РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы заключается в том, что одной из важнейших проблем современной экономики Рос­сии является безработица. Цель данной работы – рассмотреть безработицу как социально-экономическое явление. Задачами являются: рассмотрение сущности безработицы и причин ее возникновения, изучение видов безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, анализ рынка труда Самарской области, рассмотрение путей решения проблемы безработицы в Самарской области на современном этапе развития экономики.

Теоретическую основу исследования составили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых. Среди них такие авторы, как Маркс К., Архипов А., Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е., Гликина Е., Ефимова Е.Г., Ефимова М.Р., Нейман П.Н., Николаев А.В., Салов А.И., Селезнева Е.В., Смирнова М., Смирнова Ю., Пискунова Ю. и др.

Сущность безработицы и причины ее возникновения. Безработицу как явление определяют по-разному. В частности, под ней понимают такое положение, когда некоторая определенная часть трудоспособного населения не находит себе применения на производстве согласно полученной специальности, следовательно, становится незанятой.1

Дается и такое определение безработице: «отсутствие возможности получить работу, которую человек желает и может выполнять. Безработица возникает в случае, когда количество желающих работать трудоспособных людей больше, чем количество имеющихся пригодных для них рабочих мест».2

Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период.

Согласно Федеральному Закону N 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ» «безработными признаются трудоспособные граж­дане, которые не имеют работы и заработка, зареги­стрированы в органах службы занятости в целях по­иска подходящей работы, ищут работу и готовы при­ступить к ней».3

Экономически активное население по статусу занятости включает в себя занятых и безработных.

В соответствии с действующим законодательством, «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход».4 Как социально-экономическая категория занятость характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов. Среди занятых: наёмные работники, работающие на индивидуальной основе, работодатели, неоплачиваемые работники семейных предприятий и лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.5

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

а) не имели работы (либо занятия, приносящего доход);

б) искали работу;

в) готовы были приступить к работе.6

При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

Если речь идет о поисках работы, то имеется в виду активный поиск работы: обращение в государственные либо частные службы занятости, к администрации предприятий и организаций, использование либо помещение объявлений в печати, попытки организации собственного дела и т. д.

В состав безработных включаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости. В качестве безработных учитываются учащиеся и студенты, инвалиды и пенсионеры в том случае, если они активно занимаются поисками работы и готовы к ней приступить.

Различные направления экономической теории по-разному трактуют основные причины возникновения безработицы.

К.Маркс подробно исследовал причины появления безработицы в первом томе «Капитала». Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию роста проса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Следует признать, что это единственно правильная причина безработицы во всей мировой науке - она появляется в результате растущего накопления капитала и вытеснения живого труда машинным. Другие представления, по нашему глубокому убеждению, можно лишь считать факторами, увеличивающими или уменьшающими безработицу.

В соответствии с неоклассической теорией безработица является следствием нежелания поступиться частью заработной платы, несогласия с ее снижением. Кейнсианцы ее причиной считали неспособность рынка труда автоматически уравновешивать спрос и предложение на нем. Сторонники технологической теории связывают появление безработицы с научно-техническим прогрессом.

В разнообразии факторов структурные изменения в экономике, перепрофилирование или ликвидация низкорентабельных предприятий, их разорение и банкротство; положительная демографическая динамика, приводящая в конечном итоге к росту предложения на рынке труда; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда, влекущая за собой рост зарплаты без соответствующего увеличения производительности труда; цикличность производства в фазах экономического кризиса и депрессии; диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций.

Количественно безработица характеризуется уровнем безработицы и продолжительностью. Уровень безработицы – это отношение числа официально зарегистрированных безработных к количеству рабочей силы и выражается в процентах. Следует учитывать, что официальный показатель уровня безработицы ниже фактического. Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени, в течение которого люди не работают. Малые сроки безработицы говорят о высокой степени мобильности рабочей силы, развитой и адаптированной к структурным изменениям в экономике, системе повышения квалификация и переподготовки кадров, положительной динамике экономики, а также приспособленности населения к изменяющимся социально-экономическим условиям. Длительные сроки безработицы свидетельствуют о застойных явлениях как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и регионах, недостаточной развитости инфраструктуры рынка труда, дискриминации на нем отдельных социальных групп населения.

Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.7

Виды безработицы и их характеристика. Безработица классифицируется по различным признакам: условиям возникновения, характеру проявления, степени учёта, продолжительности, периодичности, составу безработных и др.

В современной экономической литературе выделяются следующие основные виды безработицы: структурная, фрикционная (текучая), циклическая безработица, естественная.

Структурнаябезработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом; в этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и, в частности, ресурсов труда. Внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Фрикционнаябезработица существует из-за необходимости переменить место работы. Поиск и переход в новую организацию требуют времени.

Производной от фрикционной и структурной считается естественная безработица. Ее уровень – это суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Он колеблется под влиянием тех или иных факторов. При естественной безработице в стране занятость считают полной, безработицу равновесной. Иногда современные авторы8 для обозначения естественной безработицы пользуются аббревиатурой NAIRU, что означает не ускоряющий инфляцию уровень безработицы. Естественный уровень безработицы, рассчитывается как средняя величина фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и прогнозных оценок на последующие 10 лет.

Циклическая безработица – это безработица свыше естественной. Ее отличает невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим кризисом.

В экономической литературе описываются и другие классификации видов безработицы (см. табл. 1).

Таблица 1

Характерные особенности различных видов безработицы

Тип безработицы

Характеристика

Вынужденная

Существует тогда, когда люди могут и желают работать, но по не зависящим от них обстоятельствам не находят работы

Добровольная

Связана с желанием поменять место работы по разным причинам

Молодежная, женская и т.п.

Связана с особенностями использования на рынке труда отдельных социальных групп

Региональная

Характерна для отдельных регионов в связи с их экономическими, демографическими и другими особенностями развития

Сезонная

Вызвана сезонными колебаниями производства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.)

Скрытая

Применение сокращенного режима рабочего времени в условиях экономического спада или кризиса

Социально-экономические последствия безработицы. Последствия безработицы являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

В литературе сформировалась понятная, на наш взгляд, классификация наиболее значимых отрицательных и положительных социальных и экономических последствий безработицы.9

Таблица 2

Социальные последствия безработицы

Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Отрицательные

Положительные

Обострение

криминогенной ситуации

Повышение

социальной ценности рабочего места

Обесценивание

последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Рост количества физических и душевных заболеваний

Возрастание свободы выбора места работы

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня

образования

Увеличение социальной дифференциации

Увеличение социальной значимости и ценности труда

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение трудовой активности

 

Снижение жизненного уровня

 
   

Недопроизводство национального дохода

 
   

Снижение налоговых поступлений

 

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером могут служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы делает необходимым участие государства в регулировании рынка труда и стабилизации занятости.10

Анализ безработицы в Самарской области.В Самарской области, как и в Российской Феде­рации в целом, безработица стала регистрироваться с 1992 г. На начало 1993 г. уровень зарегистриро­ванной безработицы «стартовал» с отметки 0,2 % от эко­номически активного населения Самарской области.

До 1999 г., на который пришелся пик зарегистриро­ванного уровня безработицы - 4 %, он неизменно воз­растал, причем наиболее «динамичным» был 1996 г.

Годом изменения ситуации на рынке тру­да Самарской области стал 1999 год. Это выразилось в существенном сокращении масштабов зарегистрированной безработи­цы. Данная динамика сохранялась вплоть до 2002 г., когда её уровень снизился до 1,3 %. Уменьшение безра­ботицы обусловили как экономический фактор (оживле­ние экономики и увеличение, вследствие этого, спроса на рабочую силу), так и причины институционального и организационного характера (законодательное установ­ление более жесткого порядка регистрации и снятия с учета незанятых граждан).

Существенное сокращение масштабов зареги­стрированной безработицы в стране наблюдалось вплоть до 2003 г., когда ее уровень снизился до 2,3 %, а в нашей области безработица в это время, со­ставив 1,5 %, уже поползла вверх.11

В целом переломным в стране оказался 2004 год - уровень безработицы резко возрос, достигнув своего максимального значения в 2,6 % в Российской Феде­рации, 1,9 % - в Самарской области (имеется в виду уровень зарегистрированной безработицы на конец года). Возможно, данная ситуация была вызвана рез­ким снижением миграционного прироста, а также ликвидацией и сокращением штатов предприятий (при этом одновременно увеличилась численность безработных, ранее имевших работу, и численность безработных, не имевших опыта работы).

В 2005 г. уровень безработицы снизился до 1,7 %. Сокращение в структуре зарегистрированной безработицы доли граждан, уволившихся по соб­ственному желанию, а также желающих сменить ра­бочее место, свидетельствует о более стабильной тру­довой ситуации. Смягчилась ситуация на рынке труда молодежи и граждан с высшим и средним професси­ональным образованием.

В январе-июне 2007 г. активность граждан в поиске работы почти не изменилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Количество со­ставило 49,5 тыс. человек, 55 % из них ранее работа­ли по рабочим профессиям. Граждане, высвобожден­ные в связи с реструктуризацией отдельных предпри­ятий и организаций, среди ищущих работу составили 12% (в городах - 10%, в районах - 16%).

В 2008 г. был зарегистрирован минимальный уровень безработицы на конец года: 2,0% - в России, 1,3% - в Самарской области. На протяжении практи­чески всего периода регистрации уровень безрабо­тицы в Самарской области, складывается ниже, чем в среднем по России, что говорит об относительной стабильности и отсутствии напряженности на регио­нальном рынке труда.

В 2009 г. численность зарегистрированных без­работных в Самарской области составляла 50,6 тыс. че­ловек, уровень безработицы - 2,8 %. При этом уровень общей безработицы остается заметно ниже, чем в сред­нем по России и в Поволжском федеральном округе. В последние месяцы 2010 г. темпы роста безработицы существенно замедлились. Численность официально зарегистрированных безработных на 13 ноября соста­вила по области 48,9 тыс. человек, уровень безработи­цы - 2,7 %. Высокая же напряженность на рынке труда области обусловлена в основном сложностями отрас­левых рынков труда, а не тотальным сокращением за­нятости населения. Для борьбы с безработицей в Са­марской области служба занятости ввела в 2009 г. опе­режающее обучение новым профессиям готовящихся к увольнению, чтобы обеспечить их устройство на вре­менную работу, помогать с открытием собственного дела, а также организовывать переезд в другую мест­ность с трудоустройством и выплатой подъемных.

По данным мониторинга, в 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных Са­марской области составляла 56,8 тыс. человек, уро­вень безработицы равнялся 3,35 %. Для дальнейшего уменьшения этих показателей в регионе действовали две программы: ведомственная целевая программа по содействию занятости населения и региональная программа дополнительных мероприятий по сниже­нию напряженности на рынке труда Самарской обла­сти на 2010 год.12

По состоянию на 01.11.2010 г. в г.о. Самара положение на рынке труда характеризовалось позитив­ными изменениями ситуации с занятостью населе­ния. Число граждан, зарегистрированных в государ­ственном учреждении Центр занятости населения го­родского округа Самара (далее - ГУ ЦЗН), состави­ло 7690 чел., т.е. налицо уменьшение по сравнению с началом 2010 г. на 6071 чел. (на 01.01.2010 г.: 13761 чел. - пик роста безработицы), из них с офици­альным статусом безработного - 6712 чел., что озна­чает уменьшение по сравнению с началом 2010 г. на 6173 чел. (на 01.01.2010 г. - 12885 чел.).

Гендерный состав безработных Самары имел следующие параметры: уменьшился удельный вес мужчин - 39 % (декабрь 2009 г. - 44 %) и увеличился, соответственно, удельный вес женщин - 61 % (декабрь 2009 г. - 56 %). В численности офици­ально зарегистрированных безработных 21 % состав­ляет молодёжь в возрасте 16-29 лет (декабрь 2009 г. - 29 %); 12 % - инвалиды (декабрь 2009 г. - 8 %).

Вместе с тем, безработица в Самаре по-прежнему носит структурный характер, основной профессионально-квалификационный состав безра­ботных и имеющиеся для них вакансии не соответ­ствуют друг другу. По состоянию на 01.11.2010 г. число вакансий, находящихся в городском банке дан­ных ГУ ЦЗН, увеличилось по сравнению с началом 2010 г. в 2,7 раза и составило 12116 единиц (на 01.01.2010г. - 4480 ед.). В банке вакансий доминиро­вали свободные рабочие места по рабочим професси­ям (более 60 % от общего числа вакансий), в то вре­мя как более половины безработных имели профес­сии специалистов и служащих.

Напряжённость на рынке труда (отношение числен­ности граждан, не занятых трудовой деятельностью, к числу вакансий) уменьшилась, по сравнению с дека­брём 2009 г., с 3,1 до 0,6 граждан на одну вакансию.

Численность работников, подлежащих увольне­нию в связи с ликвидацией организаций либо сокра­щением численности, в октябре 2010 г. уменьшилась и составила 229 чел. (декабрь 2009 г. - 1151 чел.).

Уровень официальной безработицы в городском округе Самара от численности населения в трудо­способном возрасте на 01.11.2010 г. уменьшился до 0,93 % (на 01.01.2010 г. - 1,79 %), что более чем в 3 раза ниже уровня официальной безработицы по Са­марской области, установленного «Программой до­полнительных мероприятий по снижению напряжён­ности на рынке труда Самарской области на 2010 год» (3,1 % в среднем за 2010 г.).

Обнародованные Росстатом данные выборочного обследования населения по проблемам занятости та­ковы. В октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем число безработных в России увеличилось на 80 тыс. человек - с 5,03 млн до 5,11 млн. При этом для опре­деления, кто безработный, а кто нет, применялась методология Международной организации труда (МОТ): у человека спрашивали, имеет ли он работу или доходное занятие; если нет, то искал ли он рабо­ту и готов ли немедленно к ней приступить. Такие же вопросы задавались и в ходе всероссийской переписи населения, так что перепись можно теоретически считать не выборочным, а пого­ловным обследованием населения по проблемам за­нятости. Отметим также, если человек при таком под­ходе отвечает, что не имеет работы или доходного за­нятия, но работу не искал и не готов немедленно к ней приступить, то он автоматически исключает себя из числа безработных.13

Число занятых в России в октябре 2010 г года составляло 70,5 млн человек (по сравнению с сен­тябрем оно сократилось на 619 тыс. человек). Соот­ветственно, количество экономически активного на­селения (граждане, считающие себя занятыми, плюс граждане, полагающие себя безработными) в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,6 млн человек, или 53 % от общего населения России. В итоге в октябре уровень российской безработицы вырос с 6,6 до 6,8 % экономически активного населения. При этом Рос­стат отмечает, что для отдельных возрастных групп уровень безработицы оказался значительно выше: на­пример, для граждан в возрасте 15-19 лет он соста­вил 32,6 % от экономически активного населения в данной возрастной группе, а в возрасте 20-24 лет - 13,4 %. Впрочем, средний возраст российского безра­ботного заметно больше и составляет 35,3 года.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что количество безработных, подсчитанных по ме­тодологии МОТ, намного - в 3,3 раза - больше, чем тех, кто зарегистрирован в госучреждениях служ­бы занятости населения. В конце октября 2010 г. на биржах труда числилось в качестве безработных 1528 тыс. человек (на 70 тыс. человек меньше, чем в конце предыдущего месяца).

Разумеется, огромную роль в подобных разли­чиях играют особенности методологии подсчета. Из тех, кто признал себя безработным по методологии МОТ, 500 тыс. человек даже при желании не могли бы встать на учет на бирже труда, так как 33,4 % из этих людей проходят очный курс обучения в различ­ных учебных заведениях, а 66,6 % являются пенси­онерами. Однако, главный источник разрыва в чис­ленности зарегистрированных и незарегистрирован­ных безработных - это, по мнению Росстата, субъ­ективные предпочтения российских безработных в способах поиска работы: 55,5 % из них полагают, что работу можно найти только через родственников и друзей, но никак не через службу занятости.

Уровень безработицы в Самарской области, по ме­тодологии МОТ, составил 8,3 % экономически актив­ного населения, что ниже, чем в РФ (8,8 %) и ПФО (9,1 %). Но, как отмечают Ю.Г. Батцина и В. И. Горшкова, эта информация недо­статочно объективна.

График 1

Динамика безработицы по России за 1995-2010 гг.14

График 2

Динамика безработицы по Самарской области за 1993-2010 гг.15

Если сравнивать Россию со странами Европы и США, можно выявить противоречивость измерения безработицы в нашей стране. Россия одна из крупных стран мира, но уровень безработицы слишком далек от реального. В Европе наибольший уровень безра­ботицы выявлен в Испании, он составляет - 14,4 %, в США - 9,8. В России можно наблюдать иную кар­тину: в годы последнего кризиса по Росстату уровень нашей безработицы не повышается, а понижается. Очевидно, что информация по уровню безработицы далека от действительности.

Несовершенное трудовое законодательство в России привело к тому, что в РФ существует высо­кий уровень скрытой безработицы. Достаточно часто сотрудников переводят на неполную рабочую неде­лю и отправляют в вынужденные бессрочные отпу­ска. Численность граждан, работавших неполное ра­бочее время в июне 2009 г. составляла около 9 % по официальным данным. Реально же эта цифра го­раздо больше.

В настоящее время численность экономически активного населения Самарской области в возрасте 15-72 лет по итогам опросов населения по проблемам занятости в среднем за ноябрь 2013 г. - январь 2014 г. со­ставила 1743,3 тыс.человек, или 69,3% от общей численности населения Самарской обла­сти указанного возраста. В их числе 1695,5 тыс. человек, или 97,3% экономически актив­ного населения, классифицировались как занятые экономической деятельностью и 47,8 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной Организа­ции Труда (МОТ). Уровень безработицы в среднем за три месяца составил 2,7%.

В декабре 2013 г. среднесписочная численность работников организаций области составила 1104,3 тыс. человек (65,1% от общей численности занятого населения Самарской области). Против декабря предыдущего года она снизилась на 0,2%, по сравнению с предыдущим месяцем - снизилась на 0,3%.

Таблица 3

Число замещенных рабочих мест в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства16

 

Декабрь 2013 г., человек

в % к

ноябрю 2013 г.

декабрю 2012 г.

Всего замещенных рабочих мест (работников)

880868

99,9

99,2

в том числе:

     

работников списочного состава (без внешних совместителей)

844926

99,8

99,3

внешних совместителей

15366

99,6

96,3

работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

20575

102,8

97,3

На условиях внешнего совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось ещё 35,9 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости).

В общем количестве замещенных рабочих мест рабочие места внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в декабре 2013 г. составили 4,1%, из них внешних совместителей - 1,7% и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера - 2,3% .

Таблица 4

Число замещенныхрабочих мест ворганизациях, неотносящихся к субъектаммалогопредпринимательства, по видамэкономической деятельности в декабре2013 г.17

 

Всего

заме­

щенных

рабочих

мест,

человек

в т.ч. работниками

Доля внешних совмести­телей и лиц, рабо­тавших по договору граждан- ско- правового характера, %

списоч­

ного

состава

(без

внеш­

них

совме­

стите-

лей)

внеш­

ними

совме-

ме-

стите-

лями

выпол­нявшими работы по договорам граждан- ско- правового характера

Всего

880868

844926

15366

20575

4,1

в том числе:

         

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

12084

11841

77

166

2,0

Добыча полезных ископаемых

13139

13036

41

62

0,8

Обрабатывающие производства

246100

243380

923

1797

1,1

Производство и распределение электроэнер­гии, газа и воды

39690

38934

341

415

1,9

Строительство

21660

20967

200

493

3,2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

53923

52820

502

600

2,0

Гостиницы и рестораны

8183

7913

100

170

3,3

Транспорт и связь

79677

77142

356

2179

3,2

из них: связь

16091

14890

76

1125

7,5

Финансовая деятельность

33824

28453

148

5223

15,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

67794

64295

888

2611

5,2

Государственное управление, обеспечение военной безопасности; социальное страхование

69800

67704

240

1856

3,0

Образование

112371

102213

7548

2610

9,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

96723

93093

2615

1015

3,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

25828

23072

1386

1371

10,7

В IV квартале 2013 г. 0,3 % списочной численности работников обследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя 1,4% - по соглашению между работником и работодателем.

Доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника, составила 10,5% от списочной численности работников, в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника - 6,8%.

Таблица 5

Динамика численности работников, работавших неполное рабочее время в 2013 г.18

 

Работали неполное рабочее время

Находились в про­стое по вине рабо­тодателя и по при­чинам, не завися­щим от работода­теля и работника

Имели отпуска без сохранения зара­ботной платы по письменному заяв­лению работника

по инициативе работодателя

по соглашению между работником и работодателем

человек

в % к списоч-ной чис-ленности

человек

в % к списоч-ной чис-ленно­сти

человек

в % к списоч­ной чис­ленности

человек

в % к списоч­ной чис­ленности

I квартал

3543

0,4

14787

1,7

7608

0,9

76954

8,6

II квартал

4025

0,5

16199

1,8

38420

4,3

82273

9,3

III квартал

1777

0,2

12583

1,4

9371

1,1

92883

10,5

IV квартал

2269

0,3

12651

1,4

59272

6,8

91979

10,5

Наибольшие размеры неполной занятости в IV квартале 2013 г. отмечались в организациях обрабатывающих производств, в которых 0,6% работали неполное рабочее время по инициативе работодателя, 0,5% работников списочной численности работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, 23,2% - находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и 22,2% - находились в отпусках без сохранения заработ­ной платы по письменному заявлению работника.

Таблица 6

Численностьработников, работавшихнеполное рабочеевремя, по видамэкономическойдеятельности вIV квартале 2013 г.19

 

Работали неполное рабочее время

Находились в про­стое по вине рабо­тодателя и по при­чинам, не завися­щим от работода­теля и работника

Имели отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению работ­ника

по инициативе работодателя

по соглашению между работни­ком и работода­телем

чело­

век

в % к преды­дущему кварталу

человек

в % к преды­дущему кварталу

человек

в % к предыду­щему кварталу

человек

в % к преды­дущему кварталу

Всего по обследованным ви­дам деятельности

2269

128,3

12651

101,1

59272

632,5

91979

99,0

в том числе

               

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

   

44

8,0

   

982

86,8

Добыча полезных ископае­мых

   

3

300,0

   

397

85,4

Обрабатывающие производ­ства

1462

103,2

1268

182,7

58335

644,4

55862

98,4

Производство и распределе­ние электроэнергии, газа и воды

   

93

98,9

   

2082

100,4

Строительство

-

-

90

107,1

17

170,0

2463

109,7

Оптовая и розничная торгов­ля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, быто­вых изделий и предметов личного пользования

28

90,3

605

133,6

183

18300,0

3140

96,8

Гостиницы и рестораны

5

62,5

628

88,0

83

754,5

1318

112,8

Транспорт и связь

741

443,7

1831

87,6

13

52,0

8117

130,1

Финансовая деятельность

-

-

168

117,5

114

-

1810

91,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предо­ставление услуг

33

117,9

1434

136,8

340

186,8

4563

116,2

Государственное управление и обеспечение военной без­опасности; социальное стра­хование

   

169

105,0

   

1606

95,3

Образование

-

-

3681

97,1

10

200,0

3789

71,2

Здравоохранение и предо­ставление социальных услуг

   

1655

99,8

45

86,5

4499

90,7

Предоставление прочих ком­мунальных, социальных и персональных услуг

   

982

94,9

132

1200,0

1347

80,5

Практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по письмен­ному заявлению работника наиболее широко распространена в организациях обрабатыва­ющих производств.

По сведениям обследованных организаций в IV квартале 2013 г. 6,7% списочной тут численности работников было принято на работу и 7,3 % - выбыло по различным причи­нам. В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введен­ные рабочие места составила 3,1%, из них в гостиницах и ресторанах - 13,0%, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 7,8%, в финансовой деятельности - 6,6%, на транс­порте и в связи - 5,8%, в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - 4,9%.

Значительно ниже этот показатель в производстве и распределении электро­энергии, газа и воды и строительстве (по 1,1%), в здравоохранении и предоставлении со­циальных услуг (1,4%), в добыче полезных ископаемых (1,6%), оптовой и розничной тор­говле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования и обрабатывающих производствах (по 1,9%).

В общей численности выбывших работников 2,9% составляют уволившиеся в связи с сокращением численности, 74,5% - уволившиеся по собственному желанию, 8,6% - уволившиеся по соглашению сторон.

Таблица 7

Динамика приема и выбытия работников в 2013 г.20

 

Принято

работни­

ков

из них на дополнит. введен­ные (созданные) раб. места

Выбыло

работ­

ников

из них по причинам

Число вакант­ных мест (требуе­мых ра­ботников) на конец месяца

Числен­ность ра­ботников, намеченных к высво­бождению в следующем месяце

по

согла­

шению

сторон

в связи с сокращ. числен­ности работ­ников

по соб­ствен- ному жела­нию

I квартал, человек

54919

2873

53944

4351

1416

39759

25348

1994

II квартал, человек

59592

2593

66078

4926

1714

49480

27796

1624

в % к предыдущему кварталу

108,5

90,3

122,5

113,2

121,0

124,4

109,7

81,4

III квартал, человек

68520

1936

72035

5539

1329

57245

27615

1677

в % к предыдущему кварталу

115,0

74,7

109,0

112,4

77,5

115,7

99,3

103,7

IV квартал, человек

58422

1810

63963

5474

1849

47640

23170

2553

в % к предыдущему кварталу

85,3

93,5

88,8

99,0

139,1

83,2

83,9

152,2

Доля работников, выбывших в связи с сокращением персонала, в общей численно­сти выбывших работников колеблется от 0,1% в организациях строительства до 9,9% в организациях государственного управления и обеспечения военной безопасности, соци­альном страховании.

Таблица 8

Прием и выбытие работников и наличие вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности в IV квартале 2013 г.21

 

Принято

работников

Выбыло

работников

В % к списочной численно­сти

Численность требуемых ра­ботников спи­сочного состава на вакантные рабочие места на конец отчет­ного квартала

Численность работников списочного состава, намеченных к высвобождению в следующем квартале

чело

ло-

век

в % к преды- дуще- му квар­талу

чело

ло-

век

в % к преды- дуще- му квар­талу

при­

нято

вы­

было

чело­

век

в % к преды- дуще- му квар­талу

чело­

век

в % к преды­дущему кварта­лу

Всего по обследованным видам деятельности

58422

85,3

63963

88,8

6,7

7,3

23170

83,9

2553

152,2

в том числе

                   

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

914

49,7

2957

156,8

8,0

25,8

308

104,8

2

14,3

Добыча полезных ископаемы

638

84,1

735

111,9

5,2

6,0

173

82,0

-

-

Обрабатывающие производ­ства

13475

78,2

16941

84,0

5,3

6,7

2833

84,1

1248

124,1

Производство и распределе­ние электроэнергии, газа и воды

2345

113,4

2469

117,9

6,0

6,3

451

69,0

32

128,0

Строительство

2592

90,9

2983

106,3

12,1

13,9

228

126,7

23

1150,0

Оптовая и розничная торгов­ля; ремонт автотранспорт­ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предме­тов личного пользования

8859

92,0

8253

81,8

15,9

14,8

1406

104,5

27

192,9

Гостиницы и рестораны

901

93,1

598

57,2

14,3

9,5

231

83,7

1

25,0

Транспорт и связь

5946

94,1

7153

108,7

7,3

8,7

3228

95,1

284

91,9

Финансовая деятельность

2818

90,8

2661

101,4

9,2

8,7

641

76,9

371

2061,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4334

76,3

4779

83,5

6,2

6,9

1930

55,9

399

700,0

Государственное управле­ние и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

3412

92,2

3386

99,4

4,9

4,9

2504

115,6

87

73,7

Образование

5718

78,4

5071

67,7

5,1

4,6

1976

89,4

10

18,9

Здравоохранение и предо­ставление социальных услуг

4629

91,0

3959

74,9

4,8

4,1

6262

77,5

45

84,9

Предоставление прочих ком­мунальных, социальных и персональных услуг

1838

93,3

2012

91,2

9,2

10,1

999

87,3

24

600,0

В конце IV квартала 2013 г. вакантные рабочие места составили 2,6% от спи­сочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 1,1% в организациях строительства и обрабатывающих производств до 6,5% в здравоохранении и предоставлении социальных услуг.

По данным Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области к концу января 2014 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 17,6 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных за месяц увеличилась на 0,7 тыс. человек, или на 4,6%, против соответствующего периода прошлого года - уменьшилась на 1,9 тыс. человек, или на 10,6%, и составила 15,7 тыс. человек.

В январе 2014 г. статус безработного получили 2,6 тыс. человек, что на 4,8% больше, чем в январе 2013 г.

Размеры трудоустройства безработных были на 0,3 тыс. человек, или на 22,5%, меньше, чем в январе прошлого года, и составили 0,9 тыс. человек.

Таблица 9

Численность незанятых граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения22

 

Число незанятых граждан, со­стоящих на учете в государ­ственных учреждениях службы занятости населения, человек

из них имеют статус безработного

человек

в % к

предыдуще­му месяцу

соответствующему ме­сяцу предыдущего года

2013

январь тут

19524

17604

100,8

70,2

февраль тут

19575

17717

100,6

69,2

март тут

19104

17355

98,0

69,5

апрель тут

18389

16798

96,8

71,5

май тут

17183

15771

93,9

72,7

июнь тут

16567

15218

96,5

77,5

июль тут

16638

14903

97,9

78,4

август тут

16048

14516

97,4

80,1

сентябрь тут

15259

13766

94,8

80,6

октябрь тут

15096

13468

97,8

81,3

ноябрь тут

15628

13702

101,7

80,6

декабрь тут

16345

15056

109,9

86,2

2014

январь тут

17602

15742

104,6

89,4

На конец января 2014 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 0,90% от экономически активного населения.

График 3

Движение численности безработных,тзарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (тыс. чел.)23

Общая численность безработных граждан на конец декабря 2012 г. в Российской Федерации составила 1064692 человека, в Приволжском федеральном округе - 169585 человек, в Самарской области – 17471 человек.

График 4

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости России, по федеральным округам в 2012 г.24

Безработные граждане, зарегистрированные в центрах занятости Самарской области – преимущественно лица, уволенные из сферы обрабатывающего производства, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, транспорта и связи.

График 5

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по Приволжскому федеральному округу в 2012 г.25

Уровень регистрируемой безработицы (отношение числа безработных граждан к числу занятых в экономике, %) в декабре 2012 г. в Российской Федерации составил 1,4%, в Приволжском федеральном округе – 1,1%, в Самарской области – 1%.

График 6

Уровень регистрируемой безработицы по федеральным округам в 2012 г.26

График 7

Уровень регистрируемой безработицы по Приволжскому федеральному округу в 2012 г.27

Решение проблемы безработицы в Самарской области на современном этапе развития экономики. Проведенный анализ состояния рынка труда выявил следующие проблемы:

- сокращение численности населения, особенно в трудоспособном воз­расте;

- обострение вопроса комплектования кадрами рабочих мест;

- профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложе­ния рабочей силы на рынке труда;

- большое количество неэффективных и некачественных рабочих мест;

- ухудшение состояния условий и охраны труда работающего населе­ния;

- сложности трудоустройства отдельных категорий граждан;

- недостаточность межведомственного взаимодействия структур, осу­ществляющих деятельность в области миграционной политики;

- низкая степень адаптации мигрантов к новым условиям жизни;

- ограниченность навыков конструктивного взаимодействия между ми­грантами и населением Самарской области.

Реализации Государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы"28 может препятствовать воз­действие негативных факторов макроэкономического, финансового, орга­низационного характера.

К макроэкономическим рискам могут быть отнесены: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, снижение конкурентоспособности товаро­производителей, в том числе вследствие присоединения к ВТО, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовое высвобождение работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы, миграционному оттоку.

Преодоление макроэкономических рисков возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий Государ­ственной программы.

С финансовыми рисками связана недостаточность объемов финанси­рования из бюджета Самарской области мероприятий Государственной программы. Финансовые риски могут привести к нарушению конституци­онных прав граждан в сфере труда, снижению обеспеченности и качества услуг, оказываемых населению Самарской области в сфере занятости и охраны труда. Как следствие, целевые показатели Государственной про­граммы не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе - основные показатели, характеризующие состояние рынка труда региона, могут изме­ниться в отрицательную тут сторону.

Преодоление указанного риска возможно при условии достаточного и своевременного финансирования мероприятий Государственной програм­мы из бюджета Самарской области.

Недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифи­цированных кадров приведут к организационным рискам. Их преодоление возможно путем оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения.29

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 165-р30, основными задачами государственной политики в сфе­ре реализации Государственной программы являются:

- противодействие росту реальной безработицы;

- совершенствование механизмов трудоустройства;

- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на ос­нове реализации принципа непрерывного профессионального образования, включающего развитие системы подготовки внутри организации, повыше­ния квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также профессионального обучения и переобучения безработных граждан; содействие профессиональной и трудовой мобильности населения; расширение возможностей поиска работы за счет повышения каче­ства и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г., одобренная постановлением Правительства Самар­ской области от 9 октября 2006 г. № 129, к основным задачам развития кадрового потенциала региона относит:

- повышение эффективности программ содействия занятости населе­ния, рост трудовой активности безработных граждан и незанятого населе­ния, квотирование рабочих мест для инвалидов в организациях области;

- обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, гармонизация и взаимодействие между системой профессионального образования и потреб­ностями рынка труда;

- развитие системы трудового воспитания и профориентационной рабо­ты с молодежью;

- регулирование трудовой миграции, совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы.

Согласно Плану мероприятий «Повышение эф­фективности и качества услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2013 - 2018 годы»,31 утвержденному поста­новлением Правительства Самарской области от 11 сентября 2013 года № 466, доступность и качество услуг в сфере труда, занятости и миграци­онной политики обеспечиваются путем решения следующих задач:

- совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области;

- совершенствование системы профориентации населения и профес­сионального обучения безработных граждан;

- повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда, за­нятости и миграционной политики Самарской области;

- осуществление эффективного контроля за предоставлением соответ­ствующих государственных услуг;

- обеспечение межведомственного взаимодействия при оказании гос­ударственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда в Самар­ской области;

- обеспечение достойной оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству, как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных услуг;

- расширение спектра профессиональной компетенции работников государственных учреждений, подведомственных министерству, в период их профессиональной деятельности;

- реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений, подведомственных министерству.

С учетом приоритетов региональной государственной политики сформулирована цель Государственной программы - создание экономиче­ских, организационных и правовых условий для обеспечения эффективно­го развития рынка труда и кадрового потенциала Самарской области.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следу­ющих задач:

- повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов;

- формирование эффективной модели адаптации и интеграции ми­грантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самар­ской области.

По итогам реализации Государственной программы ожидается до­стижение следующих конечных результатов:

- обеспечениерреализации прав граждан на защиту от безработицы благодаря проведению активной политики занятости на рынке труда;

- создание благоприятных условий для расширения возможностей трудоустройства населения и рационального использования трудового по­тенциала;

- обеспечение снижения рисков несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест;

- снижение рисков невостребованности выпускников профессиональ­ных образовательных организаций и образовательных организаций высше­го образования;

- повышение эффективности профориентации населения; расширение возможности реализации трудовых прав граждан;

- содействие росту занятости в сфере малого и среднего предпринима­тельства;

- повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и за­нятости населения Самарской области;

- оптимизация системы управления занятостью населения; модернизация институтов государственного управления в сфере ми­грационной политики;

- повышение уровня знания мигрантами русского языка, правовой грамотности, информированности о культурных традициях и нормах с це­лью преодоления социальной исключенности мигрантов и формирования этнических анклавов;

- развитие у мигрантов и принимающего сообщества культуры меж­национальных и межрелигиозных отношений, навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпи­мости;

- совершенствование инфраструктуры оказания услуг в сфере мигра­ционной политики.

Перечень показателей (индикаторов) Государственной программы с указанием плановых значений представлен в таблице 10.32

Таблица 10

Перечень показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации подпрограммы «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы»

№ п/п

Наименование цели, задачи, показателя (индикатора)

Единица измерения

Значение показателя (индикатора) по годам

Отчет 2012

Оценка 2013

Плановый период (прогноз)

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Цель 1. Повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области

1.1.

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год

%

3,4

3,2

3,1

3,1

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Задача 1. Развитие системы профессиональной ориентации населения Самарской области

1.1.1.

Доля граждан, получивших профориентационные услуги в органах службы занятости населения, включая услуги по психологической поддержке, в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы

%

75

46,1

46,1

46,2

46,2

46,3

46,3

46,3

46,4

1.1.2.

Доля безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации на рынке труда, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости

%

27,3

20,1

20,2

20,3

20,4

20,5

20,6

20,7

20,8

1.1.3.

Численность ищущих работу граждан, получивших услугу по оценке профессиональной компетентности

человек

-

200

200

200

200

200

200

200

200

Задача 2. Организация профессионального обучения граждан и формирование региональной системы сертификации профессиональных квалификаций

1.2.1.

Доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения

%

27,6

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

1.2.2.

Численность граждан, за исключением безработных граждан, повысивших свой профессиональный уровень при содействии органов службы занятости населения

человек

99

1180

1180

1480

1480

1480

1480

1480

1480

1.2.3.

Численность молодых специалистов организаций Самарской области, повысивших квалификацию по результатам ежегодного конкурса инновационных проектов социально-экономического развития региона

человек

-

39

39

39

39

39

39

39

39

1.2.4.

Степень сбалансированности потребности предприятий и подготовки специалистов

%

50,0

55,0

60,0

65,0

70,0

75,0

80,0

80,0

85,0

1.2.5.

Число лиц, прошедших обучение на высокотехнологичном оборудовании

человек

-

800

1800

2400

2400

2400

2400

2400

2400

Цель 2. Повышение уровня использования трудовых ресурсов

2.1.

Доля занятого населения в численности трудовых ресурсов (уровень использования трудовых ресурсов) в среднем за год

%

72,4

72,4

72,5

73,0

73,5

74,0

74,5

75,0

75,5

Задача 1. Реализация полномочий по содействию трудоустройству граждан, обеспечение социальной поддержки безработных граждан, повышение уровня экономической активности отдельных категорий населения

2.1.1.

Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения

%

66,3

66,3

66,3

66,3

66,5

66,8

67,0

67,3

67,7

2.1.2.

Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения

%

41,8

41,4

41,4

41,4

41,4

41,4

41,4

41,4

41,4

2.1.3.

Количество созданных постоянных рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите, с использованием возмещения работодателям затрат на приобретение оборудования

единиц

298

200

210

220

230

240

250

260

270

2.1.4.

Количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

единиц

597

405

410

415

442

463

484

505

526

Задача 2. Оптимизация трудовой миграции

2.2.1.

Доля безработных граждан, получивших услугу по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан

человек

-

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

2.2.2.

Доля привлекаемых иностранных работников в общей численности занятого населения

%

0,9

1,4

1,6

1,7

1,7

1,7

1,8

1,8

1,8

Задача 3. Сохранение рабочей силы Самарской области и повышение качества рабочих мест

2.3.1

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 тыс. работающих

человек

1,7

1,6

1,5

1,4

1,3

1,2

1,1

1,0

0,9

2.3.2.

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более

человек

967

940

910

880

840

800

750

710

600

2.3.3.

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих

человек

0,062

0,035

0,034

0,033

0,032

0,030

0,029

0,027

0,025

2.3.4.

Число дней нетрудоспособности у пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в расчете на 1 пострадавшего

дней

41,4

41,0

40,8

40,6

40,4

40,2

40,0

39,7

39,5

2.3.5.

Доля лиц, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в общей численности занятых в экономике Самарской области

%

31,7

27,1

26,9

26,6

26,3

26,0

25,7

25,4

25,0

2.3.6.

Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих

человек

5,1

5,0

4,95

4,9

4,8

4,7

4,6

4,5

4,3

2.3.7.

Численность лиц, которые впервые признаны инвалидами по профессиональному заболеванию

человек

100

95

90

90

85

80

75

70

65

2.3.8.

Доля рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области

%

38,5

44,0

50,0

55,0

60,0

65,0

70,0

75,0

80,0

2.3.9.

Доля рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области

%

63,0

60,0

59,0

58,0

57,0

56,0

55,0

54,0

53,0

2.3.10.

Доля работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, в общем количестве работников, занятых в экономике Самарской области

%

38,0

43,7

50,0

55,0

60,0

65,0

70,0

75,0

80,0

2.3.11.

Доля работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами, в общем количестве работников, подлежащих медицинским осмотрам

%

94,1

94,5

94,9

95,4

95,9

96,6

97,0

97,5

98,0

2.3.12.

Численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии

человек

379

370

360

340

320

300

280

250

210

2.3.13.

Количество организаций, расположенных на территории Самарской области, имеющих декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

единиц

44

85

120

150

180

220

260

300

350

Задача 4. Содействие созданию рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса

2.4.1.

Численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства

человек

478

598

590

684

684

648

645

634

626

2.4.2.

Количество созданных гражданами, признанными в установленном порядке безработными на момент регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица, дополнительных рабочих мест

человек

-

-

401

465

465

441

439

431

426

Цель 3. Повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов

3.1.

Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год

%

1,2

1,0

1,0

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

Задача 1. Совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области

3.1.1.

Количество разработанных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда

единиц

21

5

5

5

5

5

5

5

5

3.1.2.

Количество организаций -участников регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»

единиц

39

39

39

39

39

39

39

39

39

3.1.3.

Количество участников конкурсов профмастерства и стажировок победителей региональных этапов конкурсов профмастерства за рубежом

человек

-

300

301

302

303

304

305

306

307

Задача 2. Повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области

3.2.1.

Доля зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения, в отношении которых проведены мероприятия, направленные на приведение их в соответствие с санитарными, техническими, противопожарными, строительными и иными правилами и нормами, включая подготовку соответствующей проектно-сметной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости ремонтных работ, в общем количестве зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения

%

-

-

-

45,9

54,1

-

-

-

-

3.2.2.

Доля сотрудников органов службы занятости населения Самарской области, направленных на обучение (профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку), в общей численности персонала службы занятости населения

%

22,0

22,0

22,0

22,0

22,0

22,0

22,0

22,0

22,0

3.2.3.

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда

%

76

81

82,8

84,6

86,4

88,2

90

90

90

Как показал анализ, уровень регистрируемой безработицы в Самарской области составлял 1,0%. Ниже среднеобластного показателя уровень безработицы сложился в 7 территориях: г.о. Самара, Сызрани, Тольятти, Новокуйбышевске, м.р. Волжский, Сызранский, Ставропольский (от 0,3% до 0,9%).

На учете в центрах занятости состояли 17334 безработных гражданина (на10.01.2013), в Самаре зарегистрировано 3228 безработных граждан, в Тольятти – 3470 человек.

Наиболее высокий уровень безработицы регистрируется в Большечерниговском и Большеглушицком районах (4,0% и 3,4% соответственно). Уровень безработицы в Самаре – 0,4%, в Тольятти – 0,8%.

Для решения проблемы безработицы разработана Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы".

Таким образом, изучив понятие «безработица», можно сделать вывод, что это недоиспользование трудовых ресурсов, способствующее снижению национального производства; снижению налоговых поступлений; снижению уровня жизни семьи безработного, и уровня жизни населения в целом; ухудшению психологического состояния безработного.

Некоторый уровень безработицы является неизбежным свойством свободного рынка. Но при неполном использовании имеющейся рабочей силы экономика работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый ущерб безработица наносит и с социальной точки зрения. Долговременная бездеятельность приводит к потере квалификации, к потере специалистов, со стороны государства. Безработица так же отражается и на здоровье населения.

Одной из основных целей макроэкономической политики государства является достижение высокого уровня занятости. Но следует учитывать, во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Поэтому одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, создание в каждом городе или районе центров занятости. Задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека.

Одна из основных проблем безработицы в России – существование скрытой безработицы. Так же на безработицу влияет низкая оплата труда, в особенности научных работников.

Проблема безработицы является одним из важнейших вопросов в экономике государства и в мировой экономике в целом. Не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения требует к себе большого внимания, постоянного контроля и принятия соответствующих ситуации мер.

Список использованной литературы 1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (с изм. и доп.) "О занятости населения в Российской Федерации". 2. Постановление правительства Самарской области от 11 сентября 2013 года №466 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2013 - 2018 годы".

3. Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011. №8.

4. Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учеб. пособие. – Самара, Изд-во Самарского государственного университета, 2007.

5. Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы" http://trud.samregion.ru/home/records/gos.aspx.

6. Есиева И. В. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф., февраль 2014 г. — Пермь: Меркурий, 2014.

7. Ефимова Е.Г. Экономика. - М.: МГИУ, 2005.

8. Морозова С. И. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф., октябрь 2013 г. — М.: Буки-Веди, 2013.

9. Нейман П. Н. Экономическая теория: Курс лекций. – Иркутск: ИрГУПС, 2006.– Ч. 2.

10. Николаев А.В. Безработица 2010 // «Россия на пути выхода из экономического кризиса» - СПб.: Институт бизнеса и права, 2010.

11. Остапенко Ю.М. Экономика труда. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.

12. Российская газета http://www.rg.ru/2009/12/25/bezrabotica-site-anons.html.

13. Рофе А.И. Экономика труда. - М.: КноРус, 2010.

14. Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области. http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.

15. Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень: Изд-во ЦПО, 2013.

16. Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009.

17. Селезнева Е. В. О современном состоянии безработицы в России: Материалы Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России». Том 2. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.

18. Степанов М. А. Оценка уровня безработицы в России // Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы междунар. науч. конф., апрель 2012 г. — СПб.: Реноме, 2012.

19. Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020 года. http://www.pfo.ru/?id=37359.

20. Экономика труда / Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010.

21. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И.П. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008.

22. Экономическая теория. Микроэкономика / Под ред. Г. П. Журавлевой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.

1 См., напр.: Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учеб. пособие. – Самара, Изд-во СГЭУ, 2007. С.21.

2 Морозова С. И., Чернышова Н.А. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики / Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы II междунар. науч. конф., г. Москва, октябрь 2013 г. — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 103.

3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп.).

4 Федеральный Закон N 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ».

5 См.: Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учеб.пособие. – Самара, Изд-во СГЭУ, 2007. С. 77.

6 См., напр.: Рофе А.И. Экономика труда. - М.: КноРус, 2010. С. 170.

7 См.: Гимпельсон В. Рынок труда: Страсти по безработице // Ведомости, 2009. - http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/03/18/186699.

8 См., напр.: Есиева И. В. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // Экономика, управление, финансы: Материалы III междунар. науч. конф., г. Пермь, февраль 2014 г. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 124-126.

9 См., напр.: Смирнова М. Перспективные направления развития рынка труда // Управление развитием персонала. 2008. - №1. – С. 14; Экономика труда / Под ред. Ю.П.Кокина, П.Э.Шлендера. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010. — С. 114.

10 См., напр.: Смирнова М. Перспективные направления развития рынка труда // Управление развитием персонала, 2008. -№1. С. 14.

11 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - № 8. – С. 195.

12 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - №8. – С. 196.

13 См.: Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - №8. – с. 196.

14 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - №8. – С. 197.

15 Там же.

16 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области. http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.

17 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.

18 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.

19 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.

20 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.

21 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.

22 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf .

23 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf .

24 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С. 5.

25 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С. 5.

26 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С. 6.

27 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С.7.

28 Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы" http://trud.samregion.ru/home/records/gos.aspx.

29 См.: Морозова С. И., Чернышова Н. А. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы II междунар. науч. конф., октябрь 2013 г. — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 103-105.

30 Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020 года. http://www.pfo.ru/?id=37359. 31 Постановление правительства Самарской области от 11 сентября 2013 года №466 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2013 - 2018 годы". 32 Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы" http://trud.samregion.ru/home/records/gos.aspx.
Просмотров работы: 4933