СУИЦИД, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУИЦИД, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. Жизнь каждого человека, его личностное развитие сопровождается переменой форм проявления себя и потенциалов. Периоды стабильности у каждого человека сменяются периодами малых и больших жизненных кризисов. Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формами совместного существования и создают, по мнению разных ученых, явление кризиса, когда ребенок, юноша, взрослый к чему-то стремятся, сами не ведая, что душе угодно. Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития, но возникающая в результате таких кризисов более реалистическая жизненная ситуация становится для многих людей практически безвыходной. В результате этого у человека появляются такие факторы, как тревожность, раздражительность, стресс, депрессия, именно они толкают человека на совершение необдуманного поступка – суицида. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых 10 причин преждевременной смерти. В мире ежегодно 400 тыс. человек кончают с собой. Растет частота не только завершенных самоубийств – драматически растет число суицидальных попыток. Это связано с практически повсеместным распространением состояний психологического кризиса. При кризисах общества, вызывающих значительный рост количества аутоагрессий, суициды становятся особо значимой проблемой. Кризисы общества связаны со сменой культурных парадигм, кризисы человека обусловлены как личными переживаниями, так и сменой культурных аксиом. Снижение количества роста самоубийств или хотя бы стабилизация их на одном уровне является не столько научной, сколько общегосударственной задачей. Возможность ее решения зависит от уровня цивилизованности общества, степени его социально-экономической динамики, гуманной направленности социальных институтов, призванных обеспечить защиту и оптимальную реализацию личности.

Высокий уровень суицидальных попыток в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления. Обычно рассмотрение суицидального поведения ведется лишь в рамках клинико-психологических исследований и неизбежно сужает угол зрения, оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия жизненных факторов, лежащих в основе его формирования.

Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в различных жизненных обстоятельствах.

Цель исследования - установить влияние жизненного кризиса на суицидальные попытки.

Объект исследования: суицидальное состояние личности.

Предмет исследования: связь психологических качеств личности в период кризиса и суицидального поведения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.

  2. Определить возможные причины возникновения и возрастную периодизацию жизненного кризиса.

  3. Провести исследование влияния факторов жизненного кризиса на склонность к суициду.

Гипотеза исследования: наличие факторов жизненного кризиса влияет на суицидальное поведение.

ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС, КАК ФЕНОМЕН ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

  1.  
    1. Понятие, сущность и виды жизненных кризисов

На современном этапе развития цивилизации человек достиг значительных успехов в различных сферах жизнедеятельности. Но с древнейших времен и до наших дней он не перестает чувствовать кризисные состояния, которые могут негативно сказываться на его возможностях, ухудшать работоспособность и служить причиной возникновения психосоматических расстройств и нарушений. Однако, при правильном обращении со своими переживаниями и нахождении выверенного решения, человек способен перенестись на другую ступень своего развития, содействуя своему совершенствованию. Именно для этого необходимо иметь определенную психологическую грамотность в отношении понимания кризисных ситуаций, их разновидностей и причин их возникновения.

Кризис (от греч. сrisis – решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порожденное проблемой, которая встала перед индивидом, которой он не может избежать и которую он не может решить за короткое время и привычным способом [3].

"Жизненный кризис - это поворотный пункт жизненного пути, который возникает в ситуации невозможности реализации намеченного жизненного замысла" [2]. Л. В. Сохань отмечает, что "кризисы жизни - это пики обновления внутреннего мира человека, которые «снимают» каждое сформированное его качество.

По мнению В. В. Нуркова и К. Н. Василевской они становятся кризисными потому, что представлены в жизни индивида на основе пяти факторов:

  1. Фактор вероятного прогнозирования – исходя из анализа своего прошлого опыта, человек оценивает вероятность наступления этого события как нулевую или минимальную;

  2. Витальный фактор, который выражается в субъективном ощущении невозможности жить, существовать в навязанной ситуации; человеку кажется, что он не перенесет этих условиях, не сможет с ними смириться;

  3. Когнитивный фактор, то есть отсутствие необходимых знаний, умений и навыков для жизни в данной ситуации, невозможность применять существующие когнитивные схемы;

  4. Поведенческий фактор, то есть отсутствие сформированных моделей поведения;

  5. Экзистенциональный фактор или ощущение смыслопотери, «экзистенционального вакуума».

По мнению авторов, на более высоком уровне обобщения эти ситуации объединяет, в первую очередь, симптоматика деформации временной трансспективы личности, когда будущее теряет свою положительную валентность, сегодняшнее хаотичное, а прошлое перестает быть ресурсом для продуктивного жизнетворчества [14].

Результаты исследований разных авторов и предложенные ими классификации жизненных кризисов можно объединить в более-менее полную форму:

  1. По критерию личностного развития: нормативные (возрастные) и ненормативные кризисы;

  2. По критерию продолжительности: микрокризисы - несколько минут, кратковременные - до 4-6 недель, долгосрочные;

  3. По критерию результативности: конструктивные и деструктивные;

  4. По деятельностному критерию:

а) кризис операционального аспекта жизнедеятельности: "не знаю, как жить дальше";

б) кризис мотивационно-целевого аспекта: "не знаю, для чего жить дальше";

в) кризис смыслового аспекта: "не знаю, зачем вообще жить дальше";

  1. по критерию глубины переживаний: поверхностные, средние и глубокие;

  2. По критерию детерминированности: кризисы, вызванные одним событием, многомерные кризисы, которые затрагивают почти все аспекты индивидуальной жизни.

С точки зрения содержания и характера психологических проблем или жизненных обстоятельств, которые привели к кризисной ситуации, П. П. Горностай выделяет несколько типов жизненных кризисов:

1. Кризисы становления личности. Наиболее характерными кризисами становления являются возрастные кризисы, которые считаются нормативными, то есть необходимыми для нормального процесса становления личности. Для возрастных кризисов свойственны большие качественные изменения, происходящие в психологии человека: формирование психологических новообразований, смена ведущей деятельности и т.д. Но эти изменения всегда сопровождаются изменением ролей, поскольку определенная деятельность (игра, общение, обучение и т.д.) предполагает и соответствующую личностную роль человека.

2. Кризисы здоровья. Часто человек переживает серьезный кризис в связи с потерей здоровья, увечьем или другими серьезными проблемами, которые в корне изменяют жизнь. Наиболее фрустрирующими кризисными факторами являются потеря, в связи с изменением здоровья, каких-то важных жизненных и социальных функций (а значит и важных психологических ролей), отказ от важных жизненных планов в связи с невозможностью воплотить их в действительность.

3. Терминальные кризисы. Очень серьезными являются кризисы, связанные с терминальными ценностями человека, в частности с вероятным или неизбежным близким концом его жизни. Примеры: известие о неизлечимой болезни; какие-либо обстоятельства, угрожающие жизни и которых невозможно избежать.

4. Кризисы значимых отношений. Чрезвычайно важной является сфера взаимоотношений человека с другими, а следовательно, значительные изменения в структуре этих взаимоотношений часто сопровождаются кризисами: изменениями межличностных ролей. Наиболее значимыми причинами подобных кризисов могут выступать: смерть близкого человека, вынужденная разлука, предательство других людей, развод (что связано с потерей межличностных ролей). К кризисным явлениям может приводить и появление новых межличностных ролей. Так, рождение ребенка для семьи может стать причиной кризиса.

5. Кризисы личностной автономии. Причиной кризиса могут быть обстоятельства, связанные с потерей или ограничением личностной автономии или свободы: попадание в фатальную зависимость от людей или обстоятельств, лишение свободы. Если кризис значимых отношений заключается в утрате значимых межличностных ролей, то кризис личностной автономии связан с попаданием в новую нежелательную межличностную роль.

6. Кризисы самореализации. Жизненный кризис может наступить вследствие обстоятельств, связанных с невозможностью нормальной, привычной или такой, которая планируется, самореализации человека: потеря работы, значимой социальной роли (проигрыш на выборах, потеря высокого социального статуса и т.п.), выход на пенсию, банкротство, крах жизненных планов, осознание ошибочности жизненного пути, вынужденное изгнание (например, вследствие социальных конфликтов).

7. Кризисы жизненных ошибок. Зачастую кризисные явления развиваются в результате каких-либо осуществленных фатальных поступков (кризис, переживаемый человеком вследствие совершеного предательства, преступления), утрата ценной вещи, кризисы греха. Кризисы жизненных ошибок могут быть следствием и невыполненных поступков, если это имело роковые последствия.

Таким образом, понимание "жизненного кризиса" в психологии имеет весьма разнообразную направленность в зависимости от содержания, характера и причин психологической проблематики. Но смысловая нагрузка различной терминологии и классификации способствует расширению границ понимания указанного феномена и помогает лучше понять такое сложное психологическое явление, как жизненный кризис.

1.2 Сущность и понятие суицида и суицидального поведения

На протяжении истории существенно изменялась моральная оценка самоубийства (грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от исторического этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических особенностей.

Суицид (англ. Suicide – самоубийство) – это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания.

Суицидальное поведение – различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникающего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев, это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид, как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения [8].

Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.

Истинный суицид – сознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Самому факту суицида всегда предшествуют депрессия, угнетенное состояние и суицидальные мысли. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью.

Аффективный суицид - суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм [17].

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение – сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону [17].

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют:

  • объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией;

  • субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности;

  • оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации;

  • реальные действия личности в такой ситуации.

Конфликт или кризис приобретает характер суицидоопасный, когда человек осознает свои возможности – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

В социологическом подходе декларируется связь между суицидальным поведением и социальными условиями. В основе подобных взглядов лежит учение Э. Дюркгейма об «аномии» — нарушении в ценностно-нормативной системе обществ. Дюркгейм отмечал, что количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы). Например, коллективная связь, сплоченность общества в этом смысле задерживают самоубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу, что может стать причиной решения уйти из жизни.

Возраст существенно влияет на особенности проявления суицидального поведения. В жизни каждого человека случаются кризисные периоды, они и характеризуются обострением суицидальной готовности.

Большинство ученых отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет, также отмечается суицидальное поведение людей в преклонном возрасте.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И. П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели". Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели". И. П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными [10].

По общепринятой классической возрастной периодизации подростковый возраст ограничивается рамками от 11 до 15 лет. В этом возрасте происходят значительные изменения в личностном и социальном плане. Идентификация с собственным «Я». Важнейшей особенностью личности в подростковом возрасте является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью – мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я». Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь». Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. Суицид подростков имеет следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе)

  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Что касается суицида в старости, основные причины и особенности суицидального поведения чаще всего случаются у людей преклонного возраста, они страдают от депрессий, которые имеют разные причины. Депрессии в старости встречаются довольно часто. Установлено, что депрессиями страдают 15-20% людей старше 60 лет, а у больных серьёзными терапевтическими заболеваниями эта цифра достигает 40-60% . Далеко не всё депрессивные пациенты старческого возраста получают адекватную терапию. Депрессии в старости не всегда легко распознать. Пониженный фон настроения, пессимизм, неверие в будущее, страх близкой смерти, тревожность, снижение активности и утрата прежних интересов, жалобы на бессилие, разнообразные боли, плохой аппетит, нарушенный сон сами пациенты, их родственники, а иногда и врачи рассматривают как естественные проявления старости со свойственным ей ограничением физических и социальных возможностей. Частым проявлением депрессий в старости является изменение характера и поведения. Они становятся раздражительными, придирчивыми, эгоистичными, сосредоточенными на своих недугах. Эти изменения в настроении, самочувствии и поведении пожилых людей указывают на наличие серьезного заболевания - депрессии. Причины депрессий в старости разнообразны. Депрессия в старости может развиваться как реакция на тяжелые события жизни - утрату близких, одиночество, изменения стиля жизни в связи с уходом на пенсию, возникновение терапевтических заболеваний. Депрессии в старости могут быть и следствием наследственной предрасположенности к их возникновению. Возрастные изменения в организме и внешние психотравмирующие обстоятельства способствуют выявлению этой наследственной предрасположенности, даже если в течение жизни никаких проявлений депрессии не наблюдалось.

В случаях особенно высокого риска самоубийства, связанного с идеями самообвинения, чувством безысходности, безнадежности и одиночества, наиболее часто суицидальные мысли наблюдаются у людей пожилого возраста при сочетании депрессии с тяжелым телесным хроническим недугом. И не сумев справиться с этой депрессией, человек решает уйти из жизни, покончить с собой. Не ощущая поддержки близких, пожилой человек чувствует себя одиноким и не кому не нужным. Он может винить в этом себя, и на это может найти множество причин.

Решив покончить жизнь самоубийством, пожилой человек как бы избавляет себя от тех страданий, которые он испытывает. К тому же, он считает, что доставляет страдания и проблемы людям, которые его окружают. И избавляя себя от этих страданий, он избавляет и других. Человек преклонного возраста идёт на самоубийство осознанно, в отличие от подростка. Подросток не задумывается о том, что своей гибелью он причин боль другим, он избавляет от боли и страданий только себя. Пожилой же человек думает не только о себе, но и дорогих ему людях.

Все суицидальные мысли и попытки обусловлены непосредственно разными качествами личности и прилагающимся к ним социальным ситуациям.

1.3 Суицид как проявление жизненного кризиса

В этическом аспекте кризисные состояния можно характеризовать как "перекрытие" источников жизненного смысла: блокаду жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между "должным" и "сущим", между собственной и окружающей жизнью. Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения ее тягостности, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм [18].

В любой кризисной ситуации суицид всегда является одной из волнующих тем. В соответствии с современными воззрениями, которые утвердились в современной суицидологии, самоубийство является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях, переживаемых ею микроконфликтов.

В результате кризисного состояния, у человека возникают различного характера эмоциональные переживания. Они чаще всего и являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Самое распространенное эмоциональное переживание – это депрессия.

Депрессивные расстройства являются одной из наиболее распространенных нервно-психических проблем нашего общества. По мнению бывшего президента Американской ассоциации суицидологии Кальвина Фредерика: «Депрессия всегда сопряжена с возможностью самоубийств, частота которых значительно возросла за прошедшие два с половиной десятилетия».

Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы.

Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. В различных кризисных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест, месть, призыв о помощи, избежание страдания, самонаказание, отказ от существования.

Стрессовые ситуации актуализируют индивидуально окрашенные сверхценные переживания (индивидуальные смыслы), которые могут носить как устойчиво-личностный, так и ситуационный характер. А. Г. Амбрумова выделила шесть типов непатологических реакций у людей с суицидальным поведением:

  • эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);

  • пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем нет ничего хорошего)

  • отрицательный баланс (рациональное сверхкритичное «подведение жизненных итогов»);

  • демобилизация (отказ от контактов и деятельности из-за чувства одиночества и отверженности);

  • оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окружающих, переходящая в аутоагрессивную, чаще демонстративную);

  • дезорганизация (состояние тревоги с выраженными соматовегетативными нарушениями).

Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека в разные периоды его жизни. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие жизненного кризиса в жизни человека, следует принимать как основной фактор, обуславливающий самоубийство. Как показывают данные некоторых систематических исследований, решение о совершении самоубийства чаще всего приходит в голову лицам подросткового возраста. Кризисные ситуации, случающиеся у подростков, для них самих являются серьезной проблемой на данный этап их жизни. Любая отрицательная ситуация может вызвать агрессивную позицию, переходящую в суицидальную попытку [12].

ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА, КАК ФАКТОРА, ПРОВОЦИРУЮЩЕГО СУИЦИД

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ ФАКТОРОВ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА, ВЛИЯЮЩИХ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

2.1 Организация и методы исследования

Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 6 ст. Барсуковской, среди учащихся седьмого класса. В исследовании приняло участие 10 человек.

С позиции психологического подхода к определению суицидального риска выделяют социальные, индивидуально-психологические, ситуационные и поведенческие факторы риска.

1. Социальные факторы

а) условия семейного воспитания:

  • отсутствие одного из родителей;

  • отверженность в детстве (эмоциональная депривация),

  • физическое насилие и жестокое обращение в семье, «матриархальный» стиль отношений в семье;

  • воспитание в неблагополучной семье (общение с родственниками с асоциальными формами поведения, «алкогольный семейный климат», наличие в семье психически больных и др.);

  • воспитание в семье, где были попытки самоубийств, суицидальные угрозы или случаи самоубийств;

  • тяжелое материальное положение семьи;

  • «перфекционизм благополучных семей»,склонность предъявлять завышенные требования к себе и другим, считать недопустимыми промахи и ошибки;

б) частая смена места жительства, учебы;

в) вовлеченность в ретристские группы, совершение суицидальных попыток и пр.

2. К числу индивидуально-психологических факторов признаков суицидального риска относятся:

а) индивидуально-типологические и возрастные особенности потенциального суицидента (повышенная раздражительность, впечатлительность, чувства робости, собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств).

б) активное употребление алкоголя, наркотических средств;

в) клинические состояния в виде депрессивных и тревожных расстройств, субклинические состояния эмоциональной дезадаптации;

3. Поведенческие факторы:

а) открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам по учебе, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам);

б) косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу родственников, друзей с петлей; игра с оружием с имитацией самоубийств и т.д.);

в) активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.);

г) фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще);

д) чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое учебное заведение;

е) нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению;

ж) изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

з) внезапное проявление несвойственных ранее человеку черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей);

е) утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).

4. Ситуационные факторы:

а) ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;

б) несчастная любовь или разрыв романтических отношений;

в) отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);

г) объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);

д) личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

е) нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты).

ж) резкая изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

При оценке суицидоопасности в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность всех факторов. На индивидуальном уровне – это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное – к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному подростку, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.

Цель нашего исследования: выявить аутоагрессивные явления и факторы, формирующие суицидальные намерения.

Для данного экспериментального исследования была использована следующая методика:

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;

• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике.

2.2 Интерпретация результатов исследования

При помощи методики Выявления суицидального риска у детей А. А. Кучера, В. П. Костюкевича, нами были получены следующие результаты. Так как, показателем суицидального риска является желание добровольно уйти из жизни, можно сделать вывод, что данный фактор ни у кого из испытуемых не проявляется. Однако результаты показывают выбор других качеств, которые в той или иной степени могут влиять на суицидальное поведение. Таким образом, из 100% испытуемых, у 10% обучающихся имеется такой фактор риска, как алкоголь и наркотики и чувство неполноценности, у 40% - несчастная любовь, у 20% - семейные неурядицы и отношения с окружающими, 20% - имеют школьные проблемы, 10% не имеют значительных отклонений от нормы. В результате подсчетов, одним и тем же испытуемым было выбрано несколько факторов риска, это объясняется тем, что один из факторов подразумевает наличие другого сопряженного с ним.

№ испытуемого

Количество выборов в каждом факторе

 

Алкоголь, наркотики

Несчастная любовь

Противоправные действия

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные неурядицы

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности,ущербности, уродливости

Школьные проблемы,проблема выборажизненного пути

Отношения с окружающими

1.

10

9

5

5

6

12

9

9

10

9

2.

5

8

4

6

4

10

7

12

12

16

3.

13

5

6

9

5

12

5

8

13

11

4.

5

12

6

5

7

8

9

11

6

9

Таблица № 1 (мальчики)

Таблица № 2 (девочки)

№ испытуемого

Количество выборов в каждом факторе

 

Алкоголь, наркотики

Несчастная любовь

Противоправные действия

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные неурядицы

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности,ущербности, уродливости

Школьные проблемы,проблема выборажизненного пути

Отношения с окружающими

1.

4

9

5

8

8

10

10

10

10

10

2.

5

8

6

8

6

5

9

9

13

6

3.

5

10

5

6

4

6

8

14

6

9

4.

6

11

6

7

9

8

9

11

5

9

5.

5

8

4

9

7

9

6

6

8

7

6.

4

6

5

2

5

10

5

9

9

6

                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис в жизни — это всегда неприятно. Жизненные кризисы подобны матрешке: некоторые люди их изживают, а другие накапливают их один за одним. Кризис — это не тупик, а некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего взросления.

Важно помнить, что жизненный кризис – это не только огромные страдания, обострившиеся за период накапливания проблем, но и собственно, начало избавления от них. Если бы мы говорили о лечении болезней, то вполне возможно было бы применить слово выздоровление. Жизненный кризис является одним из ключевых условий полноценного личностного роста.

Кризис сопряжен с поиском новых жизненных ориентиров, а это в свою очередь провоцирует обострение разнообразных психических отклонений и возникновение новых.

Прежде всего, характерными признаками кризисной ситуации в жизни, скорее всего, явятся — бессонница, раздумья, возникновение целого ряда разных невиданных страхов, внутренних противоречий, иногда и психологических комплексов. Вполне логичными в данном контексте выглядят и страх, либо же просто мысли о суициде. Однако важно запомнить, что основными инициаторами выхода из собственных кризисов может выступить разве что мы сами. Собственно, каждый из нас хозяин своей жизни и может сделать её как хуже, так и лучше. А что касается непосредственно кризисных ситуаций, то, прежде всего, хотелось бы отметить, что в эти периоды, особенно при условии активной борьбы с неустраивающими нас обстоятельствами, мы открываем в себе новые качества, черты характера о которых ранее могли и не догадываться.

Благодаря проведенному исследованию, было выявлено: у 10% обучающихся имеется такой фактор риска, как алкоголь и наркотики и чувство неполноценности, у 40% - несчастная любовь, у 20% - семейные неурядицы и отношения с окружающими, 20% - имеют школьные проблемы, 10% не имеют значительных отклонений от нормы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов А. Я.: Конфликтология: Учебник для вузов.- Москва: ЮНИТИ, 1999

  2. Василюк Ф. Е. Психологический анализ переживания преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1981

  3. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987.

  4. Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб: Питер, 2000

  5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.

  6. Жизненный путь личности /Под ред. Л. В. Сохань. – К.: Наукова думка, 1987

  7. Захарова Ю. А Энциклопедия детских проблем Ростов н/Д: Феникс. 2011

  8. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).-М., 2003

  9. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001

  10. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - Мн., 1988

  11. Кулагина И., Колюцкий В. Возрастная психология. М.: Тц Сфера, 2004.

  12. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика. Уч. пос. - М., 2000

  13. Немов Р. Общие основы психологии. Книга 1. – М. Влодос, 1994.

  14. Нуркова В. В., Василевская К.Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. – 2003. – №5

  15. Рубенштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976

  16. Сельченок К. Психология возрастных кризисов: хрестоматия. М.: АСТ, 2001

  17. Суицид: Хрестоматия по суицидологии. Сост. А. Моховиков. - Киев:А. Л. Д.,1996

  18. Тихоненко В. А. Нравственные проблемы умирания. - Москва, 2003

  19. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – Москва, 1991.

  20. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005

Приложение

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

  • учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

  • влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;

  • анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;

• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.

Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения

Объект: учащиеся 5- 11 класса

Форма проведения: индивидуальная и групповая

Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.

Текст методики

  1. Выкормил змейку на свою шейку.

  2. Собрался жить, да взял и помер.

  3. От судьбы не уйдешь.

  4. Всякому мужу своя жена милее.

  5. Загорелась душа до винного ковша.

  6. Здесь бы умер, а там бы встал.

  7. Беду не зовут, она сама приходит.

  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.

  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.

  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.

  11. Сидят вместе, а глядят врозь.

  12. Утром был молодец, а вечером мертвец.

  13. Вино уму не товарищ.

  14. Доброю женою и муж честен.

  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.

  16. Кто не родится, тот и не умрет.

  17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.

  18. В мире жить - с миром быть.

  19. Чай не водка, много не выпьешь.

  20. В согласном стаде волк не страшен.

  21. В тесноте, да не в обиде.

  22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.

  23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.

  24. Болячка мала, да болезнь велика.

  25. Не жаль вина, а жаль ума.

  26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.

  27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

  28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.

  29. Других не суди, на себя погляди.

  30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.

  31. Живет - не живет, а проживать - проживает.

  32. Все вдруг пропало, как внешний лед.

  33. Без копейки рубль щербатый.

  34. Без осанки и конь корова.

  35. Не место красит человека, а человек - место.

  36. Болезнь человека не красит.

  37. Влетел орлом, а прилетел голубем.

  38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.

  39. В уборке и пень хорош.

  40. Доход не живет без хлопот.

  41. Нашла коса на камень.

  42. Нелады да свары хуже пожара.

  43. Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!

  44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.

  45. Седина бобра не портит.

  46. Бешеному дитяти ножа не давати.

  47. Не годы старят, а жизнь.

  48. В долгах как в шелках.

  49. Бранись, а на мир слово оставляй.

  50. Зеленый седому не указ.

  51. А нам что черт, что батька.

  52. Моя хата с краю, ничего не знаю.

  53. Лежачего не бьют.

  54. Что в лоб, что по лбу - все едино.

  55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.

  56. Ученье свет, а не ученье - тьма.

  57. И медведь из запасу лапу сосет.

  58. Жирен кот, коль мясо не жрет.

  59. Выношенная шуба не греет.

  60. Совесть спать не дает.

  61. Вали с больной головы на здоровую.

  62. Мал, да глуп - за то и бьют.

  63. Не в бороде честь - борода и козла есть.

  64. Одно золото не стареется.

  65. Наш пострел везде поспел.

  66. Муху бьют за назойливость.

  67. Надоел горше горькой редки.

  68. Живет на широкую ногу.

  69. Легка ноша на чужом плече.

  70. Не в свои сани не садись.

  71. Чужая одежда - не надежда.

  72. Высоко летаешь, да низко садишься.

  73. Двум господам не служат.

  74. Мягко стелет, да твердо спать.

  75. За одного битого двух небитых дают.

  76. За худые дела слетит и голова.

  77. Говорить умеет, да не смеет.

  78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.

  79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.

  80. Красив в строю, силен в бою.

  81. Гори все синим пламенем.

  82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

  83. Если все время мыслить, то на что же существовать.

  84. На птичьих правах высоко взлетишь.

  85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Бланк ответов

 

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Алкоголь, наркотики

 

Несчастная любовь

 

Противоправные действия

 

Деньги и проблемы с ними

 

Добровольный уход из жизни

 

Семейные неурядицы

 

Потеря смысла жизни

 

Чувство неполноценности,

ущербности, уродливости

 

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

 

Отношения с окружающими

 

Обработка результатов

После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование

антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

13-15

Более 15

Несчастная любовь

10-12

Более 12

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

12-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-14

Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формированиеантисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьныепроблемы, проблема выбора жизненного пути

12-14

Более 14

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений. Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Просмотров работы: 4732