Бородич К.В., Петрова В.С.
Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, готовность к риску, быстрая апробация инноваций являются преимуществами научно-технической деятельности небольших компаний. Ориентированный на разработку и реализацию нового товара малый инновационный бизнес всегда являлся актуальной темой в области предпринимательства. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает все возможные виды предпринимательской деятельности, а именно: производство, продажа товара, менеджмент, маркетинг. Собирая все самые насущные проблемы данных сфер, он становится достаточно проблематичным, но, тем не менее, по многим причинам остается привлекательным для большинства бизнесменов. В своей работе Элбакидзе М.А. говорит, что мешает развиваться сегодня малому инновационному бизнесу и отсутствие правовой системы, и низкая востребованность инновационного бизнеса, и кадровая проблема, и финансовые механизмы инновационной деятельности и неблагоприятный экономически фон, и отсутствие точных данных по инновационным предприятиям, и низкая мотивация исследователей [2]. По мнению Мартыновой Е.А. факторы, сдерживающие осуществление инновационного процесса, можно условно разделить на две основные группы - экономические и производственные. На пути реализации нововведений предприятия сталкиваются, прежде всего, с экономическими трудностями. К числу наиболее весомых из них на протяжении всех последних лет относится недостаток собственных денежных средств у предприятий. Также среди тормозящих инновационную деятельность факторов предприятия отмечают недостаточную финансовую поддержку со стороны государства, высокую стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений. В составе факторов производственного характера, препятствующих инновационному развитию, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный низкий инновационный потенциал, определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений [3]. Но, не смотря на наличие существенных проблем, инновационный бизнес в России существует и развивается. Как считают эксперты раскрыть инновационный потенциал российских наукоградов – задача государственная, именно от того как скоро государство её решит, зависит дальнейшее инновационное развитие. Поэтому в 2014 году была разработана федеральная программа «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы. Если данная программа успешно реализуется, то инновационная деятельность в стране будет быстрее развиваться. На наш взгляд, решать проблемы инновационного бизнеса в России должно именно государство. Сущность малого инновационного бизнеса заключается в интеграции науки и бизнеса с целью коммерциализации идей и увеличения количества предприятий в наукоёмких отраслях. Поэтому нужно создавать все условия для развития науки: формировать больше технопарков, мотивировать студентов ВУЗов участвовать в инновационной деятельности, оказывать финансовую поддержку.
Список литературы
-
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы"
-
Элбакидзе М.А. Малый инновационный бизнес в России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2011. – № 19. – С.155 – 160.
-
Мартынова Е.А. Проблемы инновационного развития предприятий малого бизнеса в России // Экономические науки. URL: http://www.rae.ru/forum2011/21/1462 (дата обращения 14.12.2014).