Следует отметить, что XXI век является лишь продолжением поступательного развития рынка труда, ведь основные идеи и положения его функционирования были изложены в работах более ранних представителей экономических школ. Вопросы характера изменения структуры занятости, масштабов скрытой безработицы, равновесия на рынке труда, мобильности рабочей силы рассматривали такие выдающиеся экономисты как К.Маркс, А. Маршалл, А. Смит, Д. Кейнс и многие другие. Однако все эти задачи непосредственно прослеживаются и в условиях нынешней экономической системы.
Также важно отметить, что рынок труда является местом реализации жизненных интересов и стремлений человека - его способностей к трудовой деятельности.
Целью работы является показать сущность рынка труда, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи: изучить теоретические вопросы формирования рынка труда; проанализировать сущность, особенности рынка труда; выяснить проблемы функционирования рынка труда; выявить основные направления модернизационного регулирования занятости.
Понятие, характеристика рынка труда. Рынок труда - это система экономических институтов и механизмов, вовлекающих экономически активное население в процесс воспроизводства и эффективное использование результатов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяется через механизм спроса и предложения.
Структура рынка труда представлена синтезом его элементов, их удельным весом в экономике в целом. Детально проанализировав особенности рынка труда, можно наиболее точно спрогнозировать, какие изменения затронут данный рынок в ближайшем будущем.
Большой удельный вес на рынке труда имеет трудоспособное население. Оно оказывает огромное влияние на увеличение ВВП страны, предлагая и используя свои трудовые ресурсы, совершенствуя свой трудовой потенциал в создании товаров и услуг массового потребления.
Выделяются 6 основных групп экономически активного населения:
Наемные работники;
Работодатели;
Лица, работающие за свой счет;
Члены производственных кооперативов;
Помогающие члены семьи;
Работники, не классифицируемые по статусу.
Рынки труда классифицируются:
по пространственной сфере: федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский;
по критерию организации: организованный рынок труда, неорганизованный рынок труда;
по демографическим признакам: рынок труда молодежи, рынок труда пенсионеров, рынок труда женщин;
по соотношению спроса и предложения: равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (предложение превышает спрос);
по конкурентоспособности: совершенная конкуренция, ограниченная конкуренция;
по системе профессиональной подготовки: внутренний (ограничение текучести кадров, переподготовка работников), внешний (законченная профквалификация).
Спрос, предложение, равновесие на рынке труда. На динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов: уровень рождаемости, половозрастная структура трудоспособного населения, процессы иммиграции и т.д. Из этого следует и предложение рабочей силы со стороны работников.
Рыночный спрос на труд предъявляется предприятиями. Он исходит от работодателей, заинтересованных в найме работников необходимой квалификации на данный период времени за определенную ставку заработной платы. Спрос на рынке труда зависит от ставки заработной платы, технического уровня производства и его оснащенности, налоговой политики, предельной доходности труда.
Предложение труда исходит от потенциальных работников, ориентирующихся на уровень заработной платы. Под ставкой заработной платы понимается цена, выплачиваемая нанимателем работнику за использование его рабочей силы в течение определенного времени. В связи с этим, различают номинальную и реальную заработную плату:
номинальная - сумма денег, полученная наемным работником,
реальная – совокупность товаров и услуг, приобретаемых работником на номинальную заработную плату.
В случае увеличения заработной платы наемные работники будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится.
Объекты и субъекты рынка труда. Рынок труда представляет собой целостную систему взаимозависимых процессов экономических агентов. Тесная связь объектов и субъектов рынка труда способствует конкретному пониманию его структуры в целом.
Проанализировав некоторые работы известных экономистов, можно сделать вывод, что для многих из них объектом рынка труда является нанимаемая рабочая сила, предоставляющая услуги труда. Из этого следует, что рабочая сила и является предметом купли-продажи. Однако, поскольку «рабочая сила» неотделима от человека и не может быть незаконно отчуждена, возникают другие мнения в понимании этого термина. Поэтому экономист А. Рофе утверждает, что "на рынке труда осуществляется процесс продажи-купли труда предстоящего, о чем и договариваются продавец и покупатель»1 является наиболее точным. В этом случае, наниматель становится собственником лишь непосредственных результатов труда, а работник, в свою очередь, за труд получает заработную плату.
Стоит отметить, что общественные отношения на рынке труда складываются между важнейшими субъектами данного рынка. Субъектами рынка труда являются: предприятия (работодатель), наемные работники, профессиональные союзы, государство.
Работодатель - юридическое или физическое лицо, заключившее трудовой договор с работником. С одной стороны, нанимая работников, работодатель обязан обеспечить ему благоприятные условия труда, выплачивать установленную заработную плату и следовать всем пунктам, прописанным в трудовом договоре.
С другой стороны, расширяя свое производство, он стоит перед выбором — инвестировать дополнительные средства в создание новых рабочих мест при снижении заработной платы, или не делать этого. Важно отметить, что предприниматель направлен на максимизацию прибыли, поэтому, чтобы избежать потерь и издержек, наем работников будет производиться, пока не вступил в силу закон убывающей предельной производительности труда.
Профсоюзы оказывают значительное влияние на регулирование экономики, отстаивая социально-экономические и трудовые интересы работников, содействуя занятости, регулируя коллективные трудовые споры. Работа трудящихся является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе. Ссылаясь на уставы, законные и подзаконные акты, например, Трудовой кодекс РФ, Конституцию РФ, профсоюзы обеспечивают активную защиту работающего населения.
Активная политика государства на рынке труда играет огромную роль. Государство также обязано бороться с безработицей, создавая новые рабочие места, путем переквалификации работников; выплачивать социальные пособия нуждающимся; развивать биржи труда, финансировать крупные проекты и программы развития.
Концептуальные подходы к исследованию рынка труда. Истоки научного понимания теории рынка труда в различных трактовках ученых – экономистов имеют существенные различия.
Так, подход классической политэкономии (А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй) обосновывает положение о том, что:
Рынку свойственны полная занятость и наличие естественной безработицы в условиях саморегулирования рынка; любой желающий работать легко найдет работу; равновесное состояние спроса и предложения рабочей силы обеспечивается ее ценой - заработной платой. Отсюда следует: все, что произведено в экономике, вскоре будет раскуплено, т.е. реальный спрос и реальное предложение совпадают.
Иное мнение на функционирование рынка труда представлено в «Капитале» К. Маркса. Отвергая теорию Д.Рикардо, он дифференцировал понятия «труд» и «рабочая сила». Маркс утверждал, что «всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости». Благодаря этому выводу Маркс отделяет абстрактный труд и конкретный.
В отличие от классической школы, неоклассическое направление (А. Маршалл, А. Пигу, Л. Вальрас и др.), сводится к следующему:
• ценность товара определяется величиной его предельной полезности;
• причиной безработицы является высокий уровень заработной платы;
• рабочие могут не соглашаться работать за предлагаемую заработную плату;
• ни спрос, ни предложение не влияют на определение цены.
Важно сказать, что представители неоклассицизма уделяют особое значение инвестициям в человеческий капитал, считая их двигателем экономического роста.
У представителей же кейнсианского направления (Дж.Кейнс, Дж.Хикс, П.Самуэльсон) новая система взглядов:
• чем выше величина денежных доходов домашних хозяйств, тем меньшая ее часть потребляется, а большая сберегается;
• объем затрат труда зависит от ожидаемых расходов общества на потребление;
• снижение спроса приводит к затовариванию;
• необходимо государственное регулирование экономики;
• относительная негибкость заработной платы;
• основные параметры занятости определяются уровнем эффективного спроса.
Концепция монетаристов (М.Фридмен, Э.Фелпс) строится на положениях, согласно которым:
• ценовой механизм сам определяет уровень занятости в условиях саморегулирующейся экономики;
• вмешательство государства приводит к разрушению механизма саморегуляции рынка.
Институциональная теория (Т. Веблен, Дж. Коммонс) получила свое распространение, начиная с 1960-1970-х гг. Особое внимание уделялось рассмотрению различных институциональных реформ, способных решить проблемы на рынке труда. Многообразие необходимости их использования строится на совокупном наборе различий структуры рабочей силы, ресурсов труда, и, как следствие, зарплаты. Данная теория представляет собой сочетание некоторых вышеупомянутых экономических школ. Ярким примером сочетания неоклассических и кейнсианских теорий является «Контрактная теория занятости» (М.Бейли, Д.Гордон, К.Азариадис). Возникает парадокс: поддерживая жёсткость заработной платы, они осознают, что именно этот фактор выводит из устойчивого состояния экономических агентов, которые действуют в собственных интересах.
Аналитический обзор рынка труда. Занятость населения – один из наиболее важных элементов отечественного рынка труда. Расширение производств, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, обеспечение полной занятости – вот тот комплекс мероприятий, который способствует устойчивому существованию данного рынка. Важнейшей задачей в развитии рынка труда является эффективное использование трудового потенциала страны.
Диаграмма 1
Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры по подысканию подходящей работы и трудоустройству, по предотвращению незаконных, необоснованных отказов в приеме на работу и охране от незаконных переводов и увольнений. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в статье 5 закрепил основные принципы государственной политики в области занятости. Вот некоторые из них:
обеспечение всем гражданам России равных возможностей в реализации их права на труд и свободный выбор работы;
поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
содействие развитию их способностей к производительному творческому труду.
На динамику занятости влияют следующие факторы:
• демографические (численность, структура, занятость населения);
• экономические (размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование);
• социальные (уровень развития сферы обслуживания, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения);
• организационные (уровень организации управления, создание бирж труда, служб занятости);
• правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, миграцию, условия найма и увольнения).
Начиная с 1990-х годов, проблема занятости оказывала острое воздействие на российскую экономику. Стремительное сокращение инвестиций, резкое повышение уровня безработицы привело к спаду национального производства и уменьшению ВВП. Осознание приближающего экономического кризиса, повлекшего снижение спроса на рабочую силу и упадка экономики страны в целом, было очевидно.
Диаграмма 2
В начале 90-х годов Россия вступила в полосу острейшего демографического кризиса. Под влиянием неблагоприятных факторов население страны, насчитывая 148,3 млн. чел. в 1992 г. уменьшилось в 1998 г. на 1,3 процента. Характерной особенностью демографической ситуации в России этих лет стало уменьшение населения страны в большинстве регионов. Однако предложение рабочей силы на рынке труда в 1990-2000 гг. оставалось относительно высоким. Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов, увеличилась к началу 2001 года до 87,3 миллиона человек.
Для современной экономики большое значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества. В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное образование, с 1992 по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента. Обратимся к динамике структуры занятого населения по уровню образования. В период с 2000 по 2012 год, как среди мужчин, так и среди женщин наблюдается повышение численности населения с высшим профессиональным образованием и резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.
Диаграмма 3
Наблюдается снижение доли лиц со средним профессиональным образованием на 3,9 % от общей численности рабочих. Начальное профессиональное образование среди мужчин характеризуется темпами роста на 12,4%, среди женщин - на 6,2 %. Среднее и основное общее образование имеют тенденцию к понижению: первое - на 3,2%, второе - на 5 %.
Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.
Важным и сложным направлением антикризисной политики правительства в 2009 г. была работа по стабилизации ситуации на рынке труда. Численность экономически активного населения по предварительным итогам обследования составила в феврале 2010 г. 74,5 млн. чел., или более 52% от общей численности населения страны. В государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано на тот момент 2,3 млн. безработных.
По данным выборочного обследования населения в феврале 2010 г. уровень занятости населения экономической деятельностью составил 61,1%. Средний возраст безработных - 35,6 года; молодежь до 25 лет составляет 25,8%, лица в возрасте от 50 лет и старше - 17,9%.
Показателем, характеризующим стабилизацию положительных тенденций на рынке труда, является соотношение обратившихся за содействием в поиске подходящей работы и нашедших ее. При этом из обратившихся нашли работу почти на 872 тыс. человек больше, чем в 2008 г. (рост составил 122,6% к уровню предыдущего года). Это позволяет говорить о высоких результатах деятельности служб занятости населения по трудоустройству граждан в условиях резкого сокращения количества вакантных рабочих мест. Трудоустройство было достигнуто в основном за счет организации временных рабочих мест.
В силу определенных жизненных обстоятельств многим рабочим приходится трудиться на вредных производствах в опасных условиях. В этом случае работодатели выплачивают установленные компенсации. В защиту трудящихся на вредных учреждениях создаются и существуют различные нормативно-правовые акты. Согласно ст. 94 Трудового Кодекса РФ для работников, занятых на вредных и опасных работах, установлена максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены). Она не может превышать:
– при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов;
– при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.
К тому же, сотрудники имеют определенные гарантии и льготы:
медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ);
ограничение труда во вредных условиях(ст. 253 ТК РФ);
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ);
смывающие и обезвреживающие средства(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н);
лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ);
льготная пенсия (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Важно также отметить положение молодежи на современном рынке труда. Здесь им предлагаются в основном вакансии с низкой зарплатой или работа, требующая очень высокого образовательного уровня.
Для этого необходимо время, чтобы освоить квалификацию. Отсутствие соответствующего стажа затрудняет трудоустройство молодежи. Работодатель, исходя из собственных интересов, стремится найти готового специалиста, изменяя списки требований к потенциальным кандидатам на рабочие места. Негативные последствия в том, что проблема набирает темпы, становится более глобальной. Даже по данным официальной статистики, граждане РФ до 25 лет составляют сейчас среди безработных 26,8% против 24,8% в январе 2011 г.
По мнению эксперта рекрутингового портала Алексея Захарова, главная проблема трудоустройства - современное образование: «Для нас сегодня актуальна проблема образования, которое сейчас получают студенты в вузах: оно не соответствует запросам рынка труда. Отсутствие нормального профессионального или высшего образования значительно уменьшает перспективы удачного трудоустройства».2
На основе опроса Центра социального прогнозирования при поддержке фонда "Евразия" в феврале 2004 г. для 11,4% молодых людей проблема трудоустройства стояла на первом месте. Высокие, а порой, неоправданные требования работодателей вынуждают молодежь либо пополнять ряды безработных, либо идти работать не по своей специальности, либо искать работу в той сфере, где наблюдается перенасыщенность определенных профессий. Однако молодежь не остается без поддержки со стороны государственных учреждений. Студенческая биржа труда проводит профориентации, создает центры трудоустройства в вузах страны, расширяет их участие в различных молодежных программах, проводит ярмарки вакансий. Сегодня довольно часто организуются специальные образовательные форумы, как «Селигер», способствующие формированию у молодежи творческого потенциала. Здесь они могут почувствовать себя «молодыми учеными», представив свои инновационные проекты публике, а также разнообразные планы дальнейшего развития страны.
В ходе исследования статистических данных обнаружено, что в 2004 году был поддержан телемост Санкт-Петербург - Ханты-Мансийск. Программа помогла трудоустроить около 30 тыс. молодых людей, было создано свыше 5000 рабочих мест. Общий бюджет программы составил около 120 млн. рублей, из которых 78% составляют средства бюджета Санкт-Петербурга, 13,3% - средства Федерального бюджета, 8,45% - средства работодателей.
Не является исключением и рынок труда, сформировавшийся в Самарской области. Развитие рынка труда в регионе нельзя осуществлять без учета особенностей отраслевой структуры, условий расселения и других факторов. На особенности конъюнктуры рынка труда в Самарской области оказывают влияние значительный размер и освоенность территории, благоприятные климатические особенности, хорошо развитая социальная инфраструктура. Этим объясняется невысокий уровень оборота кадров и слабая интенсивность миграционных процессов. Трудовые ресурсы Самарской области отличает высокая экономическая активность населения, уровень которой составляет 68,5%. Складывается парадоксальная ситуация, касающаяся самарского молодежного рынка труда. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи. Самарская область является мощным центром промышленного производства. Поэтому необходимо реализовывать образовательные программы, нацеленные на приоритеты экономического развития региона. Заводы нашего региона нуждаются в новых рабочих кадрах, однако выпускники школ, связывающие свои надежды с ВУЗами, и большинство студентов предпочитают искать работу в сфере услуг. А вот рынок труда дает другую картину: наибольшим спросом пользуются такие специальности, как автомеханик, сварщик, мастер строительных работ. На сегодняшний день существуют университеты, которые готовят специалистов по целевому заказу для региональных предприятий, то есть осуществляют заказы работодателей по подготовке кадров с необходимыми компетенциями. В этом есть свои преимущества и, возможно, решаются проблемы занятости молодежи. Благодаря таким проектам «студенты могут самостоятельно выбрать компанию, познакомиться со спецификой работы и в будущем стать одним из ее сотрудников. По схеме «вуз - предприятие» налажены связи с такими компаниями, как Куйбышевский НПЗ, СВГК, ГК «Амонд», СК «Град», «Волгаспецстрой» и многими другими.
Программа «Молодое поколение Самарской области» развивается довольно успешно и дает хорошие статистические результаты. В 1995 г. был создан Комитет по делам молодежи. Одним из его направлений является поддержка молодого предпринимательства.
Новый проект «Агентство содействия молодежи» организовало службу психологической поддержки молодых людей, испытывающих трудности в выборе профессии». Специалисты проводят лекции, тренинги, занятия, помогая студентам в этом вопросе.
Кроме целевых программ существует закон «О молодежи и молодежной политике в Самарской области» от 14 декабря 2010 года № 147-ГД, статьи которого помогают молодежи чувствовать себя более уверенными на рынке труда. Так, в статье 14 закреплено: «Гарантии молодых людей в сфере труда и занятости обеспечиваются посредством: оказания консультационной, информационной и иной поддержки движению студенческих отрядов; предоставления возможности профессионального обучения; содействия в участии молодежи в международных программах развития карьеры и организации стажировок молодых людей за рубежом».
Определенное влияние на рынок труда Самарской области оказывает и миграция населения: с одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, с другой стороны, криминализация деятельности. Эта ситуация требует стратегического решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов как национального рынка труда в целом, так и самарского, в частности.
В своем интервью газете «Волжская Коммуна» Олег Фурсов, министр труда, занятости и миграционной политики Самарской области рассказал о том, что наш регион нуждается в иностранных рабочих: причиной этой политики служит «дефицит рабочих ресурсов на рынке труда региона и необходимость его восполнения. На каждом втором предприятии области не хватает сотрудников: востребованы рабочие специальности, высококвалифицированные инженеры, ученые». Обращаясь к статистическим показателям, можно сказать, что в 2012 г. 45% мигрантов работали в строительстве, 11% - в сельском хозяйстве, 18% - в производстве, 11% - в торговле. Вопреки желаниям работодателей применять труд почти 100 тысяч иностранных работников, областной комиссией по вопросам внешней трудовой миграции на 2014 г. была удовлетворена лишь одна треть заявок. Отмечается также, что 34% мигрантов приезжали для осуществления трудовой деятельности более 2-3 раз. Однако, общая доля высококвалифицированных работников составляет всего лишь 7,6%.
Не так давно Министерством разработана программа адаптации и интеграции мигрантов Самарской области, которая призвана сгладить культурные и экономические противоречия. Учитывая, что мигранты заполняют вакансии, невостребованные коренным населением, одной из задач миграционной политики является стимулирование работодателей к созданию современных высокопроизводительных рабочих мест, привлекательных для коренного населения.
Анализируя состав занятого населения (см. таблицу 1), можно сделать вывод, что доля занятой молодежи в экономике в возрасте до 20 лет за 2003-2012 гг. сократилась на 1п.п., 20-24 лет – на 3,3п.п., напротив среди работающего населения увеличилась доля возрастов 55-59 лет – с 5,1 до 9,9%, 60-72 лет – с 3,5 до 4,4%. В 2012 г. средний возраст занятых мужчин и женщин примерно одинаков.
Таблица 1
Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам
(в процентах к итогу) 3
Таким образом, рынок труда Самарской области играет огромную роль в процессе производства. Разработка различных программ, целей, задач государства по регулированию занятости применительно нашего региона помогает решать проблемы безработицы, а также обеспечивает стремление к полной занятости населения.
Основные направления модернизационного регулирования занятости. Регулирование занятости является наиболее актуальной и обсуждаемой темой для стабильного макроэкономического развития государства. На сегодняшний день разработанные социальные программы и те, которые находятся на стадиях внедрения, по данному вопросу оказывают достаточно ощутимое влияние на структуризацию современного рынка труда.
Выше приведенные статистические данные показывают снижение уровня безработицы и увеличение численности занятого населения. Но, убеждены, все же не стоит ограничиваться уже используемыми проектами. Необходимо как можно чаще создавать новые, более подходящие под постоянно изменяющуюся экономическую ситуацию на рынке труда.
Исходным пунктом правительственной стратегии должен стать способ постепенного снижения безработицы. Для этого нужно утвердить такую информационную систему, которая будет направлена на предупреждение возникновения массовой безработицы.
Основополагающие цели активной политики:
1) содействие трудоустройству;
2) организация общественных работ;
3) содействие предпринимательству (предоставление кредитов и субсидий);
4) помощь в занятости слабозащищенных групп населения (предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении).
Важнейшие направления государственного регулирования занятости:
регулирование развития системы рабочих мест;
установление системы свободного выбора труда;
регулирование трудовых отношений;
регулирование спроса на рабочие места;
установление минимального размера заработной платы;
функционирование центров занятости;
выплата государственных пособий по безработице;
государственная политика в развитии системы образования.
Основные программы регулирования рынка труда:
программа создания «гибкого рынка труда»;
программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
программы содействия найму рабочей силы;
программы по социальному страхованию безработицы.
В России достижение экономической устойчивости в занятости возможно и через инструменты государства, как законотворческая политика, инвестиционная политика, налоговая политика, финансовая политика, социальная политика.
Рассмотрим более детально некоторые из предложенных механизмов.
Законотворческая инициатива государства заключается в качественном контроле соблюдения трудовых договоров. В данном случае и работник, и работодатель имеет право ссылаться на Трудовой Кодекс РФ и иные нормативно-правовые документы. Например, в ст.1 Закона «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. зафиксировано: «Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается за исключением случаев, особо установленных законодательством». Каждый из имеющихся законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, устанавливая общие правила, нормы отношений между нанимателями и нанимаемыми.
Также важно обратиться к такому понятию, как «мультипликатор занятости», основанный на неокейнсианской концепции. Применяя этот механизм, предлагается следующая схема его использования. Здесь самая важная составляющая - первоначальные инвестиции, которые напрямую воздействуют на объем занятости. Так, потенциальный прирост первичной занятости, вызванный инвестициями в определенной отрасли, приведет к многократному увеличению вторичной занятости в других отраслях или сферах производства. Увеличивая новые капиталовложения в производство, надо стремиться к повышению потребительского спроса, что, в свою очередь, увеличивает емкость рынка, а значит, создает благоприятные условия для роста занятости.
Такие региональные программы должны преобладать на тех территориях, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Поэтому надо создавать условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов, связанных с территориальной мобильностью населения.
Финансовая же политика заинтересована в обеспечении сглаживаний отрицательных последствий безработицы за счет бюджета фонда занятости: выплата пособий по безработице, доплаты на иждивенцев матерей и отцов одиночек и другие меры помощи. Служба занятости не имеет права изменять размер выплат, т.к. они фиксированы и установлены законом.
Социальная политика рассматривает различные аспекты занятости, формирующие благосостояние экономики. Во-первых, предполагается учитывать культурные традиции в процессе трудоустройства национальных меньшинств РФ независимо от их статуса. Так, исключается дискриминация по религиозному и другим признакам; обеспечивается равенство в правах на трудоустройство, получение установленной заработной платы, а также право доступа к образованию; осуществляется помощь в поиске или предоставлении жилья.
Во-вторых, неотъемлемой частью социальной политики является уровень и качество жизни населения. Важно правильно формировать тот минимум «потребительской корзины», способствующий благосостоянию общества. Качество жизни подразумевает условия и безопасность труда, наличие использования свободного времени, безопасность граждан и др.
В-третьих, сфера здравоохранения, обязательного социального страхования, личная безопасность граждан обеспечивает нормальный уровень их жизнедеятельности.
Одни из современных способов поиска занятости и трудоустройства можно справедливо считать интернет. Таким сайтом стал информационный портал «Работа в России», сформированный 16 января 2009 г. Федеральной службой по труду и занятости. Он объединил в себе информацию о службах занятости и о предлагаемых вакансиях.
Другая предлагаемая программа в сфере занятости - программа содействия самозанятости безработных. Эта программа открывает безработным возможность финансирования на открытие личного бизнеса. Граждане получают консультации, готовят бизнес-план для своей дальнейшей работы в качестве предпринимателя.
Еще один проект регулирования занятости заключается в создании дополнительных рабочих мест. Для этого важно определить общую потребность в рабочих местах на основе демографического прогноза не только в сфере услуг, но и на градообразующих предприятиях, предприятиях тяжелой промышленности.
Разработка проекта характеризуется:
повышением инвестиционной активности работодателей;
эффективным использованием производственных мощностей;
защитой отраслей от монополизма;
привлечением отечественных предприятий к участию в тендерах по закупкам оборудования и технологий;
квотированием рабочих мест для российских работников на иностранных предприятиях;
введением ограничений на использование иностранной рабочей силы.
Стимулирование данной ситуации относится в большинстве случаев к малому бизнесу. Оснащение небольших фирм новым оборудованием, либо переоснащение основных производственных фондов, позволит, на наш взгляд, расширить количество рабочих мест. Рост выпуска валового национального продукта будет привлекать все больше трудоспособного населения, и в результате приведет к увеличению занятости.
Таким образом, на сегодняшний день существует огромное количество мощных рычагов воздействия на занятость. Разрабатывая инновационные программы и проекты, предлагая свои идеи, принимая государственные заказы, расширяя как технологическую базу, так и производство в целом, можно добиться предельно высокой занятости населения.
Формирование рынка труда в России требует со стороны государства помощи и поддержки во всех направлениях. К ним относится пресечение работы монополистических предприятий; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения; выплата субсидий, социальных пособий и др.
Список использованной литературы
1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
2. Конституция РФ.
3. Трудовой кодекс РФ.
4. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы".
5. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. М.: ЮРИСТЪ, 2001.
6. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
7. Бартенев С.А. История экономических учений: Учеб. М.: ЮРИСТЪ. – 2001.
8. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Под ред. Черковца В.М.: Мысль, 1994.
9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избр. произ. М., Экономика, 1993.
10. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1996. Том 1. Гл. 12.
11. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993.
13. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича.-М.: ИНФРА-М, 2003.
14. Зубченко Евгения. О занятости // Новые известия. 8 февраля 2012 г.
15. Кострикин А. Занятость и трудоустройство молодежи: Санкт-Петербург начала XXI века (между теорией и практикой) // Пчела. 2005. № 47.
16. Рофе А. О содержании понятий "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" // Человек и труд. 1997. № 3.
17. Российский статистический ежегодник. 2013 год: Статистический сборник.- М.: Госкомстат, 2013.
18. Статистический ежегодник Самарской области. 2012.
19. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. http://www.gks.ru/wps/portal.
1 Рофе А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. 1997. № 3. С. 25.
2 Зубченко Е. Новые известия. 8 февраля 2012 г.
3 Статистический ежегодник Самарской области. 2012.