РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стандарты ИСО серии 9000 отражают идеологию менеджмента качества. Эта идеология является базой для построения и развития системы качества в любой организации. В основе системы менеджмента качества лежат 8 принципов. Принципы менеджмента качества сформулированы достаточно кратко, но идея, заложенная в формулировках принципов, развертывается далее в конкретных требованиях стандарта ИСО 9001. Каждый принцип может быть раскрыт в нескольких блоках требований стандарта.

Впервые принципы менеджмента качества были включены в текст стандартов в версии 2000 года. Эти принципы были сформулированы в стандарте ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь». [1, с. 13]

Данным стандартом установлены основные положения систем менеджмента качества, явля­ющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины. Настоящий стандарт может использоваться:

  • организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

  • организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

  • пользователями продукции;

  • теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например поставщики, потребители, регламентирующие органы) и т. д.;

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих: установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; разработку политики и целей организации в области качества; установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества; установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества; разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса; применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса; определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин; разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имею­щейся системы менеджмента качества.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинте­ресованных сторон и успеху организации. [2, с. 1]

Когда в ИСО было принято решение о пересмотре стандартов ИСО серии 9000, то привлеченные к этой работе специалисты, руководствуясь собственным опытом и знаниями, пришли к выводу, что именно принципы менеджмента качества станут тем инструментом, который поможет организациям в постоянном улучшении. [3]

Восемь принципов менеджмента качества - это основные принципы стандартов ИСО 9000:2000, являющимися на сегодня базовыми стандартами систем менеджмента (см. рис. 1). Высшее руководство организации должно внедрять эти стандарты, контролировать и анализировать их действие, принимая во внимание при внедрении или актуализации системы менеджмента концепцию и методологию, вытекающие из вышеперечисленных принципов.

­­

Рисунок 1 – Базовые принципы менеджмента качества*

Источник: разработано автором.

Чтобы внедрение стандартов ИСО 9000:2000 дало результат, требуется ясное понимание сущности этих принципов, и как они работают в сочетании со следующими восьмью принципами менеджмента качества стандарта ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»:

  1. Лидерство руководителя - руководители обеспечивают единство цели организации и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

  2. Вовлечение работников - работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

  3. Процессный подход - желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельность и соответствующие ресурсы управляются как процесс.

  4. Системный подход к менеджменту - выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

  5. Постоянное улучшение - непрерывное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель организации. Под улучшением имеются в виду действия, предпринимаемые для улучшения характеристик продукции и/или для улучшения показателей результативности и эффективности процессов, используемых при производстве или доставке продукции.

  6. Принятие решений, основанное на фактах - эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

  7. Взаимовыгодные отношения с поставщиками - организация и ее поставщики взаимосвязаны, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

  8. Ориентация на потребителя - организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. [4]

Рассмотрев вышеизложенные принципы менеджмента качества, можно четко сказать, что для того, чтобы деятельность любой организация была результативной и успешной, необходимо разработать и внедрить в него систему менеджмента качества. Придерживаясь данных принципов, предприятие сможет стать лидером в своей отрасли и сохранить конкурентную позицию на длительный период времени.

Литература

  1. Медунецкий В.М. Основы обеспечения качества и сертификация промышленных изделий. Учебное пособие. – СПб НИУ ИТМО, 2013. – 61 с.

  2. «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ. ГОСТ Р ИСО 9000-2001» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 N 332-ст).

  3. Менеджмент качества. [Электронный ресурс]. URL: http://quality.eup.ru (дата обращения 05.12.2014).

  4. КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ - ПАРТНЕР. [Электронный ресурс]. URL: http:// regcons.ru (дата обращения 06.12.2014).

Просмотров работы: 1395