Под учебной мотивацией подразумевается процесс, который направлен на выполнение учебной деятельности. Мотивация играет важную роль в обучении младших школьников, в этом возрасте для учащихся очень важен авторитет учителя, взаимоотношение их с учителем, а так же похвала и оценивание учителем его деятельности. Повышение мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и важных проблем современной школы. Ее значимость обусловлена обновлением, модернизацией содержания обучения, постановкой задач формирования, повышения у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществление в единстве нравственного, эстетического, культурного, патриотического, трудового воспитания школьников. Все меры направлены на стимулирование, выработку интереса у школьников к процессу обучения. Но как показывает практика, проблема повышения мотивации учения у школьников остается, к сожалению, еще не решенной.
У многих детей в младшем школьном возрасте, к сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Поэтому необходимо с первых лет обучения позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Конечно, успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника.
Как известно, для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Уровень достижений, приобретенный каждым ребенком на данном возрастном этапе, весьма важен. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания (пусть и через значительные трудности), не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо больше душевных и интеллектуальных затрат. К компонентам учебной деятельности относится: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль и оценка.
Мотивы учения младших школьников обуславливают успешность школьного обучения. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успехов, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотивация избегания не успеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.
Для формирования и развития полноценной мотивации к учебной деятельности младших школьников важно обеспечить следующие условия:
- обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
- утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным;
- удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
- организовать интересное общение детей между собой;
- обогащать мышление чувствами;
- развивать любознательность;
- формировать активную самооценку своих возможностей;
- утверждать стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;
- использовать эффективную поддержку детских интересов;
- воспитывать ответственное описание к учебному труду.
Основными факторами, влияющими на формирование и развитие положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
- содержание учебного материала;
- организации учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности.
Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителей, из учебной литературы и т.к. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давал учебный материал, нужно учитывать имеющийся у школьников данного возраста потребности.
Организация учебной деятельности. Исследователи отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержащим.
Рефлексивно - оценочный этап связи с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
Коллективная (групповая) форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись абстракции со стороны товарищи. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание приводит к тому, что получении хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала , выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
На формирование мотивов успешного учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя - различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстрипсивную) мотивацию учения, мотив «избежания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интрисивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует инрисивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию умения и формирует мотив «надежды на успех».
Как известно, мотивация представляет собой совокупность сил, побуждающих человека (ребенка) к деятельности. В учебной деятельности также как и в любой другой мотивы являются залогом успешности ее выполнения.
Игровые мотивы обеспечивают участие ребенка в тех аспектах учебной деятельности, которые являются игровыми по своей форме.
Социальные мотивы позволяют ребенку быть включенным в различные виды социальной активности (в том числе во внеклассную работу). Узкие социальные мотивы заставляют хорошо учиться ради самой отметки; в этом случае знания усваиваются, как правило, непрочно. Широкие социальные мотивы (например, чувство долга) также могут создать довольно основательную базу для приобретения знаний, но удовлетворения от учебной деятельности в подобной ситуации ребенок может не получить.
Учебно-познавательные мотивы делают привлекательной саму учебную деятельность, выражая стремление ребенка овладевать знаниями, умениями, навыками с целью их дальнейшего применения в практике.
Все мотивы можно также разделить на декларируемые и действенные. К положительным результатам учебной деятельности декларируемые (то есть называемые, демонстрируемые) мотивы привести не могут. Для того чтобы ребенок хорошо учился (то есть получал высокие отметки, в реальности соответствующие его глубоким и прочным знаниям) необходимы действенные мотивы.
Анализ вышесказанного позволяет утверждать, что к высоким показателям эффективности учебной деятельности ребенка приводят действенные учебно-познавательные мотивы. Кроме этого, немаловажную роль играет сам процесс организации обучения. При этом важно устранять дидактические причины неуспеваемости, формировать мотивы учения исходя из личностных потребностей учащихся, расположить внимание учащихся к рассматриваемому вопросу и т.д.
Список литературы1. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь. – С. 16-22.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2012. – 287с.
3. Матюхина М.В. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 285с.
4. Шагивалеева Г.Р., Хазиева С.Ф. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 6-1. – С. 104-105.
5. Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 25-29.