ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поступление в школу – новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы, ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию, позицию школьника. Учитывая, что младший школьный возраст знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), ребёнок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне адаптации к новой роли – школьника.

В самом общем виде под школьной адаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социопсихологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным для первоклассников по ряду причин.

Во-первых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. У дошкольников ведущая деятельность – игровая, у младших школьников – учебная.

Во-вторых, ситуация школьного обучения требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе.

Поступление в школу требует определённого уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

1. Показатель интеллектуального развития – несёт в себе информацию, об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребёнка.

2. Показатель эмоционального развития – отражает уровень эмоционально – экспрессивного развития, его личностный рост.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

4. Уровень школьной зрелости ребёнка в дошкольной период.

Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября). Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Исследование психологических особенностей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода, было проведено на базе МБОУ «Социалистическая СОШ №18». В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса. Для начала мы решили определить учащихся, испытывающих трудности адаптационного периода. Для этого мы использовали методики: тест Тулуз-Пьерона (диагностика минимальных мозговых дисфункций), тест Цветных прогрессивных матриц Равена, методика «Изучение интеллектуальной готовности школе».

Исследование показало, что у 10 учащихся период адаптации осложнен. Для исследования их психологических особенностей мы использовали следующий пакет диагностических методик: оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.), методика «Образец и правило» (разработана А. Л. Венгером), методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, методика «Лесенка» (самооценка), Методика «Диаграмма : «Хорошее- плохое»

Результаты диагностики по методике Лускановой Н.Г представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике Н.Г. Лускановой

Количество исследуемых детей в %

Уровень самооценки

Низкий

Средний

Высокий

60

30

10

Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет утверждать, что для большинства детей характерен низкий уровень мотивации (60%). Для таких детей характерно негативное отношение к школе.

30% учащихся показали средний уровень мотивации. Для испытуемых данной категории характерно положительное отношение к школе, но школа привлекает детей лишь внешней стороной.

10% детей показали высокий уровень школьной мотивации. У испытуемых данной категории сформировано отношение к себе как к школьникам, высокая учебная активность.

Результаты диагностики по методике, разработанной А. Л. Венгером, «Образец и правило» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике, разработанной А. Л. Венгером, «Образец и правило»

Количество исследуемых детей в %

Уровень развития наглядно-образного мышления

Низкий

Средний

Высокий

50

40

10

Анализ результатов, представленных в таблице 2, позволяет утверждать, что у большинства детей (50%) уровень развития наглядно-образного мышления низкий. Они допустили очень много ошибок в заданиях.

40% детей показали средний уровень развития наглядно-образного мышления, у них было немного ошибок в выполненных заданиях.

И только у 1 ребенка не было ни одной ошибки, уровень развития наглядно-образного мышления высокий.

Результаты диагностики по методике «Графический диктант Д.Б.Эльконина» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике «Графический диктант Д.Б.Эльконина»

Количество исследуемых детей в %

Уровень ориентации в пространстве

Низкий

Средний

Высокий

50

30

20

Анализ результатов, представленных в таблице 3, позволяют утверждать, что у большинства детей (50%) уровень ориентации в пространстве низкий.

У 30% - средний уровень. И лишь у 20% детей высокий уровень ориентации в пространстве.

Результаты диагностики по методике «Лесенка» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики по методике «Лесенка

Количество исследуемых детей в %

Уровень самооценки

Низкий

Средний

Высокий

30

60

10

Анализ результатов, представленных в таблице 4, позволяет утверждать, что у большинства детей (60%) средний (положительный) уровень самооценки. У испытуемых данной категории сформирована положительная самооценка, что помогает адаптироваться к школе.

Для 10% учащихся а высокая самооценка, что способствует появлению легкой формы дезадаптации.

У 30% детей заниженная самооценка, что также мешает детям адаптироваться к условиям школьной жизни.

Результаты диагностики по методике «Диаграмма: «Хорошее - плохое» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики по методике «Диаграмма: «Хорошее - плохое»

Количество исследуемых детей в %

Уровень эмоционального благополучия

Низкий

Средний

Высокий

10

60

30

Анализ результатов, представленных в таблице 5, позволяет утверждать, что для большинства детей характерен средний уровень эмоционального благополучия, что способствует адаптации к школе.

Для 30% учащихся характерен высокий уровень эмоционального благополучия, период адаптации осложнен, т.к. ребенок совсем не видит «плохого».

У 10% детей уровень эмоционального благополучия низкий, период адаптации также осложнен, т.к. ребенок видит очень много «плохого».

Данные выводы позволяют утверждать, что для большинства исследуемых детей, испытывающих трудности адаптационного периода характерны: низкий уровень мотивации; низкий уровень развития наглядно-образного мышления; низкий уровень ориентации в пространстве; средний уровень самооценки; средний уровень эмоционального благополучия.

Просмотров работы: 3275