ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. С одной стороны, подросток дистанцируется и отчуждается от взрослых. Он стремится противопоставить себя взрослому, выделить свою позицию и права как у независимой личности, только для ребенка-подростка взрослый важен и нужен, но идет протест против требований послушания и опеки.

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным.

Подростковый возраст - период серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.

У подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях – конструктивное, но с учетомвозрастных различий (в преобладающих поведенческих типах) с возрастом происходит снижениеповеденческих реакций защитного типа и увеличение конструктивного.

Защитное поведение подростков характеризуется пассивностью и неосознанностью поведения. Способы преодоления данного типа насыщены эмоционально, часто близки по своей силе к аффекту. Подростки часто признаются, что в такие моменты не владеют собой, они совершают поступки, о которых впоследствии приходится сожалеть.

В ситуативных способах преодоления выделяют неосознаваемое, активное (восстанавливающее) поведение или осознаваемое, пассивное (нормативное) поведение.

Восстанавливающее поведение направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией. Как правило, избыточное эмоциональное напряжение, или аффективное состояние становится препятствием, в такой ситуации возникает необходимость ее устранения.

Диагностика особенностей поведения подростков в конфликтной ситуации проводилось на базе МБОУ – гимназия №4 г. Тулы. В исследовании принимали участие учащиеся 6 «А» класса – 22 человека и 6 «Б» класса - 24 человека.

Для изучения особенностей поведения подростков в конфликтной ситуации были использованы следующие методики:

1. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев).

2. Диагностика принятия других (по шкале Фейя).

3. Диагностика способностей к эмпатии (А.Мехрабиан, Н.Эпштейн).

Результаты диагностики по методике ««Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)»представлены на рисунке 1.

В результате проведения диагностики 6 «А» по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» было выявлено, что у испытуемых подростков (12 девочек и 10 мальчиков)суммарный показатель позитивной агрессивности колеблется от 3 до 11 баллов (max сумма баллов может составлять 30);

суммарный показатель негативной агрессивности колеблется от 2 до 12 баллов(max сумма баллов может составлять 20);

обобщенный показатель конфликтности колеблется от 11 до 26 баллов(max сумма баллов может составлять 40).

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показывает у современных подростков:maxпоказатель позитивной агрессивности 37 %;max показатель негативной агрессивности 62,5%;maxпоказатель конфликтности 66.6%

В результате проведения диагностики 6 «Б» по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» было выявлено, что у испытуемых подростков (16 девочек и 8 мальчиков)суммарный показатель позитивной агрессивности колеблется от 1 до 14 баллов (max сумма баллов может составлять 30);

суммарный показатель негативной агрессивности колеблется от 0 до 13 баллов(max сумма баллов может составлять 20);

обобщенный показатель конфликтности колеблется от 14 до 31 балла(max сумма баллов может составлять 40)

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показывает у современных подростков:maxпоказатель позитивной агрессивности 47,6 %;max показатель негативной агрессивности 65,4 %;maxпоказатель конфликтности 77%.

Результаты диагностики принятия других (по шкале Фейя) представлены на рисунке 2.

В результате проведения диагностики 6 «А» по методике принятия других (по шкале Фейя) у испытуемых подростков (12 девочек и 10 мальчиков)выявленсредний показатель принятия других с тенденцией к высокому – 6 чел. (2 девочки, 4 мальчика); средний показатель принятия других с тенденцией к низкому - 16 чел. (10 девочек, 6 мальчиков); - низкий показатель принятия других - 0 чел.

В результате проведения диагностики 6 «Б» по методике принятия других (по шкале Фейя) у испытуемых подростков (16 девочек и 8 мальчиков)выявлен средний показатель принятия других с тенденцией к высокому – 8 чел. (6 девочек, 2 мальчика); средний показатель принятия других с тенденцией к низкому - 16 чел. (10 девочек, 6 мальчиков); низкий показатель принятия других - 0 чел.

Результаты диагностика способностей к эмпатии (А.Мехрабиан, Н.Эпштейн) представлены на рисунке 3.

В результате проведения диагностики 6 «А» с целью выявления способностей к эмпатии(А.Мехрабиан, Н.Эпштейн) у испытуемых подростков (12 девочек и 10 мальчиков) выявлен: средний уровень эмпатических тенденций- 12 чел. (4 девочка, 8 мальчик); низкий уровень эмпатических тенденций - 9 чел. (7 девочка, 2 мальчик); очень низкийуровень эмпатических тенденций - 1 чел. (девочка)

В результате проведения диагностики 6 «Б»(А.Мехрабиан, Н.Эпштейн) у испытуемых подростков (16 девочек и 8 мальчиков)выявлен:

высокий уровень эмпатических тенденций - 1 чел.(мальчик); средний уровень эмпатических тенденций-7чел. (4 девочка, 3 мальчика); низкий уровень эмпатических тенденций - 13 чел. (9 девочка, 4мальчика); очень низкий уровень эмпатических тенденций - 3 чел. (3 девочки).

В результате проведения вышеуказанных диагностик, можно говорить о наличие у современных подростов достаточно высокой негативной агрессивности и конфликтности. Средний показатель принятия других склоняется к низкому, равно как и уровень эмпатии.

Просмотров работы: 3241