Теории возникновения налоговой системы и принципы налогообложения. В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.
Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687).1 Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и рассмотрел причины их роста. Интересны, на наш взгляд, его рассуждения о том, как ослабить недовольство налогоплательщиков. Он писал, что «как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства».2
До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключающиеся в следующем:
налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.
Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии. Он разработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы. Названные принципы актуальны и в настоящее время. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.
Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Рикардо попытался учесть взаимосвязь налогов с ценами и доходами. Так, он считал, что налог на товар имеет тенденцию понижать норму прибыли при производстве товара. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.3
Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он проповедовал прогрессивное налогообложение. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. Он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Им предложена следующая система налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.
Классики марксизма считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет, поэтому и теорию налогов не развивали широко. Тем не менее в работах Карла Маркса дан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. В работах Фридриха Энгельса, по вопросам торговли, рассматриваются таможенные пошлины. В.И. Ленин много внимания уделял налогам, при этом отрицательно относился к косвенным налогам косвенные налоги.
Представители маржиналистской школы (К. Менгер, Ф. Визер, И. Тюнен, А. Курно) в своих работах много внимания уделяли вопросам налогообложения. В маржиналистской школе налоги рассматривались как один из инструментов достижения равновесия. Представители данной школы обосновали принцип прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума.
Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги как источник бесперебойного финансирования государственных расходов. К. Виксель был противником налогов на расходы, сокращавшие потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.
Шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960) рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе.
Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен быть по уровню таким, чтобы не снизить стимулы к труду.
Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он подчеркивал, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что относительно низкие налоги уменьшают доходы бюджета и сопровождают экономическую неустойчивость государства.
Пол Самуэльсон (р. 1915) рассматривал налоги, налоговую политику как важные инструменты в регулировании экономики, стимулировании макроэкономического роста и стабильности, снижения уровень безработицы и инфляции, экономического роста. Он обратил внимание на противоречивое влияние налогов на налогово-бюджетную политику. Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.
Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). Изучая вопросы налогообложения, он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой.
График 1
Кривая Лаффера
По данным США он сделал вывод о том, что налоги нельзя дальше повышать, это тормозит экономический рост. Были проведены налоговые реформы. Ставки налогов были резко снижены в надежде на возросшую деловую активность.4 Однако федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.
Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике.
Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противников кейнсианства. По его мнению, уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и, в конечном счете, экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.
Джозеф Стиглиц (р. 1943) назвал пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия). Дж. Стиглиц подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.
В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Известны труды Н. Тургенева, И. Озерова, А. Исаева, А. Соколова, В. Твердохлебова. Они имеют большое значение в теории налогов.
Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем.
Сущность и характеристика налогов. Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.
В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.
Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.5
Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.
Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Схема 1
Виды и классификации налогов
По способу изъятия:
Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги наибольшее распространение получили в первой половине XIX в. К ним относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги.
Личные налоги включают подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, имущественный, подушный.
Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от характера ставок различают твердые (фиксированные), регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода, уровня производства, продажи и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (налог на имущество, пользование природными, трудовыми ресурсами, фиксированные налоги на отдельные виды деятельности). Это условно постоянные налоги. Вторая группа — условно переменные или перераспределительные налоги (подоходные налоги, акцизы, НДС). Эти налоги активно контролируют экономическую деятельность. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки, при прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.6
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные. Среди федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы на отдельные группы и виды товаров, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог с физических лиц. Налоги субъектов федерации — налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, сборы за регистрацию предприятий и на нужды образовательных учреждений. Местные — земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на содержание жилищного фонда и субъектов социально-культурной сферы, различные долевые сборы.7
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные: Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.
Принципы построения и основные функции налоговой системы РФ. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.8От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.9 К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:1) собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;2) законодательная база для строительства налоговой системы;3) механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;4)виды налогов;5)порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;6)система налоговых органов;7)формы и методы налогового контроля и др.Выделяют следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:1) Экономическая эффективность. Налоговая система должна способствовать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);2) Определенность налогообложения. Принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы;3) Справедливость налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам;4) Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов. Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:1) С экономической точки зрения. Поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;2) С правовой точки зрения. Поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликты между налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешать суды;3) С социологической и психологической точки зрения. Поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны - это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).10Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах:111) Всеобщность и равенство налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законодательно установленные налоги и сборы; 2) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер, исключены дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; 3) Налоги не могут быть произвольными; 4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций; 5) Федеральные налоги и сборы регулируются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы, соответственно, законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;6) При установлении налогов должны быть названы все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.Структура действующей налоговой системы России. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.12 Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. В центре внимания разграничение налоговых полномочий.13
В РФ, в основном, практикуется модель взаимодействия между уровнями государственной власти в сфере разграничения налоговых доходов, основанная на разделении поступлений от налогов между уровнями бюджетной системы. Это означает, что доходы, от вводимого на любом из уровней бюджетной системы налога, могут поступать и в бюджеты других уровней.
Модель, основанная на разделении налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, практикуется не только в России, но и в ряде развитых стран, среди которых можно выделить Германию. Основное достоинство такой системы взаимоотношений между уровнями бюджетной системы – простота в регулировании пропорций между доходами федерального и субфедеральных бюджетов в тех случаях, когда меняется соотношение между доходными полномочиями и расходными обязательствами. Однако, будучи воплощенной в РФ, такая модель привела к ряду негативных последствий. Во-первых, зачастую региональные власти относятся к своей доле в федеральных налогах как к “чужим” деньгам и распоряжаются ими недостаточно ответственно. Во-вторых, частые изменения пропорций разделения налогов между уровнями бюджетной системы приводят к незаинтересованности региональных властей в наращивании собственной налоговой базы и к неэффективности разработки долгосрочных программ развития.14
В состав налоговой системы входят: 1) виды налогов, установленные на территории государства; 2) субъекты налога (налогоплательщики); 3) законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения; 4) органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов. Федеральными налогами и сборами являются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ:1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8)государственная пошлина.Региональными налогами и сборами являются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Налоговым кодексом, кроме общего режима, устанавливаются также специальные налоговые режимы:1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2. Упрощённая система налогообложения.От сбалансированного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.
Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию. Главным недостатком действующей налоговой системы является то, что она нацелена на переориентацию ее в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц.15
В данной сфере существовала и существует такая проблема как то, что принятые и
используемые налоговые федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном объеме конституционным нормам.
В настоящее время налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. Этого же требует и бюджетное послание на 2015 год президента страны.
Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.16
Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.
Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и
способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:
1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;
3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций.17
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
В трехлетнем периоде 2014 - 2016 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики18 остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы. Основные меры налогового стимулирования сохраняются: поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.
Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.
В настоящее время при применении этого вычета его общий размер зачастую по различным причинам не может быть использован полностью. Для устранения этого предлагается перейти к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах), в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 млн. рублей. Таким образом, физические лица, в случае принятия этого предложения, получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц.
Введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет;
Освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам.
Освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе;
В законодательство о ценных бумагах будет включено понятие «индивидуальный инвестиционный счет», а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. Вместе с введением такого инструмента будут предложены поправки в части налогообложения соответствующих доходов.
2. Сближение налогового учета с бухгалтерским учетом.
Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета.
3. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.
4. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.
В Кодексе следует предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
7. Применение до 2016 г. тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 г. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
Важным направлением совершенствования налоговой политики Российской Федерации до 2018 г. является введение налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.19
При выполнении данных задач возможно улучшение, создание более эффективной, конкурентоспособной, стабильной и, главное, удобной налоговой системы.
1 Данченко М.А. Налогообложение: Электронный учеб. - http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.
2 Петти У. Трактат о налогах и сборах. – цитата по: Данченко М.А. Налогообложение: Электронный учеб. - http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.
3См.: Евстигнеев Е.И. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — 6-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
4 См.: Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. 9-е изд. - М.: Маркет ДС. 2009.
5 См.: Самуэльсон П. Макроэкономика - М.: Диалектика, 2009.
6 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: ИНФРА-М, 1999. Т. 1. Гл. 14.
7 См.: Самуэльсон П. Макроэкономика - М., Диалектика. 2009.
8 См.: Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметр. М., 2008.
9 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации.
10 См.: Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.- М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.
11 См.: Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе - http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-nalogovoy-sistemy-rf-na-sovremennom-etape.
12См.: Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001.
13См.: Бюджетная система РФ: Учеб. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000.
14 См.: Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002.
15 См.: Сайт Федеральной налоговой службы - http://www.r30.nalog.ru.
16 См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
17Афонина А.А. Современная налоговая система РФ - http://sibac.info/10891.
18 Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 г. «Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г., на плановый период 2015 и 2016 годов».
19 См.: Сайт Министерства финансов Российской Федерации - http://www.minfin.ru/ru/.