Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
С другой стороны, многое свидетельствует в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Объектом настоящего исследования является деятельность естественных монополий, а также механизм демонополизации национальной экономики в условиях рыночной экономики.
Предмет исследования - монополизм в экономике России, его сущность и особенности развития, система экономических отношений, определяющая механизм демонополизации и возможности регулирования монополизма, а также влияние данных процессов на социально-экономическое положение страны.
Цель работы - изучение сущности монополии в современных условиях российской экономики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
рассмотреть сущность и виды монополии;
изучить особенности российского монополизма;
проанализировать экономические последствия монополизации рынков;
рассмотреть антимонопольное законодательство за рубежом и в России.
Методология исследования. Данное исследование проведено на основе критического анализа специальной литературы, законодательных актов и законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений правительства, официальных материалов государственной статистики, публикаций в периодической печати, относящейся к теме исследования.
Понятие и сущность монополии. Концентрация капитала и производства подготавливает почву для возникновения и роста монополистических объединений. На известной ступени своего развития концентрация производства вплотную подводит к монополии.
Монополизм представляет собой господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.1
Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Поскольку монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса (которая чаще всего бывает неэластичной). Поскольку кривая спроса является слабо убывающей, компания знает, что чем больше товара она поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки товаров на рынок, компания значительно повышает цены на них. Таким образом, компания имеет возможность воздействовать на рыночные цены, т.е. обладает монопольной властью.
На монопольных рынках существуют барьеры вхождения для новых продавцов. К основным видам входных барьеров относятся следующие: исключительные права (правительственная лицензия на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги); собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами; авторские права и патенты; эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции; нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).2
Монополии благодаря высокому уровню концентрации имеют возможности для ускорения технического прогресса, если извлекается большая прибыль.
Виды и формы монополий. Современная экономическая теория выделяет три типа монополий: монополия отдельного предприятия; монополия как соглашение; монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать наиболее приемлемым, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Различают следующие основные формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, многоотраслевой концерн.3
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, железную дорогу или газопровод, параллельно с уже действующим.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение;
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.4
Особенности российского монополизма. Российская экономика по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных преобразований привело к усилению монополистических тенденций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности, предприятия, которые после распада СССР превратились в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйствования — либерализация экономики, проявившаяся для монополистов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверхприбылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет занижения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативными последствиями монополизации. Здесь стоит упомянуть и малономенклатурный характер производимой монополиями продукции, что также являлось пережитком социалистического прошлого. Как следствие — отсутствие потребительского выбора и развитие инфляционных процессов.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В западных странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для России важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Необходимость антимонопольного регулирования признана в России. В данный момент это особенно актуально, поскольку Россия унаследовала от централизованно-управляемой системы крайне высокую степень монополизации экономики. К лету 2013 г. на долю 23 крупнейших бизнес-групп приходилось более трети всего промышленного производства и шестая часть занятого населения в России. Самыми высококонцентрированными при этом являются цветная и черная металлургия, добыча газа, автомобилестроение и нефтяная промышленность.5
Главной особенностью российского монополизма, происходящей из гносеологии его возникновения, является отличный от рыночного способ зарождения данного явления, характерный для нашей страны. Вопреки обычным причинам возникновения монополизма в странах с рыночной экономикой, связанных с потребностями производителей в увеличении объемов производства в целях получения максимальной прибыли, борьбы за освоение новых технологий, иными словами – формирование монополизма в конкурентной борьбе, российские предприятия, именуемые монополиями, сформировались в результате передачи собственности от государства – монополиста в руки частных собственников.
Российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия «монополия», поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. «Реальной монополией» считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает «доминирующее положение». Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.6
Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено более 6500 предприятий. Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.
Российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.
В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Три главных естественных монополиста России: РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач); Газпром (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа); МПС (железнодорожные перевозки); Четвертым можно назвать «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. Отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами.
2. Искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется, прежде всего, за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Нижегородской области создала унитарное государственное предприятие «Фармация», включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины «Оптика», фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона «О конкуренции» и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.
Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.
Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО «ЕЭС», Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО «ЕЭС»: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого, необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно, и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.7
Экономические последствия монополизации рынков.
Положительные стороны монополизации экономики. Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.8 Таким образом, монополии на современном этапе это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
Отрицательные факторы монополизации экономики. Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков ведет к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества. Среди негативных факторов находятся монопольные цены. Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса.9
Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения, ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаемые.
В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция и рыночная среда. Монополизация тормозит структурную перестройку хозяйствующих субъектов, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию».
Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.
Антимонопольное законодательство за рубежом и в России. Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, между тем экономические реалии двух этих стран различаются в достаточно сильной степени.
В частности, антимонопольное законодательство США разрабатывалось в условиях, когда существовавшая система классической свободной конкуренции стремилась законсервировать себя, остановив естественный процесс укрупнения капитала, делающий функционирование рыночной экономики более эффективным. Заслугой экономической системы США явилось не наличие в ней антимонопольного законодательства, а тот факт, что она не сдерживала объективного процесса концентрации производства и централизации капитала, результатом чего явилось развитие в экономике США крупных и крупнейших корпораций, которые со временем превратились в ТНК.
Американские монополии выработали множество приемов, при помощи которых они получали возможность обойти положения законодательных актов. Например, ими широко используется традиционный институт доверительного управления, предусматривающий передачу имущества, акций и т.п. в распоряжение доверительного управляющего, что обеспечивало централизацию функции управления в данных объединениях.
Основным законодательным актом антимонопольного регулирования в России в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Данный закон направлен на снижение степени монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий.
В российской системе антимонопольного регулирования можно найти черты, приводящие к результату, обратному тому, который предполагался быть достигнутым за счет применения антимонопольного законодательства. Так, антимонопольный иск по определению может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным субъектам. Но насильственное расформирование такого предприятия чревато высвобождением большого числа работников и, быть может, разрушением самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все действия антимонопольного органа.
К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.
У систем антимонопольного законодательства России и США существуют и отличия, и эти отличия – не в пользу РФ. Так, законодательство РФ, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа. Возможно, это и логично, если учитывать, что перед российской экономикой стояла задача не недопущения дальнейшей концентрации капитала, а предотвращения последствий концентрации капитала, уже существующей на момент принятия антимонопольного законодательства, но есть здесь моменты и нелогичные. Антимонопольный орган выступает в качестве инициатора судебных дел, а это с неизбежностью приводит к злоупотреблениям властей для нажима на неугодные им хозяйственные структуры. Логичнее было бы придерживаться традиционной процедуры, предполагающей в каждом деле наличие истца и ответчика. В качестве истца должны выступать хозяйствующие субъекты, которые испытали на себе действие недобросовестной конкуренции со стороны потенциального монополиста, который и должен выступать в качестве ответчика. Сама же жалоба может подаваться в антимонопольный орган, который должен выступать в качестве своеобразного «институционального буфера»: он проводит предварительное разбирательство и по его результатам обращается в суд совместно с истцом. Такая процедура представляется более логичной и эффективной. В деле Microsoft был именно такой алгоритм действий: изначально иск был подан конкурентами Microsoft, а не государственным органом исполнительной власти. В дальнейшем государство защищало не абстрактные интересы рынка программного продукта и конкуренцию, а конкретные интересы субъектов этого рынка.10
Антимонопольное законодательство является не единственным методом антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.
Помимо прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.
Примером является система регулирования в США процесса привлечения прямых иностранных инвестиций. Комфорт иностранному инвестору создается с помощью бесплатного доступа в информационные сайты соответствующего специализированного ведомства. Кроме того, потенциальный инвестор может обратиться в соответствующее ведомство за необходимыми ему консультациями и помощью. Впоследствии представитель этого ведомства может оказывать инвестору постоянную юридическую помощь по вопросам защиты его инвестиционных интересов. Так государство может оказывать поддержку фирмам, не являющимся монополистами.
Другим «невидимым регулятором» конкурентной среды являются определенные аспекты налоговой политики. Стоит отметить, что налоговая политика в качестве регулятора конкурентной среды применима главным образом к локальным монополиям.В более широком смысле питательной средой конкуренции являются малые предприятия, поэтому их поддержка государством в форме налоговых льгот, кредитных гарантий и информационной помощи представляет собой метод косвенного антимонопольного регулирования. Однако, налоговая политика, как и политика регулирования кредита, повышения или снижения барьеров на вход в рынок слишком тесно связана с другими аспектами макроэкономического регулирования, не связанного собственно с антимонопольным регулированием.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. – М.: Юрайт, 2013.
2. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.01.2014).
3. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2011.
4. Байрамова Ж.М. Монополизм в экономике Российской Федерации в переходный период: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2012.
5. Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Р. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений. - М.: Велби, 2012.
6. Горькова Т.Ю. От монополизма к рынку. - СПб., 2013.
7. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. - М.: ЮНИТИ, 2011.
8. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. - М.: Омега-Л, 2012.
9. Ковалева Т.М. Экономическая политика в Российской Федерации. - М.: КНОРУС, 2012.
10. Колесов А.И., Исаенко Е.В. , Исаенко А.В. Рынок и антимонопольное регулирование. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2010.
11. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 2013.
12. Барышев А.В. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. – 2014. - № 4.
13. Меркулова Ю. Монополизм как явление российской экономики // Общество и экономика. - 2013. - № 3.
14. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // ЭКО. – 2013. - № 1.
15. Николаева Л.А. Монополизм: сущность и особенности // ЭКО. – 2013. - №2.
16. Онищук Е.С. Монополизм в экономике России // ЭКО. – 2013. - №6.
17. Пайдиев Л.Е. Проблемы монополизма и иностранной конкуренции в российской экономике // Общество и экономика. - 2013. - № 6.
18. Саранцев А.Г. Антимонопольное законодательство России // ЭКО. – 2013. - №12.
19. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики // Вопросы экономики.- 2013. - №6.
20. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. – 2013. - №10.
1 См.: Барышев А.В. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. – 2014. - №4. С. 44.
2 См.: Онищук Е.С. Монополизм в экономике России // ЭКО. – 2013. - № 6. С. 50-51.
3 Николаева Л.А. Монополизм: сущность и особенности // ЭКО. – 2013. - № 2. С. 61-63.
4 См.: Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. – 2013. - №10. С. 90-93.
5 Меркулова Ю. Монополизм как явление российской экономики // Общество и экономика. - 2013. - № 3. С. 22.
6 Там же. С. 12.
7 См.: Пайдиев Л.Е. Проблемы монополизма и иностранной конкуренции в российской экономике // Общество и экономика. - 2013. - № 6. С. 30-33.
8 Онищук Е.С. Монополизм в экономике России // ЭКО. – 2013. - № 6. С. 50.
9 См.: Меркулова Ю. Монополизм как явление российской экономики // Общество и экономика. - 2013. - № 3. С. 14.
10 Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики // Вопросы экономики.- 2013. - № 6. С. 31-34.