С самого рождения человек попадает в семью – малую группу, т.е. часть общества. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к ее членам и, вообще, к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего [2, с.55]. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.
Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и психического развития ребенка, рассмотренная в данной статье, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.
Целью статьи является изучение детских психологических травм и их взаимосвязь с воспитанием ребенка в семье.
Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайг, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.
Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Психическая травма - одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее - в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время [1, с. 35]. Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», т.е. проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций. Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.
Особую значимость при анализе участия семьи в психической травматизации личности приобретают случаи, когда имеет место устойчивая патогенная ситуация, обусловленная всей совокупностью семейных отношений в данной семье. Индивид воспринимает семейную жизнь как в целом травматизирующую. Травматизирующее переживание становится результирующим отражением всех или значительного числа семейных обстоятельств. Такой индивид, например, испытывает чувство крайней неудовлетворенности семейной жизнью, и это чувство обусловлено и отсутствием общих интересов в сфере досуга, и неудачами в сфере межличностных отношений - удовлетворении потребностей в симпатии, уважении и т.д. Такое травматизирующее переживание обладает наибольшей длительностью, устойчивостью и, следовательно, неблагоприятным воздействием [1, с. 75].
Обобщение литературных данных об участии семьи в этиологии различных нервно-психических расстройств показывает, что среди многочисленных семейно-обусловленных травматизирующих переживаний особо важную роль играют четыре вида состояний:
1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Патогенная семейная ситуация, обусловливающая возникновение данного переживания, - это резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями человека по отношению к семье и действительной жизнью семьи. Следствием этой патогенной ситуации является состояние фрустрации (осознаваемой или неосознаваемой). Фрустрация в соответствии с общепсихологическими закономерностями ее проявления порождает многочисленные последствия (в частности, обусловленные действием разнообразных защитных механизмов). Часть этих последствий при их достаточной выраженности и наличии определенных личностных особенностей приводит к различным психогенным заболеваниям.
2. «Семейная тревога». Специфические состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные, межсоседские отношения и т.п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность человека в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе; например, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении.
3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;
4. Состояние вины. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями человека могут стать психотравмирующим фактором [2, с.55]. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является.
Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство человека.
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она - главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д. [3, с.73].
Рождаясь, ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие - это будет зависеть от того что происходит вокруг него.
Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:
1. Детство - образ мира и родительские фигуры. Отсутствие семейного воспитания или патологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье, непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей, воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могут привести к психологической травме.
Основные проявления: 1.Комплекс сиротства. (Ощущение, что можно надеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.). 2.Трудности в создании семьи, построении гармоничных семейных отношений. 3.Трудности в религиозной жизни - неспособность принять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».
2. Подростково-юношеский возраст. Травма, связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности. Основные проявления: 1. Неприятие своего физического облика, неверие в свои силы и возможности. 2.Нежелание и неумение контактировать с людьми, одиночество как результат этого - и новый источник неверия в себя. 3. Неприятие своего пола; неадекватные полу сексуальные влечения. 4.В религиозной жизни - уныние, отсутствие радости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи. 3. Взрослость. Травма, связанная с принятием реальности.
Основные проявления:1.Уход в грезы, ложные представления о жизни, которые человек не хочет пересматривать.2. В религиозной жизни неприятие реальности может проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемый результат в ответ на молитву.
Так же можно выделить некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств.
1. Развод родителей.
Основные проявления:1.Неконструктивное чувство вины.2.Чувство разрушения мира, обесцененность детских воспоминаний.3.Трудности в создании семьи, слабая ценность семейных отношений.
2. Сексуальное (в меньшей степени - физическое) насилие.Основные проявления.1.Неконструктивное чувство вины.2.Отождествление с насильником людей, соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.3. Конфликтность, аффективность.4.Иррациональные страхи.
3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется не только у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнении решения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).Основные проявления.1. Депрессия, иногда- в годовщины аборта.2. Нарушение семейных отношений.3. Неприязнь к многодетным женщинам, иногда - к детям вообще.4. Повышенная требовательность к детям, чувство «собственности».5. У детей, особенно, если они знают или думают, что их «не хотели» - переживания бессмысленности или случайности жизни.
4. Школьная травма. Основные проявления. 1. Неприязнь к любому обучению, иногда, к образованным людям. 2. Неверие в свои силы. 3.Психологические барьеры по отношению к какому-либо виду знаний, области образования, учебной дисциплине, и т.п.
Стоит так же отметить тот факт, что психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора-качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Однако ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Таким образом, становится понятно, что климат семьи оказывает серьезное воздействие на ребенка начиная уже с внутриутробного развития.
На основе анализ изученной литературы можно сделать вывод о непосредственном влиянии психологического климата семьи на психическое развитие ребенка, в том числе и внутриутробное. Так же на основе данного исследования мы смогли подтвердить, что проблемы из прошлого влияют на настоящую жизнь человека.
Примечание
1.Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. - М., 1995 г.
2. Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. - «Шанс», 1997.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Изд. Прогресс, 2003.