ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конфликт как социально-психологический феномен является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. В современных условиях конфликт невозможно урегулировать, имея только жизненный опыт и здравый смысл. Эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения. В современном мире конструктивное разрешение конфликтов актуально для формирования успешного межличностного взаимодействия. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

«Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают следующее определение «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

Конструктивное разрешение конфликтов является источником развития личности человека, способствующий обогащению внутреннего мира человека и его социального опыта.

Конструктивное протекание конфликтов в меньшей степени осложнено негативными эмоциональными компонентами.

Подростковый период, период созревания характеризуется бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности, эти факторы вызывают у подростков трудности во взаимоотношении с взрослыми и сверстниками.

Буллинг среди школьников подросткового возраста представляет собой социально-психолого-педагогическое явление. Профилактика буллинга в школе реализуется на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, социальном.

Одно из направлений профилактики буллинга - формирование навыков конструктивного решения конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликтов является источником развития личности человека, способствующий обогащению внутреннего мира человека и его социального опыта. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Современная жизнь невозможна без конфликтов, но конфликт может развиваться и без взаимной враждебности участников или их разрушительных действий. Это как раз и дает основания надеяться на возможности конструктивного управления конфликтами. Поэтому детей следует научить разрешать конфликтные ситуации без проявления агрессии и насилия к окружающим. Только конструктивный диалог может помочь принять наиболее правильное решение при выходе из конфликтной ситуации, помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения.

Подход к конструктивному преодолению конфликта состоит в том, чтобы взглянуть на конфликтную ситуацию, как на задачу, которая должна быть решена, на начальном этапе необходимо определить причину конфликта, а затем применить необходимую технику решения конфликтных ситуаций.

Профилактика буллинга реализуемая среди школьников подросткового возраста, осуществляется за счет выстраивания отношений в группе на основе взаимопомощи, объединение подростков в ходе совместной личностно и коллективно значимой деятельности, снятию противоречий.

Исследование по формированию навыков конструктивного решения конфликтов в подростковом возрасте как одно из направлений профилактики буллинга проводилось нами на базе школы №40 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 8 класса, количество- 27 человек.

Для изучения особенностей навыков конструктивного решения конфликтов в подростковом возрасте как одного из направлений профилактики буллинга нами были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» разработанная Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым; методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика «Поведение в конфликте» К. Томаса; методика «Уровень агрессивности Басса-Дарки; экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» разработанной Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым представлены на рисунке 1.

Рис.1. Результаты диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» разработанной Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым

В результате проведения данной методики мне удалось выявить, что такая черта такая черта личности, как вспыльчивость свойственна 4 подросткам; такая черта личности как напористость свойственна 12 подросткам; такая черта личности как обидчивость свойственна 1 подростку; такая черта личности как неуступчивость свойственна 1 подростку; такая черта личности как бескомпромиссность свойственна 14 подросткам; такая черта личности как мстительность свойственна 2 подросткам; такая черта личности как нетерпимость к мнению других свойственна 1 подростку; такая черта личности как подозрительность свойственна 2 подросткам.

Результаты диагностики по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна представлены на рисунке 2.

Рис.2. Результаты диагностики по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

Полученные результаты выстраиваются следующим образом: у 3 испытуемых подростков наблюдается очень высокий эмоционального отклика. У 14 испытуемых наблюдается высокий уровень эмоционального отклика. И у 10 испытуемых подростков наблюдается нормальный уровень эмоционального отклика.

Результаты диагностики по методике «Поведение в конфликте» К. Томаса представлены на рисунке 3.

Рис.3. Результаты диагностики по методике «Поведение в конфликте» К. Томаса.

По результатам психодиагностического исследования учащихся восьмого класса по проблеме поведения в конфликтной ситуации, проведённого с помощью теста Томаса удалось выявить, что такой стиль поведения как соперничество свойственен 5 подросткам; такой стиль поведения как сотрудничество свойственен 2 подросткам; такой стиль поведения как компромисс свойственен 4 подросткам; такой стиль поведения как избегание свойственен 6 подросткам; такой стиль поведения как приспособление свойственен 10 подросткам.

Результаты диагностики по методике «Уровень агрессивности Басса-Дарки» представлены на рисунке 4.

Рис.4. Результаты диагностики по методике «Уровень агрессивности Басса-Дарки».

В результате проведения данной методики, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков индекс агрессивности значительно выше, чем индекс враждебности. Это говорит о том, что учащиеся средней школы подсознательно не настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и др. окружению.

Результаты диагностики по методике экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова представлены на рисунке 5.

Рис.5. Результаты диагностики по методике экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова.

В результате проведения данной методики, было выявлено, что у 2 подростков наблюдается высокий уровень толерантности. У 24 испытуемых наблюдается средний уровень толерантности. И у 1 испытуемого подростка наблюдается низкий уровень толерантности.

Результаты диагностики по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко представлены на рисунке 6.

Рис.6. Результаты диагностики по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

В результате проведения данной методики, было выявлено, что у 9 подростков наблюдается очень низкий уровень эмпатических способностей. У 10 испытуемых наблюдается заниженный уровень эмпатических способностей. У 8 испытуемых подростков наблюдается средний уровень эмпатических способностей. Высокий уровень эмпатических способностей не наблюдается ни у одного опрошенного подростка.

Подводя итог проведенного психодиагностического исследования, можно сделать вывод о том, что у современных подростков наблюдается агрессивное поведение, при этом вспышки агрессии вызываются различными сопутствующими факторами в той или иной сложившейся ситуации. В конфликтной ситуации большинство подростков выбирают такой тип поведения как приспособление - отсутствие стремление достичь поставленной цели. Большинству подростков свойственен высокий и средний уровень эмпатических способностей; такие подростки в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

5

Просмотров работы: 2004