ТДТ – метод психотерапии, в котором тело выступает в качестве инструмента, а движение – процесс, помогающий человеку пережить, распознать, выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения здесь рассматриваются как отражение внутренней психической жизни, взаимодействующей с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны.
Эмоциональные проблемы в теле существуют в виде мышечных зажимов, ограничивающих двигательных паттернов. Здесь не важно, как человек умеет танцевать и выглядит в танце. В танцевальной терапии акцент делается на том, что человек чувствует свое тело и движение. Танцы, по мнению психологов, лечат внутренний мир человека так же, как теплые слова любви и поддержки. Кроме того, у танцующих улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем; сильнее иммунитет.
Танцевальная терапия как направление возникла в 40-е годы 20 века. Первым танцтерапевтом признана американская танцовщица Мэрион Чейс.
В настоящее время исследователи выделяю различные направления и техники в танцевальной терапии, авторами которых являются последователи и ученики Мэрион Чейс:
- Труди Шуп, Мэри Уайтхауз – «Движение в глубину», где танец и движение базируются на юнгианском анализе. Пациенты протанцовывают свои ощущения;
- фрейдистский подход – раскрытие чувств пациента, скрытых глубоко в бессознательном, через выражение этих чувств в танце;
- направление объектных отношений – терапевт помогает пациенту исследовать основные проблемы его жизни, обращенные к первичным отношениям с родителями.
Танцевальная терапия может осуществляться в двух формах: индивидуальной и групповой.
В настоящее время выделяют три основные области работы танцтерапевта:
здоровье и танец,
тело и его движение (межличностные отношения, самосознание),
эмоции и движение (гнев, горе, страх, радость, презрение и соответствующие этим состояниям телодвижения).
Первым суть танцтерапии раскрыл психоаналитик Вильгельм Райх. Исследователь в частности говорил о том, что у каждого есть свой «панцирь» из скованных мышц, а, танцуя, человек как бы сбрасывает его. Телесные сигналы напрямую связаны с нашими чувствами: исчезает мышечное напряжение – уходят негативные эмоции, переживания.
В танцевальной терапии движение рассматривается как средство развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Способствует развитию навыков общения, позитивного образа себя и установлению эмоциональной стабильности.
Танец – легкий способ выражения эмоций. К тому же танец необходим детям, которым достаточно сложно усидеть продолжительное время на одном месте (что необходимо в традиционной терапии). Наиболее очевиден эффект от свободно протекающей сессии танцтерапии.
Танцевальная терапия – значимый метод для избавления от чрезмерной тревожности. Расслабление тела, самовыражение, творчество, эмпатия – то немногое из множества возможностей, которые предоставляет данный вид терапии.
Задачи танцевальной терапии - сознание своего тела, развитие осознания возможностей использования своего тела, способов выражения чувств через движение, высвобождение, исследование чувств через танец, эмоциональная, физическая разрядка, раскрепощение, выражение эмоций, чувств через движение, мимику, жесты.
В настоящее время в танцевальной терапии достаточно хшироко используются следующие гимнастики (упражнения):
«танец отдельных частей тела» (используется, как правило, в начале для разогрева тела),
«животные» (под медитативную музыку),
«отображение» (межличностная эмпатия, развитие самопринятия и взаимопринятия),
танец – хоровод (актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности. Танец по кругу – древнейшая форма танца. Способствует групповой сплоченности),
«восход солнца» (проводится в конце встречи. Снятие напряжения, эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление),
«свободный танец» (возможность для каждого участника поэкспериментировать с собственным телом, с танцевальными движениями),
групповой танец (расширение самосознания, возможность взаимодействия и сопереживания в группе).
Все упражнения танцевальной терапии можно разделить на 6 основных групп:
все вращательные упражнения (вращение рук, ног, головы и так далее),
упражнения на сжатие и растяжение (потягивание, наклоны),
упражнения на скручивание (повороты головы, выворотность рук, гимнастика на позвоночник),
тряски (рук, предплечий, живота, головы, туловища),
прыжки разных видов (на носках, с высокими бедрами, вокруг оси),
силовые упражнения (приседания, отжимания, подтягивание, подъем тяжестей, качание пресса).
В настоящее время широко используется танцевальная игра, рассматриваемая как составляющая танцевальной терапии. Танцевальная игра объединяет танец и игру и помогает детям как развить, так и открыть свое тело и душу. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств. Каждый ребенок нуждается в символической игре, которая задействует воображение, развивает его, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас».
Танец и игра дают ребенку возможность:
переработать свою агрессию и страх;
проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя – «Я» и свой внутренний мир;
совместно пережить волнующие ситуации с другими детьми и взрослыми;
развить свою креативность, экспериментировать со своим телом и движениями;
развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела.
Опыт тренерской деятельности, накопленный более чем 25 летний стаж работы (Дадашева М. Г. - председатель Тульской региональной федерации танцевального спорта России, руководитель Танцевально-спортивного центра «Арзу») позволяет говорить о высоком психологическом потенциале танцевальной терапии.
Можно привести десятки и даже сотни примеров, подтверждающих сказанное выше. Только один пример. Мама привела мальчика, как ей казалось, с совершенно отсутствующей мотивацией (ничего не желающего делать, не проявляющего интереса и стремления), испытывающего страх общения с детьми, школьную тревожность (боязнь отвечать у доски), с заниженной самооценкой. («я плохой», «ни на что негодный»).
Использование различных упражнений и приемов танцевальной терапии, индивидуальный психологический подход, выступления на турнирах вскоре дали первые результаты. Сегодня этот «ребенок» - многократный победитель турниров и чемпионатов различного вида и уровня, душа компании (именно так о нем отзываются его сверстники ), обладающий чувством сострадания, всегда готовый прийти на помощь, подобрать нужное слово.
Не случайно, в последнее время бальными танцами начали серьезно увлекаться взрослые люди в возрасте от 30 и до 60 лет. Привлекательность этого вида спорта еще и в том, что не требует от человека каких-то особых физических данных, и даже слабое здоровье не помеха. Мечту научиться красиво танцевать может осуществить каждый.