ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ КИНОТЕАТРОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ КИНОТЕАТРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сначала века и, приблизительно, до 50-х годов XX века люди смотрели кино только в кинотеатрах. Но в 50-х годах, с появлением телевидения, популярность кинотеатров начала падать. Тогда и возникла проблема привлечения посетителей в кинотеатр. В настоящее же время эта проблема актуализировалась в связи с тем, что в условиях экономического спада количество посетителей кинотеатров уменьшилось. Поэтому для руководителей кинотеатров особо остро стоит необходимость поиска оптимальных методов управления на основе эффективных способов привлечения зрителей.

Кинотеатр как предприятие индустрии развлечений проводит установленное количество сеансов в месяц, в том числе существует также определенное количество специальных сеансов для детей, благотворительных сеансов для инвалидов, ветеранов, многодетных семей и некоторых других слоев населения. В процессе своей деятельности руководство кинотеатра строит отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами на основе договоров, не противоречащих действующему законодательству и уставу организации, в учитывает интересы потребителей, их требования к качеству услуг. Цены на услуги, оказываемые кинотеатром, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, решениями главы города для государственных и частных предприятий. Руководство кинотеатра обязано обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Кинотеатр осуществляет операционный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, ведет статистическую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для государственных или частных предприятий. Ведет учет результатов проката каждого фильма независимо от собственника кинопродукции.

Конкурентоспособность киноуслуг по сравнению с другими формами проведения досуга в значительной мере объясняется их доступностью, что подразумевает сравнительно низкую стоимость билетов (в США порядка 5,5 USD), а также возможность сразу реализовать свое желание культурно отдохнуть, поскольку обычно билеты в кинотеатр не надо приобретать заранее.

Наилучшим образом всем современным требованиям отвечают кинотеатры нового поколения - мультиплексы.

Мультиплекс - это многофункциональный комплекс, обязательным компонентом которого является наличие нескольких сравнительно небольших просмотровых залов (100-150 посадочных мест в каждом) для демонстрации фильмов, разнообразный репертуар, современное техническое оснащение, высокий уровень комфорта. В мультиплексе найдется занятие для каждого, поскольку набор сопутствующих услуг весьма широк: паркинг для машин, детская комната, кафе, бар, ресторан, и т.д. В подобном кинотеатре можно провести весь день. К примеру, одним из крупнейших мультиплексов Екатеринбурга является открытый в 2012 году «КАРО Радуга-Парк», расположенный в торгово-развлекательном комплексе «Радуга-Парк». Мультиплекс имеет 1314 посадочных мест, размещенных в десяти залах общей площадью 2455 м2. Мультиплекс входит в «КАРО Фильм» - крупнейшую в России сеть кинотеатров, созданную в июле 1997 года.

Следует отметить, что практически все федеральные сети кинопроката открыли свои мультиплексы в Екатеринбурге. На рынке кинопоказа Екатеринбурга действуют семь сетевых операторов кинотеатров федерального уровня. Они занимают 92% количества посадочных мест кинотеатров Екатеринбурга. Поэтому в настоящее время в Екатеринбурге осталось не так много независимых немуниципальных кинотеатров. По мнению представителей бизнеса, открывать новые независимые кинотеатры в Екатеринбурге с коммерческой точки зрения больше не выгодно, содержать существующие становится всё накладнее. С рынка постепенно уходят однозальные и двухзальные кинотеатры, а также объекты, расположенные вне торгово-развлекательных центров. Подобные кинотеатры в современных условиях целесообразно переводить на фестивальное или арт-хаусное кино, то есть обслуживание весьма узкой целевой аудитории.

Возвращаясь к теме исследования, можно отметить, что методы оптимизации работы кинотеатров можно разделить на две группы: оптимизация технической составляющей показа и оптимизация работы со зрителями.

В рамках технической оптимизации мы выделяем следующие важные её компоненты.

Применение современных технологий показа. Владельцы кинотеатров стремятся оцифровывать залы, что дает им возможность осуществлять показ в новом качестве, с лучшей картинкой и в формате 3D - это делает фильмы более зрелищными и захватывающими. Федеральные операторы отмечают появление новых перспективных технологий «atmos» и «aura» - новая звуковая система, когда колонки находятся и на потолке. В мультиплексах Екатеринбурга данных технологий пока нет.

Кондиционирование. Необходимо уделять внимание вентиляции зала с учетом климатических условий, вентиляции киноаппаратной, курительных комнат и туалетов кухонь, а так же фойе кинотеатра (тепловые завесы в зимний период). Чистый теплый воздух в кинотеатре позволит чувствовать себя зрителю уютно и комфортно. Это особенно важно, если предполагается, что перед сеансом зритель должен оставлять свою верхнюю одежду в гардеробе. Внимание к вопросу вентиляции кинозалов и кинотеатра в целом важно именно в период проектирования кинотеатра, так как исправление ошибок после завершения отделки и запуска кинотеатра практически невозможно без больших дополнительных затрат.

Точки питания. Наличие в кинотеатре современных точек как традиционного, так и быстрого питания - один из атрибутов современного кинотеатра. В современных кинотеатрах, как правило, реализуются две концепции F&B.

Первая - кинобары, работающие по принципу фаст-фуд, нацеленные на максимально быстрое обслуживание гостей, которые хотят легко и вкусно перекусить перед просмотром фильма или взять поп-корн или снэк с собой в зал. Можно договориться с местными предприятиями, поставляющими компоненты Поп-корна, Кока-колу, пиво о поставках в обмен на рекламу в кинотеатре и придание напитку статуса «фирменного напитка кинотеатра» и т.д. Во многих кинотеатрах во время демонстрации разрешается проходить в зал с банкой поп-корна или пепси-колы.

Второе направление - кинокафе, работающие по принципу кафе и рассчитанные на обслуживание гостей, которые непременным атрибутом комфортного досуга считают наличие вкусной кухни, элитного алкоголя, разнообразных десертов и традиционного выбора зернового кофе. При этом кинотеатр становится для зрителя не только местом просмотра фильмов, но и местом общения.

При расчете точек питания необходимо обратить внимание на то, что большая часть зрителей имеет не более тридцати минут на то, чтобы «выпить и закусить» до сеанса, то есть в этот период система питания работает в экстремальном режиме. При расчете пропускной способности туалетов и курительных комнат необходимо учитывать, что посетителей в кинотеатре может быть больше, чем вмещает кинозал, особенно в перерывах между фильмами.

Фойе. Фойе - это лицо кинотеатра. От того, насколько удобно расположено фойе, насколько привлекательно оно оформлено, зависит первое впечатление зрителя. Как правило, для разработки дизайна лучше всего положиться на профессионалов в этой области - дизайнеров и архитекторов. В фойе, при наличии места, можно расположить кроме точек питания, выставки различного содержания, торговые точки по продаже видеокассет, плакатов, книг, постеров, сувенирной продукции (особенно по тематике демонстрируемого фильма). При наличии свободного места в кинотеатре целесообразно организовать игральные залы (например, бильярд и т.п.), а в кинотеатрах, специализирующихся на семейных просмотрах - детские комнаты, куда можно привести маленького ребенка и оставить его под присмотром воспитателя на все время нахождения родителей в кинотеатре. В фойе можно расположить телевизоры-мониторы (с рекламой фильмов или музыкальными клипами). Также в фойе или в кафе можно разместить маленький оркестр, что очень привлекает людей зрелого возраста.

Гардероб. Немаловажным фактором организации комфорта для зрителя является наличие гардероба. При расчете пропускной способности гардероба необходимо учитывать, что посетителей кинотеатра может быть больше чем зрительских мест в зале (посетители точек питания, оставшиеся после окончания фильма зрители и зрители, ожидающие следующий сеанс). Гардероб необходим, если в кинотеатре планируется проведение каких-либо встреч, презентаций и фуршетов.

Кассовый центр, организация контроля билетов. Менеджеру кинотеатра необходима оперативная информация о проданных билетах за день, за месяц, по сеансам, по фильмам, по местам в зале. Все эти данные необходимы для финансового анализа и планирования деятельности кинотеатра. Кассовый центр можно совместить с автоматическим контролем, как это происходит в метро (особенно это актуально для мультиплексов с большой пропускной способностью залов). Эти процессы должны быть идеально отработаны, чтобы иметь возможность при необходимости оперативно менять расписание сеансов, ценовую политику и т.д. Другая немаловажная проблема - система подсчета зрителей в кинозалах. Усовершенствовать этот процесс позволяет установка инфракрасных датчиков или цифровых камер.

Значимой проблемой для федеральных киносетей сегодня стала централизация управления кинотеатрами. Нужно решать такие задачи, как унифицированное ИТ-обеспечение бэк-офиса, единая онлайн-проверка отчетов о посещаемости, продажах билетов и состоянии точек питания.

Сетевые кинотеатры работают в единой корпоративной сети передачи данных. Автоматизация основного бизнеса, кинопоказа, может осуществляться информационной системой по продаже билетов «Премьера». Бизнес F&B может быть автоматизирован системой «R-Keeper». Обе информационные системы являются пространственно распределенными системами с BackOffice, что обеспечивает высокую их надежность. Информация из этих систем поступает в систему управленческого учета.

Информационные системы позволяют предоставлять дополнительные услуги зрителям по Интернет и SMS бронированию билетов на сеансы; информировать о кинотеатре, репертуаре, расписании сеансов и пр. Этому помогает и наличие сайта и многоканального автоответчика.

Внешнее оформление кинотеатра. Яркая реклама, полная информация о фильмах всегда будет привлекать зрителя.

Автомобильная стоянка для зрителя. В центрах крупных городов эта проблема порой ставит под сомнение вообще доступность кинотеатра для среднего класса зрителей. Идеально, если стоянка принадлежит кинотеатру, и, например, при предъявлении использованного билета на фильм оплата за стоянку не взимается.

Безопасность кинотеатра. Вопросы безопасности кинотеатра можно разделить на две группы: первая - общественная безопасность посетителей кинотеатра и персонала; вторая - пожарная и охранная сигнализации.

Решение вопроса общественной безопасности посетителей кинотеатра связано с обеспечением правопорядка в кинотеатре (зал, рестораны, кафе, гардеробы и т.д.) и на прилегающей территории, в том числе на автостоянке, обеспечением вопросов охраны денежных наличных средств касс и инкассации выручки. Для решения вопросов общественной безопасности можно привлечь дополнительных сотрудников, которые будут осуществлять общий контроль за порядком в залах и других общих местах кинотеатра, а также небольшую группу сотрудников муниципальной или вневедомственной охраны/милиции, для решения серьезных вопросов.

В мультиплексе большое внимание уделяется созданию привлекательного имиджа и фирменного стиля кинотеатра и его сотрудников. Зритель должен быть уверен в том, что ему всегда готовы предложить высокий уровень обслуживания, а само посещение мультиплекса должно вызывать устойчивую ассоциацию с особой благоприятной атмосферой отдыха и развлечения.

Однако ошибочно полагать, что, осуществив комплексное переоборудование кинотеатра, руководство может расслабиться. Как показывает опыт работы некоторых модернизированных российских кинотеатров, установка современного кинопроекционного оборудования, системы стереозвука, удобных кресел, ремонт фасада, фойе и т.д. являются необходимыми, но не достаточными, условиями для выхода кинотеатра на новый по содержанию уровень.

Обновленный кинотеатр потребует от руководителя интенсификации самого процесса управления кинотеатром. Его содержанием должно стать, прежде всего, создание структуры управления, в которой каждый сотрудник кинотеатра имеет свой участок работы и персонально отвечает за результат, и изменение психологии сотрудников, их отношения к общему делу и к зрителям. Как следствие возможно существенное изменения команды. Вообще коллектив кинотеатра можно разделить на две группы:

- неконтактная группа, включающая всех технических работников (дирекция, бухгалтерия, менеджеры по рекламе, методисты, киномеханики и т.д.), обеспечивает кинопоказ;

- контактная группа - администраторы, кассиры, контролеры, бармены, охранники - работает непосредственно со зрителями.

Неконтактная группа обеспечивает появление зрителя в кинотеатре, контактная - создает в нем атмосферу комфорта и положительных эмоций. Любое проявление непрофессионализма работником кинотеатра будет прямо или косвенно влиять на репутацию кинотеатра и, следовательно, на общий конечный результат.

Рынок кинобизнеса пока недостаточно развит, с набором квалифицированных кадров есть большие проблемы, в особенности на руководящие позиции. Готовых специалистов, как правило, нет. До 90% персонала берется из других отраслей и самостоятельно обучаются. На введение человека в новую сферу требуется много времени. Тем не менее, работа по оптимизации кинотеатра как субъекта бизнеса должна быть осознана и воспринята всеми без исключения сотрудниками.

Отдельно отметим, что, как правило, для такой работы в кинотеатре необходим специальный менеджер, обладающий творческим мышлением. От его действий в немалой степени зависит привлекательность и посещаемость кинотеатра.

В рамках оптимизации работы со зрителями можно выделить следующие компоненты:

- интересная репертуарная политика. В отношениях с кинопрокатчиками самое главное - выбрать из массы предлагаемых фильмов такой продукт, который будет интересен в том или ином регионе, что предполагает взаимодействие со всеми или большинством компаний-прокатчиков, представленными на российском рынке. В восьмизальном кинотеатре сегодня должно идти минимум пять-шесть фильмов, причем каждую неделю в прокат должен выходить новый;

- ценовая политика. Наиболее эффективным средством борьбы за зрителя являются гибкая ценовая политика, специальные клиентские программы, позволяющие предоставлять целый ряд льгот малообеспеченным гражданам, пенсионерам, студентам, многодетным семьям. Так, у мультиплексов Екатеринбурга выделены льготные дни – понедельник, вторник, среда. Расписание и цены устанавливаются с учетом характеристик населения районов, наличия конкурирующих кинотеатров;

- расширение спектра дополнительных услуг. К ним можно отнести услуги парковки, продаж сувенирной продукции, детской комнаты и др.;

- целевая реклама на радио, телевидении, в газетах. Иногда бывает и так, что фильм с художественной точки зрения неудачен, но выделяемые дистрибутором средства на рекламу такие, что люди все равно на него пойдут;

- продажа рекламного пространства кинотеатров (фойе, кассовые залы, экран, фасады, и т.д.);

- наружная реклама около кинотеатра и в других общественных местах;

- прямая реклама (почтовая рассылка афиш, приглашений и т.д.);

- организация клуба постоянных зрителей, которые могут иметь определенные скидки на билеты, в ресторанах и кафе кинотеатра и т.д.;

- организация в кинотеатре событий местного масштаба - творческих встреч со звездами российского кино, в том числе приуроченных к премьерному показу фильма, конференций, фестивалей;

- организация праздников/утренников для детей, приуроченных к прокату детских фильмов.

Таким образом, оптимизация работы кинотеатров - это сложный многоплановый процесс, который требует вложения большого количества сил и средств, но гарантирует эффективную работу кинотеатра.

Литература

  1. Асриев Б. Как открыть кинотеатр // Деловая газета «Бизнес» 2008 №11 С. 26.

  2. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации: медиапланирование М.: Феникс, 2008 250 с.

  3. Кинотеатры увеличили посещаемость на 8% // РБК-Daily 2009 №9 С. 14.

  4. Лебедев Н. Внимание, кинематограф! О кино и телевидении. Статьи, исследования, выступления М.: "Искусство", 2005 218 с.

  5. Официальный сайт «КАРО Фильм»: http://www.karofilm.ru

  6. Прокатная политика современного кинотеатра: http://www.tousse.ru/topic/topic.php?idx=7

  7. Салынский Д.А. Профессиональное кинообразование - в надежде на будущее//СК-Новости 2008 № 10 С. 9.

  8. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических условиях.//Ориентиры культурной политики -2008 №1 С. 3-11.

  9. Устюжанина Л.В. Основы маркетинга услуг в сфере свободного времени // "Ориентиры культурной политики" 2008 №6 С. 82-95.

  10. Рейтинг кинотеатров Екатеринбурга: http://ekb.dk.ru/wiki/reyting-kinoteatrov#ixzz3CydiliMM

Просмотров работы: 3808