В рыночной экономике мотивация производителя и потребителя, которые находят друг друга на рынке, базируется на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта.
Рост качества выпускаемой продукции и технического уровня является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. Именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха в условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка .
Качество выпускаемой продукции относится к числу важнейших критериев деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, рост эффективности производства, темпы научно – технического прогресс, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Повышение качества продукции и технического уровня определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на конкурентоспособность отечественных товаров, интенсификацию экономики и жизненный уровень населения страны.
Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Качество определяется действием многих местных, субъективных и случайных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта, с целью поддержания соответствующего уровня качества.[1, с. 250]
Об управление качеством, в своих работах говорят многие авторы. Так, например, В.Ю.Огвоздин говорит, что качество является совокупностью объективно существующих характеристик и свойств продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции.[4, с. 282]
А.В. Гличев, считает, что суть в управлении качеством заключается в охвате всех сторон деятельности предприятия, а следовательно, весь персонал идеологией качества: все службы, все структурные подразделения, а не только те, что связаны с созданием, изготовлением, контролем, продажей и послепродажным обслуживанием продукции. Предполагается, что улучшение качества всей деятельности будет устойчивым и постоянным.[2, с. 105]
Профессор Глудкин О.П. считает, что управление качеством продукции на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.[3,с. 573]
По мнению Дж. Джурана, качество требует постоянного совершенствования и должно находиться в непрерывном развитии. Планирование качества осуществляется на основе выводов, сделанных в процессе улучшения качества, с тем, чтобы избежать подобных ошибок и выйти на "новый виток качества". Согласно его теории, основными элементами системы стратегического планирования качества являются: установление оптимальных целей в области качества, постоянное отслеживание тенденций изменения потребностей и предпочтений покупателей; планирование процессов, способствующих достижению целей в области качества, создание и внедрение системы методов измерения качества; оптимизация цен; снижение уровня брака как производственного, так и управленческого. [1, с. 250]
Поддерживая мнение авторов В.Ю.Огвоздин, А.В. Гличев, Профессор Глудкин О.П. и Дж. Джурана можно сделать следующий вывод, что качество представляет собой совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции. Качество требует постоянного совершенствования и должно быть в непрерывном развитии. Управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.
На мой взгляд управление качеством представляет некую стратегию и тактику не только выживания, но и процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. Также это процесс воздействия на производство, путем реализации взаимосвязанных функций, с целью обеспечения качества. Это функции: взаимодействия с внешней средой, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.
Список литературы
Герасимова Б.И. Управление качеством.- М.: ФОРУМ: ИНФРЛ-М, 2007. -256 с.
Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2001. -120 с.
Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Горячая линия – Телеком, 2001. –600с.
Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. — М.: Дело и Сервис, 2009. —304 с.