Правительство РФ уделяет значительное внимание проблемам повышения производительности труда. В частности, в концепции развития страны до 2020 года было предложено увеличить этот показатель в два раза в целом по всему производству и в 3-4 раза - по некоторым отраслям.1 Есть некоторые предположения, что реализовать эти планы будет возможно в результате модернизации экономики. По оценке Российской Академии Наук, 6% ВВП являются результатом роста производительности труда.2
Россия значительно отстает по показателям производительности труда от других стран: Англии, Германии, США, Японии. Российские предприятия в значительной степени нуждаются в поиске решений этой проблемы. В этих целях осуществляется поиск резервов повышения эффективности и роста производительности труда.
На наш взгляд, значительную роль в решении данной проблемы должно играть государство. В концепции развития производительности труда в различных видах экономической деятельности до 2020 года предлагается система взаимодействия стратегических факторов развития экономики и роста производительности труда, которая может рассматриваться в качестве одного из подходов к решению проблемы повышения производительности труда. В прогнозируемом периоде на основе выбора оптимальной экономической модели предусматривается:
усиление роли и расширение масштабов госсектора;
реструктуризация экономики;
формирование противозатратного механизма хозяйствования (оптимизация параметров инфляции, цен и тарифов, налоговой системы);
улучшение условий и охраны труда;
совершенствование системы подготовки и использования кадрового потенциала.3
Схема 1
Факторы роста производительности труда
Проблема низкой производительности труда наиболее ощутима в такой отрасли отечественной экономики, как сельское хозяйство. Замедленные темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве и ограниченные инвестиции в экономику и социальную сферу сельских территорий могут сформировать весьма типичную модель экономического роста без резкого увеличения занятости и создания новых рабочих мест. Соответственно, такая модель, по мнению многих исследователей (В.А. Богдановский, Б.П. Панков, Л.В. Бондаренко и др.), и реализовывалась в период с 2000 по 2010 г. с некоторыми различиями по регионам. Приведенные ниже данные на базе трендовых моделей показали, что количество рабочих в целом по сельским территориям к 2020 г. по сравнению с 2009 г. может возрасти максимум на 30%.
Таким образом, прогноз на среднесрочную и долгосрочную перспективу таков, что предполагается увеличение общего количества рабочих мест во всех отраслях экономики на фоне снижения числа рабочих мест именно в сельском хозяйстве.
Перспектива развития экономики РФ должна характеризоваться переходом сельской экономики от экспортно-сырьевой и импортно-продовольственной моделей к модели инновационного типа с развитой социальной инфраструктурой.
Таблица 1
Прогноз развития рабочих мест по сельскому хозяйству в среднесрочной и долгосрочной перспективе (тыс. ед.)
2009 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2030 г. |
|
Всего рабочих мест |
17011 |
19790 |
22140 |
27790 |
Сельское хозяйство |
4318 |
4080 |
3800 |
2900 |
Доля, % |
25,4 |
20,6 |
17,2 |
10,4 |
Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в структуре сельской экономики в инерционном варианте снизится с 25,4% (2009 г.) до 17,2% к 2020 г. и до 10,4% к 2030 г. производительность труда в отрасли возрастет незначительно, а с учетом вторичной занятости населения в ЛПХ этот рост не даст возможности в полной мере осуществить диверсификацию аграрной занятости.4
По Самарской области показатели занятости населения в сельском хозяйстве с 2009 по 2012 г. приведены в таблице 2.5
Таблица 2
Показатели занятости населения Самарской области за 2009 – 2012 гг.
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Тысяч человек |
||||
Всего в экономике |
1525,0 |
1509,4 |
1504,8 |
1507,3 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
96,2 |
95,4 |
93,4 |
92,4 |
В процентах |
||||
Всего в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
6,3 |
6,3 |
6,2 |
6,1 |
Наметившаяся устойчивая тенденция к уменьшению общей численности рабочих, занятых в сельском хозяйстве, говорит о перестройке экономической системы Самарской области, а именно, что большее число работников переходит из производящих отраслей в отрасли реализации готовой продукции и оказания услуг.
Ниже приведены данные относительно объемов производимой продукции в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве по Самарской области с 2004 г.
Таблица 3
Счет производства в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве
Год |
Ресурсы |
Использование |
|
Выпуск в основных ценах |
Промежуточное потребление |
Валовая добавленная стоимость |
|
2004 |
27081,7 |
10096,2 |
16985,5 |
2005 |
27599,1 |
9689,2 |
17909,9 |
2006 |
33746,0 |
11088,5 |
22657,5 |
2007 |
37933,0 |
13513,0 |
24420,0 |
2008 |
47869,0 |
17302,2 |
30566,8 |
2009 |
47722,7 |
17690,4 |
30032,3 |
2010 |
39437,3 |
18937,3 |
20500,0 |
2011 |
54629,1 |
19549,1 |
35080,0 |
По данным Правительства Самарской области, в 2012 году произошел рост индекса производства продукции сельского хозяйства на 1,3%. Причинами этого можно считать задачи, обозначенные к исполнению Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области: осуществляется постоянный контроль за организацией проведения мероприятий по совершенствованию кормопроизводства и условий содержания скота, производится работа в области совершенствования севооборота и многое другое.
Таблица 4
Индексы физического объема валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
96,4 |
106,0 |
106,2 |
107,1 |
89,3 |
67,8 |
175,5 |
Инновационная экономика впервые дает определенный исторический шанс «избавиться» от такого неблагоприятного трудоресурсного «наследия» и за счет целенаправленного формирования человеческого потенциала и повышения его отдачи максимально снизить риски попадания сельской экономики в демографическую и трудоресурсную «яму» на длительный период. Однако переход на такую инновационную модель воспроизводства трудового потенциала сельских территорий потребует:
значительного расширения спроса на качественный человеческий капитал, высокотехнологичные рабочие места;
устранение многочисленных деформаций и перекосов предложения на сельском рынке труда;
реформирования системы общеобразовательной и профессиональной подготовки сельской молодежи;
формирования и реализации эффективной демографической и трудоресурсной политики, имея в виду миграционные программы, программы снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте, повышения рождаемости;
повышения эффективности использования имеющегося кадрового и трудового потенциала, особенно интеллектуальный его части.
Государство, оставаясь в рамках рыночной системы, должно оставлять за собой право устанавливать пределы допустимости либерализации на рынке труда, активно направлять его развитие в соответствии с социальными целями, возлагать на себя ответственность за конкретные показатели воспроизводства трудового потенциала и человеческого капитала.
1 Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года. – Министерство промышленности и торговли РФ.
2 Елин Альберт, Качалов Николай, Бокерия Вахтанг. К вопросу о повышении производительности труда // Человек и труд. - 2011. - N 5. - С. 53-55.
3 Елин Альберт, Качалов Николай, Бокерия Вахтанг. К вопросу о повышении производительности труда // Человек и труд. - 2011. - N 5. - С. 53-55.
4 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. – Министерство экономического развития. – Москва, март 2013 г.
5 По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области.