КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящий момент в связи с политическими обстоятельствами в России появилась проблема оттока капитала из страны и снижение инвестиционной активности. Сегодня мы все чаще слышим об альтернативных путях и возможностях инвестирования. Понятие краудфандинг относительно новое явление. На западе уже более десятка лет развивается данное направление, российский же бизнес предпринимает попытки создать что-то подобное около 5 лет. И только в последние 2-3 года мы можем наблюдать осязаемые результаты. Целью данного исследования является выявить общие тенденции и принципы функционирования российских краудфандинговых платформ.

Краудфандинг рассматривается как частный случай краудсорсинга. Остановимся более подробно на этих понятиях.

Краудсорсинг (от англ. crowd - "толпа" и sourcing - "сбор, использование ресурсов") - передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. Иными словами - задействование сил добровольцев для оказания помощи и общего поиска решения какой-то проблемы [2].

Краудфандиг(от англ. сrowd funding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») – частный случай краудсорсинга, а точнее - сотрудничество людей, которые добровольно оказывают именно финансовую поддержку какому-либо проекту или организации. Это действительно работающая модель, успех которой многократно продемонстрирован иностранными примерами [3].

Другими словами, это способ финансирования проекта, когда потенциальные пользователи продукта или услуги (бекеры) совместно предоставляют деньги заявителю. Взамен бекер получает некое вознаграждение, чаще всего продукт, созданный благодаря краудфандингу (так называемый rewards crowdfunding). Можно попытаться собрать деньги для бизнес-проекта на безвозмездной основе. Но, как правило, на это претендуют благотворительные или творческие проекты (donation crowdfunding).

Ввиду необходимости мобилизации значительного числа вкладчиков, а также благодаря развитию интернет-технологий, основной площадкой для краудфандинга является Интернет. На этой основе формируется уникальная предпринимательская среда, где не только аккумулируются региональные бизнес-идеи, проекты и стартапы, но и обеспечивается хороший рывок вперед, так как привлекаются потенциальные инвесторы. Но это только начальная стадия нового проекта.

Краудфандинг позволил таким искусствам как кино, музыка, литература и журналистика быть по-настоящему свободными. Благодаря краудфандингу, сняты фильмы («Каньоны», «Железное небо», «Хотел бы я быть здесь»). Некоторые получили даже статуэтку «Оскар» (фильм «Inocente»). Очевидно, провозглашаемая идея независимости журналистики становится именно таковой, благодаря краудинвестированию (журналы «Howler», «The Classical», «Tomorrow magazine» и др.). [1, c.52]

Возникнув в начале 2000-х, краудфандинг представлял собой модное явление. В 2001 году появился первый краудфандинговый веб-сайт под названием Artist Share, целью которого была поддержка молодых дарований. На протяжении последующих лет стартовали другие подобные ресурсы (Sellaband, SliceThePie, HyperFunding, IndieGoGo, PledgeMusic), в 2008 году начал свою работу популярный Kickstarter, которому удалось вывести народное финансирование на новый уровень. Был предложен прозрачный механизм реализации социально-ориентированного предпринимательства, к развитию которого привлекались различные возрастные и социально-профессиональные группы граждан [4].

Однако, на современном этапе, как в Российской Федерации, так и на территории стран СНГ потенциал технологий краудфандинга для развития предпринимательских квалификаций находится на стадии зарождения, и нуждается в содержательном продвижении, в том числе и на государственном уровне.

На данный момент существующие в России платформы, по признанной во всём мире классификации, можно разделить на три большие группы (рис.1)

Рисунок 1 . - Классификция краудфандинговых технологий

Рассмотрим данную классификацию более подробно.

1) Классический краудфандинг (подразумевает нефинансовую награду). Внутри этой группы традиционно выделяют четыре подгруппы:

  • Все или ничего (ВиН) – средства переводятся создателям проектов только в том случае, если по истечению установленного периода достигается заранее определённая финансовая цель. Если цель не достигается, все деньги возвращаются бекерам.

  • Оставить всё Собранное (ОвС) – все собранные средства (за исключением комиссионных отчислений) отправляются создателям проектов, вне зависимости от того, была ли достигнута цель или нет. Если создателям проекта не хватает средств на запуск, то на них возлагается ответственность за возмещение средств бекерам.

  • Награда – собранные средства выступают в качестве награды команде, готовой взяться за проект.

  • Сделка со свободной ценой (СсСЦ) – бекеры сами определяют цену уже созданного продукта, такого как аудиозапись или книга.

В таблице 1 приведены примеры действующих в России классических краудфандинговых платформ и механизмы их работы.

Таблица 1

Название

Тип

Проекты

Boomstarter

ВиН

Творческие

IT RockOut

Награда

Разработка ПО

Kroogi

СсСЦ

Музыка

Naparapet

ВиН

Творческие

Planeta.ru

ВиН и ОвС

Социальные, творческие

ThankYou.ru

СсСЦ

Музыка

С миру по нитке

ВиН

Творческие

Русини

ОвС

Социальные, творческие и ИТ

2) Краудинвестинг (доля в акционерном капителе или прибыли),

Краудфандинг может использоваться для привлечения акционерного или заёмного капитала. Платформы работающие по этой схеме агрегируют средства небольших инвесторов или заёмщиков и традиционно делятся на следующие подгруппы:

  • Инвестиции – инвесторы получают акции компании, которая собирает средства.

  • Собственность – инвесторы получают долю активов компании.

  • Кредит – предприниматель занимает денежные средства и должен вернуть их (обычно, с процентами).

  • Другое – существует большое количество других схем, которые специфичны для отдельных областей деятельности.

Таблица 2. - Краудинвестинговые платформы в России

Название

Тип

Специализация

Активных проектов

SmartMarket

Доля прибыли и Инвестиции

ИТ и мобильные стартапы

9

3) Благотворительность (не подразумевающий награду). Таблица 3. - Благотворительные платформы

Название

Специализация

Виртуальная Рында

Помощь в черезывычайных ситуациях

Мой учитель

Образовательные инициативы учителей

Помоги.org

Социально-медицинские нужды

Тугеза

Социальные проекты

Электронный благотворительный ящик

Дети страдающие тяжёлыми заболеваниями

По подсчетам портала Thestartman.ru, в России за все время существования краудфандинговых онлайн-площадок было поддержано 3225 творческих, коммерческих и благотворительных проектов, собравших 124,8 млн рублей (данные на май 2014 года) [3].

Рассмотрим более подробно механизм работы краудфандинговых площадок.

Две крупнейшие площадки сбора денег на бизнес-проекты. «Планета.ру» — лидер по сборам (около 70 млн рублей), она предлагает две модели на выбор автора проекта: «все или ничего» (если не получаешь всю сумму за обозначенный срок, то возвращаешь бекерам уже собранное) и «оставить все» (сколько собрал, столько получил). Boomstarter (совокупные сборы около 50 млн рублей) предлагает только модель «все или ничего». Другие площадки или занимаются преимущественно творческими и социальными проектами, или слабо раскручены среди потенциальных бекеров.

Теоретически можно указать любую сумму для сбора на крауд-площадке, однако чем она больше, тем меньше шансов на успех.

Средний взнос бекера, например на Boomstarter, — 1200 рублей. Минимальный и максимальный взнос, как и вознаграждение бекеру, определяет автор проекта. Автор же устанавливает временные границы сбора средств. На «Планете.ру» можно размещать заявку на срок до 180 дней, на Boomstarter — до 60 дней. Однако представители площадок отмечают, что оптимальный срок — месяц.

Комиссию площадки берут в зависимости от того, сколько собрал проект: российские — 5–15% от суммы, западные — 4–5% (Indiegogo и Kickstarter). Однако не все иностранные площадки доступны. Популярнейший Kickstarter фактически закрыт для неамериканских компаний — у физлица, на которое должна быть зарегистрирована заявка, должен быть номер социального страхования и водительские права США. Еще 5–10% суммы (независимо от «родины» площадки) у получателя заберут платежные агрегаторы, через которые переводятся средства. Кроме того, в России с собранных денег нужно будет заплатить НДФЛ в размере 13%. Поэтому желаемую сумму сборов лучше сразу рассчитать с учетом этих неизбежных расходов [4].

Для заявителя главное — суметь заинтересовать потенциальных вкладчиков. Краудфандинговая форма финансирования — прекрасный инструмент для бизнес-проектов из сферы потребительских услуг, интернета, дизайна, электронных игр, моды, уверяет генеральный директор и сооснователь «Планеты.ру» Федор Мурачковский. Недостаток — небольшое число площадок, на которых можно собрать деньги, и небольшие суммы.

Проведем сравнительный анализ российских платформ с точки зрения тематики финансирования.

Рисунок 2. - Planeta.ru- социальные и творческие проекты

Planeta.ru является лидером среди площадок в России которая носит социально-творческий характер. Основываясь на данных диаграммы можно сделать вывод о том, что в большей степени выделяется раздел благотворительность, на втором по значимости для соискателей финансирования является раздел фильмы и видео и на третьем месте общественная деятельность.

Однако, основываясь на данных социологического исследования CAF в России большинство людей с недоверием относятся к некоммерческим организациям (далее НКО).

Существует узкий спектр проблем, на решение которых люди готовы давать деньги: помощь детям и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также взрослым, попавшим в трудную ситуацию.

Причины такой ситуации – плохая информированность о многих скрытых от глаз проблемах общества.

Самыми распространенными способами совершения пожертвований являются смс и ящики в общественных местах.

По данным исследования 76 % людей получают информацию о НКО по ТВ, 51%-доверяют информации полученной от родственников и знакомых и 30% - доверяют информации полученной на работе.

В ходе опроса респондентов выяснилось, что среди тех, кто жертвует редко (раз в пол года или реже) основным барьером являются:

- 46 % (недостаток финансовых средств)

- 15 % (недостаток информации)

- 11 % (недоверие к НКО).

В частности, 72 % уверены, что лучше помогать напрямую нуждающимся[5].

Исследование показало, что люди испытывают сомнения, принимая решение о совершении пожертвования. Это и недоверие к НКО, а также непонимание ценности их деятельности. Многие готовы помогать напрямую, так как в этом случае жертвователи могут быть уверены, на что именно пошли их средства.

Нужно делать шаги по формированию лояльности к конкретным организациям и пониманию ценности работы НКО для общества.

Краудфандинговые площадки могут помочь решить проблему недоверия среди населения, поскольку люди, сделавшие пожертвования могут наглядно увидеть на что были потрачены их деньги и более того могут отслеживать весь процесс реализации проекта в интернете.

Таким образом краудфандинговые платформы являются базовой площадкой для развития активной гражданской и социальной позиции людей и позволяют осуществлять финансирование значимых секторов экономики России.

Но этим не ограничивается положительный эффект от использования таких площадок. Ведь благодаря им могут осуществляться перспективные инновационные проекты, значимые для общества, на осуществление которых у их авторов не хватает средств. Заменив традиционный тип финансирования, краудфандинг, обладающий огромным потенциалом, изменил реалии и позволил «потребителям» не просто выбирать «продукт», но и принимать непосредственное участие в его развитии и появлении на рынке. В будущем краудфандинг может стать главным источником финансирования для стартапов.

Сейчас основным препятствием для быстрого развития краудфандинга его недостаточная популярность и является недоверие аудитории к надежности и защищенности подобной площадки. Отсутствие законодательной базы мешает развиваться этому направлению в масштабах страны. Отсюда вытекает необходимость разработки законодательства в этой области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Джефф Хау Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса = Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. — М.:«Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.

2. Карелов, Сергей. Перспективы краудфандинга: в США – закон, в России – мошенничество [электронный ресурс].- режим доступа: URL: http://slon.ru/future/perspektivy_kraudfandinga_v_ssha_zakon_v_rossii_moshennichestvo-875352.xhtml (дата обращения 09.12.2014)

3. Ларионов Н. Краудфандинговые платформы в России [электронный ресурс].- режим доступа: URL: http://blog.vonoiral.com/blog/2013/06/03/kraudfandinghovyie-platformy-v-rossii/ (дата обращения 10.12.2014)

4. Ница А. «Сострадание и спонтанность. Исследование массовых пожертвований в России» [электронный ресурс].- режим доступа: URL: http://te-st.ru/2014/11/11/report-about-donations-in-russia/ (дата обращения 09.12.2014)

5. Российский филиал британского фонда Charities Aid Foundation [электронный ресурс].- режим доступа: URL: http://www.cafrussia.ru (дата обращения 10.12.2014)

Аннотация: В статье раскрыто понятие краудфандинговых платформ в России, их виды, а так же механизм использования .

Annotation: In this article the concept of crowdfunnding platforms in Russia, it's forms and the mechanism of using.

Ключевые слова: краудфандинговые платформы, краудсорсинг, краудинвестинг

Просмотров работы: 3345