ДИНАСТИИ В ИСТОРИИ БАБЕНСКОГО ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИНАСТИИ В ИСТОРИИ БАБЕНСКОГО ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
I Глава. История промысла Бабенская игрушка

Начало производства токарных игрушек в Подольском уезде связано с крестьянином деревни Голохвастово Моторновым[1] первое настоящее обследование промысла было произведено московским земством в 1878 году. К тому времени изготовлением игрушки в Вороновской и Красно-Пахорской волостях было занято 111 человек. Часть токарей делала полуфабрикат (оси, колеса, скелетики, валики)для будущих игрушек. Другие токари делали полноценный товар: рюмочки, грибочки, яйца, ушатики, подсвечники, солонки, которые отделывались на станке цветными политурами и доводились таким образом до готового изделия. В лавке скупщиков игрушек, товар закупали сотнями в который входил разный ассортимент. [2] В 1900 году промысел охватывал более 30 населённых пунктов в которых трудилось около 350 токарей. За 20 лет количество токарей возросло более чем в 2 раза. Что же способствовало количественному росту токарей? Участие с 1882 года местных токарей во Всероссийских и губернских выставках и ярмарках позволяла им находить новые места сбыта, получать заказы на изготовление, расширять игрушечный ассортимент. За это время было введено много новых образцов (в том числе заграничных). К 1900 году Подольские токари вытачивали многоместный товар: многоместные яйца, многоместные шары, многоместные репки, многоместные грибы, а так же качели, бирюльки, шашки, шахматы, лото. (в 1896 году токарь Барыков из деревни Голохвастово на Всероссийской ярмарке в г. Нижнем Новгороде получил бронзовую медаль за многоместные полированные яйца). Для развития самого промысла стала выставка в Санкт-Петербурге. (на выставке были представленны токари из деревень Бабенки, Голохвастово, Чириково, Рыжово, Троица, Бакланово и др.) С 1906 года подольские игрушки через Кустарный музей массово попадают на заграничный рынок, что дополнительно способствовало расширению промысла. При поддержке Кустарного музея и «в целях правильного обслуживания заграничного спроса» в 1911 году было учреждено Бабенскоескладочно-потребительное общество кустарей токарного производства, которое сыграло огромную роль и в жизни местного населения и в истории артельного движения в России. Общество было учреждено 29-ю крестьянами-токарями, среди учредителей было двое сотрудников Кустарного музея. Один из которых Г. Добров - инструктор по деревообделочным промыслам. Кустарный музей закупал и реализовывал сбыт 75% всех игрушек изготовленных в складочно-потребитесьском обществе Бабенской артели. Благодаря этому Бабенские игрушки попадали в германию, францию, голландию, англию. К началу 1914 года игрушечным промыслом занимаются около 1000 токарей в более чем 40 деревнях Вороновской и Красно-Пахорской волостях Подольского уезда и Рудневской волости Верейского уезда. Самые сложные в изготовлении игрушки заказывались Бабенскому обществу (в котором состояло 48 токарей), именно оно впервые наладило и массовый выпуск матрёшек-заготовок. Промысел неотделим и от такого явления, как скупщик – посредник между токарем и магазином. Этот класс местной буржуазии (известно 15 скупщиков) всячески эксплуатировал местных кустарей, на которых работало подавляющее большинство токарей. Наиболее крупными скупщиками считались Соловьев из деревни Бабенки и Сычев из деревни Голохвастово. На каждого из них работало по 150 токарей. Сбыт игрушек у Соловьёва был в Москве, а у Сычева в Санкт-Петербурге, где он имел собственную контору. В тяжёлый для страны период с 1917-21гг. многие члены артели работали за символическое вознаграждение. Из анкеты заполненной представителями Бабенской артели для Кустарного отдела Московской губернии 23 июня 1919 года мы узнаём, что членов в артели 326, а всех рабочих рук – 1000 человек. Бабенская артель состоит в Московском союзе кустарных артелей, Подольском союзе кооперативов. В это время артель выпускает научные пособия, хозяйственные принадлежности и игры. Все токари работают на дому. Сбыт товара в Москве. Артель хотела бы получить кредит в 300 000 рублей и ощущает недостаток в инструменте и в «токарных, хорошо усовершенствованных станках» (ЦГАМО, Ф.4786, оп.2, дело 48, лист 10). Во время НЕПа весь наш токарный край пришёл в движение. В 1921-22гг. в деревне Голохвастово начинает работать артель по изготовлению из кости спринцовок, колечек, пуговиц, помазков. Многие токари самостоятельно ищут рынки сбыта, некоторые выполняют заказы деревообделочного союза, берут в обучение подростков из окрестных деревень. В это же самое время большой интерес к кустарно-художественным изделиям проявляет Запад, "давно уже оценивший высокое своеобразие русского крестьянского творчества". Бабенские игрушечники были одними из первых, кто в это тяжелое для страны время зарабатывал валюту. В 1924 году на фабрике устанавливается электростанция (уже в 1921 году на заседании Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭРЛО) инженером И.Я.Перельманом был сделан доклад «Электрификация кустарной промышленности», в котором указан и Подольский игрушечный куст), и в дома крестьян деревень Бабенки, Голохвастово, Бакланово, Уломово, Беляево, Филино, Никольское приходит свет. Артель имеет заказы как внутри страны, так и за рубежом, и работала в это время в две смены. На Парижской и Монце-Миланской выставках в 1927 году Бабенская артель получает награды, 246 токарей работают на экспорт. Любопытно чтобы не было путаницы учреждённая в 1931 году система «Коверкустэкспорт» для экспорта бабенских игрушек был установлен стандарт ящика 65см+44см+44см. В эти же годы раскрывается талант самобытного токаря из деревни Косовка Ивана Павловича Другина, образцы игрушек которого используют многие артели в Подмосковье. Время НЭПа было периодом второго расцвета промысла. Токари работали свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников, выполняли государственные заказы. В 1925 году 246 токарей работали на экспортные заказы. По прейскуранту 1930 года в Бабенской артели выпускают 176 наименований изделий. К середине 1930 годов на территории бытования промысла имелось 3 игрушечных фабрики (Бабенская, Свитинская, Вороновская) и 2 филиала (в деревнях Троица и Ярцево), Вороновское ФЗУ, выпускавшее токарей, разрисовщиков, полировщиков. В это время товар преобладает не многоместный, а пирамидный (шпильный). Игрушки были востребованы дошкольным образованием. До войны игрушки изготавливали из местного сырья. В послевоенное время производство игрушек было сосредоточено в Бабенской артели. В связи с потерей токарей сузился ассортимент и качество. С середины 1950-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. В 1958 году бабенские игрушки экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе, где получили золотую медаль. С 1958 по 1966 г. главным художником фабрики был опытный С.И.Завойкин. В 1962 году в плане новых образцов значились клоун, волчок, решето с грибами, чашка с птицами, чашка с совами, ведерко с совком, кролики, цыплята, каталка - песочник. Новые образцы по своей сути были переработкой игрушек 1930-х годов. И если раньше чашки, ведерки, песочники, отделанные цветной политурой, были яркими и нарядными, то новые образцы украшались незатейливым цветочным узором по белой проклеенной древесине. Даже матрешек стали красить без цветных фонов, где преобладал черный контур. В росписи птиц стало меньше декора, упростились формы. В стране в это время господствовал «суровый стиль». В 1968 году Бабенскую фабрику передают Наро-Фоминской фабрике игрушек, и с этого момента она теряет свою самостоятельность. В 1971 году Научно-исследовательским институтом Художественной Промышленности (НИИХП) под руководством кандидата искусствоведения Т.М.Разиной проводится экспедиция для изучения состояния производства токарной бабенской игрушки. По результатам экспедиции был сделан отчёт, в котором сообщалось: "Положение бабенской фабрики значительно ухудшилось с тех пор, как она стала филиалом Наро-Фоминской фабрики. В настоящее время в Бабенках по существу не вырабатывается характерный бабенский ассортимент. Фабрика не обеспечивается нужной древесиной. Оплата токарной работы не стимулирует качество и не способствует разнообразию вариантов. Были даны рекомендации для преодоления кризиса. Но вместо этого в 1972 году Бабенский цех передают Подольской фабрике деревянных игрушек (ныне КЛИМО), с чьей помощью в середине 1970-х были попытки перевести ручное полирование пирамид на окраску их нитроэмалями, но и этот способ не прижился, а в 1976 году закрыли и полировку. В 1980-е годы ещё расписывали большие мореные самовары, конусные матрёшки, больших богатырей, чашку 5-ти местную, детскую утварь, грибы, овощи, Часть продукции была с олимпийской символикой. «Перестроечные» годы нанесли самый мощный удар по бабенскому производству. Непродуманная политика государства и обвал экономики в конце 1990-х годов поставили жирный крест на производстве токарных игрушек в деревне Бабенки. [3]

  1. Боголепов И.П. Промыслы Московской Губернии.Т.2. – М.,1880,с.6

  2. Вихляев П.А. Промыслы. – М.,1908

  3. Из личного архива С.В.Виданова, педагога Детской художественной школы, Засл.деятеля Московской области.

II Глава. Династии мастеров токарного промысла

История промысла неразрывно связана с судьбой токарей. Токари работали целыми династиями.

Борисов Аввакум Гаврилович (1870 – около 1935) Коренной житель деревни Бабенки Подольского уезда. Родился в крестьянской семье. Ремеслу, скорее всего, научился у своего отца. В списках земских статистиков, исследовавших промысел в середине 1870-х годов, среди прочих имен значится и крестьянин деревни Бабенки Гаврила Борисов [1] Аввакум Гаврилович был искусным мастером в изготовлении вкладных игрушек – яйцо в яйце, шар в шаре и др. Имел педагогический талант, обучая местных и приезжих подростков. Среди его учеников, был будущий знаменитый токарь Павел Прокофьевич Березин (родом из деревни Сенькино), который в начале 1930-х годов уехал в город Загорск (Сергиев посад), где работал ведущим токарем в НИИ игрушки. Участник Всемирной Парижской выставки 1937 года. Аввакум Гаврилович был одним из учредителей в 1911 году Бабенскогоскладочно-потребительного общества токарей.

Борисов Алексей Гаврилович (1878 - 1942) Как и старший брат, Аввакум токарному ремеслу обучился у отца. Как и брат был одним из учредителей Бабенскогоскладочно-потребительного общества токарей. Алексей Гаврилович знал все тонкости в токарной работе, занимался полировкой многоместных яиц, шаров, грибов и тд. Алексей Гаврилович воспитал двух сыновей .В 1936 году, по случаю празднования двадцатипятилетнего юбилея Бабенской игрушечной артели Алексей Гаврилович был премирован граммофоном с набором пластинок. Умер в годы Великой Отечественной войны от голода [2].

Борисов Павел Алексеевич (1916-1989) Передовик, рационализатор, стахановец. В конце 40х – начале 50х ведущий токарь артели. Все время был в работе и поговаривал: «Мне отдыхать некогда, мне Америку надо догонять».[3] С середины 50х годов работает в Львовском участке лесничества, изобретает знаменитые токарные полуавтоматы, позволяющие на порядок поднять производительность труда. В это время к нему приезжали люди на обучение со всех уголков СССР. За свои разработки был удостоен медали ВДНХ.[4] За свою жизнь Павел Алексеевич выточил много всевозможных игрушек и сувениров, среди которых: поставцы, баночки (шкатулки) для сыпучих продуктов, солонки, полированный самовар в подарок И. Сталину, яйца, шары, пирамиды, бильбоке, волчки. Самой сложной игрушкой считал матрешку, так как для ее изготовления нужна самая правильно высушенная, без червоточин и потемнений липа. Массово точили 3-ех, 5-ти, 8-ми, 12-ти, 18-ти, 24-ех местные матрешки. Так же вытачивали крупные по размеру матрешки – футляры. Изготовление начиналось с самой маленькой по размеру матрешки. Последующие разъемные куклы начинались с вытачивания донышка (Нижняя половина), после притачивали верха. Особое умение требовалось в приточке донышка и верха в месте соединения (замок, купорка). Токари делали сразу несколько десятков наборов матрешек. Со дня изобретения матрешки и до 1930-х годов, львиная доля бельевых заготовок была местного происхождения. [5]

Борисов Михаил Алексеевич (1910 - 1954) Мог достичь многого как токарь, так по партийной линии. После Великой Отечественной войны уехал в Сергиев посад, где рано скончался.

Горячева (Борисова) Мария Алексеевна (1913-2007) Работала полировщицей в Бабенской артели с 1927 года. Часто выполняла экспортные заказы. В 1930-е годы уехала в Гривно, где трудилась на фабрике игрушек (ныне Климо).

Булычев Степан Филиппович (1869 - 1920) Коренной житель деревни Бабенки. Жил по левую сторону к направлению калужской дороги не далеко от артельного дома. У него была большая семья, дети приучались к игрушечному делу с самого раннего возраста и, уже к восемнадцати годам могли делать самые сложные в исполнении игрушки. Операция была от заготовки дерева, до готового изделия. Липу брали в имениях, рядом расположенных рощах. Многие токари покупали материал в Масловском лесу, район деревень Шубино, Бутырка, Богоденово. Этим лесом пользовались до войны. Поскольку Степан Филиппович был коммуникабелен, то стал народным избранником в ВИК – Вороновский волостной исполнительный комитет в послереволюционные годы. До создания артели, Степан Филиппович товар носил в Москву в кустарный музей и лавки скупщиков. Одним из самых крупных скупщиков являлся Соловьев. Таковых по округе насчитывалось 15 человек.По воспоминаниям младшего сына Владимира, в доме стояло два станка, а в младшем возрасте он играл с медалью, которая досталась ему от отца (возможно, медаль была получена на выставке в Париже). По воспоминаниям местной жительницы Смирновой Марии Никаноровны (1914 - 2007) Степан Филиппович, был одним из самых инициативных из двадцати семи учредителей артели.

Булычев Дмитрий Степанович (1904 -...) Токарь научившийся ремеслу у отца. У Дмитрия Степановича была преподавательская жилка, мог показать свои навыки и научить ремеслу точения.В 1930е годы уехал в Сергиев посад, где работал в местных артелях, после чего стал преподавать в ФЗУ им. Халтурина. Работал инструктором по токарному делу, выпустил не одно поколение токарей, которые разошлись по всему союзу.

Булычев Василий Степанович (1900 - погиб в ВОВ) Получил навыки работы на токарном станке у отца, был искусным мастером, знал тонкости в токарном ремесле

Булычев Владимир Степанович Учащийся Вороновского ФЗУ, владел мастерством, работал бухгалтером Бабенской артели. Был активным участником самодеятельности на сцене артели. Общими силами работников разыгрывались пьесы русских классиков (Чехова, Островского….). первый спектакль состоялся в 1916 году в ноябре при открытии народного дома, пьесой Островского «Не все коту масленица». После войны работал в Бабенской артели до середины 80х годов.

Звездочкин Василий Петрович (1876 - 1956) (В метрических книгах встречается отставной солдат по фамилии Звездочкин. Вполне, возможно, что это был дед Василия Петровича. В деревне Шубино было две ветви с фамилией Звездочкины. Обе династии занимались токарным ремеслом).В 22 года Василий Петрович уехал на заработки в Москву. Не продолжительное время работал на военном заводе. Затем устроился на работу в мастерскую магазина детского воспитания в Леонтьевском переулке, владельцем которого являлся Анатолий Иванович Мамонтов. Вполне возможно, что на эту работу он попал по протекции своих земляков, так как в этой мастерской работали 3 – 4 человека с Подольского уезда. За короткое время Василий Петрович стал ведущим токарем. Ему доверяли самые сложные и новые работы в исполнении. В мастерской магазина была изготовлена матрешка к парижской выставке. У матрешки было двойное авторство, токаря Звездочкина упоминают во всех источниках, а художника Малютина косвенно. Василий Петрович проработал в мастерской Анатолия Мамонтова до самой смерти хозяина. После чего, Василий уезжает в Сергиев посад по приглашению Боруцкого (заведующий игрушечной мастерской). Работал там инструктором по токарному делу. Василий Петрович являлся дипломантом и медалистом всероссийских и международных выставок (Милан 1906г., Казань 1909г., Петербург 1913г.). Трудился по профессии токаря до самой кончины, дома имел крохотную мастерскую, где полировал яйца, шары и другие токарные изделия.

Звездочкин Дмитрий Петрович (187..- ...) Токарь –полировщик. До тридцатых годов жил в деревне Шубино, после чего переехал к брату Василию Петровичу. По воспоминаниям свояченицы Беловой (сестра жены), обе семьи по весне (до Петрова дня, 12 июля) совместно заготавливали древесину для игрушек, зачастую в Масловском лесу. Процесс заготовки производили 2 – 3 человека, из инструментов брали двуручную пилу и топор. Намеченную древесину спиливали под корень, в промежутке с мая до Петрова дня 12 июля, пока дерево было в соку.обрубали сучки и очищали от коры. Окорение производили специально вырубленной топором из подножного материала лопаточкой. Которой можно было ловко поддеть кору и снять ее по всей длине ствола. Некоторое время окоренная липа лежала на земле, затем находили там же высокие деревья (как правило ели) и липу ставили вокруг ствола шалашом. Таким образом липа выдерживалась до зимника и уже вывозилии ее на санях. По привозу на место ( на двор) древесину складывали ее колодцем, и так выдерживали ее от полутора до трех лет. Из заготовленной липы семья Беловых «работала» чашки мореные на колесах, а Дмитрий Петрович вытачивал и полировал пирамидки, яйца и др… из воспоминаний Беловой: «Пока отец нагружает целый воз мореных чашек, Дмитрий Петрович уже с сумочкой товара ехал на поезде в Москву». В 30-е годы Дмитрий Петрович переехал в Сергиев посад.

Звездочкин Иван Васильевич (1901 - 1955) (сын Василия Петровича) Работал заведующим складом. В тридцатые годы уехал в Подольск, где поступил на работу на завод имени Калинина. Считался ведущим токарем по металлу.

2.1 Династия Сазоновых. Токари деревни Малинки специализировались на Бирюльках, блошках, шахматах. В деревне трудились династии токарей: Воронины, Гуськины, Лучковы, Сазоновы. [6] В изготовлении бирюлек славились мастера из деревень Подольского уезда Малинки, Студенцы, Филино. Деревня Малинки находилась в окружении леса, вокруг присоединялись деревни Студенцы, Товарищево, Никольское. Простые сорта бирюлек изготавливали из осины, липы, ольхи. Для более дорогих наборов бирюлек использовались такие сорта, как береза, можжевельник, карельская береза, пальма (продавалась в Москве на вес). Как правило, бирюльки размещали в банки (круглые шкатулки), а так же в коробочки различных конфигураций: груши, репки, яблоки и тд... Уникальный образец бирюлек хранится в музее игрушки Сергиева посада. Игровой набор помещен в банку, заполированную в красный цвет диаметром 200 мм. Сами бирюльки выполнены очень миниатюрно и представлены в виде изящных самоварчиков, тончайшими стенками различных сосудов и приближенных к реальным формам, только уменьшенным в размере изделиям домашнего обихода крестьянской жизни: соха, борона, грабли. Некоторые предметы в наборах делали с отводкой цветной политурой по краям, а другие, самые крупные предметы полировались полностью. Отводки на бирюльках делали тончайшей палочкой, на кончик которой набиралась политура и в момент вращения на станке, палочкой с политурой касались фигурки. Были и такие миниатюрные бирюльки, которые помещались в коробочку размером с грецкий орех. В коллекции Виданова Сергея Валентиновича имеется набор миниатюрных бирюлек, коробочкой для которых служит скорлупа лесного ореха (лещина) помещается в него 16 бирюлек. Рассматривая разные образцы, количество насчитывалось разное : 18, 20, 22, 24, 32, 46, 100, 108 фигурок. Бирюльки изготавливались тематические, а крючки делали из балалаечной струны.

1. Боголепов И.П. Промыслы Московской губернии. Т. 2. - М. , 1880, с.80.

2. Из воспоминаний дочери Марии Алексеевны Горячевой (Борисовой) (1913-2007).

3. С.В.ВидановБабенский игрушечный промысел. - Московия, 2002

4. Там же.

5. Там же.

6. Из личного архива С.В.Виданова, педагога Детской художественной школы, Засл.деятеля Московской области.

III Глава. Структура художественной школыБабенская игрушка.

ГБОУ ДОД «ДХШ «Бабенская игрушка»

В связи с укрупнением Москвы «МУЦ ДОД Бабенская игрушка» (Муниципальное Учреждение Центр Дополнительного Образования Детей)

В 2013 году был преобразован в ГБОУ ДОД «ДХШ «Бабенская игрушка» (Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская Художественная Школа «Бабенская игрушка»)

В школе имеется 2 отделения:

Декоративно – прикладное и художественное.

Декоративно – прикладное:

*класс «Точение по дереву»

Преподаватель Виданов Сергей Валентинович.

*класс «Художественная роспись»

Преподаватель Козлов Алексей Николаевич.

*класс «Резьба по дереву»

Преподаватель Шведов Андрей Александрович.

*класс «Глиняная игрушка»

Преподаватель Тицкая Светлана Алексеевна.

Художественное отделение

Преподаватель Матющенко Марина Алексеевна.

Оснащение мастерских.

«Точение по дереву»

- инструкция по технике безопасности

- методический материал

- кустарные токарные станки

- топоры

- пилы

- токарный инструмент

- сверла

-молотки

-колотушки

«Художественная роспись»

- инструкция по технике безопасности

- методический материал

- рабочие столы

«Резьба по дереву»

- инструкция по технике безопасности

- методический материал

- верстаки

- инструменты для резьбы по дереву

«Глиняная игрушка»

- инструкция по технике безопасности

- методический материал

- гончарный круг

- обжиговая печь

- столы

Художественное отделение

- инструкция по технике безопасности

- методический материал

- мольберты

- столы

-гипсы

Сайт школы

http://babensk.paint.mos.ru/about/main_info/

Список использованных источников информации

1. Боголепов И.П. Промыслы Московской Губернии.Т.2. – М.,1880,с.6

2. Вихляев П.А. Промыслы. – М.,1908

3 С.В.ВидановБабенский игрушечный промысел. - Московия, 2002

9

Просмотров работы: 1763