ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОЙ МОДЕЛИ СТРАХОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОЙ МОДЕЛИ СТРАХОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исламская экономика, или исламская экономическая модель, представляет собой систему хозяйствования, в основе которой лежит нормы и принципы мусульманского права. Основной целью исламской экономики является поиск альтернативного решения для актуальных проблем современности, прежде всего – в сфере финансов [1].

Исламская финансовая система – важнейшая составная часть исламской экономики. Исламскую финансовую систему можно охарактеризовать как совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в мусульманском праве.

В настоящее время в мире существует более 300 исламских финансовых институтов более чем в 50 странах. Их совокупные активы превышают 750 млрд. дол., а ежегодные темпы роста составляют 10-15%. По прогнозам аналитиков, сделанным до наступления мирового финансового кризиса, к 2015 г. исламские финансовые институты при темпах роста 10-15 % в год должны будут сконцентрировать у себя капитал на сумму свыше 1 трлн.дол. Предполагается, что доля исламских финансовых услуг на финансовом рынке арабских стран Персидского залива достигнет к 2015 г. 50%. В Юго-Восточной Азии аналогичный показатель при существующих темпах роста составит от 15 до 25 % [2].

Мировой экономический кризис, порожденный спекуляциями финансистов, усилил во многих странах интерес к исламским финансовым институтам. Этому способствовало ряд причин. Прежде всего, начало кризиса в ряде западных государств сопровождалось кризисом ликвидности, что подтолкнуло некоторые западные банки искать источники финансирования в странах Персидского залива. Другой причиной стала доступность широкому кругу лиц благодаря развитию информационных технологий сведений об исламской финансовой системе, теоретически исключающей использование спекулятивных инструментов и методов, которые привели к ипотечному кризису в США, а ранее – к Азиатскому финансовому кризису 1997-1998 г.г.

Заслуживает внимания для казахстанского и российского страховых рынков опыт исламского страхования, который характеризуется динамичным развитием и имеет популярность во всем мире.

Вместе с тем, мусульманские страны, их финансовые организации и институты с исламскими принципами работы кризис затронул меньше всего, что послужило стимулом для изучения опыта управления страховыми рисками.

Исламское страхование или такафул – это система, основанная на принципах взаимной помощи (таавун) и добровольных взносах (табарру), предусматривающая коллективное и добровольное распределение рисков среди участников группы. Каждый страхователь должен иметь искреннее намерение оказать помощь другим участникам договора такафула, если они столкнутся с определенными рисками.

Такафул представляет собой форму страхования, удовлетворяющую принципам исламского права, в переводе с арабского языка означает «взаимное предоставление гарантии» [3,4].

Исламскому страхованию присущи следующие основные принципы:

1) разделение риска - в исламе запрещается передавать риск за денежное (или иное) вознаграждение от одной стороны договора другой или же третьему лицу. Все участники договора обязаны в равной (или соответствующей их участию) степени разделять риски присущие сделке;

2) ненарушаемость договоров – исполнение договорных обязательств является важнейшей из обязанностей сторон сделки;

3) деньги рассматриваются исключительно как потенциальный капитал, реальным капиталом они считаются лишь, после того как вкладываются в производственную деятельность.

Особенностью исламского страхования является наличие ряда определенных запретов, продиктованных положениями шариата. К основным запретам относятся риба (ростовщичество), гарар (неопределенность), майсир (азарт). Данные три понятия должны быть полностью исключены из такафул-операций.

В исламском страховании отдельно выделяются участник и страхователь. Тот, кто уплачивает премии в специальный фонд (такафул-фонд), откуда затем получает прибыль, известны как участники, а участники, для которых наступил страховой риск, именуются страхователями.

Под «страховщиком» подразумевается такафул – оператор.

В такафуле, как и в традиционном страховании, существуют две отрасли страхования: семейный такафул (family takaful) – аналогия страхования жизни и общий такафул (general takaful) – общее страхование [5].

Таким образом, такафул представляет собой систему, при которой участники за счет собственных средств создают специальный страховой фонд для предоставления взаимной финансовой защиты от определенных неблагоприятных событий в жизни.

В случае наступления указанного страхового риска у кого-либо из участников, из средств фонда производиться выплата страхового возмещения.

Следовательно, участники страхового фонда разделяют все риски и убытки между собой.

В случае появления дефицита в фонде солидарную ответственность по его покрытию будут нести участники за счет собственных (дополнительных) средств.

В основе отношений между участниками и такафул-оператором лежит материальный интерес: оператор заинтересован в получении прибыли (во всех трех моделях управления страховыми рисками), а участники рассчитывают на возмещение убытков и также на получение прибыли, если они имеют на это право в соответствии с условиями договора.

По мнению Беккина Р.И., идея исламского страхования близка к принципам организации обществ взаимного страхования (ОВС) – участники в такафул-компании рассматриваются в качестве ее совладельцев. Такафул-компании могут быть также в форме акционерных обществ. В последнем случае представитель страхователей имеет право претендовать на место в совете директоров [6].

Несомненный интерес представляют модели исламского страхования: кооперативная модель;коммерческая модель и агентская модель.

В основе отношений оператора и участников в кооперативной модели исламского страхования лежит классический договор мудараба – «чистая мудараба» (участие в прибыли). Чистая мудараба в большей степени подходит для семейного такафула (личного страхования), чем для общего (имущественного страхования). Модель управления «Чистая мудараба» подразумевает, что такафул оператор занимается инвестиционным управлением активами страхового фонда и андеррайтингом. Вся инвестиционная прибыль делится между исламской страховой организацией и страхователями согласно заранее установленной пропорции. Страховой излишек (разница между внесенными премиями и выплаченным страховым возмещением) остается в такафул фонде, т.е. в собственности участников.

    Кооперативная модель была изначально взята за основу в Судане и Саудовской Аравии, однако не все страховщики даже в этих странах готовы довольствоваться ролью обществ взаимного страхования. В качестве разновидности кооперативной модели рассматривается бесприбыльное страхование, где такафул-оператор выступает в роли казначея фонда уплаченных участниками взносов. Данные средства не инвестируются и используются для выплат участникам при наступлении страхового случая.

В коммерческой модели нашла при­менение другая разновидность мударабы: модель управления «Модифицированная мудараба» (участие в прибылях и убытках) в общем такафуле. В отличие от кооперативной модели в коммерческой между оператором и участниками в оговоренных пропорциях делится не только прибыль, но и излишек [7].

По мнению ряда исследователей, коммерческая модель более конкурентоспособна по сравнению с другими моделями. В рамках агентской модели лежит вознаграждение (вакал), где страховая организация действует в качестве агента (вакиль) для страхователей. В данной модели такафул оператор получает установленную сумму вознаграждения – заранее оговоренную долю взносов (пожертвований) страхователей. При этом такафул оператор не участвует в страховой или инвестиционной прибыли. В модифицированной модели с использованием вакала (агентское вознаграждение и участие в прибыли и убытках), аналогично модели управления «модифицированная мудараба», страховой излишек распределяется между участниками и такафул оператором в заранее оговоренной пропорции.

В обоих вариантах модели с использованием вакала покрытие операционных расходов происходит за счет средств выплачиваемых оператору в качестве вознаграждения. В отличие от коммерческой модели в агентской модели участники несут все риски. В настоящее время некоторые международные финансовые организации используют отдельные элементы коммерческой и агентской модели – модель управления «Вакала - Мудараба».

Все три модели исламского страхования имеют модифика­ции. Так, например, некоторые исследователи предлагают ис­пользовать в агентской модели возможности такого института, как вакф.

В

участники

рамках модели управления Вакф такафул оператор осуществляет первоначальный взнос (Вакф) в вакф фонд, активы которого (т.е. первоначального взноса) используются исключительно в инвестиционной деятельности и не расходуются. Страхователи осуществляют взносы (табарру) в вакф фонд, которые используются для урегулирования страховых выплат.

 

Вся прибыль от инвестиционного управления вакф фондом делится между страховой компанией и страхователями в заранее утвержденном процентном соотношении. Кроме того, в доходы исламской страховой компании входит установленная сумма агентского вознаграждения. Излишек вакф фонда остается в собственности фонда.

Особенностью данной модели является применение благотворительного механизма – Вакф. Акционеры оператора делают первоначальный взнос в виде специального пожертвования, при этом теряя право собственности на него. Но данное право собственности не переходит к участникам фонда. Согласно нормам шариата исключительное право собственности в таком случае принадлежит Аллаху.

Анализ различных моделей развития такафула свидетельствуют о том, что мусульманские страны стремились создать собственную модель управления страховыми рисками.

Анализ особенностей исламского страхования позволяет сделать следующие выводы:

1) Исламское страхование основано на концепции взаимности, а также на особом механизме распределения прибылей и убытков между такафул оператором и участниками.

2) В исламском страховании имеет место четкое разграничение между «страхователем» и «участником». Это объясняется тем, что в отличие от традиционного страхования в такафуле страхователь имеет право не только на получение компенсации, но также и на определенную прибыль от части вложенных им средств, вне зависимости от наступления страхового случая. Кроме того, можно участвовать в прибылях и убытках компании в качестве акционера, не будучи страхователем.

3) Роль такафул-оператора заключается в управлении такафул фондом. Одна из обязанностей оператора – гарантировать, что каждый участник оплачивает справедливый взнос, а в случае убытка получит надлежащую компенсацию.

4) При управлении риском в такафуле не допускаются гарар (неопределенность или спекуляция) и майсир (азартные игры). В инвестициях и управлением фондом не допускается риба (ростовщичество).

5) Такафул делится на два вида: общий, практически аналогичный имущественному страхованию и семейный, включающий личное страхование.

6) Вне зависимости от того, произошел ли страховой случай, участник может рассчитывать на получение дохода.

Таким образом, исламская финансовая система обладает достаточным количеством разнообразных финансовых инструментов и способна предложить мусульманскому (и не мусульманскому) населению весь спектр финансовых услуг в качестве альтернативы традиционной финансовой системы.

Казахстан – одна их тех стран, где последнее время наблюдается интерес к исламской экономике. Однако, традиционная финансовая система Республики Казахстан не отвечает всем требованиям и нуждам населения.

В феврале 2009 года в РК был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», тем самым было инициировано создание полноценной исламской финансовой системы в рамках финансовой системы РК.

Процесс внедрения исламской финансовой системы в Казахстане будет достаточно сложным и трудоемким. Исламская финансовая система существенно отличается от традиционного, в том числе в принципах инвестирования, предоставления гарантии и управления. Сегодня в Республике Казахстан зарегистрированы два финансовых института: исламский «Al Hilal Bank» и страховая компания «Такафул».

В заключении отметим, что введение исламских элементов исламских финансовых институтов окажет положительное влияние на финансовый рынок Казахстана. Будет способствовать повышению уровня доверия к страховым организациям, привлечению инвестиций, повышению уровня конкуренции на рынке финансовых услугах, формированию полноценной исламской финансовой системы.

Список использованной литературы:

1. http://rassegnastampa.mef.gov.it/mefnazionale/PDF

2. Ежегодник Генерального совета исламских банков и финансовых институтов (СIBAFI)

3. Engku Rabiah Adawiah Engku Ali, Hassan Scott P. Odierno. Essential Guide to Takaful (Islamic Insurance). // CERT Publication Sdn. Bhd. – Kuala Lumpur, Malaysia. – 2008.

4. Рыскулов А.С. Проблемы внедрения исламского страхования (Такафул) в Республике Казахстан // Международная конференция: «Проблемы, перспективы исламских финансовых в международных валютно-кредитных отношениях, Финансовая академия при Правительстве Россиской Федерации. – М. , 2010.

5. http://www.orientir.ae/kazakhstan/articles/issuenumberfive/takaful/

6. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы: автореф. … док. экон. наук. - М., 2009. - С 50.

Просмотров работы: 1794