ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин монополия пришел из греческого языка и означает «продаю один». В этом случае вся торговля одним товаром или услугой находится в одних руках. Естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. В интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

В Российской экономике естественные монополии занимают важную нишу. Правительство регулярно издает законы и указы, относимые именно к отраслям естественных монополий. Наиболее активно регулируемой отраслью является электроэнергетика, и это бесспорно, так как она обслуживает все отрасли промышленности, а так же удовлетворяет потребности населения.

Так же эта тема достаточно актуальна, поскольку естественные монополии, как правило, появляются в отраслях, рассчитанных на большую часть населения, поэтому эти отрасли нуждаются в особом рассмотрении и грамотном государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.

Целью данной работы является определение содержания данного явления, принципов его возникновения, качественных и количественных характеристик, направлений и эффективности государственного их регулирования.

История возникновения и развития естественных монополий в России. Первые монополии появились в 80-х годах 19-го века. Отличительной особенностью монополий «первого поколения», является то, что они создавались при непосредственном вмешательстве государственных органов в тех отраслях, которые обеспечивали нужды государственного хозяйства. Как раз это и привело к раннему появлению государственно-монополистических тенденций. До начала 20 века роль монополий была невелика. Толчком к их развитию послужил экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности, и чаще они образовывались в виде картелей, синдикатов и трестов. В то время государство использовало против монополий законодательство, формально запрещающее их деятельность. Из-за этого монополисты регистрировали свои предприятия, используя разрешённые формы (например, акционерные предприятия).

В период промышленного подъёма (1910-1914 гг.) происходил дальнейший рост монополий. Количество промышленных и торговых синдикатов и картелей доходило уже до 150-200 предприятий, десятки из которых были на транспорте. Многие крупнейшие банки превратились в банковские монополии, что способствовало укреплению и развитию концернов, трестов и т. п. («Россуд-Новаль»). Концентрация монополий в различных отраслях производства была крайне неравномерна - в металлургии, транспорте, машиностроении, нефте- и угледобычи они концентрировали основную часть производства и почти безраздельно господствовали на рынке, в то время как в лёгкой и пищевой промышленности уровень монополизации был невысок.

Годы первой мировой войны (1914-1918гг.) в целом увеличили число монополий и их мощь, особенно развивались монополии, связанные с военным производством. На основе их слияния с государственными органами существовал Российский монополистический капитализм.

Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Вновь монополии возникли при переходе России к рынку.

В российской промышленности в настоящее время существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их доля составляет 7 % от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Естественные монополии - наиболее устойчивые отрасли экономики. Их доля в ВВП составляет около 15%.

Основные признаки естественных монополий. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать категорию естественная монополия, необходимо рассмотреть ее основные черты:

Во-первых, наиболее эффективное функционирование при отсутствии конкуренции;

Во-вторых, установлены барьеры входа на рынок для других фирм, прежде всего, это высокие издержки;

В-третьих, низкая эластичность спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены;

В-четвертых, сетевой принцип.

Можно вывести следующее определение: естественная монополия – это такая разновидность монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос (на общественные блага и услуги первой необходимости) в условиях минимальных затрат, а потому ее деятельность легализована государством.

Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, так как она охватывает все производство определенного товара или услуги.

Условия возникновения и существования естественных монополий. Принято считать, что в отдельных направлениях хозяйственной деятельности объективно существует ситуация, когда функционирование хозяйствующего субъекта максимально эффективно при отсутствии конкуренции, т.е. на базе единственной фирмы. Велико влияние так называемого эффекта масштаба на снижение издержек. Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Материальной основой предпринимательской деятельности субъекта естественной монополии, как правило, является распределенный по значительной территории инженерный объект или комплекс взаимосвязанных объектов, функционирующий как единое целое, т.е. сеть: телефонная, железнодорожная, газо-, водо-, тепло-, энергоснабжения, либо объекты, расположение которых обусловлено факторами природной среды - морские и речные порты, аэродромы. Применительно к такого рода объектам экономическая нецелесообразность их дублирования с целью развития конкуренции определяется как техническими аспектами их деятельности, так и большой стоимостью объектов (большими первоначальными вложениями капитала).

Поэтому естественные монополии выгодны как для общества, так и для государства, что объясняет их сохранение в национальном производстве.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий, которые занимаются производством «общественных благ», то есть «общественного пользования», осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного и трубопроводного транспорта, автодорожное строительство, кабельное телевидение и другие услуги.

В случае сокращения объемов представления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будет действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними, и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня.

Еще одна причина существования монополии состоит в том, что одна единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Как правило, это предприятия, которые имеют свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры (редкие металлы, электроэнергия, линии электропередач, телефонные линии, железнодорожный транспорт, трубопроводы, трансформаторные подстанции, генераторы, насосное и водопроводное оборудование, очистные сооружения, военно-промышленное оборудование).

Немаловажной причиной существования естественной монополии выступает государственное ограничение притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Это выражается в применении патентов и специальных лицензий, разрешающих деятельность тем субъектам, которых определит государство. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию.

В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. Когда спрос на товар монополиста невелик, то естественная монополия может оставаться, так как она полностью удовлетворяет спрос на рынке с низкими издержками. Однако по мере того как спрос растёт, нагрузка на фирму увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется увеличить объем производства. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.

Ориентировочно естественные монополии формируются в следующих сегментах рынка:

1) крупномасштабные предприятия, монопольное положение которых обусловлено высокими экономическими барьерами;

2) территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна;

3) монополия производителя, основанная на использовании уникального ресурса;

4) монополии, лидирующие на тех или иных направлениях современного научно-технического прогресса;

5) монополия федеральных (региональных, муниципальных) органов власти на те, или иные продукты (услуги) с неэластичным спросом, которые составляют неотъемлемую часть любого потребительского набора;

6) монополия, приобретенная на рынке контрактов.

Все приведенные сферы характеризуются определенной, в частности, экономической спецификой.

Классификация естественных монополий. Условно существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых. б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Выделяют следующие виды естественных монополий:

1) по масштабу (территориальному пространству): федеральные, региональные, муниципальные (локальные). Локальные естественные монополии - наиболее часто встречаемый вид естественной монополии;

2) по отраслевой принадлежности (специализации): монополии в топливно-энергетическом комплексе, монополии в коммуникативном обслуживании (оказание услуг связи, почты, Интернета), монополии в транспортной системе, монополии в жилищно-коммунальном хозяйстве;

3) по наличию государственного регулирования: регулируемые, нерегулируемые;

4) по форме собственности субъекта: государственные, муниципальные, частные, смешанные;

5) по возможности вступления в отрасль: открытые (барьеры незначительны), закрытые (барьеры высоки);

6) по длительности существования: постоянные (при растущей отдаче от масштаба при любом объёме производства), временные (пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса).

Функции естественных монополий в экономической системе России. Естественные монополии служат структурообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее стабильность, целостность и эффективность. Деятельность субъектов естественных монополий оказывает значительное влияние на итоговые макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность страны. Как одна из структурных составляющих экономической системы государства, естественные монополии играют значительную роль в функционировании экономики, следовательно, они выполняют важные функции, такие как:

Функция оказания для общества жизненно важных услуг, так как только естественные монополии могут оказывать большинство жизненно важных для общества услуг с наименьшими издержками;

Системообразующая (интегративная) функция - естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны;

Стабилизирующая (дестабилизирующая) функция - естественные монополии могут вырабатывать стратегическое поведение на средне- и долгосрочную перспективу, так как они меньше подвержены воздействию экономических кризисов;

Функция обеспечения национальной безопасности - естественные монополии за счёт своей политики зачастую обеспечивают национальную безопасность (лучше налажен контроль за утечкой технологий, имеется возможность поддерживать национальных поставщиков, национальные разработки, есть возможность поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны проводить политику в интересах своего государства на мировой арене.

Естественные монополии служат объединяющим элементом в национальной экономике.

Современные естественные монополии. В России известны естественные монополии: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», и бывшее РАО «ЕЭС». Учитывая стратегический характер названных отраслей, законодатель воздержался от поспешности в деле их реформирования. В настоящее время только одна из названных компаний – РАО «ЕЭС» - подвергнута глубокой реструктуризации путем выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний.

РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - «предприятие ОАО». С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании - естественной монополии - «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России.

Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

Таким образом, изучив понятие «Естественная монополия», признаки естественной монополии и характеристику Газпрома можно сделать вывод - Газпром является естественной монополией.

РАО «ЕЭС России».

Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежало 52,6% акций. РАО «ЕЭС России» контролировало 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состояла из 72 региональных АО-энерго. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» являлось собственником всей сети линий электропередач страны.

После реформирования электроэнергетики (2002—2008 гг.) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.

Суть реформы заключается в следующем. Были созданы самостоятельные компании, раздельно по производству электроэнергии и ее передаче: оптовые генерирующие компании, федеральная и региональные сетевые компании, федеральный оператор, а также региональные генерирующие компании, куда войдут местные ТЭЦ и мелкие станции. При этом АО-энерго ликвидируют, и тем самым окончательно ликвидируют былое организационное и технологическое единство ЕЭС, делавшее ее системой. После чего потребители полностью лишатся прежних преимуществ этой системы.

Что на самом деле важно в реформе с точки зрения технологии? В регионах появляются генерирующие, сетевые, сбытовые компании с последующей межрегиональной интеграцией. На базе генерирующих активов в свою очередь созданы оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК, ТГК).

Рассмотрим на основе ОАО «Самараэнерго» основные виды деятельности региональных компаний, после реформирования электроэнергетики.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Самараэнерго» - крупнейшая энергосбытовая компания Среднего Поволжья, которая обеспечивает энергоснабжение около 79% общего электропотребления Самарской области. Миссия ОАО «Самараэнерго» заключается в обеспечении надежности поставок электроэнергии на территории Самарской области для социального и экономического развития региона. В настоящее время основной деятельностью ОАО "Самараэнерго" является покупка электрической энергии на оптовом рынке (НОРЭМ) и поставка её на розничный рынок Самарской области по договорам энергоснабжения и купли-продажи.

То есть теперь энергия поступает не напрямую через её производителя, а через посредника - в нашем случае, через ОАО «Самараэнерго». Кампании такого типа есть в каждом крупном городе. Они осуществляют нижеперечисленные функции:

  1. продажа электрической энергии по установленным тарифам;

  2. покупка электрической энергии с оптового рынка электроэнергии;

  3. покупка электроэнергии от производителей;

  4. реализация электроэнергии энергоснабжающим организациям;

  5. оказание услуг по сбору средств с населения за оказанные коммунальные услуги населению.

На этом этапе и возникают некоторые проблемы. Как правило, именно перепродавцы энергии проявляют недобросовестность и недоплачивают в казну госбюджета, остаток помещая «себе в карман». Так же электроэнергия резко подорожала (это видно из таблицы), что не могут не почувствовать обычные граждане. Резко увеличились и техногенные аварии и катастрофы. Одна из главных целей реформирования – привлечение инвестиций, не достигнута, а конкурентные отношения так и не сформировались. Модернизация электроэнергетики остаётся под вопросом - целесообразно ли было вообще проведение такой реформы? Чтобы электроэнергетическая отрасль функционировала стабильно нужно ввести ценз на тарифы электроэнергии, «заморозить» их, чтобы исключить возможность беспорядочного установления цен на ресурсы, иначе беспорядка не избежать.

Тарифы на электроэнергию для населения Самарской области в данном году

Руб./квт-ч.

2008

1,69

2009

2,11

2010

2, 32

2011

2,56

2012

2,69

2013

3, 05

2014 (с 1.01. по 30.06)

3,04

2014 (с 1.07. по 31.12)

3, 17

Вернёмся непосредственно к самой реформе. Производитель продает электроэнергию энергосбытовой компании, та, в свою очередь, поставляет её к организациям, обслуживающим дома.

ОАО «Российские железные дороги».

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. По состоянию на 2012 г. входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.

ОАО «РЖД» создано 18 сентября 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 585

Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» реструктуризирована. В соответствии с программой реструктуризации была создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО «РЖД» (2008-2009 гг.).

Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пока пользуется компания ОАО «РЖД». Она полностью принадлежит государству.

Государственное регулирование естественных монополий. Различают ценовое и неценовое государственное регулирование естественных монополий.

Ценовое регулирование. Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальными нормативными актами.

Существует несколько методов ценового регулирования:

1) Метод предельных издержек.

Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

2) Метод средних издержек.

Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

3) Метод установления потолка цен.

Определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии. Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.

4) Субсидирование естественных монополий.

Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения. Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы. Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Государство призвано защитить интересы всех потребителей.

Неценовое регулирование. Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей. Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

1) Предварительный контроль.

Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

2) Последующий контроль.

Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях».

Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

Среди уже созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной и региональных энергетических комиссий. Тем не менее, до сих пор в большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию, а в ряде других регионов - заниженные тарифы, не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро- и теплоэнергию должны быть значительно уменьшены.

Пути дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию отраслей, являющихся естественными монополиями лежат в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного хозяйства и требования внутренних российских условий.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Функции органов регулирования:

1) они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование;

2) определяют методы регулирования (в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

3) контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:

1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

2. Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации», федеральный закон «Об электроэнергетике», федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

3.Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий), федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 7 закона требует включения акции ряда субъектов естественных монополий в прогнозный план приватизации федерального имущества на основании федерального закона) и др.

Федеральный закон «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей. Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Однако в случае злоупотребления естественной монополией своим доминирующим положением на рынке, в частности, действиями, направленными на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, антимонопольный орган вправе давать субъекту естественной монополии предписания.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147 « О естественных монополиях».

2. Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» - Ст.7.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации - М., 2013.

4. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. 9-е изд.- М.: Маркет ДС. 2009.

5. Антипина О.Н., Миклашевская Н. А., Никифоров А. А. Макроэкономика. – М.: ДИС, 2012.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М. 2003.Т.2.

7. Курс экономической теории: Учеб. / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. - Киров: АСА. – 2004.

8. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. – 2003. – № 4-5.

9. Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. - М.: Кнорус, 2011.

10. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2009. - № 4-5.

11. Одесс В. Конкуренция-двигатель экономики рыночного типа // РИСК. 2010. - № 11.

12. Саакян Ю.А. Государственное регулирование естественных монополий и его границы // Федеральный справочник. Декабрь 2008.

13. Чирихин С.Н. Экономический кризис и монополизм - союз нерушимый // ЭКО. - 2009. - № 3.

14. Словарь экономических терминов - http://www.bank24.ru/.

15. Научная электронная библиотека - http://cyberleninka.ru/.

16. Свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org/.

Просмотров работы: 21144