Однозначно на этот вопрос ответить очень сложно, хотя интуитивно мы все понимаем, что подразумевается под этим термином, так как каждый из нас испытывал на себе влияние стресса. Ученые так формулируют это понятие: «Стресс - это психологическая и физиологическая реакция организма на неблагоприятные или экстремальные факторы, окружающие человека, которые могут повлиять на его благополучие».
При этом нужно понимать, что на одни и те же, казалось бы, неблагоприятные факты каждый человек реагирует по-разному. Это называется стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость – это способность человека спокойно, (без лишних эмоций), достигать поставленную цель в условиях стрессовой ситуации.
Педагогическая профессия относится к категории, особенно уязвимой перед стрессом. На все возрастающий стрессогенный характер педагогической деятельности, обусловленный изменением общественных стереотипов и возрастающей конкуренцией, указывали Л. М. Аболин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Щербаков. Авторы отмечают, что педагогическая деятельность является одним из основных психологически напряженных видов социальной деятельности и входит в группу профессий с самым большим присутствием стресс-факторов. Очевидно, что стрессоустойчивость является одной из характеристик педагога, которая обеспечивает выполнение решения профессиональных задач без ущерба для здоровья и качества деятельности. Поэтому проблема повышения стрессоустойчивости педагога как профессионально важного качества стоит особенно остро.
Стресс в педагогической деятельности связан с высокой социальной ответственностью профессии педагога и неполным его соответствием требованиям профессии. Он обусловлен наличием большого количества не всегда выполнимых требований, предъявляемых педагогу со стороны детей, учащихся, родителей, администрации, аттестационных и контролирующих органов и т.д. Для профессиональной деятельности педагога характерны стрессовые ситуации, возникающие вследствие разнообразия профессиональных проблем и задач, для решения которых педагогу часто необходимо действовать по-новому, при дефиците информации и времени, в незнакомых или неожиданных ситуациях.
Стресс в профессиональной деятельности педагогов имеет накопительный характер. Постоянные интенсивные нагрузки на когнитивную и эмоциональную сферы, присущая педагогу способность к переживанию и сопереживанию, наличие сложных и динамичных ситуаций межличностного взаимодействия и др. приводят к концентрации и постепенному усилению эмоциональных переживаний, которые влияют на адекватность восприятия ситуации, оценку угрозы и выбор соответствующих способов реагирования.
Стрессоустойчивость педагога как интегративная характеристика его личности определяется единством эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов при доминировании когнитивного компонента, который предполагает специфику мыслительных процессов эффективного реагирования и усвоения социального опыта, умение ставить цели, достигать результата, навыки преодоления стрессовых ситуаций, прогнозирования межличностных событий, способность к рефлексии и пониманию себя, других людей и их взаимоотношений.
Осознанное включение и управление ресурсами адаптации, защиты имеет решающее значение в преобразовании стрессовых ситуаций из непреодолимых в преодолимые. Повышение стрессоустойчивости педагога может обеспечиваться за счет технологии, построенной на идее актуализации и активизации психологических ресурсов личности, основанной на принципах пошаговой вариативности. Технология преодоления стресса предполагает реализацию индивидуального и дифференциального подходов с учетом своеобразных качеств и типических свойств личности через последовательное прохождение стадий повышения стрессоустойчивости.
Профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает воспитателя принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Мне хочется отметить, что внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно отражается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния, нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления). Важно помнить, что стрессоустойчивость – это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагог не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, т.е. нужно начать с себя.
В этом помогут несколько простых упражнений.
Упражнение "Проблема". Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране или в зеркале). Включите в "картинку" своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая на него соседей по площадке, по подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар – с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система – одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской – вы в состоянии успешно ее решить.
Упражнение "В светлом луче". Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вокруг вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области рта, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете себя свободным, уверенным в себе и спокойным.
Важно найти время для выполнения тех или иных упражнений, посвятить своему здоровью определенное количество времени.
Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии жизни, быстро ориентироваться, обучаться, точно и грамотно выражать свои мысли и понимать других людей.
В современном обществе появляется необходимость повышения компетентности педагогов в ДОО как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирование у них качеств профессионально значимых для педагогической деятельности. Поэтому решение современных задач всё больше требуют не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий. Для этого необходимо обучаться новым способам общения, направленных на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия как с детьми дошкольного возраста и их родителями, так и с коллегами.
Психологический тренинг может быть в этом очень полезен. Психологический тренинг — это упражнения при особом состоянии души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
Цель тренинга: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя, а также ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности в детском саду.
Кроме того, хотелось бы добавить несколько советов, которые помогут справляться конструктивно со стрессовыми ситуациями, которые могут возникать у педагогов дошкольных образовательных организаций:
1. Развивать в себе уверенность. Тогда вы не будете волноваться, и нервничать по каждому пустяку. Вы должны осознать, чтобы не произошло - мир вокруг не рушится. Из любой неприятной ситуации есть несколько выходов, просто иногда не один из вариантов нам не нравится. В этом случае нужно отсекать те варианты, которые нравятся меньше всего, и оставшийся брать за основу и развивать в сторону позитива. А потом делать выводы, какие следует предпринять действия, чтобы эта ситуация не повторилась вновь.
2. Несмотря на важность дел, которые нужно выполнять каждый день, нужно обязательно выделять себе время для отдыха, любимого занятия и постараться в это время полностью отключаться от всех важных вопросов. Помните - жизнь прекрасна! Ловите эти мгновения и не трате попусту свою жизнь на стрессы. Мало того, что во время стрессов вы не получаете удовольствия, так еще и если стрессы имеют длительный характер они способны укоротить эту прекрасную жизнь! Планируете отпуск – знайте, пока вы отдыхаете, процесс идет, возможно, не так идеально, как вам хотелось бы, но он идет, а когда вы вернетесь, то сможете поправить возможные недочеты, возникшие во время вашего отсутствия.
3. Нужно научиться правильно относиться к кратковременным стрессам. Когда вы чем-то крайне не довольны и постоянно думаете об этом, пока ваше сознание недовольно какой- то ситуацией, ваше подсознание зачастую уже творит чудо. Оно ищет варианты решения и когда находит – стресс поворачивается к вам уже совсем другим лицом – в виде оптимального решения сложной задачи. Иногда такой кратковременный стресс может помочь вам сделать карьеру или придумать выход из очень казалось бы, сложной ситуации. Учитесь управлять и извлекать пользу из таких кратковременных стрессов.
Часто воспитатели чувствуют эмоциональные всплески, приходя на работу в детский сад. «Увольнение». «сокращение штатов», «сокращение бюджета» и др. стали темами на работе, в результате чего увеличивается страх, неуверенность в завтрашнем дне и в итоге более высокий уровень стресса. Поэтому так важно использовать новые и эффективные способы управления стрессом.