СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства.

Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью — извлечением прибыли, учитывает человеческий и социальный факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятий и социальную роль общества в целом.

Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом и способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Эта концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики.

Социальное партнерство представляет собой особый, эгалитарный вид социальных отношений. Оно способствует гармонизации социальных потребностей и интересов и консолидации жизненных сил людей. Социальное партнерство строится на принципах законности, добровольности, равноправия сторон, взаимной ответственности и развивается посредством механизмов, государственными структурами, трудовыми коллективами, общественными организациями и пр.

Его участниками выступают люди, имеющие различные социальные и личностные характеристики, однако, их объединяют общие признаки: взаимное уважение сути партнерства, понимание его значимости, корректность при разрешении общих проблем, солидарность при отстаивании своих интересов в отношении с другими субъектами [3].

В социальной работе основой механизма социального партнерства выступает принцип социальной справедливости как морально-правовой регулятор отношений членов общества. Так, на макроуровне социальной реальности, с точки зрения критериев «справедливость-несправедливость», может быть рассмотрено содержание социальной политики, на мезоуровне – организация деятельности социальных учреждений в регионе и муниципальном округе, на микроуровне – формирование взаимоотношений специалиста и клиента.

Взаимообусловленными целями развития системы социального партнерства в социальной работе являются вовлечение в сферу оказания социальной помощи и поддержки как можно большего количества организованных и самостоятельных участников, и обеспечение их оптимального взаимодействия в направлении решения проблем социальной сферы.

Основными субъектами социального партнерства могут выступать как личность, так и группы, социальные службы, государство. Так, в настоящее время, когда меняется модель социальной политики российского государства, в основу ее новой идеологии закладывается принцип партнерских отношений между государством и клиентом, основанный на активизации ресурсов объектов социальной работы.

Объектно-предметным полем партнерских отношений являются феномены собственности, ресурсов, статусов в конкретных областях – сфере труда, быта, социального обслуживания и т.п. Партнерские отношения в социальной работе становятся возможными, если его стороны заинтересованы в достижении одних и тех же целей и выражают добрую волю к сотрудничеству.

Выделяют две основные модели партнерских отношений, которые конструируются в социальной работе. Это горизонтальная модель социального партнерства, связанная с субъектами, которые действуют в едином функционально-статусном пространстве (например, социальные службы города), и вертикальная модель социального партнерства, представленная различными иерархическими уровнями социального пространства (например, при взаимоотношениях правительства и административных структур регионов). Эти модели предлагают различные формы социального участия, когда различные партнерские организации действуют при решении социальных проблем сообща.

Целевыми ориентирами совершенствования социального партнерства являются показатели качества жизни людей – условия их трудовой деятельности, отдыха, быта, степень их удовлетворенности уровнем медицинского обслуживания, социальной защиты и т.д. Качество жизни выступает как основной критерий эффективности социального партнерства, включая в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат в малой группе.[3]

Основными формами социального партнерства в законодательстве закрепляются:

  • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;

  • проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере;

  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

  • участие работников и их представителей в управлении организациями;

  • создание постоянно действующих трехсторонних органов.[2]

Рассмотрим удельный вес работников организаций, получающих бесплатно спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в 2013 году.

Рисунок 1. Удельный вес работников организаций, получающих бесплатно спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. [4]

Из рисунка 1 можно сделать вывод, что бесплатно получают средства индивидуальной защиты 1/3 работников. В 2013 году количество занятых в опасных условиях труда возросло на 4,8%.

Проанализируем удельный вес работников организаций, имеющих право на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в 2013 году.

Рисунок 2. Удельный вес работников организаций, имеющих право на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. [4]

На основе анализируемых данных рисунка 2 можно сделать вывод, что мужчины больше заняты работами в опасных условиях. Количество работников, имеющих право на компенсации, довольно велико. При этом по опасности условий труда на первом месте стоит добыча полезных ископаемых.

Рассмотрим фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты в 2013 году

Рисунок 3. Фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты. [4]

Из рисунка 3 можно сделать вывод, что выше всего расходы в добыче полезных ископаемых, так как эта сфера является опасной по условиям труда.

По мнению Веснина В.Р., среди проблем развития правовой базы социального партнерства необходимо остановиться на следующем. Несмотря на большое количество нормативных актов, законов Правительства, участники диалога высказывали мнение о необходимости совершенствования правовой базы партнерства. Проблема модернизации правовых документов актуальна для развития партнерских отношений на всех уровнях: от федерального до уровня предприятия. Для развития социального партнерства на уровне предприятия участникам переговоров важно научиться использовать возможности тех постановлений и документов, которые уже введены в обиход социального диалога.[1]

По мнению Шадриной Л.Ю., существует тенденция принижения роли профсоюза на предприятии. Ослабление позиций профсоюзных организаций объясняется рядом причин. Во-первых, происходит вытеснение профсоюза из основной сферы деятельности предприятия - производственной. Во-вторых, раньше, в условиях советского общества, руководители предприятий воспринимали профсоюз как неотъемлемую часть административной системы, в качестве структурного подразделения предприятия. Появление собственника на предприятии, нового типа руководителей обнажило противоположность интересов этих социальных групп. В исследуемый период отчетливо прослеживается стремление администрации минимизировать свои расходы на социальные нужды, это проявилось в отказе финансирования социальной сферы и в снижении социальных выплат и льгот работникам предприятий.[5]

На наш взгляд, чтобы социальное партнёрство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнёрства, а также посредством активного сотрудничества со СМИ. Все вышеперечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:

1) участие в социальном партнёрстве экономит время на решение проблем, связанных с неудовлетворённостью работников условиями труда, повышением производительности труда, качества продукции и как следствие увеличение прибыли;

2) заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем;

3) наиболее оптимальный способ достижения стабильности развития организации.

А также для профсоюзов должны быть созданы особые условия, которые помогут им войти в систему трудовых отношений так, как это было раньше.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в России социальное партнерство, по существу, являет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена "директора" на "работодателя" мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмами регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с "вымиранием" старых, отлаженных связей. Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали "предприятие-регион-центр" проблем больше, чем между социальными партнерами одного уровня. Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся. Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника.

Список использованной литературы

  1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 412 с.

  2. Государственная служба занятости. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rabotakaliningrad.ru/home/slugba/socpartner.aspx (дата обращения 15.11.2014)

  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/906/49906/24555/page7 (дата обращения 15.11.2014)

  4. Федеральная служба государственной статистики. Рынок труда, занятость и заработная плата. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/# (дата обращения 15.11.2014).

  5. Шадрина Л.Ю. Коллективный договор как инструмент социального партнерства : Дис. канд. социол. наук : 22.00.08 : Новосибирск, 2004. -169 c.

Просмотров работы: 4809