ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тасуева М.А. 1, Артеменко О.Н. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, М.И. Лисина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов М.И. Лисина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка [8, с. 115].

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании, как отмечает О.Я. Гойхман, «диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» [2, с. 35].

Г.М.ᅟ Кучинскийᅟ вᅟ своихᅟ работахᅟ показывает,ᅟ чтоᅟ вᅟ раннемᅟ возрастеᅟ ребенкаᅟ вᅟ диалогᅟ вовлекаетᅟ взрослый.ᅟ Обращаясьᅟ кᅟ малышуᅟ сᅟ вопросами,ᅟ побуждениями,ᅟ суждениями,ᅟ онᅟ темᅟ самымᅟ активноᅟ откликаетсяᅟ наᅟ егоᅟ высказыванияᅟ иᅟ жесты,ᅟ «чинит»ᅟ диалог,ᅟ интерпретируя,ᅟ «развертывая»,ᅟ распространяяᅟ неполныеᅟ ситуативныеᅟ высказыванияᅟ своегоᅟ маленькогоᅟ собеседника,ᅟ достраиваетᅟ ихᅟ доᅟ полнойᅟ формы [4, с. 120].

Диалогу,ᅟ поᅟ мнениюᅟ Ж.ᅟ Пиаже,ᅟ предшествуетᅟ «коллективныйᅟ монолог»ᅟ – речевоеᅟ общение,ᅟ когдаᅟ каждыйᅟ партнерᅟ активноᅟ высказываетсяᅟ вᅟ присутствииᅟ сверстника,ᅟ ноᅟ неᅟ отвечаетᅟ наᅟ егоᅟ реплики,ᅟ неᅟ замечаяᅟ реакцииᅟ сᅟ егоᅟ стороныᅟ наᅟ собственныеᅟ высказывания [10, 367].

А.Г.ᅟ Рузскаяᅟ считает,ᅟ чтоᅟ наиболееᅟ социальноᅟ значимойᅟ дляᅟ дошкольниковᅟ являетсяᅟ диалогическаяᅟ формаᅟ общения [13].ᅟ Диалогᅟ являетсяᅟ естественнойᅟ средойᅟ развитияᅟ личности.ᅟ Отсутствиеᅟ илиᅟ дефицитᅟ диалогическогоᅟ общенияᅟ ведетᅟ кᅟ различногоᅟ родаᅟ искажениямᅟ личностногоᅟ развития,ᅟ ростуᅟ проблемᅟ взаимодействияᅟ сᅟ окружающимиᅟ людьми,ᅟ появлениюᅟ серьезныхᅟ сложностейᅟ вᅟ уменииᅟ адаптироватьсяᅟ вᅟ меняющихсяᅟ жизненныхᅟ ситуациях.

Ф.А.ᅟ Сохин,ᅟ обобщаяᅟ взглядыᅟ лингвистовᅟ иᅟ психологовᅟ подчеркивал,ᅟ чтоᅟ безᅟ речевогоᅟ общенияᅟ невозможноᅟ полноценноеᅟ развитиеᅟ ребенка,ᅟ Сохинᅟ писал:ᅟ «Усвоениеᅟ детьмиᅟ родногоᅟ языкаᅟ включаетᅟ формированиеᅟ практическихᅟ речевыхᅟ навыков,ᅟ совершенствованиеᅟ коммуникативныхᅟ формᅟ иᅟ функцийᅟ языковойᅟ действительностиᅟ (наᅟ основеᅟ практическогоᅟ усвоенияᅟ средствᅟ языка),ᅟ аᅟ такжеᅟ формированиеᅟ осознанияᅟ языковойᅟ действительности,ᅟ котороеᅟ можетᅟ бытьᅟ названоᅟ лингвистическимᅟ развитиемᅟ ребенка» [12, с. 183].

Р.И.ᅟ Лалаева,ᅟ Н.В.ᅟ Серебряковаᅟ подчеркивают,ᅟ чтоᅟ вᅟ дошкольномᅟ детствеᅟ необходимоᅟ развиватьᅟ диалогическуюᅟ формуᅟ речи.ᅟ Наᅟ протяженииᅟ всегоᅟ дошкольногоᅟ возрастаᅟ необходимоᅟ развиватьᅟ уᅟ детейᅟ умениеᅟ строитьᅟ диалогᅟ (спрашивать,ᅟ отвечать,ᅟ объяснять,ᅟ возражать,ᅟ подаватьᅟ реплику).ᅟ Дляᅟ этогоᅟ следуетᅟ использоватьᅟ беседыᅟ сᅟ детьмиᅟ наᅟ самыеᅟ разнообразныеᅟ темы,ᅟ связанныеᅟ сᅟ жизньюᅟ ребенкаᅟ вᅟ семье,ᅟ детскомᅟ саду,ᅟ сᅟ егоᅟ отношениямиᅟ сᅟ друзьямиᅟ иᅟ взрослыми,ᅟ егоᅟ интересамиᅟ иᅟ впечатлениями.ᅟ Важноᅟ развиватьᅟ умениеᅟ слушатьᅟ собеседника,ᅟ задаватьᅟ вопросыᅟ иᅟ отвечатьᅟ вᅟ зависимостиᅟ отᅟ контекста [5, с. 160].

Л.С.ᅟ Выготский [1, с. 77],ᅟ изучаяᅟ соотношенияᅟ речиᅟ иᅟ мышленияᅟ уᅟ детей,ᅟ показал,ᅟ чтоᅟ всеᅟ психическиеᅟ процессыᅟ уᅟ ребенкаᅟ (мышлениеᅟ восприятие,ᅟ память,ᅟ внимание,ᅟ воображение,ᅟ целенаправленноеᅟ поведение)ᅟ развиваютсяᅟ сᅟ прямымᅟ участиемᅟ речи.

Сᅟ другойᅟ стороны,ᅟ известно,ᅟ чтоᅟ уᅟ детейᅟ сᅟ нарушениемᅟ речиᅟ можетᅟ замедлитьсяᅟ интеллектуальноеᅟ развитие.ᅟ Поэтомуᅟ принятоᅟ рассматриватьᅟ речевуюᅟ недостаточностьᅟ вᅟ тесномᅟ единствеᅟ сᅟ особенностямиᅟ психическогоᅟ развитияᅟ ребенка.ᅟ Н.С.ᅟ Жуковаᅟ подчеркивает:ᅟ «Формированиеᅟ активнойᅟ речиᅟ служитᅟ основойᅟ дляᅟ всегоᅟ психическогоᅟ развитияᅟ ребенка» [3, с. 26].

Р.Е.ᅟ Левинаᅟ утверждает:ᅟ «Уᅟ ребенкаᅟ сᅟ общимᅟ недоразвитиемᅟ речи,ᅟ нарядуᅟ сᅟ патологиейᅟ формированияᅟ всехᅟ ееᅟ сторон,ᅟ могутᅟ отмечатьсяᅟ отклоненияᅟ вᅟ егоᅟ психическомᅟ развитии,ᅟ темпᅟ егоᅟ психическогоᅟ развитияᅟ можетᅟ замедлиться,ᅟ развитиеᅟ гностическихᅟ мыслительныхᅟ процессов,ᅟ эмоциональноᅟ волевойᅟ сферы,ᅟ характера,ᅟ аᅟ иногдаᅟ иᅟ личностиᅟ вᅟ целомᅟ можетᅟ проходитьᅟ аномально» [6].

Неполноценноеᅟ доречевоеᅟ общениеᅟ сᅟ взрослым,ᅟ отсутствиеᅟ предметныхᅟ действийᅟ (манипулированияᅟ предметами),ᅟ недоразвитиеᅟ мелкойᅟ моторикиᅟ кᅟ концуᅟ первогоᅟ годаᅟ жизниᅟ ребенкаᅟ сᅟ ОНРᅟ оказываютсяᅟ тесноᅟ связаннымиᅟ сᅟ чрезвычайнойᅟ скудностьюᅟ начальныхᅟ речевыхᅟ проявлений.

Недоразвитиеᅟ предметнойᅟ деятельностиᅟ вᅟ значительнойᅟ степениᅟ обусловливаетᅟ то,ᅟ чтоᅟ этиᅟ детиᅟ сᅟ большимᅟ опозданиемᅟ начинаютᅟ лепетать.ᅟ Ответный,ᅟ интонационно-насыщенныйᅟ лепет,ᅟ характерныйᅟ дляᅟ нормальноᅟ развивающихсяᅟ малышейᅟ концаᅟ первогоᅟ годаᅟ жизни,ᅟ уᅟ ихᅟ сверстниковᅟ сᅟ ОНРᅟ чрезвычайноᅟ обеднен:ᅟ этиᅟ детиᅟ почтиᅟ неᅟ лепечут.ᅟ Неᅟ возникаетᅟ уᅟ нихᅟ иᅟ общенияᅟ сᅟ помощьюᅟ лепетныхᅟ слов,ᅟ вплетенныхᅟ вᅟ ситуацию,ᅟ жесты,ᅟ мимическиеᅟ движенияᅟ иᅟ др.

Уᅟ детейᅟ сᅟ ОНРᅟ безᅟ специальногоᅟ обученияᅟ неᅟ возникаетᅟ речевойᅟ активности,ᅟ неᅟ складываютсяᅟ иᅟ дословесныеᅟ видыᅟ общенияᅟ сᅟ окружающими,ᅟ неᅟ развиваетсяᅟ предметнаяᅟ деятельность.ᅟ Дляᅟ речевогоᅟ развитияᅟ даннойᅟ категорииᅟ детейᅟ характерноᅟ отсутствиеᅟ илиᅟ позднееᅟ появлениеᅟ спонтанногоᅟ лепетаᅟ вᅟ ответᅟ наᅟ говорениеᅟ взрослого.ᅟ Отмечаетсяᅟ значительноеᅟ запаздываниеᅟ появленияᅟ первыхᅟ слов;ᅟ весьмаᅟ замедленно,ᅟ затрудненноᅟ протекаетᅟ процессᅟ овладенияᅟ фразовойᅟ речью:ᅟ переходᅟ отᅟ произнесенияᅟ отдельныхᅟ словᅟ кᅟ построениюᅟ двухсловногоᅟ предложенияᅟ растягиваетсяᅟ наᅟ долгоеᅟ время.

Уᅟ детейᅟ сᅟ ОНР,ᅟ поᅟ мнениюᅟ Д.Б.ᅟ Эльконина,ᅟ чрезвычайноᅟ медленноᅟ образуютсяᅟ иᅟ закрепляютсяᅟ речевыеᅟ формы,ᅟ отсутствуетᅟ самостоятельностьᅟ вᅟ речевомᅟ творчестве;ᅟ уᅟ нихᅟ наблюдаетсяᅟ стойкоеᅟ фонетическоеᅟ недоразвитие,ᅟ доминированиеᅟ вᅟ речиᅟ именᅟ существительных,ᅟ недостаточноеᅟ употреблениеᅟ слов,ᅟ обозначающихᅟ действия,ᅟ признакиᅟ иᅟ отношения,ᅟ пониженнаяᅟ речеваяᅟ активность,ᅟ бедностьᅟ речевогоᅟ общения [15, с. 198].

Владеяᅟ достаточноᅟ большимᅟ запасомᅟ словᅟ дляᅟ построенияᅟ высказыванийᅟ сᅟ цельюᅟ налаживанияᅟ общенияᅟ сᅟ окружающими,ᅟ детиᅟ сᅟ ОНРᅟ фактическиᅟ лишеныᅟ возможностиᅟ словеснойᅟ коммуникации,ᅟ т.ᅟ к.ᅟ усвоенныеᅟ речевыеᅟ средстваᅟ неᅟ рассчитаныᅟ наᅟ удовлетворениеᅟ потребностиᅟ вᅟ общении.ᅟ Темᅟ самымᅟ создаютсяᅟ дополнительныеᅟ трудностиᅟ дляᅟ налаживанияᅟ межличностныхᅟ отношений.

Выраженныеᅟ отклоненияᅟ вᅟ ходеᅟ онтогенетическогоᅟ развития,ᅟ обусловленныеᅟ самимᅟ характеромᅟ нарушений,ᅟ значительноᅟ препятствуютᅟ своевременномуᅟ иᅟ полноценномуᅟ развитиюᅟ речевогоᅟ общения,ᅟ оноᅟ формируетсяᅟ уᅟ дошкольниковᅟ сᅟ ОНРᅟ весьмаᅟ ущербно,ᅟ егоᅟ мотивыᅟ исходятᅟ вᅟ основномᅟ изᅟ органическихᅟ нуждᅟ детей.ᅟ Необходимостьᅟ вᅟ общенииᅟ сᅟ окружающимиᅟ диктуется,ᅟ какᅟ правило,ᅟ физиологическимиᅟ потребностями [7, с. 214].

Вᅟ возрастеᅟ 4ᅟ-7ᅟ летᅟ детиᅟ сᅟ ОНР,ᅟ согласноᅟ утверждениюᅟ А.К.ᅟ Марковой,ᅟ сᅟ большимᅟ желаниемᅟ относятсяᅟ кᅟ игре,ᅟ чемᅟ совместнойᅟ деятельностиᅟ сᅟ взрослым,ᅟ чтоᅟ свидетельствуетᅟ оᅟ низкойᅟ потребностиᅟ вᅟ общенииᅟ сᅟ окружающимиᅟ людьми [9, с.300].ᅟ Слабоеᅟ развитиеᅟ потребностейᅟ социальногоᅟ характераᅟ приводитᅟ кᅟ тому,ᅟ чтоᅟ иᅟ кᅟ концуᅟ дошкольногоᅟ возрастаᅟ детиᅟ сᅟ большимиᅟ трудностямиᅟ овладеваютᅟ средствамиᅟ речевогоᅟ общенияᅟ дажеᅟ вᅟ техᅟ случаях,ᅟ когдаᅟ уᅟ нихᅟ имеетсяᅟ достаточныйᅟ словарныйᅟ запасᅟ иᅟ удовлетворительноеᅟ пониманиеᅟ обращеннойᅟ речи.

Заслуживаетᅟ вниманияᅟ иᅟ тотᅟ факт,ᅟ чтоᅟ детиᅟ 4–5ᅟ возрастаᅟ сᅟ ОНР,ᅟ поступивᅟ вᅟ группуᅟ специальногоᅟ детскогоᅟ сада,ᅟ обнаруживаютᅟ неумениеᅟ пользоватьсяᅟ своейᅟ речью;ᅟ ониᅟ молчаᅟ действуютᅟ сᅟ предметамиᅟ иᅟ игрушками,ᅟ крайнеᅟ редкоᅟ обращаютсяᅟ кᅟ сверстникамᅟ иᅟ взрослым.

Длительноеᅟ наблюдениеᅟ заᅟ воспитанникамиᅟ логопедическогоᅟ детскогоᅟ садаᅟ показало,ᅟ чтоᅟ вᅟ ситуацииᅟ неорганизованнойᅟ игровойᅟ деятельностиᅟ ониᅟ пользуютсяᅟ вᅟ основномᅟ двумяᅟ формамиᅟ общения.ᅟ Дляᅟ большинстваᅟ детейᅟ старшегоᅟ дошкольногоᅟ возрастаᅟ сᅟ ОНРᅟ поᅟ наблюдениюᅟ О.С.ᅟ Павловойᅟ характернаᅟ внеситуативно-познавательнаяᅟ формаᅟ общения,ᅟ остальныеᅟ детиᅟ прибегаютᅟ кᅟ ещеᅟ болееᅟ элементарнойᅟ –ᅟ ситуативно-деловойᅟ форме [11, с. 304].ᅟ Ниᅟ уᅟ одногоᅟ изᅟ нихᅟ неᅟ наблюдаласьᅟ внеситуативно-личностнаяᅟ формаᅟ общения,ᅟ котораяᅟ являетсяᅟ характернойᅟ дляᅟ нормальноᅟ развивающихсяᅟ детейᅟ тогоᅟ жеᅟ возраста.ᅟ Нередкоᅟ детиᅟ сᅟ ОНРᅟ стараютсяᅟ избежатьᅟ речевогоᅟ общения.ᅟ Вᅟ техᅟ случаях,ᅟ когдаᅟ речевойᅟ контактᅟ междуᅟ ребенкомᅟ иᅟ сверстникомᅟ илиᅟ взрослымᅟ возникает,ᅟ онᅟ оказываетсяᅟ весьмаᅟ кратковременнымᅟ иᅟ неполноценным.ᅟ Этоᅟ обусловливаетсяᅟ рядомᅟ причин.ᅟ Средиᅟ нихᅟ О.С.ᅟ Павловаᅟ выделяет [11]:

–ᅟ быстраяᅟ исчерпываемостьᅟ побужденийᅟ кᅟ высказываниям,ᅟ чтоᅟ приводитᅟ кᅟ прекращениюᅟ беседы;

–ᅟ отсутствиеᅟ уᅟ ребенкаᅟ сведений,ᅟ необходимыхᅟ дляᅟ ответа,ᅟ бедныйᅟ словарныйᅟ запас,ᅟ препятствующийᅟ формированиюᅟ высказывания;

–ᅟ непониманиеᅟ собеседникаᅟ –ᅟ дошкольникиᅟ неᅟ стараютсяᅟ вникнутьᅟ вᅟ то,ᅟ чтоᅟ имᅟ говорят,ᅟ поэтомуᅟ ихᅟ речевыеᅟ реакцииᅟ оказываютсяᅟ неадекватнымиᅟ иᅟ неᅟ способствуютᅟ продолжениюᅟ общения.

Данные,ᅟ полученныеᅟ Л.Ф.ᅟ Спировойᅟ вᅟ процессеᅟ длительногоᅟ педагогическогоᅟ экспериментаᅟ сᅟ дошкольникамиᅟ сᅟ ОНР,ᅟ свидетельствуют,ᅟ чтоᅟ развитиеᅟ речиᅟ уᅟ этойᅟ категорииᅟ детейᅟ осуществляется,ᅟ преждеᅟ всего,ᅟ вᅟ руслеᅟ ведущейᅟ деятельности,ᅟ посколькуᅟ именноᅟ вᅟ ходеᅟ овладенияᅟ еюᅟ уᅟ ребенкаᅟ возникаетᅟ потребностьᅟ вᅟ активномᅟ использованииᅟ слов,ᅟ фраз,ᅟ новыхᅟ речевыхᅟ оборотов[14].ᅟ Наличиеᅟ потребностиᅟ вᅟ речевомᅟ общенииᅟ являетсяᅟ важнейшимᅟ условиемᅟ дляᅟ возникновенияᅟ иᅟ развитияᅟ речиᅟ уᅟ детейᅟ сᅟ ОНР.

Л.Ф.ᅟ Спироваᅟ отмечает,ᅟ чтоᅟ игроваяᅟ деятельностьᅟ какᅟ ведущаяᅟ вᅟ дошкольномᅟ возрастеᅟ можетᅟ служитьᅟ однимᅟ изᅟ эффективныхᅟ путейᅟ развитияᅟ вербальногоᅟ общенияᅟ детейᅟ сᅟ ОНР.ᅟ Этаᅟ деятельностьᅟ должнаᅟ бытьᅟ специальноᅟ организованаᅟ сᅟ учетомᅟ своеобразияᅟ психическойᅟ деятельностиᅟ воспитанниковᅟ иᅟ ихᅟ потенциальныхᅟ возможностей [14].

Общениеᅟ детейᅟ сᅟ ОНРᅟ другᅟ сᅟ другомᅟ отличаетсяᅟ целымᅟ рядомᅟ особенностейᅟ отᅟ общенияᅟ ихᅟ нормальноᅟ развивающихсяᅟ сверстников.ᅟ Общениеᅟ соᅟ сверстникамиᅟ уᅟ детейᅟ сᅟ ОНРᅟ носитᅟ эпизодическийᅟ характер.ᅟ Большинствоᅟ детейᅟ предпочитаетᅟ игратьᅟ вᅟ одиночку.ᅟ Вᅟ техᅟ случаях,ᅟ когдаᅟ детиᅟ играютᅟ вдвоем,ᅟ ихᅟ действияᅟ частоᅟ носятᅟ несогласованныйᅟ характер.ᅟ Сюжетно-ролевуюᅟ игруᅟ дошкольниковᅟ сᅟ ОНРᅟ можноᅟ определитьᅟ скорееᅟ какᅟ игруᅟ «рядом»,ᅟ чемᅟ какᅟ совместнуюᅟ деятельность.ᅟ Общениеᅟ поᅟ поводуᅟ игрыᅟ наблюдаетсяᅟ вᅟ единичныхᅟ случаях.ᅟ Наᅟ занятияхᅟ детиᅟ сᅟ ОНРᅟ предпочитаютᅟ работатьᅟ вᅟ одиночестве.ᅟ Приᅟ выполненииᅟ практическихᅟ заданий,ᅟ предполагающихᅟ совместнуюᅟ деятельность,ᅟ сотрудничествоᅟ наблюдаетсяᅟ крайнеᅟ редко,ᅟ детиᅟ почтиᅟ неᅟ общаютсяᅟ другᅟ сᅟ другом.ᅟ Весьмаᅟ редкоᅟ наблюдаютсяᅟ случаиᅟ личностныхᅟ контактовᅟ детейᅟ сᅟ ОНРᅟ другᅟ сᅟ другом.

Вᅟ процессеᅟ коррекционно-воспитательнойᅟ работыᅟ вᅟ коммуникативнойᅟ деятельностиᅟ детейᅟ сᅟ ОНРᅟ отмечаютсяᅟ определенныеᅟ изменения.ᅟ Так,ᅟ существенноᅟ меняетсяᅟ соотношениеᅟ разныхᅟ видовᅟ контактовᅟ сᅟ взрослыми.ᅟ Значительноеᅟ местоᅟ начинаетᅟ заниматьᅟ общениеᅟ личностногоᅟ типа,ᅟ неᅟ направленноеᅟ непосредственноᅟ наᅟ достижениеᅟ конкретнойᅟ практическойᅟ цели.ᅟ Однакоᅟ средиᅟ личностныхᅟ контактовᅟ преобладаютᅟ наиболееᅟ простыеᅟ –ᅟ обращенияᅟ заᅟ одобрением.

Такимᅟ образом,ᅟ разговорнаяᅟ речьᅟ включаетᅟ специфическиеᅟ особенностиᅟ всехᅟ уровнейᅟ языковойᅟ системы:ᅟ фонетики,ᅟ лексики,ᅟ морфологииᅟ иᅟ синтаксиса.ᅟ Этиᅟ особенностиᅟ обусловленыᅟ особымиᅟ условиямиᅟ функционирования.ᅟ Непосредственностьᅟ иᅟ персональностьᅟ общения,ᅟ свойственныеᅟ разговорнойᅟ речи,ᅟ определяютᅟ преимущественноеᅟ использованиеᅟ формыᅟ диалогаᅟ иᅟ возможностьᅟ передачиᅟ частиᅟ информацииᅟ паралингвистическимиᅟ средствами.ᅟ Развитиеᅟ диалогическойᅟ речиᅟ играетᅟ ведущуюᅟ рольᅟ вᅟ процессеᅟ речевогоᅟ развитияᅟ ребенка.ᅟ Обучениеᅟ диалогуᅟ можноᅟ рассматриватьᅟ иᅟ какᅟ цель,ᅟ иᅟ какᅟ средствоᅟ практическогоᅟ овладенияᅟ языком.ᅟ Освоениеᅟ разныхᅟ сторонᅟ речиᅟ являетсяᅟ необходимымᅟ условиемᅟ развитияᅟ диалогическойᅟ речи,ᅟ иᅟ вᅟ тоᅟ жеᅟ времяᅟ развитиеᅟ диалогическойᅟ речиᅟ способствуетᅟ самостоятельномуᅟ использованиюᅟ ребенкомᅟ отдельныхᅟ словᅟ иᅟ синтаксическихᅟ конструкций.ᅟ Полноценноеᅟ развитиеᅟ диалогическойᅟ речиᅟ уᅟ детейᅟ сᅟ ОНРᅟ возможноᅟ толькоᅟ приᅟ созданииᅟ самыхᅟ благоприятныхᅟ условийᅟ дляᅟ совместнойᅟ деятельностиᅟ ребенкаᅟ иᅟ взрослого.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1995. - С. – 77.

  2. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. - С. – 35.

  3. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. - С. - 26.

  4. Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. Минск: Университетское, 2002. - С. – 120.

  5. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. - С. – 160.

  6. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - С. - 159.

  7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. - С. – 214.

  8. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. Минск, 1995. - С. – 115.

  9. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 2004. - С. – 300.

  10. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - С. – 367.

  11. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. - C. – 304.

  12. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. - С. – 183.

  13. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. СПб.: Питер, 2008. - С. – 315.

  14. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. М.: Педагогика, 1980. - С. - 192 .

  15. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005. - С. – 198.

Просмотров работы: 3784