МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности, к которому относятся мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся в педагогическом вузе [2].

Выбор профессии — один из ответственных моментов в жизни человека. При этом происходит, в определенном смысле, программирование его жизни, поскольку трудовая сфера, занимая большой объем времени, оказывает влияние на дальнейшее формирование личности в соответствующем направлении, а также на поведение человека и характер отношений к другим людям и самому себе. Особенно актуальной эта задача является сегодня, когда в обществе формируются новые экономические отношения.

Наиболее значимыми регуляторами выбора профессии являются мотивы. Проблема изучения формирования мотивов выбора профессии педагога широко освещается в психолого-педагогической литературе. Актуальность такого рода исследований заключается, прежде всего, в том, что мотивы выбора профессии педагога - это динамичные образования, отражающие самые различные стороны общественной жизни, отношение общества, в котором концентрируются и оформляются взгляды на престижность и характер профессии педагога. Кроме того, прослеживая социальную изменчивость мотивов выбора профессии педагога на различных этапах общественного развития, можно целенаправленно, с учетом не только индивидуально-психологических особенностей личности, но и показателей социальной психологии, формировать личность учителя, учитывая при этом как возможности, способности, склонности и интересы будущего учителя, так и потребности общества.

В этом контексте понимание отношения к профессии педагога позволяет определять стратегию подготовки современного учителя. Тем не менее, подготовка учителя в своем идеальном виде должна быть опережающей, то есть идти впереди актуальных потребностей общества. Поэтому изучение динамики мотивов с учетом разнообразных показателей общественного развития представляет необходимую основу прогнозирования такой подготовки.

Мотивы выбора профессии учителя начинают закладываться еще в школьные годы, и к моменту окончания некоторые выпускники школ уже имеют твердый выбор. Нередко он совершается учеником еще задолго до окончания школы. Источниками такого выбора чаще служат авторитет любимого учителя или семейная династия. В школьной и вузовской практике известно много примеров, когда прекрасное преподавание учебного предмета становилось фактором формирования профессиональных планов школьников и студентов и выбора ими профессии или специализации.

Мотивы собственно учебной деятельности на первых порах совпадают с мотивами выбора профессии. Однако эти мотивы, лишь отчасти соответствуют основным целям высшего образования. Лабильность сферы интересов, расхождение идеального представления о профессиональной деятельности или социальной роли с существующей действительностью, разочарование в собственных возможностях приводит к тому, что полноценное осуществление учебной деятельности оказывается лишенным глубокого личностного смысла. Выполнение отдельных учебных операций приобретает черты формализма и осуществляется лишь для получения, в конечном счете, диплома о высшем образовании. Профессиональная подготовка таких специалистов, естественно, оставляет желать лучшего. Чаще всего молодые специалисты, относящиеся к этой категории, не работают по полученной специальности.

В этой связи интересной представляется модель профессионального развития Д. Сьюпера, который рассматривает фазы жизненного пути личности и обусловленные объективными обстоятельствами типы карьеры. Главное внимание уделяется субъективным факторам выбора профессии и осуществления профессиональной деятельности: соотношению «Я»- концепции и образа профессионала, идентификации личностью «Я»-образа профессионала. Именно степень идентификации и определяет выбор человеком данной профессиональной деятельности. При этом сам образ профессиональна, выступает в качестве эталона, если личность выберет данную профессиональную деятельность. Динамика соотношения образа идеального профессионала и образа «Я», степень их идентификации являются важным индикатором динамики мотивационной сферы личности [3].

По данным исследований последних лет, основными мотивами поступления в вуз являются желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям, ее творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность *it работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой, художественной самодеятельности. Юноши же чаще отмечают, что, выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям, ссылаются на семейные традиции [1].

Существенно влияют на мотивы поступления в вуз социальные условия жизни. Об этом свидетельствуют данные, полученные C.B. Бобровицкой [4]. Только 43 % опрошенных первокурсников педагогического института имели ориентацию на овладение профессией, при этом лишь половина из них заявила, что им нравится работа и общение с детьми. Остальные (из ориентированных на педагогическую профессию) пришли в педвуз только потому, что им нравится какой-либо предмет или же для повышения интеллектуального уровня.

Учитывая актуальность обозначенной проблемы, а также принимая во внимание тенденции последних лет (необходимость формирование карьерной мотивации не у молодых специалистов, а выпускников учебных заведений) нами было проведено эмпирическое исследование карьерной направленности личности, в котором приняли участие 30 студентов (3–4 курс), обучающихся по направлению подготовки 030300 «Педагогика» Профиль "Практическая психология в образовании" ФГБУ ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Исследование проводилось в феврале 2014г. В качестве диагностического инструментария при проведении пилотажного исследования мы использовали опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн) и методику диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности [5].

Результаты исследования по опроснику «Якоря карьеры» Э. Шейна позволил нам выявить ведущие ценностные ориентации построения карьеры у студентов-старшекурсников. У 12% респондентов ведущей карьерной ориентацией выступает «служение». Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Основной тезис построения карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать талант и опыт для реализации общественно важной цели.

У 10% выборки выявлена «автономия (независимость)», которая свидетельствует о желании освободиться от организационных правил, предписаний и ограничений; потребности все делать по-своему; самому решать, когда, над чем и сколько работать.

Карьерная ориентация «менеджмент» присуща 20 % старшекурсников - первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат.

«Профессиональная компетентность», свидетельствующая о наличии способностей и талантов в определенной области (научные исследования, спортивные достижения и т.д.), выявлена лишь у 10 % опрошенных.

Для 7% респондентов ведущей карьерной ориентацией выступает «предпринимательство» - стремление создавать что-то новое, преодолевать препятствия, готовность к риску, стремление иметь собственное дело.

Анализ результатов диагностики по методике "Диагностика мотиваторов социально - психологической активности личности" позволил выделить следующие ведущие потребности - мотиваторы личности студентов. В целом в выборке преобладает средний уровень достижения успеха (43,3%). Высокий и средний уровни стремления к власти выявлены соответственно у 20% и 7% опрошенных. Высокий и средний уровень тенденции к аффиляции характерен соответственно для 30% и 4% испытуемых.

Таким образом, без специальной работы у студентов – старшекурсников вуза не складывается целостное отношение к своей карьере, не сформирована система представлений о ней, возможностях и путях карьерного роста; отсутствует карьерная готовность. Поэтому следует отметить, что стихийному во многих своих частях процессу развития и формирования конкурентоспособного специалиста необходимо противопоставить целенаправленное, согласованное во всех звеньях обучение и воспитание будущего профессионала.

При организации работы со старшекурсников считаем важным донести для будущих специалистов положение о том, что все-таки основной целью и ценностью карьеры является, прежде всего, профессионализм, а потом уже управление, преданность организации и стремление к ее упрочению и собственной стабильности. Мы уже говорили в своих исследованиях о необходимости в работе с выпускниками при проведении циклов дискуссий, мини-лекций, тренингов, встреч выпускниками, работодателями, стажерами формировать у студентов готовность начинать профессиональную карьеру, не бояться делать это с низовых ступеней, поскольку излишние амбиции выпускников, нереалистично завышенные ожидания и желание сразу занять высшую должность в организации являются, по мнению работодателей, одним из центральных барьеров в развитии карьеры молодых специалистов [6].

Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.- 347 с.

  2. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. - Ижевск, 1994.

  3. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности, и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 6. - С. 35 -44.

  4. Бобровицкая C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. - Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. - СПб., 1997.

  5. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.

  6. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С Развитие профессиональной карьерной мотивации у студентов педагогического вуза. Вестник магистратуры. 20141№ 3-1(30). С.80-82

Просмотров работы: 6355