Налог на доходыфизическихлиц(НДФЛ) - прямой налог. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц за минусом налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме (заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, выплаты по больничным листам).
Налог на прибыль с организаций – прямой налог, величина которого прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. Ставка налога составляет 20%, из них 2 % поступает в Федеральный бюджет и 18% - в региональный.
Акцизы - добавка к цене на алкоголь, бензин, табачные изделия, лотерейные выигрыши.
Отдельного внимания заслуживает налог на роскошь, по которому в настоящее время идут споры. Что же это за налог? Что подразумевает такое субъективное понятие как «роскошь»? Кто будет облагаться налогом и в каком размере?
Вопросы о введении налога на роскошь поднимаются с 2003 г., и сейчас делаются только первые шаги.
Таблица 1
Стоимость предмета роскоши |
Налоговая ставка |
|
Жилая недвижимость |
от 30 млн. до 50 млн. руб. |
0,3% |
от 50 млн. до 100 млн. руб. |
0,6% |
|
от 100 млн. до 150 млн. руб. |
1% |
|
свыше 150 млн. руб. |
5% |
|
Транспорт |
от 3 млн. до 5 млн. руб. |
1% |
от 5 млн. до 20 млн. руб. |
3% |
|
от 20 млн. до 60 млн. руб. |
5% |
|
свыше 60 млн. руб. |
7% |
В 2010 г. уже рассматривали законопроект о вводе налога на роскошь. Новым сбором предлагалось обложить земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 млн. рублей, яхты, катера и автомобили дороже 2 млн. рублей, а также произведения искусства, драгоценные металлы и ювелирные украшения стоимостью более 300 тыс. рублей. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» одобрили законопроект, а «Единая Россия» проголосовала против. Партия сочла проект нереализуемым, не конкретизируя причину отказа.
Предлагалось ввести с 2013 г. новый налог - налог на объекты роскоши. Платить его будут граждане и организации, имеющие в собственности дорогостоящие объекты:
- транспортные средства, стоимостью от 3 млн. руб. (автомобили, яхты, катера, самолеты, вертолеты и т.п.);
- жилую недвижимость, в том числе дачи и недострои, стоимостью от 30 млн. руб.
Ставки налога предложено варьировать в зависимости от рыночной цены такого имущества. С транспортных средств налог будет взиматься разово при покупке, а с недвижимости - ежегодно. Уплачиваться он будет на основании платежных извещений налоговых органов.
Идею введения налога на роскошь разрабатывают и в Минэкономразвития. Министерство в качестве объектов налогообложения видит легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л. с. и дома площадью свыше 1 тыс. кв. м.
Новый налог уже давно обсуждается в широких массах. У экспертов мнения разнятся. К примеру, высказываются идеи, что этот налог нужно обязать платить компании и госорганы. Поскольку именно чиновники часто покупают самые шикарные автомашины. Сделать это можно было бы, введя не налог на владение, а акциз на вновь приобретаемые вещи и таможенные пошлины на их ввоз.
Так же есть мнение, что налог на роскошь вовсе не нужен, достаточно завершить работу по созданию единого кадастра недвижимости и ее рыночной оценке.
По некоторым известным статистическим данным, рыночная стоимость элитной недвижимости в России составляет около 1 триллиона долларов. Если налог составит порядка 2%, доходы в бюджет превысят 600 миллиардов рублей, что является довольно существенной суммой.
Что же подразумевается под «роскошью»? Огромное количество дискуссий в сети развернулось вокруг предмета налогообложения. Ведь роскошь – понятие субъективное. Давайте обратимся к цифрам: согласно данным Росстата, средняя заработная плата в России на январь 2012 г. составляла 23 470 рублей. Понятно, что «средняя» в данном случае означает, что складываются зарплаты как сельского учителя, так и топ-менеджера из Москвы или Санкт-Петербурга. В 2010 г. коэффициент дифференциации (разница между доходами 10% самых богатых и самых бедных в разах), показывающий степень социального расслоения, по стране равнялся 17, а в столице достигал 50. Это очень большой разрыв, так как при его величине более 10 раз возможна социальная дестабилизация. Учитывая это, для кого-то роскошь – покупка такого автомобиля как Ford Focus, да и вообще автомобиля, а для кого-то даже очередной Bentley или Maybach всего лишь небольшой подарок.
Изучив статьи минфина, приходится констатировать, что налог на роскошь в России будет взиматься через налогообложение недвижимости и увеличение транспортного налога. Не исключается, что налог может стать прогрессивным (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше сумма налога). Транспортный налог будет дифференцироваться в зависимости от объема двигателя и, соответственно, количества лошадиных сил; налог на недвижимость поменяется, исходя из ее площади и рыночной стоимости. Для этого будут регулярно оценивать рыночную стоимость. Трудность в оценке элитных загородных домов часто состоит в том, что единого объекта недвижимости, состоящего из дома и земельного участка, сформировать не удается, потому что, как правило, земля записана на одно лицо, а коттедж на другое. Требуется законодательное установление кадастра недвижимости. Чтобы оградить владельцев больших квартир, доставшихся через приватизацию или по наследству, планируется установить определенные льготы.
Иное имущество – драгоценности, дорогие часы, предметы искусства – сложно как обнаружить, оценить, так и подвергнуть налогообложению. Как вариант, рассматривается возможность включения налога в их стоимость при покупке. Но в этом случае существует риск, что состоятельные люди будут совершать такого рода покупки в других странах, что вызовет еще больший отток капитала.
Зарубежный опыт. Наиболее успешным считается солидарный налог на богатство, принятый во Франции в 1982 г. Он взимается с налоговых резидентов. Налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество (например, учитывается даже недвижимость, зарегистрированная за рубежом), банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать определенный порог (1,3 млн. евро на 2012 г). Ставка налога составляет от 0,25% до 0,5%. Налогоплательщику позволяется самостоятельно рассчитать стоимость своего имущества, но ошибиться при декларировании можно не более чем на 30%. Таким образом, например, в 2009 г., в бюджет Франции было получено более трех миллиардов евро. В 2011г. после перерыва подобный налог вновь ввели в Испании сроком на 2 года. Так стране пытаются помочь справиться с долговым кризисом. Налог взимается с обладателей состояния стоимостью свыше 700 000 евро, а ставка налога составляет 0,2% - 2,5%.
Однако другие страны не могут похвастаться столь же удачной реализацией подобного законопроекта. Конгресс США в 1990 году одобрил введение налога на предметы роскоши, под который попадали ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Через три года налог отменили, американцы предпочли приобретать дорогостоящие товары без дополнительных сборов за границей. Был оставлен трехпроцентный налог на автомобили стоимостью дороже 40 000 долларов, но и он также был отменен в 2003 г.
На итальянском острове Сардиния был проведен аналогичный эксперимент. Дополнительному налогообложению подверглись владельцы местных вилл, а также яхт и частных самолетов. Сумма налога на яхты и дома рассчитывалась с учетом их размера, а каждый взлет или посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера. Данный налог был ликвидирован за неэффективностью. Совокупные сборы составили 2 000 000 евро, а затраты на администрирование – 5 000 000 евро.
Что в итоге? Сложно говорить об эффективности и целесообразности введения данной меры. При разработке законопроекта и расчете размера налога правительству стоит обратить особенное внимание на то, чтоб под налогообложение попали именно предметы роскоши, а не единственная, пусть и большая, квартира, в которой живет семья из 6 человек, или наследство, за которое уже сполна и морально, и материально заплатили наши предки, предусмотреть все возможности ухода от уплаты налога, организовать надлежащее государственное администрирование. Также необходимо четкое понимание того, что собранные средства пойдут на реализацию социальных программ.
Если у государства возникает дополнительная нужда в деньгах, например, смягчить бедственное положение, на ликвидацию природной катастрофы или выход из экономического кризиса, из трех видов поступлений (внутренние и внешние займы, выпуск дополнительных денег, налоги) налоговые поступления занимают важное место.
Величина налогового груза в первую очередь зависит от объективно необходимых расходов в государстве. Итак, давайте же поподробнее рассмотрим, как осуществляется процесс распределения налоговых поступлений. Хотелось бы отметить, что основные «траты» государства идут на поддержание самой же государственной системы. А именно – на оплату труда работников различных министерств, государственных служб.
Вот перечень расходов государства:
1.Выплата пенсий пенсионерам.Судя по статистике, в России на сегодняшний день проживает более 67 млн. пенсионеров. Часть средств, удерживаемых с налогоплательщиков, идет на поддержание их существования. Именно существования, а не жизни, т.к., их пенсий едва хватает на то, чтобы свести концы с концами. 2. Выплата пособий безработным.Их в России насчитывается около 8,42 млн. человек.
3. Оплата труда охранников, детективов, секьюрити.Занятых в этой области более 1,97 млн. человек.
4. Зарплата сотрудников МЧС, МВД, ФМС, ФСИН, ВВ, прокуратуры. Их по статистике более 2,54 млн. человек.
5. Выплата зарплат депутатам и всем кто во власти,численность которых переваливает за 1,87 миллионов человек.
6. Зарплата юристам, а так же содержание заключенных.И тех и других в России более 1,84 млн. человек.
7. Оплата труда сотрудникам пенсионных, страховых и прочих фондов.Таких деятелей в России более 1,72 млн. человек.
8. Зарплаты чиновников.Этих людей, насчитывается более 1,32 млн. человек.
9. Оплата труда таможенников, налоговиков и пр.Их по России работают более 1,25 млн. человек.
10. Зарплаты служащим прочих министерств,которых по стране насчитывается около 1,25 млн. человек.
11. Содержание армии.Военных в России более 1,04 млн. человек.
12. Зарплаты работникам церквей.Их более 520 000 человек.
13. Оплата труда сотрудников аппарата МИД,которых по стране чуть более 90 000 человек.1
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы. Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а, с другой стороны, налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.
Необходимо выявить следующие недостатки налоговой системы и дать им оценку, найдя пути совершенствования такой системы налогообложения.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию западных налоговых систем. Часто налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Мировой опыт говорит, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% его дохода — вот тот порог, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений и тем самым — и инвестиций в экономику.
Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что забирается более 40-50% доходов налогоплательщика, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Нынешний уровень изъятия средств у российского налогоплательщика, исправно платящего установленные налоги, находится, к сожалению, за пределами той границы, за которой начинает падать интерес к производству.
При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской налоговой системы, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков, а также специфику формирования налогооблагаемой базы.
К сожалению, сегодня налицо явно неравномерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. Что имеется в виду? В принципе, налоговая система построена так, что перед нею все равны. Не существует какой-либо "дискриминации" налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Однако весь упор работы налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании. Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, а другие — или минимальную, или вообще не платят налогов.
К тому же налогооблагаемая база в России более широкая, чем в других странах, вследствие чего существенно большая и величина уплачиваемых налогов. Отсюда получается, что вопрос о том, какую роль ставка играет для государства остается открытым. Государство старается корректировать уровень ставки процента, в первую очередь, из-за того, чтобы обеспечить развитие отдельных отраслей экономики. К примеру, льготные условия кредитования экспортных отраслей наряду с налоговыми льготами позволяют компенсировать отставание национальных компаний от иностранных конкурентов на внешнем рынке, обеспечивая сокращение дефицита на товарном рынке.2
Налоговые льготы - способ экономического развития или отсутствие их эффективности? Правительство понимает, сколько налогов должно было поступать в казну при данном уровне производства и ставок, и знает, сколько поступает на самом деле. Без понимания ставок давление на собираемость может разорить предпринимателей и уменьшить экономические показатели.
Налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. В нашем обществе, к сожалению, усилиями и органов власти, и экономической науки, и практики за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий.3
Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом.
При бюджетном дефиците, большом государственном долге, правительство вынуждено увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить расходы на социальные нужды населения и т. д. Совершенно иная ситуация в условиях профицита бюджета: увеличивается финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, повышаются трансфертные отчисления, повышаются отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Какова динамика бюджета России, поступлений налогов в бюджет РФ. Тем самым можно будет определить состояние налогово-бюджетной политики и дать оценку результатам.
Природа налогово-бюджетных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.
Основной источник дохода бюджета — это налоги. Рассмотрим динамику поступлений основных налогов в 2011–2012 гг.
Диаграмма 1
Поступления администрируемых Федеральной налоговой службой (ФНС) доходов в федеральный бюджет РФ за I квартал 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. выросли на 7% и составили 1 трлн. 326,63 млрд. руб. против 1 трлн. 237,4 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в материалах Министерства финансов РФ.
Таблица 2
Налоговые поступления в бюджет
Виды доходов |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Налог на прибыль организаций |
342,6 |
1154 |
1135,3 |
Налог на имущество |
1753,24 |
889,9 |
1003,3 |
Акцизы |
603,78 |
783 |
1447,4 |
НДФЛ |
1994 |
4578,5 |
5285,2 |
НДС |
1753 |
1886 |
2493 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2042 |
2459 |
2541 |
Диаграмма 2
По диаграммам 1 и 2, можно четко проследить, что налоговые поступления относительно растут с каждым годом. Данные за 2011-2013 гг. можно назвать прогнозными, но как видим, государство планирует увеличить доходность от налоговых поступлений за счет НДФЛ и НДПИ.
Основную массу поступлений, контролируемых финансовой налоговой службой России доходов в федеральный бюджет в 2012 г. составляет НДФЛ (налог на доходы физических лиц) - 4578 млрд. руб. На втором месте НДПИ - 2459 млрд. руб., хотя в 2011 г. именно он принес больше всего поступлений в бюджет. В 2013 г. государственный бюджет в большей степени пополнился за счет поступлений НДФЛ. Можно заметить, что произошло увеличение акцизных сборов почти на 50%. Это связано с изменением ставки налога на легальное производство спиртосодержащей продукции на 18%, а также это распространилось на табачную продукцию.
Если говорить о всех поступлениях и расходах бюджета страны, то в последнее время наблюдается его дефицит. Рассмотрим доходы и расходы бюджета России на 1 февраля 2012г. и на 1 февраля 2011г. (т. е. за 1 месяц доходов и расходов каждого года).
Таблица 3
Сводная таблица исполнения бюджета РФ на 01.02.2013
Фактические данные |
Изменение (+,-) |
||
На 01.02.2012 |
На 01.02.2013 |
||
Численность постоянного населения, тыс. чел. |
143 056,38 |
143 347,06 |
0 |
Доходы, млн. руб. |
1 059 559,19 |
1 093 098,63 |
33539,44 |
Из них: |
|||
Доходы, руб. на душу населения |
7 406,58 |
7 625,54 |
218,95 |
Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб. |
1 025 286,13 |
1 034 356,21 |
9070,08 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн. руб. |
36 015,25 |
58 742,42 |
22727,17 |
Безвозмездные поступления, руб. на душу населения |
251,76 |
409,79 |
158,04 |
Доля безвозмездных поступлений в доходах, % |
3,40 |
5,37 |
1,97 |
Расходы, млн. руб. |
1 032 383,17 |
1 108 714,93 |
76331,76 |
Из них: |
|||
Расходы, руб. на душу населения |
7 216,64 |
7 734,48 |
517,85 |
Доля расходов на заработную плату, % |
11,03 |
9,75 |
-1,28 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб. |
539 180,39 |
480 060,91 |
-59119,48 |
Пособия по социальной помощи населению, млн. руб. |
21 462,78 |
27 879,70 |
6416,92 |
Профицит/дефицит, млн. руб. |
27 176,02 |
-15 616,30 |
-42792,32 |
На 1 февраля 2013 г. в федеральный бюджет страны поступило доходов 1 093 098,63 млн. руб., что на 33 539,44 млн. руб., или на 3,17 % больше, чем на 1 февраля 2012 г.
Налоговые и неналоговые доходы составили 1 034 356,21 млн. руб. в 2013 г., и практически не изменились по сравнению с прошлым годом — выросли на 0,88 %.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выросли на 63,1 % или на 22727,17 млн. руб.! И составили на душу населения в 2013 г. 7 625,54 руб.
Доля безвозмездных поступлений в доходах составила 5,37 %, что на 58,1 % больше, чем в 2012 г.
Если говорить о расходах, то они увеличились с 1 032 383,17 млн. руб. до 1 108 714,93 млн. руб., т. е. на 7,39 %. Из них на 12,4 % сократилась доля расходов на заработную плату, на 59119,48 млн. руб. уменьшились дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Конечно, сложно сделать вывод о работе всей системы за один месяц. Но, по сравнению с предыдущим годом работы, по многим показателям результаты существенно ниже. Исходя из вышеперечисленных статей расходов государства можно отметить, что это только малая часть расходов государства. Существует еще ряд статей расходов, которые, на наш взгляд, являются более важными, приоритетными, к примеру: обеспечение жильем ветеранов ВОВ, развитие здравоохранения, науки и технологий, также развитие и поддержание спорта и т.д.
Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. И есть вероятность, что текущий дефицит бюджета (15 616,3 млн. руб.) сократится.
Также необходимо сказать, что доходы за весь 2012 г. составили 12 853,68 млрд. руб., а расходы — 12 890,75 млрд. руб. Наблюдается явный дефицит бюджета, равный 37,06 млрд. руб. Тем не менее, существует тенденция к снижению дефицита, ведь в 2010 г. он составлял 749,36 млрд. руб. В 2011 г. был профицит бюджета — 430 млрд. руб.
В ходе работы получены следующие выводы:
1) Дефицит бюджета постепенно уменьшается. По сравнению с 2010 г. он уменьшился в 20 раз.
2) За 1 месяц работы в 2013 г. в бюджете страны наблюдается дефицит. Расходы увеличиваются быстрее доходов, причем на данном этапе это не влияет отрицательно на население страны.
3) Налог на прибыль существенно вырос в экономике. Это означает, что фискальная политика государства налаживается, последствия кризиса уменьшаются.
Можно сказать, что до конца 2013 г. Россия находилась на пути экономического роста, подъема. Именно сейчас важно создать абсолютно новую налоговую систему, продумать все необходимые сферы финансирования, чтобы в бюджете страны наблюдался только профицит.
Эффективная система управления общественными финансами — важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. Поэтому бюджетные реформы неизбежны, и откладывать их — значит неявно соглашаться с нарастающим отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.
1 Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес- пресс, 2011; http://www.nalog.ru/.
2 Марданов Р.Х. Государственное регулирование в финансовой сфере: каким ему быть? // Деньги и кредит. 2008. № 12.
3 Цитирование из программы «Открытая студия» на 5 канале: тема «Налоги: кто и сколько платит»;
Шаталов С.Д. Опорные конструкции налоговых преобразований. М.: Финансы. 2013.