Теоретическую основу исследования составили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых. Среди них такие авторы, как Маркс К., Архипов А., Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е., Гликина Е., Ефимова Е.Г., Ефимова М.Р., Нейман П.Н., Николаев А.В., Салов А.И., Селезнева Е.В., Смирнова М., Смирнова Ю., Пискунова Ю. и др.
Сущность безработицы и причины ее возникновения. Безработицу как явление определяют по-разному. В частности, под ней понимают такое положение, когда некоторая определенная часть трудоспособного населения не находит себе применения на производстве согласно полученной специальности, следовательно, становится незанятой.1Дается и такое определение безработице: «отсутствие возможности получить работу, которую человек желает и может выполнять. Безработица возникает в случае, когда количество желающих работать трудоспособных людей больше, чем количество имеющихся пригодных для них рабочих мест».2
Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период.
Согласно Федеральному Закону N 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».3
Экономически активное население по статусу занятости включает в себя занятых и безработных.
В соответствии с действующим законодательством, «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход».4 Как социально-экономическая категория занятость характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов. Среди занятых: наёмные работники, работающие на индивидуальной основе, работодатели, неоплачиваемые работники семейных предприятий и лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.5
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:
а) не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
б) искали работу;
в) готовы были приступить к работе.6
При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.
Если речь идет о поисках работы, то имеется в виду активный поиск работы: обращение в государственные либо частные службы занятости, к администрации предприятий и организаций, использование либо помещение объявлений в печати, попытки организации собственного дела и т. д.
В состав безработных включаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости. В качестве безработных учитываются учащиеся и студенты, инвалиды и пенсионеры в том случае, если они активно занимаются поисками работы и готовы к ней приступить.
Различные направления экономической теории по-разному трактуют основные причины возникновения безработицы.
К.Маркс подробно исследовал причины появления безработицы в первом томе «Капитала». Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию роста проса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Следует признать, что это единственно правильная причина безработицы во всей мировой науке - она появляется в результате растущего накопления капитала и вытеснения живого труда машинным. Другие представления, по нашему глубокому убеждению, можно лишь считать факторами, увеличивающими или уменьшающими безработицу.
В соответствии с неоклассической теорией безработица является следствием нежелания поступиться частью заработной платы, несогласия с ее снижением. Кейнсианцы ее причиной считали неспособность рынка труда автоматически уравновешивать спрос и предложение на нем. Сторонники технологической теории связывают появление безработицы с научно-техническим прогрессом.
В разнообразии факторов структурные изменения в экономике, перепрофилирование или ликвидация низкорентабельных предприятий, их разорение и банкротство; положительная демографическая динамика, приводящая в конечном итоге к росту предложения на рынке труда; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда, влекущая за собой рост зарплаты без соответствующего увеличения производительности труда; цикличность производства в фазах экономического кризиса и депрессии; диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций.
Количественно безработица характеризуется уровнем безработицы и продолжительностью. Уровень безработицы – это отношение числа официально зарегистрированных безработных к количеству рабочей силы и выражается в процентах. Следует учитывать, что официальный показатель уровня безработицы ниже фактического. Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени, в течение которого люди не работают. Малые сроки безработицы говорят о высокой степени мобильности рабочей силы, развитой и адаптированной к структурным изменениям в экономике, системе повышения квалификация и переподготовки кадров, положительной динамике экономики, а также приспособленности населения к изменяющимся социально-экономическим условиям. Длительные сроки безработицы свидетельствуют о застойных явлениях как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и регионах, недостаточной развитости инфраструктуры рынка труда, дискриминации на нем отдельных социальных групп населения.
Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.7
Виды безработицы и их характеристика. Безработица классифицируется по различным признакам: условиям возникновения, характеру проявления, степени учёта, продолжительности, периодичности, составу безработных и др.В современной экономической литературе выделяются следующие основные виды безработицы: структурная, фрикционная (текучая), циклическая безработица, естественная.
Структурнаябезработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом; в этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и, в частности, ресурсов труда. Внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Фрикционнаябезработица существует из-за необходимости переменить место работы. Поиск и переход в новую организацию требуют времени.
Производной от фрикционной и структурной считается естественная безработица. Ее уровень – это суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Он колеблется под влиянием тех или иных факторов. При естественной безработице в стране занятость считают полной, безработицу равновесной. Иногда современные авторы8 для обозначения естественной безработицы пользуются аббревиатурой NAIRU, что означает не ускоряющий инфляцию уровень безработицы. Естественный уровень безработицы, рассчитывается как средняя величина фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет и прогнозных оценок на последующие 10 лет.
Циклическая безработица – это безработица свыше естественной. Ее отличает невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим кризисом.
В экономической литературе описываются и другие классификации видов безработицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Характерные особенности различных видов безработицы
Тип безработицы |
Характеристика |
Вынужденная |
Существует тогда, когда люди могут и желают работать, но по не зависящим от них обстоятельствам не находят работы |
Добровольная |
Связана с желанием поменять место работы по разным причинам |
Молодежная, женская и т.п. |
Связана с особенностями использования на рынке труда отдельных социальных групп |
Региональная |
Характерна для отдельных регионов в связи с их экономическими, демографическими и другими особенностями развития |
Сезонная |
Вызвана сезонными колебаниями производства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.) |
Скрытая |
Применение сокращенного режима рабочего времени в условиях экономического спада или кризиса |
В литературе сформировалась понятная, на наш взгляд, классификация наиболее значимых отрицательных и положительных социальных и экономических последствий безработицы.9
Таблица 2
Социальные последствия безработицы |
Экономические последствия безработицы |
||
Отрицательные |
Положительные |
Отрицательные |
Положительные |
Обострение криминогенной ситуации |
Повышение социальной ценности рабочего места |
Обесценивание последствий обучения |
Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики |
Усиление социальной напряженности |
Увеличение личного свободного времени |
Сокращение производства |
Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду |
Рост количества физических и душевных заболеваний |
Возрастание свободы выбора места работы |
Затраты на помощь безработным |
Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования |
Увеличение социальной дифференциации |
Увеличение социальной значимости и ценности труда |
Утрата квалификации |
Стимулирование роста интенсивности и производительности труда |
Снижение трудовой активности |
Снижение жизненного уровня |
||
Недопроизводство национального дохода |
|||
Снижение налоговых поступлений |
Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером могут служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы делает необходимым участие государства в регулировании рынка труда и стабилизации занятости.10
Анализ безработицы в Самарской области.В Самарской области, как и в Российской Федерации в целом, безработица стала регистрироваться с 1992 г. На начало 1993 г. уровень зарегистрированной безработицы «стартовал» с отметки 0,2 % от экономически активного населения Самарской области.До 1999 г., на который пришелся пик зарегистрированного уровня безработицы - 4 %, он неизменно возрастал, причем наиболее «динамичным» был 1996 г.
Годом изменения ситуации на рынке труда Самарской области стал 1999 год. Это выразилось в существенном сокращении масштабов зарегистрированной безработицы. Данная динамика сохранялась вплоть до 2002 г., когда её уровень снизился до 1,3 %. Уменьшение безработицы обусловили как экономический фактор (оживление экономики и увеличение, вследствие этого, спроса на рабочую силу), так и причины институционального и организационного характера (законодательное установление более жесткого порядка регистрации и снятия с учета незанятых граждан).
Существенное сокращение масштабов зарегистрированной безработицы в стране наблюдалось вплоть до 2003 г., когда ее уровень снизился до 2,3 %, а в нашей области безработица в это время, составив 1,5 %, уже поползла вверх.11
В целом переломным в стране оказался 2004 год - уровень безработицы резко возрос, достигнув своего максимального значения в 2,6 % в Российской Федерации, 1,9 % - в Самарской области (имеется в виду уровень зарегистрированной безработицы на конец года). Возможно, данная ситуация была вызвана резким снижением миграционного прироста, а также ликвидацией и сокращением штатов предприятий (при этом одновременно увеличилась численность безработных, ранее имевших работу, и численность безработных, не имевших опыта работы).
В 2005 г. уровень безработицы снизился до 1,7 %. Сокращение в структуре зарегистрированной безработицы доли граждан, уволившихся по собственному желанию, а также желающих сменить рабочее место, свидетельствует о более стабильной трудовой ситуации. Смягчилась ситуация на рынке труда молодежи и граждан с высшим и средним профессиональным образованием.
В январе-июне 2007 г. активность граждан в поиске работы почти не изменилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Количество составило 49,5 тыс. человек, 55 % из них ранее работали по рабочим профессиям. Граждане, высвобожденные в связи с реструктуризацией отдельных предприятий и организаций, среди ищущих работу составили 12% (в городах - 10%, в районах - 16%).
В 2008 г. был зарегистрирован минимальный уровень безработицы на конец года: 2,0% - в России, 1,3% - в Самарской области. На протяжении практически всего периода регистрации уровень безработицы в Самарской области, складывается ниже, чем в среднем по России, что говорит об относительной стабильности и отсутствии напряженности на региональном рынке труда.
В 2009 г. численность зарегистрированных безработных в Самарской области составляла 50,6 тыс. человек, уровень безработицы - 2,8 %. При этом уровень общей безработицы остается заметно ниже, чем в среднем по России и в Поволжском федеральном округе. В последние месяцы 2010 г. темпы роста безработицы существенно замедлились. Численность официально зарегистрированных безработных на 13 ноября составила по области 48,9 тыс. человек, уровень безработицы - 2,7 %. Высокая же напряженность на рынке труда области обусловлена в основном сложностями отраслевых рынков труда, а не тотальным сокращением занятости населения. Для борьбы с безработицей в Самарской области служба занятости ввела в 2009 г. опережающее обучение новым профессиям готовящихся к увольнению, чтобы обеспечить их устройство на временную работу, помогать с открытием собственного дела, а также организовывать переезд в другую местность с трудоустройством и выплатой подъемных.
По данным мониторинга, в 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных Самарской области составляла 56,8 тыс. человек, уровень безработицы равнялся 3,35 %. Для дальнейшего уменьшения этих показателей в регионе действовали две программы: ведомственная целевая программа по содействию занятости населения и региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 год.12
По состоянию на 01.11.2010 г. в г.о. Самара положение на рынке труда характеризовалось позитивными изменениями ситуации с занятостью населения. Число граждан, зарегистрированных в государственном учреждении Центр занятости населения городского округа Самара (далее - ГУ ЦЗН), составило 7690 чел., т.е. налицо уменьшение по сравнению с началом 2010 г. на 6071 чел. (на 01.01.2010 г.: 13761 чел. - пик роста безработицы), из них с официальным статусом безработного - 6712 чел., что означает уменьшение по сравнению с началом 2010 г. на 6173 чел. (на 01.01.2010 г. - 12885 чел.).
Гендерный состав безработных Самары имел следующие параметры: уменьшился удельный вес мужчин - 39 % (декабрь 2009 г. - 44 %) и увеличился, соответственно, удельный вес женщин - 61 % (декабрь 2009 г. - 56 %). В численности официально зарегистрированных безработных 21 % составляет молодёжь в возрасте 16-29 лет (декабрь 2009 г. - 29 %); 12 % - инвалиды (декабрь 2009 г. - 8 %).
Вместе с тем, безработица в Самаре по-прежнему носит структурный характер, основной профессионально-квалификационный состав безработных и имеющиеся для них вакансии не соответствуют друг другу. По состоянию на 01.11.2010 г. число вакансий, находящихся в городском банке данных ГУ ЦЗН, увеличилось по сравнению с началом 2010 г. в 2,7 раза и составило 12116 единиц (на 01.01.2010г. - 4480 ед.). В банке вакансий доминировали свободные рабочие места по рабочим профессиям (более 60 % от общего числа вакансий), в то время как более половины безработных имели профессии специалистов и служащих.
Напряжённость на рынке труда (отношение численности граждан, не занятых трудовой деятельностью, к числу вакансий) уменьшилась, по сравнению с декабрём 2009 г., с 3,1 до 0,6 граждан на одну вакансию.
Численность работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, в октябре 2010 г. уменьшилась и составила 229 чел. (декабрь 2009 г. - 1151 чел.).
Уровень официальной безработицы в городском округе Самара от численности населения в трудоспособном возрасте на 01.11.2010 г. уменьшился до 0,93 % (на 01.01.2010 г. - 1,79 %), что более чем в 3 раза ниже уровня официальной безработицы по Самарской области, установленного «Программой дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2010 год» (3,1 % в среднем за 2010 г.).
Обнародованные Росстатом данные выборочного обследования населения по проблемам занятости таковы. В октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем число безработных в России увеличилось на 80 тыс. человек - с 5,03 млн до 5,11 млн. При этом для определения, кто безработный, а кто нет, применялась методология Международной организации труда (МОТ): у человека спрашивали, имеет ли он работу или доходное занятие; если нет, то искал ли он работу и готов ли немедленно к ней приступить. Такие же вопросы задавались и в ходе всероссийской переписи населения, так что перепись можно теоретически считать не выборочным, а поголовным обследованием населения по проблемам занятости. Отметим также, если человек при таком подходе отвечает, что не имеет работы или доходного занятия, но работу не искал и не готов немедленно к ней приступить, то он автоматически исключает себя из числа безработных.13
Число занятых в России в октябре 2010 г года составляло 70,5 млн человек (по сравнению с сентябрем оно сократилось на 619 тыс. человек). Соответственно, количество экономически активного населения (граждане, считающие себя занятыми, плюс граждане, полагающие себя безработными) в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,6 млн человек, или 53 % от общего населения России. В итоге в октябре уровень российской безработицы вырос с 6,6 до 6,8 % экономически активного населения. При этом Росстат отмечает, что для отдельных возрастных групп уровень безработицы оказался значительно выше: например, для граждан в возрасте 15-19 лет он составил 32,6 % от экономически активного населения в данной возрастной группе, а в возрасте 20-24 лет - 13,4 %. Впрочем, средний возраст российского безработного заметно больше и составляет 35,3 года.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что количество безработных, подсчитанных по методологии МОТ, намного - в 3,3 раза - больше, чем тех, кто зарегистрирован в госучреждениях службы занятости населения. В конце октября 2010 г. на биржах труда числилось в качестве безработных 1528 тыс. человек (на 70 тыс. человек меньше, чем в конце предыдущего месяца).
Разумеется, огромную роль в подобных различиях играют особенности методологии подсчета. Из тех, кто признал себя безработным по методологии МОТ, 500 тыс. человек даже при желании не могли бы встать на учет на бирже труда, так как 33,4 % из этих людей проходят очный курс обучения в различных учебных заведениях, а 66,6 % являются пенсионерами. Однако, главный источник разрыва в численности зарегистрированных и незарегистрированных безработных - это, по мнению Росстата, субъективные предпочтения российских безработных в способах поиска работы: 55,5 % из них полагают, что работу можно найти только через родственников и друзей, но никак не через службу занятости.
Уровень безработицы в Самарской области, по методологии МОТ, составил 8,3 % экономически активного населения, что ниже, чем в РФ (8,8 %) и ПФО (9,1 %). Но, как отмечают Ю.Г. Батцина и В. И. Горшкова, эта информация недостаточно объективна.
График 1
Динамика безработицы по России за 1995-2010 гг.14
График 2
Динамика безработицы по Самарской области за 1993-2010 гг.15
Если сравнивать Россию со странами Европы и США, можно выявить противоречивость измерения безработицы в нашей стране. Россия одна из крупных стран мира, но уровень безработицы слишком далек от реального. В Европе наибольший уровень безработицы выявлен в Испании, он составляет - 14,4 %, в США - 9,8. В России можно наблюдать иную картину: в годы последнего кризиса по Росстату уровень нашей безработицы не повышается, а понижается. Очевидно, что информация по уровню безработицы далека от действительности.
Несовершенное трудовое законодательство в России привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. Достаточно часто сотрудников переводят на неполную рабочую неделю и отправляют в вынужденные бессрочные отпуска. Численность граждан, работавших неполное рабочее время в июне 2009 г. составляла около 9 % по официальным данным. Реально же эта цифра гораздо больше.
В настоящее время численность экономически активного населения Самарской области в возрасте 15-72 лет по итогам опросов населения по проблемам занятости в среднем за ноябрь 2013 г. - январь 2014 г. составила 1743,3 тыс.человек, или 69,3% от общей численности населения Самарской области указанного возраста. В их числе 1695,5 тыс. человек, или 97,3% экономически активного населения, классифицировались как занятые экономической деятельностью и 47,8 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной Организации Труда (МОТ). Уровень безработицы в среднем за три месяца составил 2,7%.
В декабре 2013 г. среднесписочная численность работников организаций области составила 1104,3 тыс. человек (65,1% от общей численности занятого населения Самарской области). Против декабря предыдущего года она снизилась на 0,2%, по сравнению с предыдущим месяцем - снизилась на 0,3%.
Таблица 3
Число замещенных рабочих мест в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства16
Декабрь 2013 г., человек |
в % к |
||
ноябрю 2013 г. |
декабрю 2012 г. |
||
Всего замещенных рабочих мест (работников) |
880868 |
99,9 |
99,2 |
в том числе: |
|||
работников списочного состава (без внешних совместителей) |
844926 |
99,8 |
99,3 |
внешних совместителей |
15366 |
99,6 |
96,3 |
работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера |
20575 |
102,8 |
97,3 |
На условиях внешнего совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось ещё 35,9 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости).
В общем количестве замещенных рабочих мест рабочие места внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в декабре 2013 г. составили 4,1%, из них внешних совместителей - 1,7% и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера - 2,3% .
Таблица 4Число замещенныхрабочих мест ворганизациях, неотносящихся к субъектаммалогопредпринимательства, по видамэкономической деятельности в декабре2013 г.17
Всего заме щенных рабочих мест, человек |
в т.ч. работниками |
Доля внешних совместителей и лиц, работавших по договору граждан- ско- правового характера, % |
|||
списоч ного состава (без внеш них совме стите- лей) |
внеш ними совме- ме- стите- лями |
выполнявшими работы по договорам граждан- ско- правового характера |
|||
Всего |
880868 |
844926 |
15366 |
20575 |
4,1 |
в том числе: |
|||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
12084 |
11841 |
77 |
166 |
2,0 |
Добыча полезных ископаемых |
13139 |
13036 |
41 |
62 |
0,8 |
Обрабатывающие производства |
246100 |
243380 |
923 |
1797 |
1,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
39690 |
38934 |
341 |
415 |
1,9 |
Строительство |
21660 |
20967 |
200 |
493 |
3,2 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
53923 |
52820 |
502 |
600 |
2,0 |
Гостиницы и рестораны |
8183 |
7913 |
100 |
170 |
3,3 |
Транспорт и связь |
79677 |
77142 |
356 |
2179 |
3,2 |
из них: связь |
16091 |
14890 |
76 |
1125 |
7,5 |
Финансовая деятельность |
33824 |
28453 |
148 |
5223 |
15,9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
67794 |
64295 |
888 |
2611 |
5,2 |
Государственное управление, обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
69800 |
67704 |
240 |
1856 |
3,0 |
Образование |
112371 |
102213 |
7548 |
2610 |
9,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
96723 |
93093 |
2615 |
1015 |
3,8 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
25828 |
23072 |
1386 |
1371 |
10,7 |
В IV квартале 2013 г. 0,3 % списочной численности работников обследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя 1,4% - по соглашению между работником и работодателем.
Доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника, составила 10,5% от списочной численности работников, в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника - 6,8%.
Таблица 5
Динамика численности работников, работавших неполное рабочее время в 2013 г.18
Работали неполное рабочее время |
Находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника |
Имели отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника |
||||||
по инициативе работодателя |
по соглашению между работником и работодателем |
|||||||
человек |
в % к списоч-ной чис-ленности |
человек |
в % к списоч-ной чис-ленности |
человек |
в % к списочной численности |
человек |
в % к списочной численности |
|
I квартал |
3543 |
0,4 |
14787 |
1,7 |
7608 |
0,9 |
76954 |
8,6 |
II квартал |
4025 |
0,5 |
16199 |
1,8 |
38420 |
4,3 |
82273 |
9,3 |
III квартал |
1777 |
0,2 |
12583 |
1,4 |
9371 |
1,1 |
92883 |
10,5 |
IV квартал |
2269 |
0,3 |
12651 |
1,4 |
59272 |
6,8 |
91979 |
10,5 |
Наибольшие размеры неполной занятости в IV квартале 2013 г. отмечались в организациях обрабатывающих производств, в которых 0,6% работали неполное рабочее время по инициативе работодателя, 0,5% работников списочной численности работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, 23,2% - находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и 22,2% - находились в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника.
Таблица 6
Численностьработников, работавшихнеполное рабочеевремя, по видамэкономическойдеятельности вIV квартале 2013 г.19
Работали неполное рабочее время |
Находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника |
Имели отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника |
||||||
по инициативе работодателя |
по соглашению между работником и работодателем |
|||||||
чело век |
в % к предыдущему кварталу |
человек |
в % к предыдущему кварталу |
человек |
в % к предыдущему кварталу |
человек |
в % к предыдущему кварталу |
|
Всего по обследованным видам деятельности |
2269 |
128,3 |
12651 |
101,1 |
59272 |
632,5 |
91979 |
99,0 |
в том числе |
||||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
44 |
8,0 |
982 |
86,8 |
||||
Добыча полезных ископаемых |
3 |
300,0 |
397 |
85,4 |
||||
Обрабатывающие производства |
1462 |
103,2 |
1268 |
182,7 |
58335 |
644,4 |
55862 |
98,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
93 |
98,9 |
2082 |
100,4 |
||||
Строительство |
- |
- |
90 |
107,1 |
17 |
170,0 |
2463 |
109,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
28 |
90,3 |
605 |
133,6 |
183 |
18300,0 |
3140 |
96,8 |
Гостиницы и рестораны |
5 |
62,5 |
628 |
88,0 |
83 |
754,5 |
1318 |
112,8 |
Транспорт и связь |
741 |
443,7 |
1831 |
87,6 |
13 |
52,0 |
8117 |
130,1 |
Финансовая деятельность |
- |
- |
168 |
117,5 |
114 |
- |
1810 |
91,7 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
33 |
117,9 |
1434 |
136,8 |
340 |
186,8 |
4563 |
116,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
169 |
105,0 |
1606 |
95,3 |
||||
Образование |
- |
- |
3681 |
97,1 |
10 |
200,0 |
3789 |
71,2 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1655 |
99,8 |
45 |
86,5 |
4499 |
90,7 |
||
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
982 |
94,9 |
132 |
1200,0 |
1347 |
80,5 |
Практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника наиболее широко распространена в организациях обрабатывающих производств.
По сведениям обследованных организаций в IV квартале 2013 г. 6,7% списочной тут численности работников было принято на работу и 7,3 % - выбыло по различным причинам. В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 3,1%, из них в гостиницах и ресторанах - 13,0%, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 7,8%, в финансовой деятельности - 6,6%, на транспорте и в связи - 5,8%, в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - 4,9%.
Значительно ниже этот показатель в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды и строительстве (по 1,1%), в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (1,4%), в добыче полезных ископаемых (1,6%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования и обрабатывающих производствах (по 1,9%).
В общей численности выбывших работников 2,9% составляют уволившиеся в связи с сокращением численности, 74,5% - уволившиеся по собственному желанию, 8,6% - уволившиеся по соглашению сторон.
Таблица 7
Динамика приема и выбытия работников в 2013 г.20
Принято работни ков |
из них на дополнит. введенные (созданные) раб. места |
Выбыло работ ников |
из них по причинам |
Число вакантных мест (требуемых работников) на конец месяца |
Численность работников, намеченных к высвобождению в следующем месяце |
|||
по согла шению сторон |
в связи с сокращ. численности работников |
по собствен- ному желанию |
||||||
I квартал, человек |
54919 |
2873 |
53944 |
4351 |
1416 |
39759 |
25348 |
1994 |
II квартал, человек |
59592 |
2593 |
66078 |
4926 |
1714 |
49480 |
27796 |
1624 |
в % к предыдущему кварталу |
108,5 |
90,3 |
122,5 |
113,2 |
121,0 |
124,4 |
109,7 |
81,4 |
III квартал, человек |
68520 |
1936 |
72035 |
5539 |
1329 |
57245 |
27615 |
1677 |
в % к предыдущему кварталу |
115,0 |
74,7 |
109,0 |
112,4 |
77,5 |
115,7 |
99,3 |
103,7 |
IV квартал, человек |
58422 |
1810 |
63963 |
5474 |
1849 |
47640 |
23170 |
2553 |
в % к предыдущему кварталу |
85,3 |
93,5 |
88,8 |
99,0 |
139,1 |
83,2 |
83,9 |
152,2 |
Доля работников, выбывших в связи с сокращением персонала, в общей численности выбывших работников колеблется от 0,1% в организациях строительства до 9,9% в организациях государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальном страховании.
Таблица 8
Прием и выбытие работников и наличие вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности в IV квартале 2013 г.21
Принято работников |
Выбыло работников |
В % к списочной численности |
Численность требуемых работников списочного состава на вакантные рабочие места на конец отчетного квартала |
Численность работников списочного состава, намеченных к высвобождению в следующем квартале |
||||||
чело ло- век |
в % к преды- дуще- му кварталу |
чело ло- век |
в % к преды- дуще- му кварталу |
при нято |
вы было |
чело век |
в % к преды- дуще- му кварталу |
чело век |
в % к предыдущему кварталу |
|
Всего по обследованным видам деятельности |
58422 |
85,3 |
63963 |
88,8 |
6,7 |
7,3 |
23170 |
83,9 |
2553 |
152,2 |
в том числе |
||||||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
914 |
49,7 |
2957 |
156,8 |
8,0 |
25,8 |
308 |
104,8 |
2 |
14,3 |
Добыча полезных ископаемы |
638 |
84,1 |
735 |
111,9 |
5,2 |
6,0 |
173 |
82,0 |
- |
- |
Обрабатывающие производства |
13475 |
78,2 |
16941 |
84,0 |
5,3 |
6,7 |
2833 |
84,1 |
1248 |
124,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2345 |
113,4 |
2469 |
117,9 |
6,0 |
6,3 |
451 |
69,0 |
32 |
128,0 |
Строительство |
2592 |
90,9 |
2983 |
106,3 |
12,1 |
13,9 |
228 |
126,7 |
23 |
1150,0 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8859 |
92,0 |
8253 |
81,8 |
15,9 |
14,8 |
1406 |
104,5 |
27 |
192,9 |
Гостиницы и рестораны |
901 |
93,1 |
598 |
57,2 |
14,3 |
9,5 |
231 |
83,7 |
1 |
25,0 |
Транспорт и связь |
5946 |
94,1 |
7153 |
108,7 |
7,3 |
8,7 |
3228 |
95,1 |
284 |
91,9 |
Финансовая деятельность |
2818 |
90,8 |
2661 |
101,4 |
9,2 |
8,7 |
641 |
76,9 |
371 |
2061,1 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4334 |
76,3 |
4779 |
83,5 |
6,2 |
6,9 |
1930 |
55,9 |
399 |
700,0 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
3412 |
92,2 |
3386 |
99,4 |
4,9 |
4,9 |
2504 |
115,6 |
87 |
73,7 |
Образование |
5718 |
78,4 |
5071 |
67,7 |
5,1 |
4,6 |
1976 |
89,4 |
10 |
18,9 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4629 |
91,0 |
3959 |
74,9 |
4,8 |
4,1 |
6262 |
77,5 |
45 |
84,9 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1838 |
93,3 |
2012 |
91,2 |
9,2 |
10,1 |
999 |
87,3 |
24 |
600,0 |
В конце IV квартала 2013 г. вакантные рабочие места составили 2,6% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 1,1% в организациях строительства и обрабатывающих производств до 6,5% в здравоохранении и предоставлении социальных услуг.
По данным Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области к концу января 2014 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 17,6 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных за месяц увеличилась на 0,7 тыс. человек, или на 4,6%, против соответствующего периода прошлого года - уменьшилась на 1,9 тыс. человек, или на 10,6%, и составила 15,7 тыс. человек.
В январе 2014 г. статус безработного получили 2,6 тыс. человек, что на 4,8% больше, чем в январе 2013 г.
Размеры трудоустройства безработных были на 0,3 тыс. человек, или на 22,5%, меньше, чем в январе прошлого года, и составили 0,9 тыс. человек.
Таблица 9
Численность незанятых граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения22
Число незанятых граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, человек |
из них имеют статус безработного |
|||
человек |
в % к |
|||
предыдущему месяцу |
соответствующему месяцу предыдущего года |
|||
2013 |
||||
январь тут |
19524 |
17604 |
100,8 |
70,2 |
февраль тут |
19575 |
17717 |
100,6 |
69,2 |
март тут |
19104 |
17355 |
98,0 |
69,5 |
апрель тут |
18389 |
16798 |
96,8 |
71,5 |
май тут |
17183 |
15771 |
93,9 |
72,7 |
июнь тут |
16567 |
15218 |
96,5 |
77,5 |
июль тут |
16638 |
14903 |
97,9 |
78,4 |
август тут |
16048 |
14516 |
97,4 |
80,1 |
сентябрь тут |
15259 |
13766 |
94,8 |
80,6 |
октябрь тут |
15096 |
13468 |
97,8 |
81,3 |
ноябрь тут |
15628 |
13702 |
101,7 |
80,6 |
декабрь тут |
16345 |
15056 |
109,9 |
86,2 |
2014 |
||||
январь тут |
17602 |
15742 |
104,6 |
89,4 |
На конец января 2014 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 0,90% от экономически активного населения.
График 3
Движение численности безработных,тзарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (тыс. чел.)23
Общая численность безработных граждан на конец декабря 2012 г. в Российской Федерации составила 1064692 человека, в Приволжском федеральном округе - 169585 человек, в Самарской области – 17471 человек.
График 4
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости России, по федеральным округам в 2012 г.24
Безработные граждане, зарегистрированные в центрах занятости Самарской области – преимущественно лица, уволенные из сферы обрабатывающего производства, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, транспорта и связи.
График 5
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по Приволжскому федеральному округу в 2012 г.25
Уровень регистрируемой безработицы (отношение числа безработных граждан к числу занятых в экономике, %) в декабре 2012 г. в Российской Федерации составил 1,4%, в Приволжском федеральном округе – 1,1%, в Самарской области – 1%.
График 6
Уровень регистрируемой безработицы по федеральным округам в 2012 г.26
График 7
Уровень регистрируемой безработицы по Приволжскому федеральному округу в 2012 г.27
Решение проблемы безработицы в Самарской области на современном этапе развития экономики. Проведенный анализ состояния рынка труда выявил следующие проблемы:- сокращение численности населения, особенно в трудоспособном возрасте;
- обострение вопроса комплектования кадрами рабочих мест;
- профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- большое количество неэффективных и некачественных рабочих мест;
- ухудшение состояния условий и охраны труда работающего населения;
- сложности трудоустройства отдельных категорий граждан;
- недостаточность межведомственного взаимодействия структур, осуществляющих деятельность в области миграционной политики;
- низкая степень адаптации мигрантов к новым условиям жизни;
- ограниченность навыков конструктивного взаимодействия между мигрантами и населением Самарской области.
Реализации Государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы"28 может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера.
К макроэкономическим рискам могут быть отнесены: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, снижение конкурентоспособности товаропроизводителей, в том числе вследствие присоединения к ВТО, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовое высвобождение работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы, миграционному оттоку.
Преодоление макроэкономических рисков возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий Государственной программы.
С финансовыми рисками связана недостаточность объемов финансирования из бюджета Самарской области мероприятий Государственной программы. Финансовые риски могут привести к нарушению конституционных прав граждан в сфере труда, снижению обеспеченности и качества услуг, оказываемых населению Самарской области в сфере занятости и охраны труда. Как следствие, целевые показатели Государственной программы не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе - основные показатели, характеризующие состояние рынка труда региона, могут измениться в отрицательную тут сторону.
Преодоление указанного риска возможно при условии достаточного и своевременного финансирования мероприятий Государственной программы из бюджета Самарской области.
Недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров приведут к организационным рискам. Их преодоление возможно путем оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения.29
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 165-р30, основными задачами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:
- противодействие росту реальной безработицы;
- совершенствование механизмов трудоустройства;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на основе реализации принципа непрерывного профессионального образования, включающего развитие системы подготовки внутри организации, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также профессионального обучения и переобучения безработных граждан; содействие профессиональной и трудовой мобильности населения; расширение возможностей поиска работы за счет повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г., одобренная постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129, к основным задачам развития кадрового потенциала региона относит:
- повышение эффективности программ содействия занятости населения, рост трудовой активности безработных граждан и незанятого населения, квотирование рабочих мест для инвалидов в организациях области;
- обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, гармонизация и взаимодействие между системой профессионального образования и потребностями рынка труда;
- развитие системы трудового воспитания и профориентационной работы с молодежью;
- регулирование трудовой миграции, совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы.
Согласно Плану мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2013 - 2018 годы»,31 утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 11 сентября 2013 года № 466, доступность и качество услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики обеспечиваются путем решения следующих задач:
- совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области;
- совершенствование системы профориентации населения и профессионального обучения безработных граждан;
- повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области;
- осуществление эффективного контроля за предоставлением соответствующих государственных услуг;
- обеспечение межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда в Самарской области;
- обеспечение достойной оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству, как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных услуг;
- расширение спектра профессиональной компетенции работников государственных учреждений, подведомственных министерству, в период их профессиональной деятельности;
- реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений, подведомственных министерству.
С учетом приоритетов региональной государственной политики сформулирована цель Государственной программы - создание экономических, организационных и правовых условий для обеспечения эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала Самарской области.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов;
- формирование эффективной модели адаптации и интеграции мигрантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самарской области.
По итогам реализации Государственной программы ожидается достижение следующих конечных результатов:
- обеспечениерреализации прав граждан на защиту от безработицы благодаря проведению активной политики занятости на рынке труда;
- создание благоприятных условий для расширения возможностей трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала;
- обеспечение снижения рисков несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест;
- снижение рисков невостребованности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- повышение эффективности профориентации населения; расширение возможности реализации трудовых прав граждан;
- содействие росту занятости в сфере малого и среднего предпринимательства;
- повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области;
- оптимизация системы управления занятостью населения; модернизация институтов государственного управления в сфере миграционной политики;
- повышение уровня знания мигрантами русского языка, правовой грамотности, информированности о культурных традициях и нормах с целью преодоления социальной исключенности мигрантов и формирования этнических анклавов;
- развитие у мигрантов и принимающего сообщества культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- совершенствование инфраструктуры оказания услуг в сфере миграционной политики.
Перечень показателей (индикаторов) Государственной программы с указанием плановых значений представлен в таблице 10.32
Таблица 10Перечень показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации подпрограммы «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы»
№ п/п |
Наименование цели, задачи, показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значение показателя (индикатора) по годам |
|||||||||
Отчет 2012 |
Оценка 2013 |
Плановый период (прогноз) |
||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||
Цель 1. Повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области |
||||||||||||
1.1. |
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год |
% |
3,4 |
3,2 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
|
Задача 1. Развитие системы профессиональной ориентации населения Самарской области |
||||||||||||
1.1.1. |
Доля граждан, получивших профориентационные услуги в органах службы занятости населения, включая услуги по психологической поддержке, в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы |
% |
75 |
46,1 |
46,1 |
46,2 |
46,2 |
46,3 |
46,3 |
46,3 |
46,4 |
|
1.1.2. |
Доля безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации на рынке труда, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости |
% |
27,3 |
20,1 |
20,2 |
20,3 |
20,4 |
20,5 |
20,6 |
20,7 |
20,8 |
|
1.1.3. |
Численность ищущих работу граждан, получивших услугу по оценке профессиональной компетентности |
человек |
- |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
Задача 2. Организация профессионального обучения граждан и формирование региональной системы сертификации профессиональных квалификаций |
||||||||||||
1.2.1. |
Доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения |
% |
27,6 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
|
1.2.2. |
Численность граждан, за исключением безработных граждан, повысивших свой профессиональный уровень при содействии органов службы занятости населения |
человек |
99 |
1180 |
1180 |
1480 |
1480 |
1480 |
1480 |
1480 |
1480 |
|
1.2.3. |
Численность молодых специалистов организаций Самарской области, повысивших квалификацию по результатам ежегодного конкурса инновационных проектов социально-экономического развития региона |
человек |
- |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
|
1.2.4. |
Степень сбалансированности потребности предприятий и подготовки специалистов |
% |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
80,0 |
85,0 |
|
1.2.5. |
Число лиц, прошедших обучение на высокотехнологичном оборудовании |
человек |
- |
800 |
1800 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
|
Цель 2. Повышение уровня использования трудовых ресурсов |
||||||||||||
2.1. |
Доля занятого населения в численности трудовых ресурсов (уровень использования трудовых ресурсов) в среднем за год |
% |
72,4 |
72,4 |
72,5 |
73,0 |
73,5 |
74,0 |
74,5 |
75,0 |
75,5 |
|
Задача 1. Реализация полномочий по содействию трудоустройству граждан, обеспечение социальной поддержки безработных граждан, повышение уровня экономической активности отдельных категорий населения |
||||||||||||
2.1.1. |
Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения |
% |
66,3 |
66,3 |
66,3 |
66,3 |
66,5 |
66,8 |
67,0 |
67,3 |
67,7 |
|
2.1.2. |
Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения |
% |
41,8 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
|
2.1.3. |
Количество созданных постоянных рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите, с использованием возмещения работодателям затрат на приобретение оборудования |
единиц |
298 |
200 |
210 |
220 |
230 |
240 |
250 |
260 |
270 |
|
2.1.4. |
Количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
единиц |
597 |
405 |
410 |
415 |
442 |
463 |
484 |
505 |
526 |
|
Задача 2. Оптимизация трудовой миграции |
||||||||||||
2.2.1. |
Доля безработных граждан, получивших услугу по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан |
человек |
- |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|
2.2.2. |
Доля привлекаемых иностранных работников в общей численности занятого населения |
% |
0,9 |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
|
Задача 3. Сохранение рабочей силы Самарской области и повышение качества рабочих мест |
||||||||||||
2.3.1 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 тыс. работающих |
человек |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
|
2.3.2. |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более |
человек |
967 |
940 |
910 |
880 |
840 |
800 |
750 |
710 |
600 |
|
2.3.3. |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
человек |
0,062 |
0,035 |
0,034 |
0,033 |
0,032 |
0,030 |
0,029 |
0,027 |
0,025 |
|
2.3.4. |
Число дней нетрудоспособности у пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в расчете на 1 пострадавшего |
дней |
41,4 |
41,0 |
40,8 |
40,6 |
40,4 |
40,2 |
40,0 |
39,7 |
39,5 |
|
2.3.5. |
Доля лиц, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в общей численности занятых в экономике Самарской области |
% |
31,7 |
27,1 |
26,9 |
26,6 |
26,3 |
26,0 |
25,7 |
25,4 |
25,0 |
|
2.3.6. |
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих |
человек |
5,1 |
5,0 |
4,95 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
|
2.3.7. |
Численность лиц, которые впервые признаны инвалидами по профессиональному заболеванию |
человек |
100 |
95 |
90 |
90 |
85 |
80 |
75 |
70 |
65 |
|
2.3.8. |
Доля рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области |
% |
38,5 |
44,0 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
|
2.3.9. |
Доля рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области |
% |
63,0 |
60,0 |
59,0 |
58,0 |
57,0 |
56,0 |
55,0 |
54,0 |
53,0 |
|
2.3.10. |
Доля работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, в общем количестве работников, занятых в экономике Самарской области |
% |
38,0 |
43,7 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
|
2.3.11. |
Доля работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами, в общем количестве работников, подлежащих медицинским осмотрам |
% |
94,1 |
94,5 |
94,9 |
95,4 |
95,9 |
96,6 |
97,0 |
97,5 |
98,0 |
|
2.3.12. |
Численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии |
человек |
379 |
370 |
360 |
340 |
320 |
300 |
280 |
250 |
210 |
|
2.3.13. |
Количество организаций, расположенных на территории Самарской области, имеющих декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
единиц |
44 |
85 |
120 |
150 |
180 |
220 |
260 |
300 |
350 |
|
Задача 4. Содействие созданию рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса |
||||||||||||
2.4.1. |
Численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства |
человек |
478 |
598 |
590 |
684 |
684 |
648 |
645 |
634 |
626 |
|
2.4.2. |
Количество созданных гражданами, признанными в установленном порядке безработными на момент регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица, дополнительных рабочих мест |
человек |
- |
- |
401 |
465 |
465 |
441 |
439 |
431 |
426 |
|
Цель 3. Повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов |
||||||||||||
3.1. |
Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год |
% |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
|
Задача 1. Совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области |
||||||||||||
3.1.1. |
Количество разработанных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда |
единиц |
21 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
3.1.2. |
Количество организаций -участников регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» |
единиц |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
|
3.1.3. |
Количество участников конкурсов профмастерства и стажировок победителей региональных этапов конкурсов профмастерства за рубежом |
человек |
- |
300 |
301 |
302 |
303 |
304 |
305 |
306 |
307 |
|
Задача 2. Повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области |
||||||||||||
3.2.1. |
Доля зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения, в отношении которых проведены мероприятия, направленные на приведение их в соответствие с санитарными, техническими, противопожарными, строительными и иными правилами и нормами, включая подготовку соответствующей проектно-сметной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости ремонтных работ, в общем количестве зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения |
% |
- |
- |
- |
45,9 |
54,1 |
- |
- |
- |
- |
|
3.2.2. |
Доля сотрудников органов службы занятости населения Самарской области, направленных на обучение (профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку), в общей численности персонала службы занятости населения |
% |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
|
3.2.3. |
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда |
% |
76 |
81 |
82,8 |
84,6 |
86,4 |
88,2 |
90 |
90 |
90 |
Как показал анализ, уровень регистрируемой безработицы в Самарской области составлял 1,0%. Ниже среднеобластного показателя уровень безработицы сложился в 7 территориях: г.о. Самара, Сызрани, Тольятти, Новокуйбышевске, м.р. Волжский, Сызранский, Ставропольский (от 0,3% до 0,9%).
На учете в центрах занятости состояли 17334 безработных гражданина (на10.01.2013), в Самаре зарегистрировано 3228 безработных граждан, в Тольятти – 3470 человек.
Наиболее высокий уровень безработицы регистрируется в Большечерниговском и Большеглушицком районах (4,0% и 3,4% соответственно). Уровень безработицы в Самаре – 0,4%, в Тольятти – 0,8%.
Для решения проблемы безработицы разработана Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы".
Таким образом, изучив понятие «безработица», можно сделать вывод, что это недоиспользование трудовых ресурсов, способствующее снижению национального производства; снижению налоговых поступлений; снижению уровня жизни семьи безработного, и уровня жизни населения в целом; ухудшению психологического состояния безработного.
Некоторый уровень безработицы является неизбежным свойством свободного рынка. Но при неполном использовании имеющейся рабочей силы экономика работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый ущерб безработица наносит и с социальной точки зрения. Долговременная бездеятельность приводит к потере квалификации, к потере специалистов, со стороны государства. Безработица так же отражается и на здоровье населения.
Одной из основных целей макроэкономической политики государства является достижение высокого уровня занятости. Но следует учитывать, во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.
Поэтому одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, создание в каждом городе или районе центров занятости. Задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека.
Одна из основных проблем безработицы в России – существование скрытой безработицы. Так же на безработицу влияет низкая оплата труда, в особенности научных работников.
Проблема безработицы является одним из важнейших вопросов в экономике государства и в мировой экономике в целом. Не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения требует к себе большого внимания, постоянного контроля и принятия соответствующих ситуации мер.
Список использованной литературы 1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (с изм. и доп.) "О занятости населения в Российской Федерации". 2. Постановление правительства Самарской области от 11 сентября 2013 года №466 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2013 - 2018 годы".3. Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011. №8.
4. Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учеб. пособие. – Самара, Изд-во Самарского государственного университета, 2007.
5. Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы" http://trud.samregion.ru/home/records/gos.aspx.6. Есиева И. В. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф., февраль 2014 г. — Пермь: Меркурий, 2014.
7. Ефимова Е.Г. Экономика. - М.: МГИУ, 2005.
8. Морозова С. И. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф., октябрь 2013 г. — М.: Буки-Веди, 2013.
9. Нейман П. Н. Экономическая теория: Курс лекций. – Иркутск: ИрГУПС, 2006.– Ч. 2.
10. Николаев А.В. Безработица 2010 // «Россия на пути выхода из экономического кризиса» - СПб.: Институт бизнеса и права, 2010.
11. Остапенко Ю.М. Экономика труда. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.
12. Российская газета http://www.rg.ru/2009/12/25/bezrabotica-site-anons.html.
13. Рофе А.И. Экономика труда. - М.: КноРус, 2010.
14. Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области. http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.
15. Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень: Изд-во ЦПО, 2013.
16. Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009.
17. Селезнева Е. В. О современном состоянии безработицы в России: Материалы Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России». Том 2. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
18. Степанов М. А. Оценка уровня безработицы в России // Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы междунар. науч. конф., апрель 2012 г. — СПб.: Реноме, 2012.
19. Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020 года. http://www.pfo.ru/?id=37359.20. Экономика труда / Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010.
21. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И.П. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008.
22. Экономическая теория. Микроэкономика / Под ред. Г. П. Журавлевой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
1 См., напр.: Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учеб. пособие. – Самара, Изд-во СГЭУ, 2007. С.21.
2 Морозова С. И., Чернышова Н.А. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики / Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы II междунар. науч. конф., г. Москва, октябрь 2013 г. — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 103.
3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп.).
4 Федеральный Закон N 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ».
5 См.: Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учеб.пособие. – Самара, Изд-во СГЭУ, 2007. С. 77.
6 См., напр.: Рофе А.И. Экономика труда. - М.: КноРус, 2010. С. 170.
7 См.: Гимпельсон В. Рынок труда: Страсти по безработице // Ведомости, 2009. - http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/03/18/186699.
8 См., напр.: Есиева И. В. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // Экономика, управление, финансы: Материалы III междунар. науч. конф., г. Пермь, февраль 2014 г. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 124-126.
9 См., напр.: Смирнова М. Перспективные направления развития рынка труда // Управление развитием персонала. 2008. - №1. – С. 14; Экономика труда / Под ред. Ю.П.Кокина, П.Э.Шлендера. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010. — С. 114.
10 См., напр.: Смирнова М. Перспективные направления развития рынка труда // Управление развитием персонала, 2008. -№1. С. 14.
11 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - № 8. – С. 195.
12 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - №8. – С. 196.
13 См.: Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - №8. – с. 196.
14 Батцина Ю.Г., Горшкова В.И. Динамика и анализ уровня безработицы в Самарской области // Международный журнал экспериментального образования, 2011 - №8. – С. 197.
15 Там же.
16 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области. http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.
17 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.
18 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.
19 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.
20 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.
21 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf.
22 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf .
23 Рынок труда // Территориальный орган государственной статистики по Самарской области http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/520c56804caab716b3caf78a41e0c4a4/i020700r.pdf .
24 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С. 5.
25 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С. 5.
26 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С. 6.
27 Рынок труда Самарской области. Обзор текущих тенденций: информационный бюллетень. Изд-во ЦПО, 2013. С.7.
28 Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы" http://trud.samregion.ru/home/records/gos.aspx.29 См.: Морозова С. И., Чернышова Н. А. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы II междунар. науч. конф., октябрь 2013 г. — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 103-105.
30 Стратегия социально-экономического развития ПФО на период до 2020 года. http://www.pfo.ru/?id=37359. 31 Постановление правительства Самарской области от 11 сентября 2013 года №466 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2013 - 2018 годы". 32 Государственная программа Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы" http://trud.samregion.ru/home/records/gos.aspx.