РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ДОХОДОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ДОХОДОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В макроэкономическом анализе поддомашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства исключительно важны, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:
  • выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

  • предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

  • сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы. [3,стр. 224]

Для того чтобы узнать для чего государство должно регулировать финансы домохозяйств обратимся к истории возникновения государства.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело в конечном счете к появлению частной собственности. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие - к изменению своего зависимого положения. Для управления обществом, в котором появились противоречия, потребовался такой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство.

В процессе развития государство не всегда уделяло достаточное внимание регулированию социальных противоречий. Нередко, накопившееся недовольство населения существующим порядком, большим разрывом в обеспеченности материальными благами, провоцировали бунт населения, который выливался в революцию. Ярким примером этого являются события Великой Французской революции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное неравенство негативно сказывается в жизни государства и является политической и экономической угрозой. Для развития государства необходима экономическая и политическая стабильность. Она зависит от того, насколько удовлетворены своим положением граждане, в первую очередь, своей покупательной способностью.[1, cтр.178]

В современных условиях государство осуществляет регулирование доходов в двух направлениях: прямое и косвенное. Под прямым регулированием понимается применение финансовых инструментов, связанных с непосредственными выплатами гражданам бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов, а также инструментов удержания части таких доходов в денежной форме.

К инструментам прямого регулирования доходов граждан относят:

- заработную плату работников бюджетной сферы;

- государственные пенсии;

- государственные пособия по различным основаниям;

- налоговые платежи.

Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются:

- установление минимального размера оплаты труда;

- налоги на имущество и косвенные налоги;

- цены и тарифы на социально-значимые услуги государственных организаций и учреждений. [6]

К прямым методам регулирования относят: социальные трансферты

Социальные гарантии (прожиточный мини­мум, минимальный размер заработной платы, минимальные размеры помощи в сферах здра­воохранения и образования), административное регулирование цен, индексация и компенсация доходов, социальные программы.

Наибольший удельный вес расходов государства в регулировании доходов домохозяйств имеют социальные трансферты.

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:

  • обеспечение населения социально значимыми услугами;

  • сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;

  • смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, безработице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;

  • обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Размер социального трансферта определяется исходя из прожиточного минимума.

Прожиточный минимум, социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.

Прожиточный минимум в свою очередь формируется на основании потребительской корзины.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания являются: удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; сложившаяся структура питания, с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях, и выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах. Перечень входящих социально значимых продовольственных товаров.

В условиях экономического кризиса поддерживать социально экономическую стабильность становится главной задачей государства. Рассмотрим результаты регулирования со стороны государства используя фактические данные об инфляции, прожиточном минимуме и доходах населения по тюменской области и по Заводоуковскому городскому округу, в частности. Эти показатели показывают уровень жизни населения. Раскроем сущность терминов инфляция, прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Минимальный размер оплаты труда или МРОТ — законодательно установленный минимум, ниже которого нельзя выплачивать заработную плату. Применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Информация об изменении прожиточного минимума и минимального размера труда по тюменской области представлена на рисунке 1.

Рис1. Изменение прожиточного минимума и минимального оплаты труда по Тюменской области с 2010 по 2012 год (в рублях)

На рисунке 1 мы видим, что МРОТ отстает от прожиточного минимума.

Используем данные о средней заработной плате, инфляции и прожиточной минимуме по Заводоуковскому городскому округу для анализа темпов роста. Приведем их в таблице 1.

Таблица 1

год

средняя заработная плата (руб. в месяц)

Инфляция( %)

прожиточный

минимум (руб. в месяц)

2010 г

16919

108,5

5726

2011 г

19525

106

6117

2012г

22991

106,6

6861

Рассчитаем темпы роста для этих показателей и приведем их в таблицу 2.

Таблица 2

год

Темп роста заработной платы (%)

Темп роста прожиточного минимума(%)

2010 г

112,4

105,4

2011 г

115,4

106,8

2012г

117,7

112,1

Более наглядно рассмотрим темпы роста на графике на рисунке 2.

Рис2. Темпы роста заработной платы и прожиточного минимума, инфляции в Заводоуковском городском округе с 2010-2012 год

Исходя из данных, можно сказать, что в 2011 году произошло снижение инфляции, так же увеличение прожиточного минимума и повышение зарплат, а уже в 2012 году не значительно, но вырос уровень инфляции, а прожиточный минимум и уровень зарплат стабильно растет. Для выяснении причины этого роста сравним темп роста стоимости потребительской корзины с минимальной и максимальной ценой.

Таблица3

 

Темп роста потребительской корзины с минимальными ценами (в %)

Темп роста потребительской корзины с максимальными ценами (в %)

2011 по отношению к 2010

110,9

118,4

2012 по отношению к 2011

113,7

110,1

Используем эти показатели на графике на рисунке 3. Построим по этим показателям график.

Рис 3. Темп роста цен стоимости потребительской корзины с минимальной и максимальной ценой в Заводоуковском городском округе 2011-2012 год.

Из вышеизложенного следует, что в 2012 году на более дешевую продукцию, поэтому цены на нее начинают расти быстрее, чем на дорогую продукцию. На что мог повлиять экономический кризис. Можно предположить, что произошло снижение покупательской способности, и спрос населения перешел с товаров с высокой ценой на более низкую, что увеличило спрос на товары с минимальными ценами и тем самым вызвало её удорожание. домохозяйства стали больше тратить на продукты, в период кризиса снижаются доходы, и возможность накапливать денежные ресурсы сокращается, количество бедных увеличивается, снижается деловая активность и наблюдается рост инфляции.

Таким образом, в процессе анализа мы выявили парадокс: что цены на товары с минимальной ценой увеличиваются быстрее, чем на товары с максимальной ценой. Не смотря на поддержку платежеспособного спроса с помощью прямых и косвенных методов регулирования, поляризация общества увеличивается, что содержит угрозу подрыва экономической и политической стабильности, как это было во время Великой Французской революции.

В условиях кризиса же государству нужно с большим вниманием подойти к регулированию и сдерживанию цен на товары первой необходимости на всех уровнях регулирования для сглаживания парадокса который мы выявили в ходе данной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  2. Государственное регулирование рыночной экономики. [Под ред. Кушлина В.И.] – 2-е изд. – М.: Проспект, 2005 – 834с.

  3. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А.Марыганова,

С.А. Шапиро. – М.: КНОРУС, 2010. – 302с.

  1. Финансы: учебник. [Под ред. Родионовой В.М.] – М.: Финансы и статистика, 2008. – 369 с.

  2. Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с.

  3. Сайт «Твоя финансовая грамотность» [электронный ресурс]: - режим доступа: URL:http://www.funansust.ru/financemainmenu/finansy-domashnix-xozyajstv/163-gosudarstvennoe-regulirovanie-doxodov-domoxozyajstv.html - 12.12.2014

Просмотров работы: 2504