Эти состояния снижают успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную деятельность, или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня, что, в свою очередь приводит к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств.
Все это неизбежно предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке, состоянию морального духа, психологической подготовке, психическому здоровью.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма.
Слово стресс в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.
В психологии стрессом считают ответ организма на любое внешнее воздействие. Организм мобилизует все силы для того, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Но если воздействие не прекратилось, а силы уже истощены, возникает вторая стадия стресса, так называемый дистресс (от англ. distress – истощение, несчастье).
Независимо от профессии и должности нервное напряжение держит нас в тонусе и заставляет действовать.
Сама проблема стресса заявила о себе именно в XX столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека.
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике как стрессоустойчивость.
Н. В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс – это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью».
Проблема психологического стресса в профессиональной деятельности приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, личностной экстремальности нашей жизни, а также существенным изменением содержания, условий труда у представителей многих профессий. Возрастает количество возможных проблемных ситуаций, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.
Если говорить о стрессоустойчивости, то для начала определим это понятие. Б. Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».
В. А. Бодров считает, что стрессоустойчивость – это «интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности».
Изучение стрессоустойчивости педагогов является одной из наиболее актуальных научно-практических задач, так как профессия педагога дошкольного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции.
Данной проблематикой занимались такие видные психологи, как: В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, А. А. Виру, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, Г. И. Косицкий, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, И. Г. Малкина-Пых, В. Л. Марищук, К. И. Погодаев, Ю. В. Щербатых и др. Однако, несмотря на наличие значительного количества работ, раскрывающих психологические проблемы стресса и стрессоустойчивости педагога (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Бодров, А. М. Боковиков, П. Г. Зильберман, В. Журавкова, В. Л. Марищук, Л. М. Митина, Н. А. Подымов и другие), еще остается немало вопросов, связанных с пониманием специфических особенностей стресса и стрессоустойчивости педагогов в процессе осуществления ими профессиональной деятельности.
Стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.
Стрессоустойчивость – индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями). Педагог, например, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным сочетанием стрессоустойчивости, необходимая для успешного осуществления педагогической деятельности.
Стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции (саморегуляция – воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояния).
Используя методы саморегуляции педагог получает возможность спокойно проанализировать ситуацию, сохранить в сложных эмоциональных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.
Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не умеют или не знают каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям.
Итак, основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога – это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога.
В ходе воздействия стресса на личность педагога и снижения стрессоустойчивости в результате профессиональной деятельности можно говорить о формировании синдрома эмоционального выгорания – выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Таким образом, эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности педагога-воспитателя и его отношениях с партнерами.
Начинать комплексную программу повышения уровня стрессоустойчивости педагога следует с осознания своих индивидуально-психологических и типологических особенностей.
Особое внимание следует уделить саморефлексии – самонаблюдение, самосознание и самопознание, непосредственное обращение к собственному сознанию как одного из факторов стрессоустойчивости педагога.
Практика показывает, не последнюю роль играют навыки релаксации (от лат. relaxation – расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения). Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого.
Отсюда ясно, что путь к формированию стрессоустойчивой личности (педагога) – это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностей в себе. На этом пути важно познавать индивидуально – типологические особенности, особенности межличностных отношений в коллективе, владеть навыками саморефлексии и релаксации, что позволит не только предупредить возникновение болезней, укрепить здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
ПРИМЕЧАНИЯ
Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. – 2007. – №4.
Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. – М.,1983.
Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – №9.
Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов–на–Дону: «Феникс», 2006.
Самоукина Н. В. «Психология и педагогика в профессиональной деятельности» – М., 1999.
Самоукина Н. В. Психологический тренинг учителя. – Психотерапия, 2006.
Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога – Психотерапия, 2006.
Щербатых Ю. В. Психология стресса – М.: Эксмо, 2006.