студентов в вузе;
- разработанная модель профилактики межнациональных конфликтов определяет подходы к работе со студентами в учебной и внеучебной деятельности;
- в содержание профилактической деятельности интегрированы ценности культуры представителей различных национальностей, способы предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов, причины их возникновения и т.п.;
- технологии профилактики межнациональных конфликтов в образовательной среде вуза представляют собой методы и формы организации деятельности студентов, ориентированные на формирование толерантного опыта, чувства уважения к представителям иной национальности.
Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.
Одним из способов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов подобного рода, выработанным на сегодняшний день, выступает развитие и формирование оптимальной толерантности у субъектов межэтнического взаимодействия, в нашем случае в студенческой среде, отражающей уровень культуры межнационального общения, являющейся средством достижения межнационального согласия, показателем зрелости людей, их готовности к сотрудничеству. Весьма эффективным методом служит и организация общих культурно-массовых мероприятий, в которых будут участвовать представители других национальностей. Совместно проведенное время поможет сплотить их и снизить противоречия между социальными группами различных этносов.
Формирование познавательного интереса у студентов к традициям воспитания представителей другой культуры обусловливает становление толерантной стратегии поведения студентов. Потребность студентов представлять свой народ через социокультурные формы жизнедеятельности в вузе способствовала становлению опыта коммуникаций в поликультурной среде вуза.
Примечание
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М., 2002.
2. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. М., 2004.
3. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М., 2008.