Большое значение для проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые подвергли специальному изучению мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамическое соотношение, позволяющие понять некоторые динамические тенденции эффективной сферы, имеющие значение для понимания функции самооценки.
Р. Бернс одной из составляющих «Я - концепции» человека считает самооценку. «Я - концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаниями. «Самооценка - это аффективная оценка представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут высказывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением» [1].
Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально - ценностного отношения к себе. Так, например, У. Джеймс понимает самооценку как довольство или недовольство собой. Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих. Он рассматривал этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и, пытаясь установить причину этому явлению, считал, что самооценка - очень сложное явление, т.к. многие индивиды имеют упрощенное представление о себе, чем это требует обстоятельство, поэтому их самооценка примитивна [5].
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится.
Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
В самооценке видят проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами, форму отражения отношения к себе, личностное суждение о собственной ценности, позитивную или негативную установку на себя.
Самооценка относится к центральным образованиям личности. Ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: эмоциональный и когнитивный, которые отражают знания человека о себе и отношение к себе.
Когнитивный компонент отражает систему представлений субъекта о самом себе разной степени дифференцированности, обобщенности и осознанности. Эмоциональный же компонент отражает отношение человека к себе, это оценка представлений о себе, обладающая различной степенью интенсивности. Качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции:
Регуляторная-решение задач личностного выбора;
Защитная-обеспечивает стабильность и независимость личности.
Самооценка, выполняя эти функции, влияет на деятельность, поведение и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, постановки целей, т.е. уровня притязаний личности [1].
Виды самооценки.
Завышенная - идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, считает себя умнее других, часто становится жестким, агрессивным, обидчивым, неуживчивым.
Адекватная - обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия, которые жизнь ставит перед ним ежедневно. Преодоление включает в себя осознание, управление и выражение чувств соответствующим образом.
Заниженная – неадекватное, негативное отношение к себе, человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности. Такие люди не уверены в себе, стеснительны, застенчивы, не могут реализовать свои задатки и способности,ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.
Личностная - то, как человек оценивает себя и свое место среди окружающих.
Конкретно-ситуативная - как человек оценивает себя и свои действия в конкретной ситуации, относительно конкретных целей и задач.
Многообразные чувства, эмоциональные состояние, пережитые в разное время, в разных жизненных ситуациях, составляют «эмоциональный» фонд самосознания, в совокупности с эмоционально – ценностным отношением человека к себе. Они составляют его самооценку. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, на устойчивость к стрессовым ситуациям.
Стрессоустойчивость - сопротивляемость человека стрессовым воздействиям.
Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость как качество личности является единством компонентов: 1) мотивационного; 2) эмоционального; 3) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуациями; 4)интеллектуального - оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики под воздействием стресс-факторов, их сопротивляемость и выносливость к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость к жизни и деятельности в экстремальных ситуациях и способность компенсировать чрезмерные функциональные нарушения при воздействии стрессоров [2].
Преодоление стрессовых ситуаций будет более успешным, если реакция индивида соответствует требованиям ситуации. Одним из важных параметров потенциального соответствия между преодолением и ситуационными оценками является воспринимаемый контроль за ситуацией. Контроль за ситуацией возможен при адекватной самооценке. Самооценка влияет на поведение человека в стрессовых ситуациях [3].
Человек с низкой самооценкой более подвержен стрессовым ситуациям, так как постоянно испытывает страх, тревогу. Будучи неуверенным в себе человек постоянно наблюдает за каждым своим действием и действиями окружающих людей, становится слишком чувствительным к любым замечаниям или комментариям, сделанным другими людьми, в результате люди с низкой самооценкой нестрессоустойчивы [4].
Человек с завышенной самооценкой считает себя лучше других, но когда его мнение о себе не совпадает с мнением окружающих, он становится обидчивым, недоверчивым, упрямым. Это порождает внутренние конфликты, противоречия и стрессы. В результате люди с завышенной самооценкой обладают средней стрессоустойчивостью.
Человек с адекватной самооценкой уверен в себе, настойчив и самокритичен. Адекватная самооценка позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды, и в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Поэтому люди с адекватной самооценкой обладают высокой стрессоустойчивостью.
Самооценка- умение оценить себя, свои возможности и способности - играет важную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненные важные решения. Правильное отношение к себе, реалистичная оценка своих данных помогает разумно распределить свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.
Список использованной литературы и других источников:
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Учебное пособие. - М.: «Прогресс», 2006.
Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: «Прогресс», 2009.
Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2002
Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Наука, 1981.
Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. - М.: Наука, 1972