ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР, ИГР-РЕЛАКСАЦИЙ КАК СРЕДСТВО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР, ИГР-РЕЛАКСАЦИЙ КАК СРЕДСТВО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье человека - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Педагог дошкольной образовательной организации - особая профессия. У педагога - разноплановая социальная ответственность: за обученность, воспитанность и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за умение предоставить свою работу и обобщить свой опыт, за безопасность и здоровье ребенка. Таким образом, педагоги детского сада являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических расстройств, существует высокая вероятность развития симптомов профессионального выгорания, она сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Г. Селье определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс - это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: "Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах". Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить.

Повышение стрессоустойчивости личности педагога является первоочередной задачей в сохранения и укрепления психологического здоровья педагога для дошкольной образовательной организации. Основным направлением профилактики стресса является изменение личностных установок, их перевод из негативных в более позитивные по отношению к своей профессии, к себе как личности. Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости воспитателя детского сада. Здесь подразумевается степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии. Рассматривая стрессоустойчивость как часть психического здоровья педагогов, я разработала систему работы по профилактике профессионального стресса как одного из основных компонентов психического здоровья педагогов. Основным содержанием этой работы, часть которой я намерена представить в этой публикации, являются деловые игры, игры-релаксации, постороенные в определенном порядке, который предусматривает постепенное включение педагогов в совместный процесс осознания себя как личности, как педагога, являющегося частью большого педагогического коллектива детского сада. Проводится данная работа профессиональным педагогом-психологом, имеющим практику работы с группой, имеющий совершенно определенное понимание сущности работы воспитателя в дошкольной образовательной организации

Игра сегодня – одна из новых технологий обучения, современная и эффективная.

Сильными сторонами деловых игр является следующее:

- участники получают опыт в игровом пространстве (безоценочность – «просто игра»);

- вовлеченность участников;

- раскрепощенность участников;

- самопознание;

- отстраненность от конкретного;

- получение опыта на уровне чувств;

- обмен опытом;

- получение терапевтического эффекта;

- повышение уверенности в себе.

В начале работы с педагогическим коллективом по повышению стрессоустойчивости предлагаются ИГРЫ АЙСБЕЙКЕРЫ (анг. – ледокол). Цель их – растопить лед в новой аудитории, снять эмоциональное напряжение, наладить контакт членам коллектива и психологу. Короткие по длительности. Совершенно важно после каждойигры проводить рефлексию – обмен мнениями, отзыв о проведеннойработе.

1. «Назови свое имя и качество своего характера на первую букву имени» (Таня – Талантливая).

2. «Механическое пианино».

Группа сидит в тесном круге. Правая рука – на колене коллеги справа. Левая рука – на колене коллеги слева. Ведущий – касается правой рукой колена участника, сидящего справа от него, и говорит свое имя (название цветка, животного, предмет, признак предмета).Участник – касается левой рукой колена ведущего, повторяет за ним произнесенное слово, далее касается правой рукой следующего участника. Называет свое имя (название цветка, животного, предмет, признак предмета). И так далее по кругу. Круг может повторяться до тех пор, пока движение становится непрерывным.

3. «Меняемся местами».

В кругу, сидя. Ведущий говорит: «Пусть поменяются местами те, кто любит детей». Участники пересаживаются. (Кто любит проводить прогулку с детьми. У кого дети ясельного возраста. Кто не любит чистить зубы по утрам, и пр.)

4. «Выброс пальцев»

В кругу, сидя. Ведущий говорит: «По моей команде вы должны показывать несколько или один палец на одной руке. Задача группе – не договариваясь вербально, выбросить одинаковое количество пальцев всем участникам. Время засекается. «Начали.» «Отбой».

Игра продолжается до тех пор, пока все участники покажут одинаковое количество пальцев

5. «Сенсорный волейбол»

В кругу, сидя. Ведущий, бросая легкий предмет (поролоновый мячик) хаотично кому-либо из участников, произносит фразу «Дети бывают…, Заведующие, родители, мамы, папы, мужья)». Участница должна повторить фразу ведущей, ловя предмет, а, возвращая предмет, дополняет фразу (умными, настырными, яркими и т.д.)

Следующим этапом или частью работы могут быть ИГРЫ - ЭНЕРДЖАЙЗЕРЫ. Эти игры вызывают живой интерес у участников, активизируют внимание, возбуждают энергию, поднимают жизненный тонус, они объединяют коллектив, расширяют знания участников друг о друге.

Каждая игра предполагает, по завершению, обязательную обратную связь в виде отзыва о том, какие чувства испытывали во время игры, какие возникали мысли, что хотелось или не хотелось делать, хотели бы что-либо проговорить. Обсуждение может происходить как по кругу, так и хаотично, в зависимости от потребности участников игр.

1. «Счет Чингисхана»

В кругу, сидя. Ведущий рассказывает историю:

Империя Чингисхана была огромной. У этого человека в подчинении было много людей, он владел очень большим имуществом: земли, отары, табуны, золото, украшения. И он отлично всем этим управлял. Он знал, что творится в его империи. И, естественно, считать ему приходилось очень много. И он со всеми вычислениями справлялся успешно. Давайте попробуем понять, по какому принципу считал Чингисхан.

Ведущий подбирает 7 авторучек(фломастеров, карандашей). Объясняет, что при счете будут использоваться только простые числа (от 0 до 9). Затем ведущий выкладывает фигуры из авторучек совершенно произвольно. Участники пытаются отгадать феномен Чингисхана. (отгадка состоит в том, что простые цифры показываются ведущим пальцами на полу, ноль – кулаки опираются костяшками).

Смысл игры – очень часто в жизни нам даются прямые подсказки в помощь, от которых мы отказываемся. И чем шире мы смотрим, тем больше мы видим и знаем.

2. «Дарим друг другу подарок не вербально»

В кругу, сидя. Участники передают сидящей справа (или слева) виртуальный подарок, изображая его жестами и междометиями. Получающая подарок отгадывает, что это.

3. «Карусель»

Стоя в двух кругах, лицом друг к другу внутренний и внешний круг. Участницы, стоящие во внутреннем круге, произносят фразу: «Мы с тобой похожи тем, что…» ( дополняют ее), внешний круг движется на одного человека. Затем внутренний и внешний круги – меняются местами. Участницы внутреннего круга говорят: «Мы с тобой не похожи тем, что…» (дополняют ее).

4. «Бинти»

Стоя. Ведущий раздает всем участницам, стоящим с закрытыми глазами, «бинти» (маленькие изображения предметов или форм, у которых клейкая изнаночная сторона). «Бинти» подобраны по две одинаковые. Задача участниц – не общаясь вербально, не заглядывая в зеркало, найти свою пару.

5. «Скалолазы»

На полу чертится (или выкладывается веревка) по не ровной окружности. Участники становятся плотно друг к другу на веревку. Каждый участник (по очереди) поворачивается лицом к участникам, держась за них, старается пройти по веревке и вернуться на свое место. Если становится не на веревку –«сорвалась в пропасть, если никто не поддержит».

6. «Брызги шампанского».

Участницы стоят в шеренге близко одна от другой. Начинающая движение – с одной стороны. Ведущая – с другой стороны шеренги. Участница проходит с закрытыми глазами через шеренгу, а все легко ее касаются, гладят, шепчут поддерживающие слова, комплименты. И только тогда, когда шеренга заканчивается, ведущий разрешает проходящей участнице резко открыть глаза.

7. «К счастью. К сожалению»

В кругу, сидя. Ведущая задает ситуацию: «Семья в выходной день поехала на пикник…». Участница «НО, к сожалению (сломалась машина). Следующая: «НО, к счастью (ее дотянули до «СТО»)». Следующая: «НО, к сожалению …» и т.д. Ситуация может браться из актуальной жизни коллектива, например: «У нас ожидается «День открытых дверей», или «К Марии Ивановне мы все придем смотреть и анализировать открытое занятие».

Далее можно предлагать ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, в которых можно рефлексировать о различных вопросах, возникающих в профессиональной жизни педагогов коллектива.

1. «Позиция воспитателя по отношению к детям»

Цель:

  1. Осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям.

  2. Принятие конструктивной позиции, способствующей полноценному развитию способностей детей.

  3. Раскрытие творческого потенциала воспитателей.

  4. Сплочение педагогического коллектива детского сада.

Материал:

Коробок с записками, на которых обозначены роли.

Ход игры:

Психолог (П) предлагает поставить импровизированный спектакль, а роли артистов или зрителей можно разыграть, вытянув из коробки записку.

Роли:

Король, королева, две дочери 10-12 лет, котенок, Карабас-Барабас, Мальвина, Красная Шапочка, Снежная Королева, Спящая Красавица, Наседка, Мери Поппинс, зрители.

П располагает зрителей в одной части зала, артистов – в другой. Действие должно происходить так, чтобы видно было и артистам, и зрителям.

П В некотором королевстве жили-были Король и Королева (выходят). Они вместе правили королевством и довольно успешно.

И было у них две Дочери, Первая и Вторая (выходят), которые больше всего на свете любили своего котенка (выходит)

Дочери росли непослушными, строптивыми, и родителям учить их уму-разуму становилось все труднее. Близилось время выхода Дочерей в большой свет, их нужно было обучить хорошим манерам.

Стали родители приглашать к своим строптивым дочерям различных педагогов-воспитателей.

А первым пригласили Карабаса-Барабаса (выходит и демонстрирует свои методы воспитания).

Не понравился родителям такой воспитатель, и стали они приглашать других: Мальвину, Красную Шапочку, Спящую Красавицу, Наседку, Снежную Королеву.

(Актеры демонстрируют свои позиции, роли.)

П Но пока никто не подошел, на взгляд родителей, на роль воспитателей их дочерей. Случайно узнали из Интернета о том, что есть в мире идеальная воспитательница – Мери Поппинс. И пригласили ее. И вот она явилась.

(Происводится возможное действие, девочки и родители очень ею довольны)

П И стала Мери Поппинс лучшей воспитательницей дочерей Короля и Королевы.

Далее психолог производит совместно с воспитателями анализ ролей.

Карабас-Барабас:

Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Меры воздействия – плетка, крик, диктат, наказание, наставление, запугивание. Он не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха. Но куклы боятся дрессировщика, они парализованы страхом перед ним.

Такая позиция приводит к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков, без вариаций. Возможен сильный регресс в экстремальных ситуациях. У детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина:

Благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Неправильного Буратино за проступки следует сажать в чулан. У нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в экстремальных ситуациях она не способна действовать, проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Ориентирована только на успех, обладает комплексом «отличницы». Часто может быть в состоянии аффекта. Ригидна.

Ее позиция приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка:

Ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела, непослушна. Не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила и бабушкин адрес волку дала. Она беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Воспитатель Красная Шапочка предъявляет детям свое натурально-ситуативное «я», которое может быть очень привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести.

Это опасно для детей, потому что она задает в качестве образца непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действий. Такая позиция приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

Спящая красавица:

Спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву)

Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к

деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка:

Любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».

Снежная королева:

Обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».

Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. Снежная королева искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс:

Весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Воспитателям также предлагается определить, насколько развиты в них части различных «воспитателей», как можно справляться с непродуктивными «ролями».

2. «Диспут»

Вед. предлагает коллективу разделиться на две команды. Одна команда находит плюсы заданной ситуации. Вторая – минусы. Темы выбираются самые актуальные для коллектива:

- Об участии в экспериментальной работе;

- Нужно ли детям играть?

- Об участии в конкурсе городском, краевом.

3. «Мозговой штурм»

Вед. предлагает создать какой-либо проект (Выпуск газеты ДОУ, Разработка занятия, праздника, Общего родительского собрания, разбор проблемной ситуации с родителями). Предлагает высказывать любые мысли, приходящие в голову по поводу проекта. Все тщательно записывает. Затем предлагает из множества идей выбрать самые интересные и реальные. Записывает. Тщательно отрабатываются важные вопросы – кто отвечает за какую часть работы, в какие сроки, какие потребуются материалы, затраты, кого будет привлекать себе в помощь и т.д.

Один их возможных вариантов анализа включенности в работу: предложить всем стать в шеренгу и определить каждый за себя – насколько он был включен в работу? Насколько он был полезен всей группе в этой работе? Оценка производится таким образом – на 100% - 5 шагов вперед; 80% - 4 шага; 60% - 3 шага; 40% - 2 шага; 20% - 1 шаг. Мешала – отступить назад. Важно вед. удержаться в этой части от какого-либо обобщения, носящего оценочный характер.

Опираясь на самоощущения, анализ доверия членов коллектива друг другу, можно переходить к следующему этапу - САЛОННЫЕ ИГРЫ, в которых педагоги могут прикасаться к различным сторонам своего «я» и принимать разные стороны своих коллег.

1. «Русская тройка».

Цель: выявление лидеров, умение достигать поставленной цели.

- Мозговой штурм. Вспомнить, из чего состоит «Русская тройка».

- Собрать «Русскую тройку» из деталей, которые удалось вспомнить( каждая деталь – воспитатель). Конструкция должна быть подвижной.

- В анализе отметить, какие детали отброшены, проанализировать участникам собственные чувства, свою роль (насколько удовлетворены ею), насколько вам характерна эта роль в жизни.

2. «Королевство». Цель игры:

-диагностика (скрытая социометрия);

-возможность почувствовать себя в неординарной роли;

-личностно ориентированная терапия (узнаем что-то новое о людях);

- выявление неформальных структур;

- исследование симпатий и антипатий;

-самораскрытие, самопрезентация;

- популярность;

-позволяет прочувствовать отношения к каждому играющему.

Ведущий предлагает участником игры (по желанию) взять на себя роль королевы (К). К. выбирает себе 4 человек и дает им должности

1 - министр финансов; 2 - министр внутренних дел; 3 – фрейлина; 4 – министр образования.

Роли выбираются по желанию К. и даются по мере выбора участника игры.

Далее каждый министр выбирает себе по 3-4 зама ( в зависимости от количества участников игры).

Если остались невыбранные участники, замы выбирают себе замов.

Ведущий сообщает, что таким образом создалось определенное государство.

Но в государстве все изменяется и поэтому участникам игры предлагается изменить роли в обратном порядке Т.е всем участникам, в порядке, начиная с последнего назначенного на должность, изменить не понравившуюся в государстве одну из должностей. (Если на его взгляд есть более важные для государства должности). Во время изменения должностей участников перемещают в аудитории согласно статуса.

Ведущий вновь сообщает, что образовалось государство, но уже качественно измененное. Теперь участникам игры предлагается самим изменить себе роли, если этого хочется и поменять свое положение в аудитории в зависимости от статуса.

После изменений ведущий предлагает каждому участнику задать по 1 вопросу любому из группы, почему тот изменил или не изменил свою должность.

После чего все садятся на свои места. По кругу участники проговаривают свои ощущения.

Можно задать вопросы – А как у вас в жизни?

Если никто не хочет быть королевой – обсудить, почему у нас в коллективе никто не хочет быть королевой? Что это значит? Что для вас значит, быть королевой?

Что можно взять из этой игры для себя?

- добавить элемент юмора;

- ввести дополнение к игре;

- роли по желанию могут добавляться;

- перед игрой можно спросить у участников, что они ждут от игры. И в конце игры сравнить ожидания.

3. «Люблю себя, единственную»

1 часть: предложить проранжировать степень важности следующих понятий:

- любовь к мужчине, я-личность, работа, родители, дети.

(Более полезным считается такое мироощущение: я-личность, работа, любовь к мужчине, дети, родители).

2 часть: описать тот уголок или комнату в своей квартире, который вы считаете своим, комфортным.

3 часть: «И пусть весь мир подождет» - каждый участник отдает свой листок, который продвигается по кругу, где каждая участница записывает, какой способ отдыха, восстановления душевных и физических сил она нашла для себя.

рождения во взрослом состоянии; - помечтать об идеальном дне рождения (где и с кем).

4. «Зоопарк»

1 часть. Ведущий предлагает всем расположиться по всему помещению. Представить себя любым животным и попробовать почувствовать себя этим животным. Предлагается контактировать и проявлять себя только на «языке» этого животного. Разговаривать человеческим голосом нельзя.

20-30 минут.

Обязательно обсудить в кругу, удалось ли принять и вчувствоваться в образ животного, что хотелось и не хотелось делать. Какие были реакции на то, что происходит вокруг.

2 часть. Ведущий предлагает, чтобы каждый послал каждому записку с названием животного, на которого ему похож этот человек. Записки читаются. Обсуждаются. По просьбе получившего записку, тот, кто ее писал, может объяснить, почему выбрано это животное, какими качествами человек напоминает ему это животное.

Профессия педагога – одна из самых стрессовых. Поскольку гармонизация эмоционального состояния воспитателей – это средство содействия повышению качества воспитательно-образовательного процесса, то цель педагога-психолога – способствовать расширению арсенала способов саморегуляции педагогов и снятия стрессовых состояний. Проведение описанной работы непременно дает положительные результаты, самым важным из которых является повышение стрессоустойчивости воспитателей дошкольной образовательной организации.

Просмотров работы: 5057