Цель нашего исследования: выявить существующие, по мнению потребителей, санитарно-гигиенические проблемы в ресторанах Екатеринбурга.
С целью выявления мнения потребителей по вопросам соблюдения санитарно-гигиенических требования в ресторанах Екатеринбурга в сентябре 2014 года нами был проведен опрос 73 респондентов по случайной выборке. Из них 71% - женщины, 29% - мужчины. Возраст респондентов - от 15 до 60 лет. Большинство участников опроса (61,6%) посещают рестораны 1-2 раза в месяц, однако, немало и тех, кто бывает гораздо чаще – 1-5 раз в неделю – 36,9% респондентов.
Респондентам было предложено назвать любимый ресторан города. Надо сказать, что 21% опрошенных отказались сделать выбор, мотивируя это тем, что они любят посещать разные рестораны. И, действительно, хороший ресторан – это особый мир, в который мы погружаемся на несколько часов, мир, который не похож на нашу обычную жизнь. Ведь в рестораны мы ходим не только из гастрономических соображений, очень часто мы ходим туда просто за новыми или хорошо забытыми ощущениями. Нам приятно иногда оказаться вдруг в уголке далекой страны, почувствовать себя путешественником на машине времени, оказавшись в прошлом, поучаствовать в неком событии – иначе говоря, сменить обстановку, как бы побывать в мини-отпуске. Поэтому, хороший ресторан во многом - это возможность совершить быстрое и экзотическое путешествие во времени и пространстве.
Ответы же респондентов, определившихся с выбором любимого заведения, распределились так, как показано в табл. 1.
Таблица 1
Любимые рестораны Екатеринбурга участников опроса
Название ресторана |
Количество респондентов (% от общего числа) |
Своя компания |
25 |
Рататуй |
7 |
Тануки |
5 |
Mamma’s big house, Room cafe, Суфра |
по 4 |
Burger King, Япона мама |
по 3 |
Bazar, Del Mar, KFC, Noble House ,Pushkin bar, Tinkoff, Армения, Аура, Большие тарелки, Вечера на Хуторе, Дюжина, Ламаджо, Максиммилианс, Миндаль, Моне, Папарацци, Перекресток, Перчини, Пожарка, Просторы, Сарай, Франческо, Хайям, Цеппелин |
по 1 |
Итак, при большом количестве ресторанов, первое место по предпочтениям потребителей занимает сетевой ресторан «Своя компания» (25%). Ресторан очень популярен среди молодежи, так как там недорого, уютно, хорошая кухня. Аналогично можно охарактеризовать и сеть «Рататуй». Как видно, у жителей Екатеринбурга популярны и рестораны национальной кухни, в первую очередь, восточной.
Хотелось бы отметить, что в списке нет ни одного заведения, «прославившегося» в СМИ хотя бы единичным нарушением санитарно-гигиенических норм.
Мотивы выбора любимого заведения у гостей ресторанов Екатеринбурга показаны в табл. 2. Следует отметить, что респондентам разрешилось выделять несколько позиций.
Таблица 2
Мотивы выбора ресторана участниками опроса
Место позиции |
Варианты ответов |
Количество респондентов (% от общего числа) |
1 |
приятная атмосфера |
81 |
2 |
подходящие цены |
49 |
3 |
качество предлагаемой пищи |
30 |
3 |
качество работы официантов |
30 |
4 |
любезность персонала |
27 |
5 |
любимое фирменное блюдо |
23 |
6 |
необычная концепция |
7 |
7 |
живая музыка |
3 |
7 |
интересная анимация |
3 |
8 |
Другое |
3 |
Следует отметить, что вариантами ответа «Другое» были «Повар готовит лично для меня» и «Привычка».
На вопрос «Встречались ли Вам в Екатеринбурге рестораны, после посещения которых Вы остались недовольны из-за несоблюдения персоналом санитарно-гигиенических требований?» больше половины респондентов (56%) ответили «нет».
Ответы участников опроса на вопрос «Какие нарушения санитарно-гигиенических норм Вас особенно раздражают?» приведены в табл. 3. Респондентам разрешалось при необходимости выделять несколько позиций. Вопрос касался принципиального отношения горожан к некоторым нарушениям.
Таблица 3
Нарушения санитарно-гигиенических норм, отмеченные респондентами
Место позиции |
Варианты ответов |
Количество респондентов (% от общего числа) |
1 |
несвежая пища |
67 |
2 |
плохо убранный зал |
49 |
2 |
беспорядок в туалетной комнате |
49 |
3 |
наличие насекомых |
46 |
4 |
наличие в пище и напитках посторонних включений |
44 |
5 |
наличие грызунов |
40 |
6 |
плохая работа систем климат-контроля |
27 |
7 |
неправильно приготовленная пища |
22 |
Как видно, большинство - две трети - респондентов категорично настроены против несвежей пищи, тогда как, с неправильно, по их мнению, приготовленной пищей готовы смириться гораздо большее число участников опросов. Почти половину раздражает беспорядок в зале и туалетной комнате.
Ответы участников опроса на вопрос «Захотите ли Вы придти ещё раз в ресторан, где ранее столкнулись с несоблюдением санитарно-гигиенических требований?» приведены в табл. 4.
Таблица 4
Ответы участников опроса на вопрос «Захотите ли Вы придти ещё раз в ресторан, где ранее столкнулись с несоблюдением санитарно-гигиенических требований?»
Варианты ответов |
Количество респондентов (% от общего числа) |
да, для меня это несущественно |
3 |
скорее да, чем нет |
1 |
скорее нет, чем да |
42 |
однозначно нет |
54 |
На основании проведенного опроса гостей ресторанов можно сделать следующие выводы:
большинство респондентов посещает рестораны часто. Около 80% участников опроса имеют любимые заведения, остальные предпочитают посещать рестораны с различными концепциями;
более половины участников опроса (56%) не замечали никаких нарушений санитарно-гигиенических норм в ресторанах Екатеринбурга;
абсолютному большинству гостей ресторанов (96%) очень важно, чтобы предприятием общественного питания соблюдались санитарно-гигиенические нормы, иначе они просто не придут в то заведение, где ранее они столкнулись с их нарушениями.
Литература
Санитарно-гигиенические нормы, требования. [Электронный ресурс]: http://78.rospotrebnadzor.ru/gig/service/pop/sgnt ( дата обращения 13.09.14).
Нормативные документы по ресторанному бизнесу : справочник / сост. И. Федотова. –М. : Ресторанные ведомости, 2007. – 319 с.
От ресторана – до закусочной : технологические, производственные и санитарные нормы и правила, обязательные для предприятий общественного питания : законодательные и другие нормативные акты. Правовые комментарии / [Рос. газ., Газ.–журн. об–ние"Воскресенье"]. – М. : Рос. газ., 2000. – 160 с.
Ресторанный сервис и его специфика. [Электронный ресурс]: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-93800 (дата обращения 13.09.14).