Для российских естественных монополий характерна функция обеспечения национальной безопасности. Так, железные дороги России являются инфраструктурным звеном, обеспечивающим связи между отраслями и регионами. Они выполняют около 60% грузооборота и 15% пассажирооборота железных дорог всех стран мира. В структуре издержек промышленности расходы, связанные с перевозками по магистральным железным дорогам, составляют 6%.
Особое значение имеет функция естественных монополий по организации единого экономического пространства России из - за ее огромных территорий и климатических условий.
В настоящее время естественные монополии своими сетями соединяют всю экономику страны и выходят даже за ее пределы. Невероятная энергоемкость российской экономики, потребность отапливать жилища почти 8–9 месяцев в году делают газ и нефть продуктами, необходимыми для выживания в России.
Большие расстояния, особые климатические условия, с одной стороны, способствуют обособлению местных рынков, но, с другой, – именно естественные монополии благодаря экономии на масштабе и снижению издержек обеспечивают компенсацию неблагоприятных условий, создаваемых значительными расстояниями.
В последние годы на долю России пришлось более 55% всех поставок нефти на мировой рынок, осуществленных странами, не входящими в ОПЕК, и примерно 20% мирового прироста поставок природного газа. В дальнейшем эти тенденции, скорее всего, сохранятся, а применительно к рынку природного газа даже усилятся, так как на долю России в мировой структуре его доказанных запасов приходится 30%.
Огромна роль стабилизирующей функции естественных монополий. Являясь источником пополнения госбюджета, естественные монополии являются гарантом экономической стабильности государства, дают сегодня до 40% прибыли всей экономики, на долю нефтегазовых и энергетических компаний приходится более 70% налоговых поступлений.
Теперь наиболее подробно рассмотрим развитие рынка естественных монополий в России на примере различных видов экономической деятельности.
Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. В силу территориального и климатического признака электроэнергетика играет очень важную роль, ее потребление в нашей стране очень велико.
Таблица 11
Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:
1. вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;
2. предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;
3. намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
4. расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии.
Газовая промышленность. ОАО «Газпром» — российская энергетическая компания, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти, а также производством и сбытом тепло- и электроэнергии. Крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»), крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes Global 2000 (2013 год), «Газпром» по выручке занимает 17-е место среди мировых компаний. Согласно рейтингу журнала Forbes, «Газпром» по итогам 2011 года стал самой прибыльной компанией мира.
«Газпром» производит более 8 % российского внутреннего валового продукта и почти полностью удовлетворяет потребности в газе всего бывшего СССР, восточной и центральной Европы.
АО «Газпром» создано в феврале 1993 г. путем преобразования Государственного газового концерна. В 1999 г. оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.
«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - «предприятие ОАО».
С правовой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.
Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренции на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.
Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии - «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России.
Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.
Несмотря на все положительные качества этой компании, существуют также и негативные моменты. С недавнего времени появились обвинения в нарушении антимонопольного законодательства со стороны Газпрома. В сентябре 2011 г. Еврокомиссия провела обыски в офисах ряда дочерних компаний «Газпрома» (в частности, Gazprom Germania), работающих на европейском рынке энергоносителей, по подозрению в нарушении ряда норм европейского антимонопольного законодательства. Через год, в сентябре 2012 г., «Газпром» стал официальным фигурантом антимонопольного расследования Еврокомиссии по подозрению в ограничении свободной конкуренции на рынках Центральной и Восточной Европы (при этом представители газовой монополии увидели в этом лишь попытку сбить цены на газ для европейского рынка). Если данные подозрения подтвердятся, то согласно антимонопольным нормам ЕС штраф для «Газпрома» может составить от 10 до 30 % его годовой выручки от операций на этом рынке (так, за 2011 г. штраф может составить 1,1 млрд.долл.).
Железнодорожный транспорт. В Российской Федерации естественным монополистом является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — российская вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог.
Таблица 22
По состоянию на 2012 год входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Таблица 33
ОАО «РЖД» считается монополией, но начиная с 1990-х годов и по наше время, ведется реформирование в сфере железнодорожного транспорта. Этот вопрос довольно спорный и вызывает много вопросов. Разные эксперты по-разному оценивают эту реформу. Одни считают эту реформу нецелесообразной, другие же говорят о том, что на данный момент система железных дорог настолько загромождена, что утратила свою рентабельность.
Старт госпрограммы реформирования железнодорожного хозяйства России фактически дало само создание ОАО «РЖД», произошедшее в октябре 2003 г. Новая компания получила свыше 95% активов, относившихся к министерству путей и сообщений. Предполагалось, что до 2010 г. грузовые и пассажирские перевозки должны быть разделены (попутно должно было исчезнуть перекрёстное субсидирование этих направлений деятельности), большая часть этих рынков должна достаться частным игрокам, а в руках государственной монополии — ОАО «РЖД» — в итоге должны были остаться лишь железнодорожные пути и сопутствующая инфраструктура. Фактически к этому времени в частные руки ушла лишь четверть рынка грузоперевозок (их доля на 2010 г. оценивалась в 10 млрд.долл.), причём она формируется за счёт «вагонной составляющей» грузового тарифа, оцениваемой в 15 % общей ставки. Плата за инфраструктуру и локомотивы собирается ОАО «РЖД».
К 2013 г. общее число грузовых вагонов российской принадлежности на сети РЖД достигло более 1 млн 170 тыс. единиц, из них, по экспертным оценкам, от 80 тыс. до 250 тыс. — избыточные вагоны. Большая часть грузового вагонного парка находилась в руках частных операторов. Однако наличие избыточного парка и значительного числа собственников грузовых вагонов, у каждого из которых собственное представление куда и как должен двигаться вагон, породило проблемы технологической координации грузоперевозок в масштабах страны. В ноябре 2013 г. вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев предложил вернуться к поиску моделей консолидации парка вагонов, мотивируя тем, что неконтролируемый рост числа невостребованных вагонов снижает пропускные и провозные способности инфраструктуры и не обеспечивает потребности национальной экономики в грузоперевозках. Для избыточных вагонов необходимо строительство около 3000 км дополнительных путей на станциях, и в этом случае государству следует произвести миллиардные затраты на увеличение ёмкости железнодорожной инфраструктуры.
На данный момент ОАО «РЖД» сохраняет монопольное положение в нашем государстве. И пока оно будет удерживать это положение, государство гарантирует право получения услуг по регулируемым тарифам.
Исследовав ключевые индикаторы развития естественных монополий, обратимся к основным направлениям государственного регулирования естественных монополий в России.
Государственная политика в отраслях естественных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на рост эффективности функционирования естественных монополий с учетом непосредственного интереса различных субъектов хозяйствования, а также с точки зрения приоритетов общества. Выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики. Поэтому ее совершенствование представлено принципиально новой системой, совокупностью подмеханизмов, воплощающих определенный алгоритм решения проблемы баланса между обеспечением эффективности функционирования естественных монополий и интересами общества.
Довольно высокая экономическая эффективность предприятий, функционирующих в отраслях естественных монополий, делает недопустимым и нецелесообразным их дробление; однако, действуя бесконтрольно, они могут принести значительный вред прочим субъектам экономических отношений. Поэтому государство осуществляет регулирование естественных монополий, и, учитывая специфику их функционирования, должно уделять им особое внимание и более активно вмешиваться в процесс их функционирования. В России регулирование естественных монополий осуществляют прежде всего МАП России4 и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.
Государственное регулирование деятельности естественных монополистов носит комплексный характер и осуществляется различными методами и способами, прежде всего, путем установления тарифов на их услуги. Эти тарифы устанавливаются (изменяются) с целью достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также учета социальных факторов. Согласно ст. 424 ГК РФ цены являются свободными, они определяются соглашением сторон соответствующего договора; регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) могут применяться только в установленных законом случаях. К этим случаям и относится деятельность естественных монополистов. Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ, исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеет Федеральная служба по тарифам.
Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (оказание услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств, доходность деятельности естественного монополиста. Важно подчеркнуть, что тарифы устанавливаются индивидуально для каждого субъекта, а не для определенного вида деятельности. Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, ставок и т.п.) является нарушением порядка ценообразования и влечет административную ответственность на основании ст. 14.6 КоАП РФ.
Существуют так же и другие методы регулирования естественных монополий. Например, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
- текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
- проекты планов капитальных вложений.
Самой распространенной мерой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства являются административные штрафы, размер которых для юридических лиц может доходить до 5 тыс. МРОТ5 (ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ). В редких случаях в качестве меры ответственности используется перечисление прибыли, полученной хозяйствующим субъектом в результате неправомерных действий, в доход федерального бюджета.
Как известно, экономическая политика постоянно меняется. Это касается и монопольной деятельности. Следовательно, можно выделить нескорые перспективы ее реализации в будущем.
Несмотря на то, что в таких сферах как электроэнергетика, транспортировка газа и нефти, железнодорожный транспорт естественные монополии официально считаются наиболее эффективными формами функционирования предприятий, многие эксперты говорят о том, что монополии, в том числе и естественные, тормозят развитие этих отраслей.
Так в 2011 г. по заказу правительства Российской Федерации был подготовлена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (КДР).6 Стратегия 2020 помимо всего прочего включает в себя программу реформирования в сферах железнодорожного транспорта, электроэнергетики, а также газовой промышленности.
Рассмотрим железнодорожный транспорт. Состояние этой отрасли можно назвать удовлетворительным с натяжкой. В этой сфере настоящий застой и деградация. Многие говорят, что именно статус естественной монополии привел эту отрасль к такому состоянию. Специалисты отмечают главные критические точки и главные риски: низкий темп модернизации отрасли в целом, крайне низкий уровень технического состояния фондов (подвижного состава и путей), предельно исчерпаны резервы пропускных способностей путевой инфраструктуры на критически важных полигонах сети, недопустимо низкие скорости продвижения товарных масс и пассажирских поездов, резко выросли общие и удельные затраты (и тарифы), перманентно возникающий дефицит вагонов и локомотивов.
Производственные фонды (в первую очередь, вагоны и локомотивы) не только в дефиците, но и по своему возрастному уровню и техническому состоянию подлежат практически полной замене. В настоящее время, в среднем, грузовой вагон находится в состоянии простоя около 80 процентов своего времени.
Из всего этого следует, что эта отрасль нуждается в реформировании и для того чтобы отечественный железнодорожный транспорт соответствовал уровню ХХI века (современному уровню) нужны новые решительные конструктивные подходы к определению стратегии его развития на период до 2020 г., с использованием при этом опыта мировой практики.
Должен быть решён вопрос о принципиальной «организационно-эксплуатационной» модели» функционирования в условиях России магистральных и региональных железнодорожных транспортных компаний (грузовых и пассажирских). Необходимо рассмотреть варианты создания нескольких крупных (государственных) вертикально интегрированных перевозочных компаний – «интеграторов» и менее крупных компаний (не государственных) на отдельных территориях.
Что же касается естественных монополий, действующих в области коммунальной инфраструктуры, здесь тоже можно говорить о необходимости реформирования.
Основная цель Стратегии 2020 в области коммунальной инфраструктуры — переход к «потребительской» модели, то есть построение подхода к функционированию отрасли со стороны потребителя коммунальных услуг, а не производителя. Для этого необходимо:
- изменить принципы деятельности органов тарифного регулирования, вменить им в ответственность реализацию принципа «Value for money»;7
- ограничить бюджетные инвестиции в коммунальный комплекс и субсидии, предоставляемые организациям коммунального комплекса, расширить систему адресной поддержки социально незащищенных категорий потребителей;
- внедрить механизм обязательного долгосрочного договора, заключаемого между органами публичной власти, инвестором и оператором (регуляторного договора);
- перейти в определении доступности стоимости коммунальных услуг для потребителей от метода оценки роста тарифа в процентах к базе предыдущего периода и к оценке в ней доли платежа за коммунальные услуги в располагаемом доходе населения.
Это лишь немногие из тех задач, которые стоят перед Россией.
Реформирование естественных монополий не сможет привести к их полному исчезновению, поэтому наряду с реформированием, направленным на расширение сферы действия конкурентных механизмов, необходимо совершенствовать и государственное регулирование естественных монополий.
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 28.20.1995 № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ».
2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
3. Беляева О.А. Предпринимательское право. 2-е изд. М.: ИНФА-М, 2009.
4. Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: Кнорус. 2011.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992. Т.1.
6. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. 2-е изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
7. Буркеева Р.Г. Природа и функционирование естественных монополий // Вестник ОГУ. 2010. №8 (114).
8. Демин М.Б. Государственное регулирование естественного монополизма как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (32).
9. Саакян Ю.З. Государственное регулирование естественных монополий и его границы // Федеральный справочник. 2013.
10. Челпанова М. Вагоны уходят в прошлое. Газета «Ведомости». 2014. № 17(3521).
11. Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203).
12. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2009.
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФА-М., 2007.
14. Российский статистический ежегодник. 2012. Стат.сб. Росстат – М., 2012.
15. http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr — Сайт ФТС России, Реестр субъектов естественных монополий.
16. http://strategy2020.rian.ru/g18_docs/ - Документы экспертной группы / Стратегия 2020.
17. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия.
1 Федеральная служба статистики. - http://www.gks.ru/.
2 Российский статистический ежегодник. 2012. Стат.сб. – М.: Росстат, 2012. С.547.
3 Челпанова М. Вагоны уходят в прошлое. Газета «Ведомости». 2013. № 17 (3521).
4Министерство по антимонопольной политике.
5Минимальный размер оплаты труда.
6Далее сокращенно — Стратегия 2020.
7«Value for money» - регуляторный орган анализирует инвестпрограмму ОКК с точки зрения потребителя по критерию цена/качество.