ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема стрессоустойчивости стала одной из актуальных в современной психологии. Любой человек сталкивается с физическими, эмоциональными, финансовыми, рабочими и социальными стрессами. Неуверенность в себе, страхи, неудачи, потери, злость и разочарование становятся частью нашего жизненного опыта. И наше поведение в моменты стресса, необходимость действовать на пределе собственных возможностей, определяет наш характер. За последнее десятилетие число исследований стрессоустойчивости у людей резко возросло. Давайте же попробуем выяснить, что такое стрессоустойчивость.

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать. А вот, по словам С.В. Субботина «стрессоустойчивость- это комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности». По определению В. А. Бодрова, стрессоустойчивость — сложная динамичная характеристика, определяющая способность че­ловека противостоять стрессовому воздействию или совладать со многими стрессовыми ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним, сохраняя в стрессогенной обстановке не только целостность организ­ма и личности, но и требуемый уровень качества решаемых профессиональ­ных задач. П. Б. Зильберман понимает под срессоустойчивостью интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимально успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

Отдельный блок соционики, а соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разных ситуациях, в том числе стрессовых, посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которому все люди делятся на 4 группы в зависимости от стрессоустойчивости :

1. Стрессоустойчивые. Такие люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

2. Стрессонеустойчивые. Этим людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

3. Стрессотренируемые. Люди такого типа в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.

4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.

Но почему один человек является стрессоустойчивым, а другого таковым назвать нельзя? Ученые техасского университета провели исследование на мышах и выяснили, почему некоторые подвержены стрессу больше, чем другие.

В ходе исследования ученые наблюдали за поведением нескольких миролюбивых мышек и одной драчливой, которых предварительно закрыли в одной клетке. По результатам наблюдения оказалось, что спустя 30 дней сожительства мирных мышек с драчуньей часть мышей испытывала сильный стресс после взаимодействия с агрессивным грызуном. Другая часть же, наоборот, очень быстро восстанавливалась. Сравнивая и тех, и других мышек, ученые обнаружили, что в мозге ранимых грызунов уровень нейротрофического фактора головного мозга (вещества, поддерживающего и стимулирующего развитие нейронов) был повышен. Стрессоустойчивые мышки имели нормальный уровень этого фактора. Чуть раньше ученые обнаружили, что повышенный уровень нейротрофического фактора головного мозга наблюдался у людей со склонностью к депрессивным состояниям.

Но не надо думать, что стрессоустойчивость – это только врожденное качество, оно очень хорошо поддается тренировке, чему посвящены многие треннинговые программы. Также имеются ряд рекомендаций по профилактике и преодолению стрессовых ситуаций:

1.Ставьте перед собой цели! Исследования показывают, что большей истинной устойчивостью к стрессам обладают люди с четко понимаемыми ими целями жизни. То есть понимающие смысл своей жизни. И наоборот, отсутствие четких целей повышает степень реагирования на «мелочи жизни» и связанных с этим стрессов .

2.Улыбайтесь! Хорошей профилактикой стресса является чувство юмора. Оно позволяет переоценить значимость событий и помогает преодолеть негативные эмоции.

3.Не бойтесь физических нагрузок! Отрицательные последствия морально-психологических перегрузок усугубляются при отсутствии физических нагрузок. Чем более напряжённый в психологическом плане был день, тем большая физическая нагрузка требуется организму.

Для того, чтобы быть более стрессоустойчивым можно выполнять некоторые правила, например, самомассаж области затылка и шеи. Для снятия напряжения можно сцепив руки за головой производить систематическое надавливание на границу шеи и затылка сзади, одновременно сопротивляясь этому мышцами шеи. Чередуя упражнение с периодическим расслаблением можно быстро снять напряжение. Расслабиться и в результате среагировать на раздражитель более спокойно. Опустить моменты самобичевания и истязания самого себя и окружающих и как следствие сохранить самое главное, что у нас есть – наше здоровье.

Обзор отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме устойчивости к стрессу, выявил высокую степень терминологической и концептуальной несогласованности при изучении данного феномена. Устойчивость к стрессу изучается, например, в терминах обеспечивающих ее частных психологических механизмов («эмоциональная устойчивость»), а также в терминах объективно наблюдаемых параметров успешности деятельности («надежность»). Детерминанты устойчивости к стрессу обнаруживаются на уровне нейродинамических характеристик и особенностей темперамента, на уровне личностных свойств, а также в элементах социальной и материальной среды.

Просмотров работы: 1900