ОПЫТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детское общественное объединение является «школой» социальной активности детей и молодёжи, в которой осуществляется их социальное становление, развитие и социализация. Детские общественные объединения традиционно интегрируют свои усилия для того, чтобы юноши и девушки усваивали социальный опыт, востребованные в жизни умения и навыки, проявляя при этом свои личностные качества и реализуя лидерский потенциал.

Согласно Федеральному закону N 82-ФЗ (от 19.05.1995), 5 статье: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Детские общественные организации можно рассматривать, как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности. Общественное объединение создает условия для развития личностного потенциала детей, подростков и молодёжи.

Возраст членов или участников детских, молодежных общественных объединений установлен от 14 до 30 лет. Именно эти возрастные границы определяют социально-демографическую группу молодёжь.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что развитие лидерского потенциала детей и молодежи способствует становлению у них таких важных качеств личности, как способность принимать ответственные решения в значимых для группы (коллектива) ситуациях, регулировать взаимоотношения в группе, направляя усилия всех на достижение социально-значимой цели организации и др. Анализ научной литературы показал, что основополагающими исследованиями по этой проблеме являются: теории лидерства (К. Бэрд, Л. Первин, О. Джон, Р. Бейлс, Ф. Фидлер); положения о соотношении лидерства и руководства (И.П. Волков, Р.Л. Кричевский, А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, М.В. Удальцов, Л.И. Уманский, А.Л. Уманский); типология лидерства и лидерских качеств личности (А.В. Волохов, Е.В. Горохова, Д. Лори, Т.В. Махина, О.А. Павлова, Дж. Пинен, О.В. Чугунова, А.Г. Шмелев), психолого- педагогические исследования в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Л. А. Лихачев, О. Н. Громова, Г.А. Цукерман, Т.В. Драгуновой). Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы взаимодействия органов сферы молодёжной политики и детских общественных объединений по решению изучаемой проблемы все так же остаются актуальными.

Основными методологическими ориентирами исследования выступают: деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); вариативно-программный подход к деятельности детских общественных объединений (А.В. Волохов); личностно-ориентированный подход (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова); гуманистические концепции воспитания (А.Д. Андреева, М.Р. Битянова, О.С. Газман, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, А.А. Фролов, СТ. Шацкий); концепции групповой активности (Л.И. Уманский), эмоциональных потенциалов коллектива (А.Н. Лутошкин); педагогического стимулирования лидерства (А.Л. Уманский).

На территории Тульской области действует свыше 30 детских и молодежных общественных объединений, в рядах которых насчитывают свыше 2500 активных членов. В рамках их деятельности осуществляется подготовка и проведение массовых мероприятий, социально-значимых акций, участие в конкурсах Всероссийского, регионального, городского значения, продвижение активной молодежи в исполнительную и законодательную власть и т.д.

Детское общественное объединение может помочь подрастающему поколению не только с самоопределением, но и поддержать их в социальном, психологическом и других областях, ускорив процесс социализации личности.

Вышеизложенное позволило определить тему исследования: «Развитие личностного потенциала лидеров детских общественных объединений» и выявить проблему исследования:при каких необходимых и достаточных условиях будет обеспечено эффективное развитие личностного потенциала молодёжи в детском общественном объединении.

Исследование было проведено в детском общественном объединении «Ребячья Республика», которое было сформировано в рамках областного профильного лагеря для лидеров детских общественных объединений «Ребячья Республика 2010: Равнение на Победу», которое объединяет руководители и лидеры детских общественных организаций из 27 муниципальных образований Тульской области.

Для многих лидеров общественных объединений региональных этап Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века» является стартовой площадкой. Осуществляется выявление творчески работающих лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений; повышение профессионального мастерства и престижа труда лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений как кадрового ресурса органов государственного управления; стимулирование деятельности лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

- социальные процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают необходимость воспитания личностного потенциала, развитие в личности ярко выраженных лидерских качеств;

- одной из важных социально-педагогических проблем в подростковом возрасте, становится задача формирования готовности к развитию своего творческого потенциала, которая в последние годы является одним из актуальных направлений современных научных исследований. Ее эффективное решение зависит от содержательных педагогических и организационных изменений в деятельности специалиста по работе с молодежью, ориентированных на поиск условий, при которых готовность развития личностного потенциала подростков лидеров детских общественных объединений, формируется наиболее успешно;

- в детском объединении подрастающий человек реализует свой индивидуальный и творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее, исходя из личных интересов и общественных потребностей;

- детская общественная организация – реальность повседневной жизни подростка. Эта реальность не просто созерцается, а характеризуется непосредственной, практической включенностью в нее ребенка здесь и сейчас. Эта реальность – «зона личной досягаемости», мир, в котором живет ребенок, действует, руководствуясь, прежде всего, личными мотивами. Именно как реальность повседневной детское общественное объединения позволяет детям осознать себя особой самостоятельной группой населения со своим статусом, правами, обязанностями, потребностями-запросами;

- в современных условиях самодеятельные, самоорганизующиеся структуры детской организации являются уникальным средством адоптированной среды жизнедеятельности ребенка, его физического, социального, психического, нравственного оздоровления. Происходит это благодаря особой организации деятельности, которую реализуют детские общественные объединения. Именно в ходе этой работы происходит развитие личностного потенциала.

В исследовании, проходившем на базе общественного объединения «Ребячья Республика», приняли участие лидеры в возрасте 14-18 лет, в количестве 27 человек, использован тест-опросник КОС.

Порядка 10% опрошенных люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Приблизительно столько же испытуемых имеет коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. . Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для 25% респондентов характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей. 29% опрошенных относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Столько же респондентов обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Нами проведен анализ взаимосвязи коммуникативных и организаторских склонностей со временем пребывания в детском общественном объединении, позволивший сделать следующий вывод- чем дольше участник общественного объединения реализует свой личностный потенциал в данной сфере, тем выше уровень его коммуникативных и организаторских склонностей.

Следующим этапом исследования было проведение анкетирования. Цель - выявить и обосновать благоприятные условия для развития личностного потенциала лидера детского общественного объединения. Из ответов на первый вопрос анкеты «Сколько тебе полных лет?», были определены возрастные границы группы: от 14 до 18 лет. Второй вопрос подразумевал разделение и определения группы участников анкетирования по половому признаку - 14 девочек и 13 мальчиков. Ответы на третий вопрос «Как долго ты состоишь в рядах детского общественного объединения «Ребячья Республика»?» дали следующие результаты: 3 участников – 1 месяц, 1 – 3 месяца, 7 участников – 6 месяцев, 8 – 9 месяцев и 8 лидеров 1 год и более.

На вопрос номер 4 «Как ты думаешь, кто такой лидер детского общественного объединения?» , были даны следующие ответы: «лидер – ведущий за собой», «лидер – самый активный человек, которого уважают в коллективе, стремящийся повысить свой профессиональный уровень» и т.д., таким образом ответы детей совпадают с определениями ведущих ученых в сфере лидерства. На 5 вопрос анкеты «Считаешь ли ты себя лидером?», респонденты ответили следующим образом: 1 участник ответил «нет», 2 участника – «скорее да, чем нет» и остальные 24 участника ответили «да».

Вопрос номер 6 «Что для тебя значит конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер ХХI века»?», требующий развернутого ответа, показал, что для большинства молодых людей этот конкурс «является стартовой площадкой», «возможностью приобретения новых верных друзей», «приобретенный опыт в любимой сфере деятельности» и т.д.

7 вопрос анкеты «Хотел бы ты принять участие в образовательной программе развития личностного потенциала лидера детского общественного объединения «Лидер ХХI века»?», показал что все респонденты, единогласно ответили «да», следовательно, необходима дополнительная работа для организатора конкурса «Лидер ХХI века».

Следующий вопрос анкеты под номером 8 «Что ты ждешь от образовательной программе развития личностного потенциала лидера детского общественного объединения «Лидер ХХI века»?», показал, что, большинство опрошенных молодых людей хотели бы принять участие в теоретическом и практическом блоках, услышать о социальном проектировании, нормативной базе сферы ГМП и получить помощь в подготовке к участию в региональном этапе конкурса «Лидер ХХI века».

Вопросы 9 и 10: «Что тебе дает работа в детском общественном объединении?» и «Какую целью ты видишь в своем участии в детском общественном объединении «Ребячья Республика»?», продемонстрировали, что абсолютное большинство респондентов считают, что через деятельность в общественном объединении познают себя, развивают свой личностный потенциал, находят друзей, умеют работать в коллективе, выполняя роли как лидера, так и исполнителя (Приложение 4).

Анализ диагностической программы показал, что деятельность общественного объединения «Ребячья Республика» положительно влияет на развитие коммуникативных и организаторских склонностей участников, и чем дольше время пребывая в детском общественном объединении, тем шире возможности для дальнейшего развития личностного потенциала лидера общественного объединения.

В компетенцию руководителя детского и молодежного общественного объединения входит разработка и апробация образовательных программ с учетом особенностей молодого поколения его интересов, стремлений и возможностей. В связи с этим образовательная программа развития личностного потенциала лидеров общественных объединений «Лидер ХХI века» приобретает особую актуальность.

На формирующем этапе экспериментальной работы разработана образовательная программа развития личностного потенциала лидеров детских общественных объединений «Лидер ХХI века», которая так же реализовывалась с участниками общественного объединения в рамках весеннего слета для лидеров детских общественных объединений «Ребячья Республика».

Данная программа нацелена на лидеров-участников детских общественных объединений, от позиции которых зависит будущее российского общества и государства.

Авторская образовательная программа при разработке опиралась на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети». Цель данной подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.

Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.

Одним из приоритетных направлений сферы ГМП в Тульской области является работа и поддержка детских и молодежных общественных организаций и объединений. В деятельность которых входит: подготовка и проведение массовых мероприятий, социально-значимых акций, продвижение активной молодежи в исполнительную и законодательную власть, участие в конкурсах Всероссийского, регионального и городского уровней.

Одним из таких испытания и стартовой площадкой, является Всероссийский конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века», который проводится ежегодно с 2003 года. Учредителем конкурса до 2008 года являлось Министерство образования и науки Российской Федерации. С 2008 года полномочия по подготовке и проведению конкурса переданы Федеральному агентству по делам молодежи.

Целью конкурса является выявление творчески работающих лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений; повышение профессионального мастерства и престижа труда лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений как кадрового ресурса органов государственного управления; стимулирование деятельности лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений.

Ежегодно по итогам Конкурса победители и призеры номинируются на премию для поддержки талантливой молодежи, учрежденную Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2006 г. № 325 в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В заочном туре конкурса ежегодно принимает участие более 300 лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений. В очном туре Конкурса - более 100 человек из пятидесяти регионов Российской Федерации.

К участию в конкурсе приглашаются лучшие представители молодежных и детских организаций, прошедшие конкурсные испытания во всероссийской заочном туре и региональный отбор.

Регионы нашей страны особое внимание уделяют региональным этапам Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века».

На территории Тульской области конкурс имеет 8 летнюю историю. Традиционно, организаторы конкурса посещают установочное совещание для специалистов, курирующих Всероссийский конкурс лидеров и руководителей детских и молодёжный общественных объединений «Лидер XXI века». Обсуждаются вопросы организации и проведения как региональных этапов, так и Всероссийского конкурса.

По итогам установочного совещания была разработана и апробирована авторская образовательная программа развития личностного потенциала лидеров детских общественных объединений «Лидер XXI века» с участниками областной профильной программы для лидеров детских общественных объединений Тульской области «Ребячья Республика».

Апробация благоприятных форм проведения теоретических и практических занятий, в рамках слетов для лидеров детских общественных объединений, подбирающихся с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников.

Программа реализуется педагогами, педагогами-организаторами, специалистами по работе с молодежью и т.д. и включает в себя деловые и ролевые игры; упражнения на взаимодействия в группе; тренинги; творческие задания; конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских); проигрывание ситуаций; дискуссии; моделирование; проектирование; встречи со специалистами и интересными людьми; экспресс тесты и опросы; КТД (Коллективно творческое дело); беседы;

По итогам образовательной программы было определено 27 участников общественного объединения «Ребячья Республика», чьи работы участвовали в заочном туре регионального этапа Всероссийского конкурса для лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер 21 века». Пройдя первое конкурсное испытание в очном этапе конкурса, приняли участие только трое лидеров детского общественного объединения.

В 2013 году очный тур регионального этапа Всероссийского конкурса для лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер 21 века», был подготовлен и организован, при поддержке комитета Тульской области по спорту и молодёжной политике, Государственным учреждением дополнительного образования «Тульский региональный центр экономического образования», на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. В очном туре «Лидер 21 века» приняло участие 13 конкурсантов, победителей заочного тура, в пяти возрастных категория.

Лидеров и руководителей ждали следующие конкурсные испытания: презентация участника в конкурсе «Моя гражданская позиция», конкурс выставка «Я и моё общественное объединение в молодежной политике Тульской области», дискуссия на тему: «Законодательное регулирование государственной молодежной политики», защита социальных проектов (проект на момент проведения Конкурса должен реализовываться не менее 6 месяцев), деловая игра «Лифт».

Анкета обратной связи показала, что: «своей победе я обязан - образовательной программе, которая научила грамотно представить себя на конкурсе выстроить дальнейшие перспективы и развития личностного потенциала и развития своего общественного объединения»; «изученные нормативные документы на лекционных занятиях помогли мне быть лидером дискуссии»; «опыт полученный на практических занятиях по социальному проектирования позволил грамотно составить и представить с вой собственный социально – значимый проект»; деловая игра «Лифт» позволила мне попробовать себя в разных ролях, лидер, руководитель, исполнитель» и т.д.

15

Просмотров работы: 1464