РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тасуева М.А. 1, Артеменко О.Н. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Овладениеᅟ ᅟсвязнойᅟ ᅟдиалогическойᅟ ᅟречью,ᅟ ᅟсчитаютᅟ ᅟВ.П.ᅟ ᅟГлухов ᅟ[1, ᅟс. ᅟ271],ᅟ ᅟР.Е.ᅟ ᅟЛевина ᅟ[2],ᅟ ᅟЛ.Ф.ᅟ ᅟСпирова ᅟ[3, ᅟс. ᅟ192],ᅟ ᅟ–ᅟ ᅟоднаᅟ ᅟизᅟ ᅟглавныхᅟ ᅟзадачᅟ ᅟречевогоᅟ ᅟразвитияᅟ ᅟдошкольников.ᅟ ᅟЕеᅟ ᅟуспешноеᅟ ᅟрешениеᅟ ᅟзависитᅟ ᅟотᅟ ᅟмногихᅟ ᅟусловийᅟ ᅟ(речевойᅟ ᅟсреды,ᅟ ᅟсоциальногоᅟ ᅟокружения,ᅟ ᅟсемейногоᅟ ᅟблагополучия,ᅟ ᅟиндивидуальныхᅟ ᅟособенностейᅟ ᅟличности,ᅟ ᅟпознавательнойᅟ ᅟактивностиᅟ ᅟребенкаᅟ ᅟиᅟ ᅟт.п.),ᅟ ᅟкоторыеᅟ ᅟнеобходимоᅟ ᅟучитыватьᅟ ᅟвᅟ ᅟпроцессеᅟ ᅟцеленаправленногоᅟ ᅟречевогоᅟ ᅟвоспитания. ᅟ

Вᅟ ᅟдошкольномᅟ ᅟдетствеᅟ ᅟребенокᅟ ᅟовладевает,ᅟ ᅟпреждеᅟ ᅟвсего,ᅟ ᅟдиалогическойᅟ ᅟречью,ᅟ ᅟкотораяᅟ ᅟимеетᅟ ᅟсвоиᅟ ᅟособенности,ᅟ ᅟпроявляющиесяᅟ ᅟвᅟ ᅟиспользованииᅟ ᅟязыковыхᅟ ᅟсредств,ᅟ ᅟдопустимыхᅟ ᅟвᅟ ᅟразговорнойᅟ ᅟречи.

Диалогическаяᅟ ᅟречьᅟ ᅟпредставляетᅟ ᅟсобойᅟ ᅟособенноᅟ ᅟяркоеᅟ ᅟпроявлениеᅟ ᅟкоммуникативнойᅟ ᅟфункцииᅟ ᅟязыка.ᅟ ᅟА.Г.ᅟ ᅟРузская ᅟ[4, ᅟс. ᅟ315],ᅟ ᅟО.В.ᅟ ᅟТрошинᅟ[5, ᅟс. ᅟ256] ᅟназываютᅟ ᅟдиалогᅟ ᅟпервичнойᅟ ᅟестественнойᅟ ᅟформойᅟ ᅟязыковогоᅟ ᅟобщения,ᅟ ᅟклассическойᅟ ᅟформойᅟ ᅟречевогоᅟ ᅟобщения.ᅟ ᅟГлавнойᅟ ᅟособенностьюᅟ ᅟдиалогаᅟ ᅟявляетсяᅟ ᅟчередованиеᅟ ᅟговоренияᅟ ᅟодногоᅟ ᅟсобеседникаᅟ ᅟсᅟ ᅟпрослушиваниемᅟ ᅟиᅟ ᅟпоследующимᅟ ᅟговорениемᅟ ᅟдругого.ᅟ ᅟВажно,ᅟ ᅟчтоᅟ ᅟвᅟ ᅟдиалогеᅟ ᅟсобеседникиᅟ ᅟвсегдаᅟ ᅟзнают,ᅟ ᅟоᅟ ᅟчемᅟ ᅟидетᅟ ᅟречь,ᅟ ᅟиᅟ ᅟнеᅟ ᅟнуждаютсяᅟ ᅟвᅟ ᅟразвертыванииᅟ ᅟмыслиᅟ ᅟиᅟ ᅟвысказывания.ᅟ ᅟУстнаяᅟ ᅟдиалогическаяᅟ ᅟречьᅟ ᅟпротекаетᅟ ᅟвᅟ ᅟконкретнойᅟ ᅟситуацииᅟ ᅟиᅟ ᅟсопровождаетсяᅟ ᅟжестами,ᅟ ᅟмимикой,ᅟ ᅟинтонацией.ᅟ ᅟОтсюдаᅟ ᅟиᅟ ᅟязыковоеᅟ ᅟоформлениеᅟ ᅟдиалога.ᅟ ᅟРечьᅟ ᅟвᅟ ᅟнемᅟ ᅟможетᅟ ᅟбытьᅟ ᅟнеполной,ᅟ ᅟсокращенной,ᅟ ᅟиногдаᅟ ᅟфрагментарной.ᅟ ᅟДляᅟ ᅟдиалогаᅟ ᅟхарактерны:ᅟ ᅟразговорнаяᅟ ᅟлексикаᅟ ᅟиᅟ ᅟфразеология;ᅟ ᅟкраткость,ᅟ ᅟнедоговоренность,ᅟ ᅟобрывистость;ᅟ ᅟпростыеᅟ ᅟиᅟ ᅟсложныеᅟ ᅟбессоюзныеᅟ ᅟпредложения;ᅟ ᅟкратковременноеᅟ ᅟпредварительноеᅟ ᅟобдумывание.ᅟ ᅟСвязностьᅟ ᅟдиалогаᅟ ᅟобеспечиваетсяᅟ ᅟдвумяᅟ ᅟсобеседниками.

У ᅟдетей ᅟбез ᅟречевой ᅟпатологии ᅟразвитие ᅟсвязной ᅟречи ᅟпроисходит ᅟпостепенно ᅟвместе ᅟс ᅟразвитием ᅟмышления, ᅟсвязано ᅟс ᅟразвитием ᅟдеятельности ᅟи ᅟобщения. ᅟ

На ᅟпервом ᅟгоду ᅟжизни, ᅟв ᅟпроцессе ᅟнепосредственного ᅟэмоционального ᅟобщения ᅟсо ᅟвзрослым ᅟзакладываются ᅟосновы ᅟбудущей ᅟсвязной ᅟречи. ᅟНа ᅟоснове ᅟпонимания, ᅟсначала ᅟочень ᅟпримитивного, ᅟначинает ᅟразвиваться ᅟактивная ᅟречь ᅟдетей.

К ᅟначалу ᅟвторого ᅟгода ᅟжизни ᅟпоявляются ᅟпервые ᅟосмысленные ᅟслова, ᅟпозднее ᅟони ᅟначинают ᅟслужить ᅟобозначениями ᅟпредметов. ᅟПостепенно ᅟпоявляются ᅟпервые ᅟпредложения.

На ᅟтретьем ᅟгоду ᅟжизни ᅟбыстрыми ᅟтемпами ᅟразвивается ᅟпонимание ᅟречи, ᅟсобственная ᅟактивная ᅟречь, ᅟрезко ᅟвозрастает ᅟсловарный ᅟзапас, ᅟусложняется ᅟструктура ᅟпредложений. ᅟДети ᅟпользуются ᅟдиалогической ᅟформой ᅟречи. ᅟ

У ᅟдетей ᅟстаршего ᅟдошкольного ᅟвозраста ᅟразвитие ᅟсвязной ᅟречи ᅟдостигает ᅟдовольно ᅟвысокого ᅟуровня.

Развитие ᅟдетских ᅟпредставлений ᅟи ᅟформирование ᅟобщих ᅟпонятий ᅟявляется ᅟосновой ᅟсовершенствования ᅟмыслительной ᅟдеятельности ᅟ– ᅟумения ᅟобобщать, ᅟделать ᅟвыводы, ᅟвысказывать ᅟсуждения ᅟи ᅟумозаключения. ᅟВ ᅟдиалогической ᅟречи ᅟдети ᅟпользуются ᅟдостаточно ᅟточным, ᅟкратким ᅟили ᅟразвернутым ᅟответом ᅟв ᅟсоответствии ᅟс ᅟвопросом. ᅟВ ᅟопределенной ᅟмере ᅟпроявляется ᅟумение ᅟформулировать ᅟвопросы, ᅟподавать ᅟуместные ᅟреплики, ᅟисправлять ᅟи ᅟдополнять ᅟответ ᅟтоварища.

В ᅟдошкольном ᅟвозрасте ᅟпроисходит ᅟотделение ᅟречи ᅟот ᅟнепосредственного ᅟпрактического ᅟопыта. ᅟГлавной ᅟособенностью ᅟявляется ᅟвозникновение ᅟпланирующей ᅟфункции ᅟречи. ᅟОна ᅟприобретает ᅟформу ᅟмонологической, ᅟконтекстной. ᅟДети ᅟосваивают ᅟразные ᅟтипы ᅟсвязных ᅟвысказываний ᅟ(описание, ᅟповествование, ᅟотчасти ᅟрассуждение) ᅟс ᅟопорой ᅟна ᅟнаглядный ᅟматериал ᅟи ᅟбез ᅟнего. ᅟУсложняется ᅟсинтаксическая ᅟструктура ᅟрассказов, ᅟувеличивается ᅟколичество ᅟсложносочиненных ᅟи ᅟсложноподчиненных ᅟпредложений. ᅟ

Итак, ᅟк ᅟмоменту ᅟпоступления ᅟв ᅟшколу ᅟсвязная ᅟречь ᅟу ᅟдетей ᅟс ᅟнормальным ᅟречевым ᅟразвитием ᅟразвита ᅟдостаточно ᅟхорошо.

С ᅟточки ᅟзрения ᅟпсихолингвистики ᅟпроцесс ᅟовладения ᅟдиалогом ᅟ(структурой ᅟдиалога, ᅟдиалогическими ᅟотношениями) ᅟинтерпретируется ᅟкак ᅟдвижение ᅟот ᅟпротодиалога ᅟк ᅟдиалогу, ᅟв ᅟрезультате ᅟкоторого ᅟязыковая ᅟличность ᅟобретает ᅟкоммуникативное ᅟмастерство, ᅟили ᅟкоммуникативную ᅟкомпетенцию, ᅟзаключающуюся, ᅟпрежде ᅟвсего ᅟво ᅟвладении ᅟсовокупностью ᅟкоммуникативных ᅟнавыков.

Исследуя ᅟязыковые ᅟпоказатели ᅟкоммуникативной ᅟкомпетенции ᅟи ᅟих ᅟвременных ᅟпараметров ᅟможно ᅟпроследить ᅟдинамику ᅟонтогенеза ᅟдиалога, ᅟпроанализировать ᅟосновные ᅟэтапы ᅟразвития ᅟдиалогической ᅟкомпетенции: ᅟот ᅟумения ᅟбыть ᅟпартнером ᅟв ᅟдиалоге ᅟ“взрослый ᅟ– ᅟребенок” ᅟдо ᅟравноправного ᅟпартнерства ᅟв ᅟдиалоге ᅟ“ребенок ᅟ- ᅟребенок”.

Важно, ᅟчто ᅟв ᅟдиалоге ᅟсобеседники ᅟвсегда ᅟзнают, ᅟо ᅟчем ᅟидет ᅟречь, ᅟи ᅟне ᅟнуждаются ᅟв ᅟразвертывании ᅟмысли ᅟи ᅟвысказывания. ᅟУстная ᅟдиалогическая ᅟречь ᅟпротекает ᅟв ᅟконкретной ᅟситуации ᅟи ᅟсопровождается ᅟжестами, ᅟмимикой, ᅟинтонацией. ᅟОтсюда ᅟи ᅟязыковое ᅟоформление ᅟдиалога. ᅟРечь ᅟв ᅟнем ᅟможет ᅟбыть ᅟнеполной, ᅟсокращенной, ᅟиногда ᅟфрагментарной.

На ᅟпервоначальных ᅟэтапах ᅟстановления ᅟдиалога ᅟ“взрослый ᅟ- ᅟребенок” ᅟребенок ᅟеще ᅟне ᅟвладеет ᅟструктурой ᅟдиалога. ᅟОб ᅟэтом ᅟсвидетельствует ᅟотсутствие ᅟкоммуникативных ᅟактов ᅟинициации ᅟк ᅟвзаимодействию ᅟс ᅟего ᅟстороны, ᅟнеумение ᅟреагировать ᅟна ᅟвопросы ᅟвзрослого ᅟадекватным ᅟобразом, ᅟнеумение ᅟначинать ᅟи ᅟподдерживать ᅟтему ᅟ(или ᅟмикро ᅟтему) ᅟдиалога, ᅟдобавлять ᅟновую ᅟинформацию ᅟк ᅟтому, ᅟчто ᅟприсутствует ᅟв ᅟинициативной ᅟреплике ᅟвзрослого, ᅟа ᅟтакже ᅟнеумение ᅟпереходить ᅟк ᅟдругой ᅟтеме.

Дошкольный ᅟпериод ᅟразвития ᅟнепосредственно ᅟсвязан ᅟс ᅟпредметно-деятельностным ᅟвзаимодействием ᅟи ᅟигрой. ᅟСледовательно, ᅟи ᅟв ᅟдетском ᅟобщении ᅟпредметно-деятельностные ᅟсвязи, ᅟ ᅟдети ᅟразговаривают ᅟдруг ᅟс ᅟдругом ᅟне ᅟтолько ᅟради ᅟразговора, ᅟа ᅟв ᅟцелях ᅟопределенного ᅟдеятельностного ᅟвзаимодействия, ᅟпредметного, ᅟигрового ᅟи ᅟт.д.

Литература

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2004. - С. – 271.

  2. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - С. - 159.

  3. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. М.: Педагогика, 1980. - С. - 192 .

  4. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. СПб.: Питер, 2008. - С. – 315.

  5. Трошин О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - С. -256.

Просмотров работы: 1928