СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ САХА И СААМИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ САХА И СААМИ.

Готовцева С.С. 1
1СВФУ им. М. К. Аммосова Педагогический Институт, Кафедра Дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народная педагогика разных народов имеет много сходного, что их объединяет. В то же время каждая из них сохранила свою национально-региональную специфику, отражающую особенности географической среды проживания, исторического развития. То общее, что объединяет, сближает народные педагогики разных народов и этносов – инвариантные компоненты. Именно они позволяют выявить закономерности развития обучения и воспитания детей, начиная с далеких исторических времен до наших дней, и создать науку о народных педагогиках, культурах традиционного воспитания, которую академик Г.Н.Волков назвал этнопедагогикой. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.); факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др.); методы, принципы и формы организации обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых [1].

Педагоги, которым доверено воспитание детей, должны научиться работать в образовательных учреждениях не только мононациональных, но и многонациональных. Это возможно только в том случае, если найти то общее, те инварианты, которые объединяют народные педагогики и которые можно приложить к конкретным национально-региональным культурам воспитания, к народным педагогикам разных народностей, регионов.

Мои научные интересы – народная культура, традиции воспитания разных народов. Я учусь на 3 курсе кафедры дошкольного образования Педагогического института Северо-Восточного Федерального Университета имени М. К. Аммосова. Я представитель северных народов России – эвенка. К сожалению, я не знаю своего родного языка, т.к. не жила на Севере среди представителей своего народа. Но меня интересует народная традиционная культура. На занятиях по дисциплине «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста» мы изучали традиции народов нашей республики, обсуждали этнопедагогические идеи воспитания детей, говорили также о народных традициях и детских праздниках западных стран. Исследование по этой теме я продолжила во время своей поездки в Норвегии. Мне посчастливилось учиться в течение одного семестра в Саамском университетском колледже. Из университета нас было четверо студентов. Мы поехали по программе академической мобильности студентов Север – Северу. В Норвегии у меня была прекрасная возможность провести сравнительный анализ культур народа саами и Севера Якутии. Я обнаружила очень много общего в наших культурах. Это традиционные виды деятельности северных народов – оленеводство, рыболовство, особенности жизни и быта в условиях тундры, народное художественно-прикладное искусство. Мне очень понравилась их система образования. Удивило то, что саами говорят только на своем родном языке, сохраняют родную культуру. Детей с раннего возраста приучают к труду, к занятиям народными промыслами, шить, рукодельничать, изготавливать юрту, работать в мастерской. Старшее поколение уделяет большое внимание приобщению детей к народным промыслам. Там есть центр пожилых людей, где собираются и организуют различные мероприятия бабушки и дедушки. Многие из них - участники Великой Отечественной войны. Мы разговаривали с ними часами, помогали в проведении, например, рождественского базара: делали и продавали торты, блинчики, вафли, участвовали в розыгрыше лотереи. Во всех мероприятиях принимают участие дети.

В колледже мы изучали язык народа саами и их культуру. Язык саами считается языком глаголов. Поэтому нас водили в лес, на рыбалку, в оленью кораль, рукодельный центр, мастерские по изготовлению юрт, серебра, музеи и на разные работы, связанные с их культурой. Теорию мы применяли непосредственно на практике. Вот, например, учитель заколачивает шкуру оленя и все свое действие она озвучивает, потом мы повторяем, после мы рассказываем о нашей работе в виде групповых либо индивидуальных работ. Обычно делимся на группы по три-четыре человека и комментируем фотографии: действия людей, описываем место, время, погоду, одежду, а в форме рефлексии мы сдаем индивидуальные работы: ежедневник, письмо, сочинение. Нас из России было семеро: трое ребят представители Кольских саамов из Мурманской области и четверо из Якутии. В рабочих группах нас старались разделять друг от друга, чтобы мы вынужденно общались со своими однокурсниками на саамском языке. Вне занятий мы общались и на английском языке. Кроме этого, мы ходили в рабочий центр, где общались и помогали людям с ограниченными возможностями здоровья. Там в основном занимались в рукодельной комнате. Этот вид деятельности очень развит среди саамов. Мы шили браслеты, наперстки, куклы, картины из специально обработанной кожи из шкуры оленя, делали брелки из спиленных рогов и т.д. Самым запоминающимся событием из жизни в Норвегии, была поездка в кораль – это большой загон с тысячью оленями, где семьи забивают себе на зиму тушку. По приезду мы расставили юрту, собирали дрова, разжигали костер и кипятили воду для кофе, кстати, его европейцы пьют очень много. Затем нас отвели в загон. Я была в шоке от увиденного: огромное стадо, движущееся по кругу против часовой стрелки (у оленей есть особенность, бегают только так, никак не иначе). Оленеводы ловили по одному арканом и либо отмечали, либо убивали. Для нас поймали, убили, разделали и сварили средних размеров оленя. Туша его весила всего 26 килограмм. Вообще, они там очень маленькие, по сравнению с нашими, даже дети могут их оседлать. Хоть и было очень холодно и сыро, в итоге дня чувствовалась приятная усталость и радость за себя, за то, что я смогла побороть свой страх перед тяжелой работой и охотно помогала оленеводам.

Вообще, жизнь в тундре Норвегии научила меня очень многому и интересному. У меня появились хорошие друзья, знакомые и все мы разъехались по разным уголкам планеты, но мне кажется, что это не конец, а начало чего-то совершенно нового! Я думаю, что я не остановлюсь на достигнутом, а продолжу свое развитие с теми знаниями, что приобрела вместе с новыми, которые мне предстоит узнать. Свои знания по народной культуре разных стран хочу использовать на занятиях с детьми в детском саду. Народные традиции, праздники, обычаи, художественные промыслы – самая благодатная тема для образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Литература

Волков, Г.Н. Педагогика любви. В 2 т./Г.Н.Волков. – Москва: Издат.дом «Магистр-Пресс», 2002.

Просмотров работы: 995