В настоящее время в России одновременно применяются следующие подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных учреждениях I-VIII видов. Интегрированное обучение детей в специальных классах в общеобразовательных учреждениях. Именно поэтому в современных условиях данная проблема очень актуальна.
Самое важное жизненное пространство ребёнка - это школа. В ней маленький человек в первую очередь становится полноправным членом общества, познаёт его законы и правила жизнедеятельности, и лишь во вторую получает знания о мире. Именно в школе у ребёнка появляются друзья, которые останутся его друзьями даже во взрослой жизни. Именно в школе он познаёт все законы жизни большого социума. Школа - это маленькая копия взрослого мира, где у каждого есть своя, только ему принадлежащая роль.
Специализированное образование, неся в себе огромный положительный заряд реабилитации, лишило современное общество самого главного - возможности понять друг друга, прочувствовать мир другого непохожего на тебя человека. Ограничивая общение детей с патологией развития детьми с такими же проблемами, мы создали «искусственный» мир, который впоследствии стал миром «реальным». Так закрепилось отторжение «инвалидности» так называемым «здоровым» социумом, и невозможность человека с особенностями в развитии найти своё уникальное место в современном социуме.
Определённый современными реформами образования принцип включения детей с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство реализуется сегодня в нашем государстве через совершенно новый для нашего общества инклюзивный подход. Сам термин - инклюзия - несёт под собой идеи экстраполяции западных традиций, которые реализуются в заимствовании практики обучения детей с нарушениями развития из зарубежных методик. Последние тенденции общественного мнения выражают неприятие социумом экстраполяции зарубежного опыта, в таком же положении оказалась и идея инклюзии.
Тенденции зарубежных стран, особенно стран «цивилизованных», уже достаточно давно направлены на включение людей с нарушениями развития в социальную жизнь. Одним из серьёзных сдвигов в данном направлении является поворот общества в сторону инклюзивного образования. Данная политика уже дала свои положительные результаты. Многими педагогами, психологами, мыслителями, знакомыми с общественной жизнью США, отмечается социальная включенность инвалидов во все аспекты жизнедеятельности данного государства. Люди с нарушенным развитием в США ведут активную социальную жизнь, имеют государственную и общественную поддержку. Среди людей с нарушенным развитием, можно встретить известных артистов.
Инклюзивное образование, как новая форма обучения детей с разными образовательными потребностями, «по своей сути противодействующее дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств», лежит в плоскости реализации компетентностного подхода к образованию, где «смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности в различных предметных областях, а в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и социальный опыт учащихся». Данная деятельностная константа инклюзивного образования предоставляет разнообразные возможности для социальной реализации детей с разными образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современное российское инклюзивное образование, так же, как и специальное, является результатом переноса принципов включения детей с ОВЗ в единое образовательное пространство из зарубежной практики обучения. Представляя собой опыт насаждения социокультурных принципов без становления эволюционно-нравственной основы в отечественном обществе, данная концепция обнаруживает ещё одну проблему - отсутствие единой методологической основы отечественного инклюзивного образования.
Несомненно, это стимулирует современную педагогическую мысль к изучению проблем инклюзии в различных ракурсах, в том числе с точки зрения философии, социологии, этики, психологии и педагогики. Только компетентно выстроенная система, основой которой станут лучшие наработки отечественной педагогики и грамотно отобранные методы и принципы работы зарубежных коллег, сможет стать отечественно-ориентированной опорой для воспитания культуры инклюзии в российском обществе.
Таким образом, в России существует своя, отечественная система обучения детей с патологией в развитии в массовом образовательном пространстве. Но, данная система, направлена на коррекцию нарушений детей с ОВЗ, на «доведение их до нормы» с последующим приспособлением ребёнка к системе общего образования. Инклюзивный подход, в отличие от интегрированного, предполагает включение детей с разными патологиями в единый образовательный процесс, вне зависимости от их первоначальной коррекции, с приспособлением самой системы образования под нужды каждого ребёнка. В этом их основное значимое отличие. Социальное включение, социальная реабилитация становятся первопричиной инклюзивного образования. Следовательно, коррекция нарушений отходит на второй план, хотя и не теряет своей актуализации в становлении личности ребёнка с ОВЗ. Основой инклюзивного образования становится концепция равноправия, независимо от «особливости» человека, в том числе и в ракурсе нарушений в развитии.
Интегрированное обучение - это обучение и воспитание детей с различными дефектами физического и умственного развития в учреждениях системы общего образования вместе с нормально развивающимися детьми при наличии индивидуальных средств коррекции дефекта т. е. совместное обучение детей разных категорий здоровья в одном классе.
Существует достаточно большое количество подходов к определению как самого понятия «межличностные отношения», так и к определению структуры данного явления и факторов, влияющих на него, а также и к роли межличностных отношений и их влиянию на положение ребенка в коллективе. Сущность данного метода заключается в том, что человек ставится в ситуацию выбора членов группы по разным критериям, и на основе этих выборов делаются выводы о том, какое место занимает человек в системе межличностных отношений данной группы. Согласно такому подходу, под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Однако мы можем наблюдать, что именно в подростковом возрасте происходит переоценка ценностей, которая проявляется в том, с какой позиции ребенок начинает оценивать окружающих.
Таким образом, проблема межличностных отношений является актуальной, а формирование адекватных взаимоотношений между подростками в ученическом коллективе приобретает большое значение в работе педагогов-предметников и классных руководителей, поэтому необходим поиск таких путей, которые приведут к налаживанию взаимодействия между детьми.
Исследование подготовки здоровых школьников к принятию детей с особыми образовательными потребностями как одно из направлений предупреждения школьного насилия проводилось на базе школы №21 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 8 «Б» класса, количество- 16 человек.
Для изучения подготовки здоровых школьников к принятию детей с особыми образовательными потребностями как одно из направлений предупреждения школьного насилия нами были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Принятие других (по шкале Фейя)», методика конфликтности и агрессивности человека, диагностика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
Анализ результатов диагностической программы исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Большинство подростков имеет низкий (45%) и очень низкий (35%) уровень развития коммуникативных умений. Для детей с низким уровнем развития коммуникативных умений характерно критическое отношение к высказываниям собеседника, склонность к притворству, стремление монополизировать разговор; они часто заостряют внимание на манере разговора, ищут скрытый смысл сказанного. У подростков с низким уровнем развития коммуникативных умений практически отсутствует умение установить дружескую атмосферу в разговоре, умение понять проблемы собеседника, выслушать, не перебивая его
2. Большинство испытуемых имеет низкий (45%) и средний (40%) уровень развития коммуникативной толерантности. Для них характерно неприятие индивидуальности другого человека, категоричности в оценках других, неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, стремление подогнать партнера под себя, неумение приспосабливаться к привычкам и желаниям других.
3. Большинство подростков имеет высокий уровень развития негативной агрессивности (55% испытуемых) и конфликтности (75% испытуемых). Для таких подростков характерна враждебность и жестокость по отношению к окружающим, нетерпимость к мнению других, мстительность, вспыльчивость, обидчивость и подозрительность; агрессивность может доходить до асоциального поведения.
4. Большинство респондентов имеет средний уровень развития коммуникабельности. Он присущ 40% подростков. Такие дети любознательны, они охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, на встречу с новыми людьми идут без неприятных переживаний. В то же время не любят шумных компаний: экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение
5. Большинство подростков имеет средний (50% испытуемых) уровень развития способности к эмпатии. Для них характерны эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. В то время как у 40 % испытуемых низкий уровень развития способности к эмпатии. Для них характерно отсутствие чуткости и отзывчивости на переживания других людей. Такие подростки сдержанны и невозмутимы во многих ситуациях.
6. Большинство испытуемых имеет низкий (40%) и средний (40%) показатель принятия других. Такие подростки проявляют малый интерес к личности другого, отсутствие уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии.
Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей инвалидов мы считаем возможным организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:
1. Просветительский блок:
а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;
б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;
2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
б) развитие толерантности, формирование позиции принятия Другого.
В рамках данного блока мы придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.