Начало становления международного имиджа России во многом совпало с двумя президентскими сроками Б.Н. Ельцина. Данный период характеризуется активным поиском места и роли Российской Федерации в условиях новых геополитических реалий, а также поиском внешнеполитических партнеров. Основной стратегией поиска новых и укрепления прежних связей Б.Н. Ельцин выбрал личностную дипломатию. Стоит отметить, что его эпатажный образ в итоге не сыграл ключевой роли для имиджа государства, но запомнился надолго во всем мире. В статье «Вспомним Ельцина» польской газеты Gazeta Wyborcza от 28 ноября 2011 г., посвященной юбилею Б.Н. Ельцина, встречаются следующие строки: «Если бы умерший четыре года назад Борис Ельцин был жив, во вторник он отмечал бы 80-летний юбилей. Был бы праздник, потому что первый президент умел повеселиться и не только за рюмкой, что припоминает ему весь мир»[1]. Строуб Тэлботт, бывший заместитель государственного секретаря США, в 2002 г. выпустил книгу под названием «Рука России: Воспоминания о президентской дипломатии», где весьма подробно описал курьезные и нелицеприятные случаи, случившиеся с Б.Н. Ельциным и его «другом Биллом». По его словам, с экстравагантной манерой поведения российского лидера Клинтон столкнулся сразу же после своей инаугурации. Во время своего первого телефонного разговора с новым американским президентом Ельцин был пьян и не могу понять, что ему пытался объяснить Клинтон.
Несмотря на все сложности межличностной коммуникации, Билл Клинтон все же сумел найти к российскому президенту подход, и благодаря этому двусторонние отношения стали активно развиваться. Выражая свое глубокое уважение к личности Б.Н. Ельцина и его стремлению демократизировать российское общество, Б. Клинтон имел возможность непосредственно влиять на принятие политических решений в России. Для США данная возможность была просто уникальна – на протяжении не одного десятка лет СССР был мощным центром силы, идеологическим противником, а теперь его правопреемница действует в фарватере американских национальных интересов: дружба Клинтона и Ельцина сделала возможным для Соединенных Штатов достижение конкретных целей, о чем в недалеком прошлом можно было только мечтать. И пока это продолжалось, западные публикации о Б.Н. Ельцине пестрели позитивными оценками и не скупились на хвалебные речи.
Постепенно этот расклад начал меняться в связи с началом Первой чеченской кампании и уже кардинально трансформировался после Югославского кризиса 1999 г. Стало понятно, что Россия и Запад оказались более разными, чем предполагал Борис Николаевич, что о действительно партнерских и равноправных отношениях не может быть и речи. Когда это стало очевидно и для западной прессы, тон публикаций резко изменился: в вину Ельцину была поставлена некомпетентность его власти, война в Чечне, создание класса крупной олигархии за счет распродажи за бесценок государственных активов, расцвет коррупции и анархии, падение уровня и продолжительности жизни населения, дефолт, а также передача власти Владимиру Путину. Неустойчивость созданного персонального имиджа доказывает и пренебрежительное отношение к его личности по прошествии некоторого количества времени: былые заслуги в нелегком деле строительства либеральной и демократичной России были почти забыты, на их смену пришла негативная рефлексия. Например, в 2007 г. журналист The Guardian Марк Симпсон писал: «Вечно пьяный пройдоха, который довел большую часть своего народа до невообразимой нищеты, одновременно фантастически обогатив свою клику. Он не только пресмыкался перед западными интересами, но и руководил почти окончательным уничтожением своей страны как политической и военной силы на мировой арене. Он втоптал Россию в грязь, чтобы нам не пришлось делать это самим» [2].
Приход в 2000 г. к власти В.В. Путина не был воспринят с энтузиазмом в странах Запада. Первый президентский срок начался с волевых решений в ходе Второй чеченской кампании, и в отличие от своего предшественника В.В. Путин не стал прислушиваться к мнению за Атлантикой – он отвергал любую критику Б. Клинтона по поводу жестких действий в Чечне. Осознание того, что былое понимание во взаимоотношениях исчезло бесследно, запустило антироссийскую пропагандистскую машину с новой силой: «И Б. Ельцин, и В. Путин вели войну в Чечне. Только сильный президент закончил вооруженное противостояние перемирием в Хасавюрте и сказал чеченцам: простите, если можете. Эта война – моя ошибка. А В. Путин ведет ее по сей день, убивая и подавляя сопротивление чеченцев не только в республике, но и за ее пределами».
Однако, несмотря на существование серьезной критики, первый и второй президентские сроки В.В. Путина ознаменованы значительно возросшим интересом к его личности и в целом к России. Пропорционально этому росла и популярность президента за рубежом. Его таинственное и засекреченное прошлое породило ряд стереотипов о его характере, его манера говорить, его внешность и холодный взгляд стали объектом пристального внимания со стороны иностранной прессы. Так, в 2007 г. журналист The Guardian Марк Симпсон писал, что Путин возродил российское государство и российскую мощь и не боится отстаивать российские интересы [3].
С приходом к власти Д.А. Медведева для международного имиджа России наступила новая эпоха. Новый президент Российской Федерации не был «случайным» человеком во власти. Но, оказавшись продолжателем курса бывшего президента, Дмитрию Анатольевичу все же удалось сформировать собственный имидж, который в период его правления ретранслировался на имидж всего государства. Сложился имидж молодого (в 2008 г. Дмитрию Анатольевичу было всего 42 года), прогрессивного, либерального лидера, открытого всему новому. Не заискивая перед заокеанскими партнерами, но и не играя мускулами, ему удавалось балансировать и договариваться с иностранными партнерами, все чаще получая их одобрительные оценки. Доказательством этого явился тот факт, что в ноябре 2010 г. российский президент принял участие в саммите Россия-НАТО, прошедшем в Лиссабоне.
Д.А. Медведев умел не только говорить, но и договариваться. Об этом свидетельствует то, что его фамилия оказалась увековеченной в Плане Медведева-Саркози, положившем завершение пятидневной войне. Эта гибкость характера нового президента пошла на пользу международному имиджу России: согласно данным опроса 2010 г, проведенного американским исследовательским центром Pew Research среди 25 тыс. жителей 22 государств, доверие к российскому президенту постоянно показывает стабильный прирост и в принципе находится на достаточно высоком уровне.
Третье вступление в должность президента В.В. Путина вновь было воспринято во всем мире настороженно. Как и раньше, он продолжил работать над своим персональным имиджем. Немного смягчить жесткий имидж «вождя народа» был призван ряд имиджевых мероприятий, прошедших за два года нового президентского срока: так, в сентябре 2012 г. президент принимал участие в экспедиции по спасению белых журавлей на Ямале, а в мае 2014 г. посетил природный зоологический заказник «Желундинский», где выпустил на волю спасенных амурских тигров (один из выпущенных президентом на волю тигров – Кузя, позднее был замечен в скандале с воровством кур в китайской деревне; за рубежом высказали предположение о том, что ему передалась воинственная энергетика Путина).
Интересный эпизод произошел 15 ноября 2014 г. в австрийском городе Брисбен, где В.В. Путин присутствовал в качестве участника саммита G20. Оказывается, для того, чтобы фотосессия российского президента с коалой состоялась, было потрачено около 24 тыс. австралийских долларов (примерно 20,3 тыс. американских долларов). В СМИ эту фотосессию назвали «дипломатией коал». По мнению одного из лидеров австралийской партии лейбористов, «вместо того, чтобы занять жесткую позицию по отношению к Путину, Тони Эббот заплатил 24 тыс. долларов из бюджета, чтобы Путин мог подержать коалу на руках».
Этот эпизод легко объясняем, стоит лишь обратиться к процентному выражению персонального рейтинга В.В. Путина за 2014 г.: он настолько возрос, что российский президент стал глубокоуважаемой персоной не только внутри страны, но и в США. Сейчас там все чаще можно встретить людей, которые восхищаются действиями Владимира Владимировича и даже собирают подписи за то, чтобы присоединиться к России. Следует отметить, что фанаты Путина как президента даже наводили справки у Б. Обамы, который посоветовал им раз и навсегда отказаться от этой идеи, поскольку у Путина нет американского гражданства [4].
Однако не только в США отмечается подъем общественного интереса к персоне российского президента. По оценкам специалистов американской деловой газеты The Wall Street Journal, Китай является страной, в которой постоянно растет популярность В.В. Путина. Возможно, именно поэтому 11 и 12 ноября в китайской соцсети Weibo мнения по поводу неприемлемого с точки зрения азиатского этикета поступка В.В. Путина на саммите АТЭС в Пекине все же разделились. Жительницы Поднебесной назвали Владимира Путина, накинувшего на плечи первой леди КНР Пэн Лиюань теплый плед, идеалом потенциального мужа, а также запустили хэштеги «Заботливый Путин» (#普京暖男) и «Путин джентльмен» (#普京绅士). В ходе онлайн-обсуждений случая, произошедшего 10 ноября, китаянки высказали лестные для российского лидера мнения. Представительницы прекрасной половины Китая также выражали сожаление, что местным мужчинам не хватает романтичности и галантности, а также осудили современную идею равенства полов. «Если уж выходить замуж, то за такого человека, как Путин», – написала одна из пользователей Weibo [5].
Итак, начавшийся в 2012 г. третий по счету президентский срок В.В. Путина уже оказался одним из самых неоднозначных. В условиях заметного ухудшения международного имиджа России наблюдается стремительный рост популярности личности российского президента. Данный феномен может объясняться ментальным разрывом между образом президента и образом России, их элементарное не отождествление – формирующиеся на протяжении десятилетий негативные имиджевые характеристики России прочно поселились в массовом сознании, в то время как на их корректировку потребуется значительное количество времени.
Литература
Радзивинович В. Вспомним Ельцина // inoСМИ.Ru. – 28.01.2011. – Режим доступа: http://inosmi.ru/poland/20110128/166054693.html
Simpson М. Toasting Yeltsin // The Guardian. – 25.04.2007. – URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2007/apr/25/toastingyeltsin
Ibid.
Американцы хотят сделать Путина своим президентом // Моя политика. – 14.03.2014. – Режим доступа: http://goldnike-777.blogspot.ru/2014/04/blog-post_2355.html
Китаянки признали Путина идеальным кандидатом в мужья // E-news. – 13.11.2014. – Режим доступа: http://www.e-news.su/news/33682-kitayanki-priznali-putina-idealnym-kandidatom-v-muzhya.html