выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;
предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;
сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы. [3,стр. 224]
Для того чтобы узнать для чего государство должно регулировать финансы домохозяйств обратимся к истории возникновения государства.
Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело в конечном счете к появлению частной собственности. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие - к изменению своего зависимого положения. Для управления обществом, в котором появились противоречия, потребовался такой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство.
В процессе развития государство не всегда уделяло достаточное внимание регулированию социальных противоречий. Нередко, накопившееся недовольство населения существующим порядком, большим разрывом в обеспеченности материальными благами, провоцировали бунт населения, который выливался в революцию. Ярким примером этого являются события Великой Французской революции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное неравенство негативно сказывается в жизни государства и является политической и экономической угрозой. Для развития государства необходима экономическая и политическая стабильность. Она зависит от того, насколько удовлетворены своим положением граждане, в первую очередь, своей покупательной способностью.[1, cтр.178]
В современных условиях государство осуществляет регулирование доходов в двух направлениях: прямое и косвенное. Под прямым регулированием понимается применение финансовых инструментов, связанных с непосредственными выплатами гражданам бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов, а также инструментов удержания части таких доходов в денежной форме.
К инструментам прямого регулирования доходов граждан относят:
- заработную плату работников бюджетной сферы;
- государственные пенсии;
- государственные пособия по различным основаниям;
- налоговые платежи.
Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются:
- установление минимального размера оплаты труда;
- налоги на имущество и косвенные налоги;
- цены и тарифы на социально-значимые услуги государственных организаций и учреждений. [6]
К прямым методам регулирования относят: социальные трансферты
Социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный размер заработной платы, минимальные размеры помощи в сферах здравоохранения и образования), административное регулирование цен, индексация и компенсация доходов, социальные программы.
Наибольший удельный вес расходов государства в регулировании доходов домохозяйств имеют социальные трансферты.
К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.
Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:
обеспечение населения социально значимыми услугами;
сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, безработице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;
обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.
Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
Размер социального трансферта определяется исходя из прожиточного минимума.
Прожиточный минимум, социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.
Прожиточный минимум в свою очередь формируется на основании потребительской корзины.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания являются: удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; сложившаяся структура питания, с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях, и выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах. Перечень входящих социально значимых продовольственных товаров.
В условиях экономического кризиса поддерживать социально экономическую стабильность становится главной задачей государства. Рассмотрим результаты регулирования со стороны государства используя фактические данные об инфляции, прожиточном минимуме и доходах населения по тюменской области и по Заводоуковскому городскому округу, в частности. Эти показатели показывают уровень жизни населения. Раскроем сущность терминов инфляция, прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.
Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
Минимальный размер оплаты труда или МРОТ — законодательно установленный минимум, ниже которого нельзя выплачивать заработную плату. Применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
Информация об изменении прожиточного минимума и минимального размера труда по тюменской области представлена на рисунке 1.
Рис1. Изменение прожиточного минимума и минимального оплаты труда по Тюменской области с 2010 по 2012 год (в рублях)
На рисунке 1 мы видим, что МРОТ отстает от прожиточного минимума.
Используем данные о средней заработной плате, инфляции и прожиточной минимуме по Заводоуковскому городскому округу для анализа темпов роста. Приведем их в таблице 1.
Таблица 1
год |
средняя заработная плата (руб. в месяц) |
Инфляция( %) |
прожиточный минимум (руб. в месяц) |
2010 г |
16919 |
108,5 |
5726 |
2011 г |
19525 |
106 |
6117 |
2012г |
22991 |
106,6 |
6861 |
Таблица 2
год |
Темп роста заработной платы (%) |
Темп роста прожиточного минимума(%) |
2010 г |
112,4 |
105,4 |
2011 г |
115,4 |
106,8 |
2012г |
117,7 |
112,1 |
Рис2. Темпы роста заработной платы и прожиточного минимума, инфляции в Заводоуковском городском округе с 2010-2012 год
Исходя из данных, можно сказать, что в 2011 году произошло снижение инфляции, так же увеличение прожиточного минимума и повышение зарплат, а уже в 2012 году не значительно, но вырос уровень инфляции, а прожиточный минимум и уровень зарплат стабильно растет. Для выяснении причины этого роста сравним темп роста стоимости потребительской корзины с минимальной и максимальной ценой.
Таблица3
Темп роста потребительской корзины с минимальными ценами (в %) |
Темп роста потребительской корзины с максимальными ценами (в %) |
|
2011 по отношению к 2010 |
110,9 |
118,4 |
2012 по отношению к 2011 |
113,7 |
110,1 |
Рис 3. Темп роста цен стоимости потребительской корзины с минимальной и максимальной ценой в Заводоуковском городском округе 2011-2012 год.
Из вышеизложенного следует, что в 2012 году на более дешевую продукцию, поэтому цены на нее начинают расти быстрее, чем на дорогую продукцию. На что мог повлиять экономический кризис. Можно предположить, что произошло снижение покупательской способности, и спрос населения перешел с товаров с высокой ценой на более низкую, что увеличило спрос на товары с минимальными ценами и тем самым вызвало её удорожание. домохозяйства стали больше тратить на продукты, в период кризиса снижаются доходы, и возможность накапливать денежные ресурсы сокращается, количество бедных увеличивается, снижается деловая активность и наблюдается рост инфляции.
Таким образом, в процессе анализа мы выявили парадокс: что цены на товары с минимальной ценой увеличиваются быстрее, чем на товары с максимальной ценой. Не смотря на поддержку платежеспособного спроса с помощью прямых и косвенных методов регулирования, поляризация общества увеличивается, что содержит угрозу подрыва экономической и политической стабильности, как это было во время Великой Французской революции.
В условиях кризиса же государству нужно с большим вниманием подойти к регулированию и сдерживанию цен на товары первой необходимости на всех уровнях регулирования для сглаживания парадокса который мы выявили в ходе данной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Государственное регулирование рыночной экономики. [Под ред. Кушлина В.И.] – 2-е изд. – М.: Проспект, 2005 – 834с.
Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А.Марыганова,
С.А. Шапиро. – М.: КНОРУС, 2010. – 302с.
Финансы: учебник. [Под ред. Родионовой В.М.] – М.: Финансы и статистика, 2008. – 369 с.
Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с.
Сайт «Твоя финансовая грамотность» [электронный ресурс]: - режим доступа: URL:http://www.funansust.ru/financemainmenu/finansy-domashnix-xozyajstv/163-gosudarstvennoe-regulirovanie-doxodov-domoxozyajstv.html - 12.12.2014