В условиях бурно изменяющихся социально-экономических условий 21 века профессия менеджера является одной и наиболее востребованных, что свидетельствует об актуальности проблемы формирования реального портрета российский менеджеров, максимально приближенных к «идеальному» социально-психологическому портрету. Во многом успешная деятельность организации зависит от умелого эффективного управления, нацеленного на получения от предприятия наибольшей выгоды, и учитывающего интересы персонала, а также от умения менеджера своевременно принять необходимые меры в случае изменения внешней или внутренней среды предприятия.
Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. [5]
Понятие «менеджер», в настоящее время, имеет довольно широкое распространение и применяется для определения:
организатора конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или командно-целевых групп;
руководителя предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
руководителя по отношению к подчиненным;
- администратора любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами. [1]
Таким образом, под понятием менеджера подразумевается лицо, несущее ответственность за выполнение подчиненными той или иной работы, путем организации подчиненных в соответствии с определенными методами управления для достижения поставленных целей и задач.
Социально-психологический портрет современного менеджера есть воплощение «идеального» управляющего, личностные и социальные характеристики которого соответствуют изменениям экономической, политической и социальной среды.
Социально-психологический портрет менеджера складывается из следующих групп качеств: личные качества, профессиональные качества и организаторские или деловые качества.
К личным качествам в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех. Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет — в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.
Наконец, современный руководитель должен нести ответственность за развитие собственной семьи, из которой он черпает основные жизненные силы и ценности, а также находить время для друзей, но только самых близких. [3] Таким образом, главными личностными качествами современного менеджера являются: честность и порядочность, которые вызывают расположение и доверие к себе со стороны подчиненных; уважение и индивидуальный подход к подчиненным, что позволит им чувствовать себя нужными и востребованными организации; признание собственных недостатков и борьба с ними, благодаря которой руководитель будет самосовершенствоваться и улучшит взаимоотношения с подчиненными; ответственность за развитие собственной семьи, так как именно благополучие, взаимоотношение в семье руководителя являются отражением его рабочей деятельности, а также, нельзя забывать о том, что, в первую очередь, успешное управление начинается с саморазвития и самоменеджмента, что ярко отражается в семейном благополучии управляющего.
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру — профессиональные. Это — компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. [4]
Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным. [4]
Таким образом, менеджер должен обладать профессиональными знаниями, быть компетентным в сфере деятельности предприятия, обладать профессиональными навыками управления людьми и постоянно совершенствовать свои знания, иметь гибкий, подвижный ум, необходимый для принятия ответственных стратегических решений, для устранения проблем, требующих немедленного реагирования.
Третья группа качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем. [4] К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников. [2]
Таким образом, главным деловым качеством руководителя является умение четко ставить цели, находить пути их достижения, решать вопросы, возникающие на пути к достижению цели, а также организовывать и заинтересовывать сотрудников таким образом, чтобы их личные трудовые цели совпадали с целями организации.
Социально-психологический портрет современного менеджера создает образ успешного управляющего. Отличительными чертами являются ответственность за проделанную работ и сотрудников, компетентность в вопросах деятельности предприятия, целеустремленность, умение увлечь сотрудников, а также организовать их деятельность таким образом, чтобы сделать ее максимально эффективной. Менеджер должен быть собранным, ответственным, и в первую очередь уметь четко организовать собственную деятельность, как на предприятии, так и в повседневной жизни.
Анализируя социально-психологический портрет современного менеджера, можно выделить основную проблему, которая заключается в несоответствии реальных социально-психологических портретов менеджеров «идеальному».
Таким образом, можно определить, что чтобы стать успешным менеджером, т. е. максимально приблизиться к «идеальному» социально-психологическому портрету менеджера необходимо:
Заниматься личностным самосовершенствованием.
Это мероприятие возможно осуществлять посредствам чтения книг по саморазвитию, посещения семинаров и тренингов, как специализированных, так и общих, т. е. нацеленных как на развитие специфических качеств управляющего, так и на развитие морально-нравственных качеств.
Постоянное совершенствование профессиональных навыков.
Важность данного мероприятия основывается на постоянном развитии общества и изменении требований к профессионалам, тем более столь специфической и динамичной специальности , как менеджер. Не отставать от общественного развития и совершенствования техники управления, менеджеру позволит постоянное переобучение, повышение квалификации и получение дополнительных знаний. Говоря о дополнительных знаниях, нельзя забывать о том, что успешность менеджера во многом заключается не только в идеальном владении техникой управления людьми, а также в знании специфики производства предприятия, которым он управляет. Поэтому получение базовых знаний по специализации производства предприятия позволит менеджеру получать больший эффект от вложенных усилий.
Развитие деловых качеств.
Развитие деловых качеств также является одним из важнейших этапов деятельности менеджера и требует особого внимания, так как в компетенцию управляющего входит решение как производственных, так и управленческих вопросов. Развитию деловых качеств также будет способствовать изучение деловой литературы, посещение семинаров и тренингов, которые нацелены на развитие навыков делового общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сайт « «Менеджмент: учебный курс» Маховикова Г.А., Кантор В. Е.» [электронный ресурс]: - режим доступа: URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks312788 - 14.12.2014
Сайт «Креативная экономика. Качества современного менеджера» [электронный ресурс]: - режим доступа: URL:http://www.creativeconomy.ru/articles/9362/ - 14.12.2014
Сайт «Организационная культура фирмы» [электронный ресурс]: - режим доступа:URL:http://cic-104.narod.ru/menegment/organizacionnaja_kultura_firmy.pdf – 14.12.2014
Сайт «Современный менеджер. Компетенции. Стили руководства» [электронный ресурс]: - режим доступа: URL:http://bmanager.ru/articles/sovremennyj-menedzher-kompetencii-stili-rukovodstva.html - 14.12.2014
Сайт «Электронный учебник. Введение в управление» [электронный ресурс]: - режим доступа: URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir=1&tutindex=3&index=8&layer=1 – 14.12.2014
6