В самом общем виде под школьной адаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социопсихологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным для первоклассников по ряду причин.
Во-первых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. У дошкольников ведущая деятельность – игровая, у младших школьников – учебная.
Во-вторых, ситуация школьного обучения требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе.
Поступление в школу требует определённого уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:
1. Показатель интеллектуального развития – несёт в себе информацию, об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребёнка.
2. Показатель эмоционального развития – отражает уровень эмоционально – экспрессивного развития, его личностный рост.
3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.
4. Уровень школьной зрелости ребёнка в дошкольной период.
Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября). Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.
Исследование психологических особенностей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода, было проведено на базе МБОУ «Социалистическая СОШ №18». В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса. Для начала мы решили определить учащихся, испытывающих трудности адаптационного периода. Для этого мы использовали методики: тест Тулуз-Пьерона (диагностика минимальных мозговых дисфункций), тест Цветных прогрессивных матриц Равена, методика «Изучение интеллектуальной готовности школе».
Исследование показало, что у 10 учащихся период адаптации осложнен. Для исследования их психологических особенностей мы использовали следующий пакет диагностических методик: оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.), методика «Образец и правило» (разработана А. Л. Венгером), методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, методика «Лесенка» (самооценка), Методика «Диаграмма : «Хорошее- плохое»
Результаты диагностики по методике Лускановой Н.Г представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике Н.Г. Лускановой
Количество исследуемых детей в % |
Уровень самооценки |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
60 |
30 |
10 |
Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет утверждать, что для большинства детей характерен низкий уровень мотивации (60%). Для таких детей характерно негативное отношение к школе.
30% учащихся показали средний уровень мотивации. Для испытуемых данной категории характерно положительное отношение к школе, но школа привлекает детей лишь внешней стороной.
10% детей показали высокий уровень школьной мотивации. У испытуемых данной категории сформировано отношение к себе как к школьникам, высокая учебная активность.
Результаты диагностики по методике, разработанной А. Л. Венгером, «Образец и правило» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики по методике, разработанной А. Л. Венгером, «Образец и правило»
Количество исследуемых детей в % |
Уровень развития наглядно-образного мышления |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
50 |
40 |
10 |
Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет утверждать, что у большинства детей (50%) уровень развития наглядно-образного мышления низкий. Они допустили очень много ошибок в заданиях.
40% детей показали средний уровень развития наглядно-образного мышления, у них было немного ошибок в выполненных заданиях.
И только у 1 ребенка не было ни одной ошибки, уровень развития наглядно-образного мышления высокий.
Результаты диагностики по методике «Графический диктант Д.Б.Эльконина» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Графический диктант Д.Б.Эльконина»
Количество исследуемых детей в % |
Уровень ориентации в пространстве |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
50 |
30 |
20 |
Анализ результатов, представленных в таблице 3, позволяют утверждать, что у большинства детей (50%) уровень ориентации в пространстве низкий.
У 30% - средний уровень. И лишь у 20% детей высокий уровень ориентации в пространстве.
Результаты диагностики по методике «Лесенка» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике «Лесенка
Количество исследуемых детей в % |
Уровень самооценки |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
30 |
60 |
10 |
Анализ результатов, представленных в таблице 4, позволяет утверждать, что у большинства детей (60%) средний (положительный) уровень самооценки. У испытуемых данной категории сформирована положительная самооценка, что помогает адаптироваться к школе.
Для 10% учащихся а высокая самооценка, что способствует появлению легкой формы дезадаптации.
У 30% детей заниженная самооценка, что также мешает детям адаптироваться к условиям школьной жизни.
Результаты диагностики по методике «Диаграмма: «Хорошее - плохое» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты диагностики по методике «Диаграмма: «Хорошее - плохое»
Количество исследуемых детей в % |
Уровень эмоционального благополучия |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
10 |
60 |
30 |
Анализ результатов, представленных в таблице 5, позволяет утверждать, что для большинства детей характерен средний уровень эмоционального благополучия, что способствует адаптации к школе.
Для 30% учащихся характерен высокий уровень эмоционального благополучия, период адаптации осложнен, т.к. ребенок совсем не видит «плохого».
У 10% детей уровень эмоционального благополучия низкий, период адаптации также осложнен, т.к. ребенок видит очень много «плохого».
Данные выводы позволяют утверждать, что для большинства исследуемых детей, испытывающих трудности адаптационного периода характерны: низкий уровень мотивации; низкий уровень развития наглядно-образного мышления; низкий уровень ориентации в пространстве; средний уровень самооценки; средний уровень эмоционального благополучия.