Как предмет психологического исследования проблема поведение в трудных жизненных ситуациях оформилась сравнительно недавно. В зарубежной психологии в конце XX века возникает направление, занимающееся проблемой «копинга» (англ. термин - «coping» - справляться, преодолевать, совладать; нем. - «Bewaltigung» - переработка нагрузок) личности с трудными жизненными ситуациями, т.е. выяснением того, как, каким образом человек ведет себя в трудных жизненных ситуациях различного рода и свойства.
Несколько позже (начало 90-х годов XX века) совладающее поведение становится предметом исследования и отечественной психологии.
В отечественной науке проблема трудных жизненных ситуаций, представлена в работах Дементий Л.И., Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. и др). В качестве ресурсов отечественными исследователями рассматриваются когнитивные способности (Бодров В.А.), личностные черты, социальные группы, к которым принадлежит личность, и отношения в них (Гущина Т.В., Куфтяк Е.В., Петрова Е.А. и др.).
Наиболее известным отечественным исследователем проблемы трудных жизненных ситуаций признан в настоящее время Ф. Е. Василюк. Критическая ситуация, по его мнению, в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Ф. Е. Василюк в своей работе исходит из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.
В настоящее время уже сложились научные направления и школы: Костромская школа психологов во главе с Т.Л.Крюковой сосредоточила свое внимание на изучении совладающего поведения в разные периоды жизни личности в семейной и учебной сферах (Н.О. Белорукова, М.С. Голубева, Е.В. Куфтяк, О.Б. Подобина, М.В. Сапоровская); изучение стратегий совладания в сфере клинической и медицинской психологии (Н.А. Сирота, В.А. Ташлыков, Е.И. Чехлатый, В.А. Ялтонский); анализ совладающего поведения отдельных профессиональных и возрастных групп населения (Е.С. Балабанова, Р.М. Грановская, С.В. Гриднева, Е.Е. Данилова, К.И Корнев, Г.С. Корытова, Е.Б. Лунина, И.В. Михайлычева, И.М. Никольская, Л.Е. Петрова, И.П. Стрельцова); большое количество исследований посвящено личностным детерминантам совладающего поведения (Л.И. Дементий, М.С. Замышляева, Т.Л. Крюкова, Д.А. Леонтьев, А.Ю. Маленова, К. Муздыбаев, С.В. Гриднева, А.И. Тащѐва, М.А. Холодная, S. Maddi, D. Khoshaba, C. Carver, J. Schaefer).
Современными исследователями проблемы поведения в трудных жизненных ситуациях доказано, что свойства личности и социальные признаки могут способствовать как усилению, так и ослаблению реакции человека на субъективно значимые трудные жизненные ситуации. (Т.Н. Holmes, R.H.Rahe, , R.S.Lazarus, S.M.Miller, D.S.Brody, , C.A. Пацерняк, С.А.Кулаков). Учеными, работающими в данной области, среди индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность адаптации к трудным жизненным ситуациям выделяются такие как активность, интенсивность реакций на изменения в окружающей среде, способность приспособления к новому и др.( A.M. Вейн и др.,1988, B.C. Ротенберг и др.).
Сегодня можно говорить о сложившемся интегративно личностно-ситуационном подходе, согласно которому на выбор копинг-усилий оказывают влияние как личностные, так и ситуационные факторы (R. H. Moss, J. A. Schaefer и др.). Некоторые авторы кроме личности субъекта и реальной ситуации выделяют в качестве еще одного фактора социальную поддержку (D. Terry; H. Weber, ).
На формирование жизненной стратегии в немалой степени влияет жизненная позиция человека, совокупность жизненных целей и задач. Если эти задачи предельно примитивны, жизненный кругозор человека узок, нет жизненных перспектив, необходимость в стратегии сама по себе отпадает. Если позиция противоречива, неустойчива, стратегию построить трудно.
Избегание проблемных ситуаций в жизни, нежелание "усложнять" себе жизнь чем-то выходящим за рамки повседневного распорядка равносильны отказу от стратегии и организации своей жизни. Стратегия помогает увидеть возможности дальнейшего расширения жизненных перспектив, сохранить и выявить последовательность в реализации жизненной линии. В определении принципов решения жизненных задач и заключается суть стратегии. Умение принимать решения и должно отличать стратега в повседневной жизни.
Осмысливая задачи стратегического характера, человек не стремится поскорее сбросить их с себя, а осуществляет их решение и с учетом предыдущего опыта и с перспективой на будущее. Сами эти задачи решаются не "одноразово", а последовательно и пролонгировано. Стратегический план не есть совокупность жизненных шагов, совершаемых по рецептам на все случаи жизни (женитьба, диссертация, ребенок), а он наполнен индивидуальным, личностным содержанием тем, как личность хочет выразить себя, от чего уберечь, в чем найти.
В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий/
Современными учеными предприняты многочисленные попытки классификации стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Все многообразие и вариативность подходов отечественных и зарубежных исследователей позволяет говорить, что во многом выбор стратегии определяется спецификой ситуации и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования. Практические все подходы исследователей к классификации стратегий реагирования в трудных жизненных ситуациях с разной степенью условности можно дифференцировать на на конструктивные и неконструктивные (разрушающие), При этом, практически все исследователи в качестве наиболее яркого индикатора деструктивности рассматривают «обращение» к агрессивным , насильственным формам и способам реагирования.
Особая актуальность проблемы совладеющего поведения в подростковом возрасте обусловлена рядом обстоятельств, обусловленных прежде всего, спецификой возраста. Сложности подросткового периода, воспринимаемые детьми как «глобальные», требуют сформированности эффективных стратегий совладеющего поведения. И психическое, и физическое самочувствие подростка зависят от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией
Не справляясь с ситуацией, не владея способами конструктивного реагирования в сложной ситуации человек (и ребенок и взрослый) прибегает к одному из самый древних и примитивных способов решения проблем - насилию. Конструктивное поведение в сложных жизненных ситуациях позволит подростку избежать множество проблем и трудностей не только в настоящем, но и в будущей жизни, при выстраивании «взрослых» отношений.