Развитие малого и среднего бизнеса, ведет к повышению эффективности экономики, а это в свою очередь к росту благосостояния общества. Малый и средний бизнес постепенно развивается и набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики.
Малый бизнес и средний бизнес – это основа экономики любой страны, ведь в этих кругах задействован огромный оборот денежных средств.
Важным преимуществом малого и среднего бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Необходимо отметить, что для организации малого и среднего бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
В то же время, малый и средний бизнес имеет следующие недостатки:
а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции и сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.
Существует региональное законодательство направленное, на поддержание и развитие малого и среднего бизнеса.
1. Закон Тюменской области от 5 мая 2008 года №18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области» [1].
2. Закон Тюменской области от 29 октября 2008 года № 59 «Об
установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества»Постановление Правительство Тюменской области от 1 апреля 2008 г.№ 99-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в
форме субсидии»;
3. Постановление Правительство Тюменской области от 1 декабря 2008 г. № 340-п «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня
государственного имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду включенного в него государственного имущества»
4. Постановление Правительство Тюменской области от 30 марта 2009 г.№ 97-п «Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на развитие малого и среднего предпринимательства из регионального фонда софинансирования расходов»
5. Распоряжение Правительство Тюменской области от 22 декабря 2008 г. № 1748-рп «О ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ‒ получателей государственной поддержки в Тюменской области»
6. Распоряжение Правительство Тюменской области от 5 мая 2008 г. №488-рп «О совете по развитию малого и среднего предпринимательства»
7. Распоряжение Правительство Тюменской области от 30 июля 2007 г. № 580-рп «Об утверждении положения о комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки»
В настоящее время реализуется государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» на 2014–2016 годы разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Тюменской области от 05.05.2008 № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области».
Программа учитывает специфику социально-экономического развития области и приоритетные сферы развития малого и среднего бизнеса Тюменской области.
Целью программы является повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области
Государственная программа Тюменской области развития малого и среднего бизнеса представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов государственной власти Тюменской области.
Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием области, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в области.
По предварительным данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области за 2013 год в Тюменской области зарегистрировано 72 241 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе [4]:
малых предприятий – 2783;
микропредприятий – 29207;
индивидуальных предпринимателей – 40038;
средних предприятий – 213.
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области в 2012 году составил 3,1% в сравнении с уровнем 2012 года.
По данным Тюменьстата за 2013 год оборот малых и микропредприятий – 299 395,4 млн. рублей, что на 15,5% больше уровня 2012 года (в сопоставимых ценах).
Наибольший объем оборота малых предприятий находится в сфере оптовой и розничной торговли, сфере операций с недвижимым имуществом, строительстве и обрабатывающих производствах.
По уровню развития малого и среднего предпринимательства лидируют г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим, г. Ялуторовск.
В 2013 году доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 31,1% [4].
По данным Тюменьстата доля добавленной стоимости, произведенной, малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта в 2012 году составила 12,5%. Субъекты малого предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты.
Субъекты среднего предпринимательства осуществляют свою деятельность, в основном, в обрабатывающих производствах, строительстве, оптовой и розничной торговле.
Большинству субъектов малого и среднего предпринимательства Тюменской области присущи гибкость, высокая степень адаптации к условиям рынка, значительная интенсивность труда.
Рис.1
Необходимо отметить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий. Выявленные проблемы носят общефедеральный характер.
Финансовые:
- стоимость технологического подключения к энергетическим мощностям и водоснабжению;
- труднодоступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового обеспечения)
- дороговизна лизингового механизма
- нехватка собственного стартового капитала для обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства
- высокая бюджетная ориентированность субъектов малого и среднего предпринимательства
2. Организационные:
- отсутствие планов долгосрочного развития
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг
- слабые стимулы к развитию и поступательному ведению бизнеса
- нехватка и высокая стоимость специализированных площадей для ведения бизнеса
- изношенность необходимого технологического оборудования
- недостаток квалифицированных рабочих
3. Внешняя среда и конъюнктура рынка:
- повышающийся уровень конкуренции на рынках по позициям товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства
- низкая экспортная и инвестиционная активность субъектов предпринимательства
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого и среднего предпринимательства может успешно развиваться.
Для ускорения темпов экономического роста малого и среднего предпринимательства, как фактора борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых и средних предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость населения в данном секторе экономики.
Сегодня развитие бизнеса регулируется ФЗ-209, а также другими нормативными актами, включая документы органов местного самоуправления. А все государственные программы поддержки имеют свой срок реализации, свой бюджет и свои направления деятельности.
Для тех, кто уже зарегистрировал собственную фирму или внесен в реестр в качестве индивидуального предпринимателя существует финансовая помощь – субсидии малому бизнесу. Правда, она оказывается тем, кто прошел государственную регистрацию не больше двух лет назад.
В этом случае вы считаетесь начинающим бизнесменом и вправе рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Сумма финансовой помощи для Москвы составляет не более 500,000 рублей, а для регионов – не более 300,000 рублей. При этом средства выделяются предпринимателю на условиях софинансирования. Это означает, что вы должны вложить в новый проект и свои собственные средства. Кроме того, деньги не могут быть потрачены на любые нужды, они имеют вид целевого финансирования. Их можно использовать [2]:
на оплату аренды зданий, помещений, производственных площадей, которые находятся в частной собственности, при этом стоимость аренды не должна превышать 3600 рублей в год за квадратный метр площади
приобретение основных средств
оснащение рабочих мест
закупку необходимых расходных материалов или сырья для производства (на эти нужды не может быть потрачено более 20% от суммы субсидии)
Стоит отметить, что в каждом регионе страны своя максимальная сумма субсидии, свой процент софинансирования и свои условия субсидирования. Узнать, что именно вам могут предложить органы местного самоуправления можно на сайте администрации города или области.
В нашей стране действуют разные программы поддержки малого бизнеса, и субсидия от Центра занятости населения – одна из них. Многие удивятся, но стать предпринимателем можно, зарегистрировавшись в качестве безработного на бирже труда. Ведь сегодня служба занятости населения также оказывает помощь тем, кто решил открыть собственное дело. Если вы оказались без работы, то предоставив необходимые документы, вы можете встать на учет на биржу труда, а, получив статус безработного, имеете право претендовать на помощь в поиске работы или субсидию на развитие малого бизнеса. Чтобы получить эту возможность, вам придется разработать жизнеспособный бизнес-план и доказать, что вы в состоянии начать свое дело и получить ожидаемую прибыль. А после получения средств, вам необходимо будет в течение трех месяцев отчитываться о расходовании этих средств и своей работе. Кроме того, по договору со службой занятости вам придется взять на работу еще двух безработных граждан. Это часть условий для получения субсидии [2].
У городских и краевых администраций есть еще одна возможность поддержать малый бизнес. Речь идет о передаче в аренду помещений, стоящих на балансе города, по льготным ценам. Для этого устраиваются специальные конкурсы и аукционы для малых предприятий. Арендные ставки на них действительно гораздо ниже рыночных. Предприятие, которое выигрывает конкурс, получает льготную аренду. А если помещение, которое получит предприниматель, требует подключения к инженерным сетям, то такие расходы можно компенсировать софинансированием, то есть финансовой поддержкой в рамках суммы принятой в регионе.
Поддержка малого бизнеса – основное направление деятельности и фондов содействования кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды). Именно они могут предоставить предпринимателю поручительство по договорам лизинга или кредитным и прочим банковским договорам. На практике это работает так: фонд имеет банки-партнеры, которые и занимаются финансированием малого бизнеса, а сам фонд, кроме того, что является поручителем, еще и частично платит за предпринимателя процентную ставку по кредиту. Такой вариант поддержки наиболее востребован в сфере торговли и производства.
Но, конечно, и тут есть определенные условия. Например, фонд работает только на территории того региона, где он создан и финансируется федеральным и муниципальным бюджетами. Все гарантийные фонды подчиняются Министерству экономического развития, так что для того, чтобы воспользоваться поддержкой такого рода, вам придется обратиться в фонд именно того субъекта РФ, где зарегистрирована ваша фирма или вы сами, в качестве индивидуального предпринимателя.
Ученье – свет. Это знают даже дети. Но порой предприниматели не знают даже азов ведения бизнеса. Вот тут на помощь приходит профессиональное обучение, которое не что иное, как государственная поддержка малого бизнеса. Это обучение может быть в виде лекций, семинаров, юридических консультаций для предпринимателей. Оно бесплатное и помогает начинающим бизнесменам освоить основы предпринимательской деятельности. Учитывая, что далеко не все могут позволить себя качественное бизнес-образование, это хорошая инициатива, которая дает эффективный результат.
Иногда поддержка малого и среднего бизнеса выражается в том, что государство полностью или частично оплачивает участие предприятия в профильной выставке или ярмарке. Такие мероприятия – прекрасная возможность представить свою продукцию широкому кругу потребителей и потенциальных партнеров, а также расширить географию деятельности фирмы. Выставки могут быть региональными, федеральными или международными. Отбор претендентов происходит на конкурсной основе, а всю информацию об условиях участия в конкурсе можно узнать на сайте органов поддержки предпринимательства вашего региона.
Подводя итоги, следует сказать, что государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в нашей стране – не миф. Но чтобы воспользоваться программами поддержки нужно иметь желание работать и обратиться за помощью в соответствующие структуры.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года». В условиях постоянных технологических изменений рынка информационных технологий именно малые компании способны оперативно обнаружить новые бизнес-возможности и разработать продукты, реализующие их в полной мере. В отличие от других отраслей в информационных технологиях именно высокотехнологичные стартапы имеют потенциал быстрого стремительного роста из малого в средний и крупный бизнес, поэтому в решении экономических задач Стратегии малому бизнесу отводится значительная роль и государству необходимо обеспечить его комплексную поддержку. Комплексная поддержка будет осуществляться различными способами, большинство из которых ориентировано на увеличение привлекательности российской юрисдикции для создания стартапов и малых компаний [3].
Сегодня отсутствует координация между институтами развития относительно программ и проектов по поддержке стартапов в отрасли информационных технологий, и положения Стратегии могут обеспечить повышение эффективности их совместной работы.
На ранних стадиях развития проектов ощущается недостаток возможностей получения финансирования. Необходимо увеличение объемов доступных инструментов финансирования, включая грантовое финансирование. При этом механизмы предоставления грантов должны учитывать накопленный опыт и быть скорректированы в соответствии с ним (в частности, необходимо провести анализ эффективности уже выданных грантов, выработать меры, снижающие вероятность успешного обращения за грантами "профессиональных грантополучателей").
Государство не должно в рамках процедур поддержки малых компаний напрямую осуществлять отбор таких компаний и их финансирование. Имеющиеся финансовые инструменты ориентированы на создание дополнительного финансового рычага для успешных компаний и (или) фондов, однако процедуры отбора необходимо осуществлять квалифицированными участниками коммерческого рынка. Одним из индикаторов улучшения условий для развития малого бизнеса в стране будет являться увеличение размера рынка венчурного финансирования проектов в сфере информационных технологий.
В части государственного заказа и заказа государственных корпораций на информационные технологии необходимо целенаправленно предлагать задачи, которые могут быть решены малым и средним бизнесом. Эти задачи будут в первую очередь наукоемкими, что будет предусматривать возможность их решения в относительно небольших группах, при этом не предполагая эффекта такого масштаба, как при реализации задачи крупной компанией. Создание новых областей для работы малых компаний является задачей Стратегии.
В начальный период действия Стратегии инвесторы на российском рынке будут обращать особое внимание на компании, уже привлекшие первые раунды инвестиций и требующие дополнительный капитал для продолжения роста. Это приведет к дальнейшему изменению структуры рынка в пользу более развитых компаний и росту среднего объема венчурных сделок, что подчеркивает необходимость поддержки институтами развития и государством в целом компаний на ранних стадиях их развития.
В части развития инфраструктуры важной задачей до 2020 года является совершенствование работы имеющихся в стране технопарков путем развития сервисной составляющей, интеграции с университетами и развития бизнес-инкубаторов. Региональные технопарки, особые экономические зоны и другие элементы инновационной инфраструктуры должны стать точками роста отрасли информационных технологий. Для обеспечения максимальной синергии поддержка государством развития малого бизнеса должна коррелировать с другими программами государства по развитию инновационных территорий, в том числе с программами по развитию инновационных территориальных кластеров в сфере информационных технологий. Такие кластеры должны стать дополнительными точками роста малого бизнеса в сфере информационных технологий в стране.
Кроме поддержки высокотехнологичных стартапов, представляющих собой ориентированные на рост компании на начальных стадиях развития, необходимо обеспечить поддержку малого бизнеса, который ориентирован на оперативное решение прикладных задач и является отдельным бизнес-сегментом отрасли, необязательно ориентированным на переход в сегмент среднего и крупного бизнеса.
В заключении, можно сделать вывод, что малый и средний бизнесы стали важными явлениями экономической жизни в условиях рыночной экономики. Они являются гарантом политической стабильности и демократического развития общества, позволяют бороться с безработицей, создавая новые рабочие места, а также это один из способов самореализации личности, получения нового опыта и раскрытия личностных качеств.
В Тюменской области сохранялись положительные тенденции в развитии демографических процессов. Отмечен рост промышленного, строительного и сельскохозяйственного производства. На потребительском рынке наблюдалось увеличение оборота розничной торговли, общественного питания и объема услуг населению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства».
[Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.admtyumen.ru.
[Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.tyumen-region.ru.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области - [Электронный ресурс]- режим доступа: http://tumstat.gks.ru.