В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости.
Согласно теории Л.С. Выготского, кризис имеет большое значение и рассматривается как закон детского развития. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
В своих работах Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:
Первый — это негативизм. Выражает не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Второй симптом — упрямство, которое явно отличается от настойчивости. Если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но, когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.
Третий симптом этого возраста — строптивость ребенка. Он выступает центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична.
Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
Остальные три симптома редко проявляются и имеют второстепенное значение. Первый из них - бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними. Другой симптом - обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. А также, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; все члены семьи должны удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и т. д. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.
Все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. Ребенок психологически отделяется от родственников, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.
В ходе наблюдений за детьми 3-летнего возраста отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого).
Для диагностики проявлений кризиса трех лет у детей раннего возраста актуальны разработки Т.В. Гуськовой. По мнению автора, важно анализировать наблюдение за поведением детей в деятельности общения со сверстниками и взрослыми. Наблюдение включает три группы симптомов, которые проявляются в поведении ребенка находящегося в кризисе раннего возраста.
Первая группа включает особенно значимые симптомы, встречающиеся часто и у большинства детей. В этой группе большинство симптомов относятся самостоятельной деятельности ребенка. Они отражают становление нового отношения малыша к ней — ее замыслу, способам достижения намеченного и результатам, а также переживание ребенком себя в связи с ее достижением. Вторая группа характеризуется симптомами, которые встречаются не столь часто в детском поведении, но достаточно распространены. С симптомами первой группы перекликаются два симптома. Острая потребность в оценке взрослого может быть рассмотрена как дополнительная к симптомам острой аффективной реакции на критику и острого переживания успеха в деятельности; своеволие к симптому негативизма, ибо и в том и в другом случае ребенок противостоит взрослому. В третью группу входят такие симптомы, которые встречаются редко. Кроме этого класса симптомов в выделенную группу вошли такие, в которых ярко представлены особенности взаимоотношения ребенка с взрослыми причем, эти взаимоотношения действенно не опосредствуются детским воображением. Симптом намеренной амбивалентности характеризует «утерю непосредственности» в отношении к окружающим.
Коррекция кризиса трех лет у детей на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем, так как этот период является наиболее сложным в дошкольном детстве.
Большое внимание должно уделяться основным негативным проявлениям данного кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, бунт. Данные симптомы возникают на фоне новообразования: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми. Именно на коррекцию данных проявлений положительное влияние оказывает психогимнастика.
Пример психогимнастического занятия с детьми раннего возраста.
1.Вводная часть:
снятие напряжения,
создание игровой ситуации
Дети заходят и ведущий предлагает поиграть в игру.
«Сова»
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит, В. это время дети начинают бегать и. прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».
2.Основная часть
Первая фаза:
мимика, пантомимика
«Это я! Это мое!» (Этюд на выразительность жеста)
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: 4 ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п. Мальчик отвечает жестом.
Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Моё, принадлежит мне!
«До свидания!» (Этюд на выразительность жеста)
От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
Вторая фаза:
выражение отдельных качеств
характера и эмоций
«Кузнечик» (Этюд на внимание, интерес, сосредоточение)
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Звучит музыка Ан. Александрова «Кузнечик».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.
5) «Минутка шалости»
Дети отдыхают под музыку. Дети в пределах зала, где проходит занятие, могут делать все, что хотят. Ведущий не вмешивается в общение детей между собой.
Третья фаза:
коррекция настроения
и отдельных черт характера
«Жадный пес»
Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам —
Гам-гам-гам!
Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.
7) Беседа «Кого называют жадным?»
Педагог раскрывает такие вопросы как: «Как ведет себя жадный человек?», «Почему плохо быть жадным?»
8) Модель желательного поведения в этюде «Жадный пес»
Дети имитируют противоположные, положительные действия.
Четвертая фаза:
психомышечная тренировка
9) Шалтай-болтай (расслабление мышц)
Шалтай-болтай
Сидел на стене.
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
(Перевод С. Маршака)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
Таким образом, психогимнастика выступает одним из направлений работы по снижению негативных реакций у ребенка в ходе кризиса трех лет.