Высокий уровень суицидальных попыток в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления. Обычно рассмотрение суицидального поведения ведется лишь в рамках клинико-психологических исследований и неизбежно сужает угол зрения, оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия жизненных факторов, лежащих в основе его формирования.
Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в различных жизненных обстоятельствах.
Цель исследования - установить влияние жизненного кризиса на суицидальные попытки.
Объект исследования: суицидальное состояние личности.
Предмет исследования: связь психологических качеств личности в период кризиса и суицидального поведения.
Задачи исследования:
Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.
Определить возможные причины возникновения и возрастную периодизацию жизненного кризиса.
Провести исследование влияния факторов жизненного кризиса на склонность к суициду.
Гипотеза исследования: наличие факторов жизненного кризиса влияет на суицидальное поведение.
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС, КАК ФЕНОМЕН ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Понятие, сущность и виды жизненных кризисов
На современном этапе развития цивилизации человек достиг значительных успехов в различных сферах жизнедеятельности. Но с древнейших времен и до наших дней он не перестает чувствовать кризисные состояния, которые могут негативно сказываться на его возможностях, ухудшать работоспособность и служить причиной возникновения психосоматических расстройств и нарушений. Однако, при правильном обращении со своими переживаниями и нахождении выверенного решения, человек способен перенестись на другую ступень своего развития, содействуя своему совершенствованию. Именно для этого необходимо иметь определенную психологическую грамотность в отношении понимания кризисных ситуаций, их разновидностей и причин их возникновения.
Кризис (от греч. сrisis – решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порожденное проблемой, которая встала перед индивидом, которой он не может избежать и которую он не может решить за короткое время и привычным способом [3].
"Жизненный кризис - это поворотный пункт жизненного пути, который возникает в ситуации невозможности реализации намеченного жизненного замысла" [2]. Л. В. Сохань отмечает, что "кризисы жизни - это пики обновления внутреннего мира человека, которые «снимают» каждое сформированное его качество.
По мнению В. В. Нуркова и К. Н. Василевской они становятся кризисными потому, что представлены в жизни индивида на основе пяти факторов:
Фактор вероятного прогнозирования – исходя из анализа своего прошлого опыта, человек оценивает вероятность наступления этого события как нулевую или минимальную;
Витальный фактор, который выражается в субъективном ощущении невозможности жить, существовать в навязанной ситуации; человеку кажется, что он не перенесет этих условиях, не сможет с ними смириться;
Когнитивный фактор, то есть отсутствие необходимых знаний, умений и навыков для жизни в данной ситуации, невозможность применять существующие когнитивные схемы;
Поведенческий фактор, то есть отсутствие сформированных моделей поведения;
Экзистенциональный фактор или ощущение смыслопотери, «экзистенционального вакуума».
По мнению авторов, на более высоком уровне обобщения эти ситуации объединяет, в первую очередь, симптоматика деформации временной трансспективы личности, когда будущее теряет свою положительную валентность, сегодняшнее хаотичное, а прошлое перестает быть ресурсом для продуктивного жизнетворчества [14].
Результаты исследований разных авторов и предложенные ими классификации жизненных кризисов можно объединить в более-менее полную форму:
По критерию личностного развития: нормативные (возрастные) и ненормативные кризисы;
По критерию продолжительности: микрокризисы - несколько минут, кратковременные - до 4-6 недель, долгосрочные;
По критерию результативности: конструктивные и деструктивные;
По деятельностному критерию:
а) кризис операционального аспекта жизнедеятельности: "не знаю, как жить дальше";
б) кризис мотивационно-целевого аспекта: "не знаю, для чего жить дальше";
в) кризис смыслового аспекта: "не знаю, зачем вообще жить дальше";
по критерию глубины переживаний: поверхностные, средние и глубокие;
По критерию детерминированности: кризисы, вызванные одним событием, многомерные кризисы, которые затрагивают почти все аспекты индивидуальной жизни.
С точки зрения содержания и характера психологических проблем или жизненных обстоятельств, которые привели к кризисной ситуации, П. П. Горностай выделяет несколько типов жизненных кризисов:
1. Кризисы становления личности. Наиболее характерными кризисами становления являются возрастные кризисы, которые считаются нормативными, то есть необходимыми для нормального процесса становления личности. Для возрастных кризисов свойственны большие качественные изменения, происходящие в психологии человека: формирование психологических новообразований, смена ведущей деятельности и т.д. Но эти изменения всегда сопровождаются изменением ролей, поскольку определенная деятельность (игра, общение, обучение и т.д.) предполагает и соответствующую личностную роль человека.
2. Кризисы здоровья. Часто человек переживает серьезный кризис в связи с потерей здоровья, увечьем или другими серьезными проблемами, которые в корне изменяют жизнь. Наиболее фрустрирующими кризисными факторами являются потеря, в связи с изменением здоровья, каких-то важных жизненных и социальных функций (а значит и важных психологических ролей), отказ от важных жизненных планов в связи с невозможностью воплотить их в действительность.
3. Терминальные кризисы. Очень серьезными являются кризисы, связанные с терминальными ценностями человека, в частности с вероятным или неизбежным близким концом его жизни. Примеры: известие о неизлечимой болезни; какие-либо обстоятельства, угрожающие жизни и которых невозможно избежать.
4. Кризисы значимых отношений. Чрезвычайно важной является сфера взаимоотношений человека с другими, а следовательно, значительные изменения в структуре этих взаимоотношений часто сопровождаются кризисами: изменениями межличностных ролей. Наиболее значимыми причинами подобных кризисов могут выступать: смерть близкого человека, вынужденная разлука, предательство других людей, развод (что связано с потерей межличностных ролей). К кризисным явлениям может приводить и появление новых межличностных ролей. Так, рождение ребенка для семьи может стать причиной кризиса.
5. Кризисы личностной автономии. Причиной кризиса могут быть обстоятельства, связанные с потерей или ограничением личностной автономии или свободы: попадание в фатальную зависимость от людей или обстоятельств, лишение свободы. Если кризис значимых отношений заключается в утрате значимых межличностных ролей, то кризис личностной автономии связан с попаданием в новую нежелательную межличностную роль.
6. Кризисы самореализации. Жизненный кризис может наступить вследствие обстоятельств, связанных с невозможностью нормальной, привычной или такой, которая планируется, самореализации человека: потеря работы, значимой социальной роли (проигрыш на выборах, потеря высокого социального статуса и т.п.), выход на пенсию, банкротство, крах жизненных планов, осознание ошибочности жизненного пути, вынужденное изгнание (например, вследствие социальных конфликтов).
7. Кризисы жизненных ошибок. Зачастую кризисные явления развиваются в результате каких-либо осуществленных фатальных поступков (кризис, переживаемый человеком вследствие совершеного предательства, преступления), утрата ценной вещи, кризисы греха. Кризисы жизненных ошибок могут быть следствием и невыполненных поступков, если это имело роковые последствия.
Таким образом, понимание "жизненного кризиса" в психологии имеет весьма разнообразную направленность в зависимости от содержания, характера и причин психологической проблематики. Но смысловая нагрузка различной терминологии и классификации способствует расширению границ понимания указанного феномена и помогает лучше понять такое сложное психологическое явление, как жизненный кризис.
1.2 Сущность и понятие суицида и суицидального поведения
На протяжении истории существенно изменялась моральная оценка самоубийства (грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от исторического этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических особенностей.
Суицид (англ. Suicide – самоубийство) – это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания.
Суицидальное поведение – различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникающего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.
В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев, это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид, как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения [8].
Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.
Истинный суицид – сознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Самому факту суицида всегда предшествуют депрессия, угнетенное состояние и суицидальные мысли. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью.
Аффективный суицид - суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм [17].
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение – сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону [17].
В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют:
объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией;
субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности;
оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации;
реальные действия личности в такой ситуации.
Конфликт или кризис приобретает характер суицидоопасный, когда человек осознает свои возможности – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.
В социологическом подходе декларируется связь между суицидальным поведением и социальными условиями. В основе подобных взглядов лежит учение Э. Дюркгейма об «аномии» — нарушении в ценностно-нормативной системе обществ. Дюркгейм отмечал, что количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы). Например, коллективная связь, сплоченность общества в этом смысле задерживают самоубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу, что может стать причиной решения уйти из жизни.
Возраст существенно влияет на особенности проявления суицидального поведения. В жизни каждого человека случаются кризисные периоды, они и характеризуются обострением суицидальной готовности.
Большинство ученых отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет, также отмечается суицидальное поведение людей в преклонном возрасте.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И. П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели". Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели". И. П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными [10].
По общепринятой классической возрастной периодизации подростковый возраст ограничивается рамками от 11 до 15 лет. В этом возрасте происходят значительные изменения в личностном и социальном плане. Идентификация с собственным «Я». Важнейшей особенностью личности в подростковом возрасте является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью – мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я». Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь». Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. Суицид подростков имеет следующие черты:
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе)
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Что касается суицида в старости, основные причины и особенности суицидального поведения чаще всего случаются у людей преклонного возраста, они страдают от депрессий, которые имеют разные причины. Депрессии в старости встречаются довольно часто. Установлено, что депрессиями страдают 15-20% людей старше 60 лет, а у больных серьёзными терапевтическими заболеваниями эта цифра достигает 40-60% . Далеко не всё депрессивные пациенты старческого возраста получают адекватную терапию. Депрессии в старости не всегда легко распознать. Пониженный фон настроения, пессимизм, неверие в будущее, страх близкой смерти, тревожность, снижение активности и утрата прежних интересов, жалобы на бессилие, разнообразные боли, плохой аппетит, нарушенный сон сами пациенты, их родственники, а иногда и врачи рассматривают как естественные проявления старости со свойственным ей ограничением физических и социальных возможностей. Частым проявлением депрессий в старости является изменение характера и поведения. Они становятся раздражительными, придирчивыми, эгоистичными, сосредоточенными на своих недугах. Эти изменения в настроении, самочувствии и поведении пожилых людей указывают на наличие серьезного заболевания - депрессии. Причины депрессий в старости разнообразны. Депрессия в старости может развиваться как реакция на тяжелые события жизни - утрату близких, одиночество, изменения стиля жизни в связи с уходом на пенсию, возникновение терапевтических заболеваний. Депрессии в старости могут быть и следствием наследственной предрасположенности к их возникновению. Возрастные изменения в организме и внешние психотравмирующие обстоятельства способствуют выявлению этой наследственной предрасположенности, даже если в течение жизни никаких проявлений депрессии не наблюдалось.
В случаях особенно высокого риска самоубийства, связанного с идеями самообвинения, чувством безысходности, безнадежности и одиночества, наиболее часто суицидальные мысли наблюдаются у людей пожилого возраста при сочетании депрессии с тяжелым телесным хроническим недугом. И не сумев справиться с этой депрессией, человек решает уйти из жизни, покончить с собой. Не ощущая поддержки близких, пожилой человек чувствует себя одиноким и не кому не нужным. Он может винить в этом себя, и на это может найти множество причин.
Решив покончить жизнь самоубийством, пожилой человек как бы избавляет себя от тех страданий, которые он испытывает. К тому же, он считает, что доставляет страдания и проблемы людям, которые его окружают. И избавляя себя от этих страданий, он избавляет и других. Человек преклонного возраста идёт на самоубийство осознанно, в отличие от подростка. Подросток не задумывается о том, что своей гибелью он причин боль другим, он избавляет от боли и страданий только себя. Пожилой же человек думает не только о себе, но и дорогих ему людях.
Все суицидальные мысли и попытки обусловлены непосредственно разными качествами личности и прилагающимся к ним социальным ситуациям.
1.3 Суицид как проявление жизненного кризиса
В этическом аспекте кризисные состояния можно характеризовать как "перекрытие" источников жизненного смысла: блокаду жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между "должным" и "сущим", между собственной и окружающей жизнью. Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения ее тягостности, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм [18].
В любой кризисной ситуации суицид всегда является одной из волнующих тем. В соответствии с современными воззрениями, которые утвердились в современной суицидологии, самоубийство является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях, переживаемых ею микроконфликтов.
В результате кризисного состояния, у человека возникают различного характера эмоциональные переживания. Они чаще всего и являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Самое распространенное эмоциональное переживание – это депрессия.
Депрессивные расстройства являются одной из наиболее распространенных нервно-психических проблем нашего общества. По мнению бывшего президента Американской ассоциации суицидологии Кальвина Фредерика: «Депрессия всегда сопряжена с возможностью самоубийств, частота которых значительно возросла за прошедшие два с половиной десятилетия».
Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы.
Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. В различных кризисных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест, месть, призыв о помощи, избежание страдания, самонаказание, отказ от существования.
Стрессовые ситуации актуализируют индивидуально окрашенные сверхценные переживания (индивидуальные смыслы), которые могут носить как устойчиво-личностный, так и ситуационный характер. А. Г. Амбрумова выделила шесть типов непатологических реакций у людей с суицидальным поведением:
эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);
пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем нет ничего хорошего)
отрицательный баланс (рациональное сверхкритичное «подведение жизненных итогов»);
демобилизация (отказ от контактов и деятельности из-за чувства одиночества и отверженности);
оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окружающих, переходящая в аутоагрессивную, чаще демонстративную);
дезорганизация (состояние тревоги с выраженными соматовегетативными нарушениями).
Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека в разные периоды его жизни. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие жизненного кризиса в жизни человека, следует принимать как основной фактор, обуславливающий самоубийство. Как показывают данные некоторых систематических исследований, решение о совершении самоубийства чаще всего приходит в голову лицам подросткового возраста. Кризисные ситуации, случающиеся у подростков, для них самих являются серьезной проблемой на данный этап их жизни. Любая отрицательная ситуация может вызвать агрессивную позицию, переходящую в суицидальную попытку [12].
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА, КАК ФАКТОРА, ПРОВОЦИРУЮЩЕГО СУИЦИД
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ ФАКТОРОВ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА, ВЛИЯЮЩИХ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 6 ст. Барсуковской, среди учащихся седьмого класса. В исследовании приняло участие 10 человек.
С позиции психологического подхода к определению суицидального риска выделяют социальные, индивидуально-психологические, ситуационные и поведенческие факторы риска.
1. Социальные факторы
а) условия семейного воспитания:
отсутствие одного из родителей;
отверженность в детстве (эмоциональная депривация),
физическое насилие и жестокое обращение в семье, «матриархальный» стиль отношений в семье;
воспитание в неблагополучной семье (общение с родственниками с асоциальными формами поведения, «алкогольный семейный климат», наличие в семье психически больных и др.);
воспитание в семье, где были попытки самоубийств, суицидальные угрозы или случаи самоубийств;
тяжелое материальное положение семьи;
«перфекционизм благополучных семей»,склонность предъявлять завышенные требования к себе и другим, считать недопустимыми промахи и ошибки;
б) частая смена места жительства, учебы;
в) вовлеченность в ретристские группы, совершение суицидальных попыток и пр.
2. К числу индивидуально-психологических факторов признаков суицидального риска относятся:
а) индивидуально-типологические и возрастные особенности потенциального суицидента (повышенная раздражительность, впечатлительность, чувства робости, собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств).
б) активное употребление алкоголя, наркотических средств;
в) клинические состояния в виде депрессивных и тревожных расстройств, субклинические состояния эмоциональной дезадаптации;
3. Поведенческие факторы:
а) открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам по учебе, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам);
б) косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу родственников, друзей с петлей; игра с оружием с имитацией самоубийств и т.д.);
в) активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.);
г) фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще);
д) чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое учебное заведение;
е) нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению;
ж) изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
з) внезапное проявление несвойственных ранее человеку черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей);
е) утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
4. Ситуационные факторы:
а) ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
б) несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
в) отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
г) объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
д) личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
е) нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты).
ж) резкая изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
При оценке суицидоопасности в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность всех факторов. На индивидуальном уровне – это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное – к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному подростку, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.
Цель нашего исследования: выявить аутоагрессивные явления и факторы, формирующие суицидальные намерения.
Для данного экспериментального исследования была использована следующая методика:
Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике.
2.2 Интерпретация результатов исследования
При помощи методики Выявления суицидального риска у детей А. А. Кучера, В. П. Костюкевича, нами были получены следующие результаты. Так как, показателем суицидального риска является желание добровольно уйти из жизни, можно сделать вывод, что данный фактор ни у кого из испытуемых не проявляется. Однако результаты показывают выбор других качеств, которые в той или иной степени могут влиять на суицидальное поведение. Таким образом, из 100% испытуемых, у 10% обучающихся имеется такой фактор риска, как алкоголь и наркотики и чувство неполноценности, у 40% - несчастная любовь, у 20% - семейные неурядицы и отношения с окружающими, 20% - имеют школьные проблемы, 10% не имеют значительных отклонений от нормы. В результате подсчетов, одним и тем же испытуемым было выбрано несколько факторов риска, это объясняется тем, что один из факторов подразумевает наличие другого сопряженного с ним.
№ испытуемого |
Количество выборов в каждом факторе |
|||||||||
Алкоголь, наркотики |
Несчастная любовь |
Противоправные действия |
Деньги и проблемы с ними |
Добровольный уход из жизни |
Семейные неурядицы |
Потеря смысла жизни |
Чувство неполноценности,ущербности, уродливости |
Школьные проблемы,проблема выборажизненного пути |
Отношения с окружающими |
|
1. |
10 |
9 |
5 |
5 |
6 |
12 |
9 |
9 |
10 |
9 |
2. |
5 |
8 |
4 |
6 |
4 |
10 |
7 |
12 |
12 |
16 |
3. |
13 |
5 |
6 |
9 |
5 |
12 |
5 |
8 |
13 |
11 |
4. |
5 |
12 |
6 |
5 |
7 |
8 |
9 |
11 |
6 |
9 |
Таблица № 2 (девочки)
№ испытуемого |
Количество выборов в каждом факторе |
|||||||||
Алкоголь, наркотики |
Несчастная любовь |
Противоправные действия |
Деньги и проблемы с ними |
Добровольный уход из жизни |
Семейные неурядицы |
Потеря смысла жизни |
Чувство неполноценности,ущербности, уродливости |
Школьные проблемы,проблема выборажизненного пути |
Отношения с окружающими |
|
1. |
4 |
9 |
5 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
2. |
5 |
8 |
6 |
8 |
6 |
5 |
9 |
9 |
13 |
6 |
3. |
5 |
10 |
5 |
6 |
4 |
6 |
8 |
14 |
6 |
9 |
4. |
6 |
11 |
6 |
7 |
9 |
8 |
9 |
11 |
5 |
9 |
5. |
5 |
8 |
4 |
9 |
7 |
9 |
6 |
6 |
8 |
7 |
6. |
4 |
6 |
5 |
2 |
5 |
10 |
5 |
9 |
9 |
6 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис в жизни — это всегда неприятно. Жизненные кризисы подобны матрешке: некоторые люди их изживают, а другие накапливают их один за одним. Кризис — это не тупик, а некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего взросления.
Важно помнить, что жизненный кризис – это не только огромные страдания, обострившиеся за период накапливания проблем, но и собственно, начало избавления от них. Если бы мы говорили о лечении болезней, то вполне возможно было бы применить слово выздоровление. Жизненный кризис является одним из ключевых условий полноценного личностного роста.
Кризис сопряжен с поиском новых жизненных ориентиров, а это в свою очередь провоцирует обострение разнообразных психических отклонений и возникновение новых.
Прежде всего, характерными признаками кризисной ситуации в жизни, скорее всего, явятся — бессонница, раздумья, возникновение целого ряда разных невиданных страхов, внутренних противоречий, иногда и психологических комплексов. Вполне логичными в данном контексте выглядят и страх, либо же просто мысли о суициде. Однако важно запомнить, что основными инициаторами выхода из собственных кризисов может выступить разве что мы сами. Собственно, каждый из нас хозяин своей жизни и может сделать её как хуже, так и лучше. А что касается непосредственно кризисных ситуаций, то, прежде всего, хотелось бы отметить, что в эти периоды, особенно при условии активной борьбы с неустраивающими нас обстоятельствами, мы открываем в себе новые качества, черты характера о которых ранее могли и не догадываться.
Благодаря проведенному исследованию, было выявлено: у 10% обучающихся имеется такой фактор риска, как алкоголь и наркотики и чувство неполноценности, у 40% - несчастная любовь, у 20% - семейные неурядицы и отношения с окружающими, 20% - имеют школьные проблемы, 10% не имеют значительных отклонений от нормы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анцупов А. Я.: Конфликтология: Учебник для вузов.- Москва: ЮНИТИ, 1999
Василюк Ф. Е. Психологический анализ переживания преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1981
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987.
Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб: Питер, 2000
Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.
Жизненный путь личности /Под ред. Л. В. Сохань. – К.: Наукова думка, 1987
Захарова Ю. А Энциклопедия детских проблем Ростов н/Д: Феникс. 2011
Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).-М., 2003
Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001
Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - Мн., 1988
Кулагина И., Колюцкий В. Возрастная психология. М.: Тц Сфера, 2004.
Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика. Уч. пос. - М., 2000
Немов Р. Общие основы психологии. Книга 1. – М. Влодос, 1994.
Нуркова В. В., Василевская К.Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. – 2003. – №5
Рубенштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976
Сельченок К. Психология возрастных кризисов: хрестоматия. М.: АСТ, 2001
Суицид: Хрестоматия по суицидологии. Сост. А. Моховиков. - Киев:А. Л. Д.,1996
Тихоненко В. А. Нравственные проблемы умирания. - Москва, 2003
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – Москва, 1991.
Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005
Приложение
Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Текст методики
Выкормил змейку на свою шейку.
Собрался жить, да взял и помер.
От судьбы не уйдешь.
Всякому мужу своя жена милее.
Загорелась душа до винного ковша.
Здесь бы умер, а там бы встал.
Беду не зовут, она сама приходит.
Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
Кто пьет, тот и горшки бьет.
Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
Сидят вместе, а глядят врозь.
Утром был молодец, а вечером мертвец.
Вино уму не товарищ.
Доброю женою и муж честен.
Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
Кто не родится, тот и не умрет.
Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
В мире жить - с миром быть.
Чай не водка, много не выпьешь.
В согласном стаде волк не страшен.
В тесноте, да не в обиде.
Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
Болячка мала, да болезнь велика.
Не жаль вина, а жаль ума.
Вволю наешься, да вволю не наживешься.
Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
Всякий родится, да не всякий в люди годится.
Других не суди, на себя погляди.
Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
Живет - не живет, а проживать - проживает.
Все вдруг пропало, как внешний лед.
Без копейки рубль щербатый.
Без осанки и конь корова.
Не место красит человека, а человек - место.
Болезнь человека не красит.
Влетел орлом, а прилетел голубем.
Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
В уборке и пень хорош.
Доход не живет без хлопот.
Нашла коса на камень.
Нелады да свары хуже пожара.
Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
Кто солому покупает, а кто и сено продает.
Седина бобра не портит.
Бешеному дитяти ножа не давати.
Не годы старят, а жизнь.
В долгах как в шелках.
Бранись, а на мир слово оставляй.
Зеленый седому не указ.
А нам что черт, что батька.
Моя хата с краю, ничего не знаю.
Лежачего не бьют.
Что в лоб, что по лбу - все едино.
Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
Ученье свет, а не ученье - тьма.
И медведь из запасу лапу сосет.
Жирен кот, коль мясо не жрет.
Выношенная шуба не греет.
Совесть спать не дает.
Вали с больной головы на здоровую.
Мал, да глуп - за то и бьют.
Не в бороде честь - борода и козла есть.
Одно золото не стареется.
Наш пострел везде поспел.
Муху бьют за назойливость.
Надоел горше горькой редки.
Живет на широкую ногу.
Легка ноша на чужом плече.
Не в свои сани не садись.
Чужая одежда - не надежда.
Высоко летаешь, да низко садишься.
Двум господам не служат.
Мягко стелет, да твердо спать.
За одного битого двух небитых дают.
За худые дела слетит и голова.
Говорить умеет, да не смеет.
Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
Красив в строю, силен в бою.
Гори все синим пламенем.
Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
Если все время мыслить, то на что же существовать.
На птичьих правах высоко взлетишь.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бланк ответов
Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания |
|
Алкоголь, наркотики |
|
Несчастная любовь |
|
Противоправные действия |
|
Деньги и проблемы с ними |
|
Добровольный уход из жизни |
|
Семейные неурядицы |
|
Потеря смысла жизни |
|
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
|
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
|
Отношения с окружающими |
Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
13-15 |
Более 15 |
Несчастная любовь |
10-12 |
Более 12 |
Противоправные действия |
13-15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
16-17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
10-11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
12-14 |
Более 14 |
Потеря смысла жизни |
12-13 |
Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
12-14 |
Более 14 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
11-13 |
Более 13 |
Отношения с окружающими |
15-18 |
Более 18 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска |
Требуется особое внимание |
Требуется формированиеантисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики |
10-11 |
Более 11 |
Несчастная любовь |
9-11 |
Более 11 |
Противоправные действия |
12-14 |
Более 14 |
Деньги и проблемы с ними |
15-17 |
Более 17 |
Добровольный уход из жизни |
10-11 |
Более 11 |
Семейные неурядицы |
13-14 |
Более 14 |
Потеря смысла жизни |
12-13 |
Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
13-14 |
Более 14 |
Школьныепроблемы, проблема выбора жизненного пути |
12-14 |
Более 14 |
Отношения с окружающими |
15-18 |
Более 18 |
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений. Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.