ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С началом XXI века человечество вступило в новый этап своего развития, характеризуемый переходом от индустриального к информационно-техногенному обществу, в котором знания, понимание и информация становятся ведущими движущими силами, определяющими динамику технического прогресса, а значит и успешность развития современного общества.

Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей, и даже целые страны по уровню цивилизованности. Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.

Отметим, что термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. В философии второй половины XX в. важнейшим системообразующим элементом понимания сущности цивилизации рассматриваются ее технологические характеристики, принципиально отличающиеся от культуральных характеристик жизни[1].

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант. Он считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению[3].

Изучение работ теоретиков информационного общества, показало, что современная эпоха имеет свои специфические особенности отличающие её от предыдущих эпох: ключевыми ресурсами человечества становятся знания и информация: свободный доступ практически к любой информации в условиях тотальной информатизации неизбежно влечёт за собой кардинальный пересмотр ценностей, социальных и правовых норм, практик и пр; эффективность развития техно- и социосферы, в рамках информационного общества, целиком и полностью, зависит от человека, который это развитие и обеспечивает, используя возможности информационно-компьютерных и других высоких технологий.

Анализ работ теоретиков информационного общества (М. Кастельс, Ф. Махлуп, Т. Стоуньер и др.) позволил нам выделить специфические черты этой эпохи. Они заключаются в том, что: ключевыми ресурсами человечества становятся знания и информация; эффективность развития техно- и социосферы, в рамках информационного общества, целиком и полностью, зависит от человека, который это развитие и обеспечивает, используя возможности информационных и иных высоких технологий [2].

Таким образом, в столкновении человеческого и технического Культура заметно уступает свои позиции. Информация становится одним из основных производительных ресурсов, фундаментом развития экономики и общества в целом. Вместе с тем в информационном обществе только творческая личность способна эффективно использовать информацию как мощный производительный ресурс, как средство для преобразования окружающего мира и самого себя по законам гармонии, красоты, целесообразности.

Литература

  1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д : издательство «Феникс», 2001.

  2. Смыслотворческие основы инженерного образования /С.Н. Сидорова// Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография/ под общ. ред. С.С.Чернова.- Книга 4.- Новосибирск: издательство «СИБПРИНТ», 2011.- 274с. С.61-81.

  3. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999.

Просмотров работы: 1010