ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, большое внимание специалистов привлекает проблема трудностей межличностного общения. Причиной тому является то, что наше время – время преобладания социальной сферы. Каждый день проходит в тесном контакте людей между собой. Мы ходим на работу, на учебу, на какие-либо кружки или занятия, приходим домой. И в каждой из этих сфер мы общаемся друг с другом. На работе – с начальством и коллегами, в институте – с преподавателями и сокурсниками, дома – с родными и близкими.
Именно отсюда вытекает актуальность изучения барьеров, возникающих при общении. Ведь в случае возникновения такого барьера информация теряет изначальный смысл, искажается, или же вообще не поступает к нам. Именно из-за этих барьеров мы отдаляемся друг от друга, перестаем понимать друг друга, доверять. Возникают конфликты и, в конечном итоге, снижается эффективность процесса общения.
Согласно выполненным исследованиям затрудненное общение представлено разнообразными характеристиками. Столь же многообразны в научной литературе и попытки классификации трудностей общения и вызывающих их причин /3/.
В данной работе мы рассмотрим несколько таких классификаций.
Цель работы – изучить понятие барьеров общения, их виды и причины.
Объект работы – барьеры, возникающие при общении и их причины.
Предмет работы– влияние барьеров, возникающих при коммуникации на ее результат.
Задачи работы следующие:
Проанализировать подходы к определению «общения».
Дать определение понятию «барьер общения».
Изучить виды барьеров, возникающих при общении, выделяемые разными авторами и дать их краткую характеристику.
1Определение понятий «общение» и «барьер общения»
Для того, чтобы перейти к рассмотрению понятия «барьер общения» необходимо понять, что же такое общение вообще.
В психологической литературе существует большое количество определений понятия «общения», рассмотрим некоторые из них.
Так, А.А. Крылов полагает, что общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п./4/.
Общение, по определению И.И.Сердюк, – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди, живые существа. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом /10/.
По утверждению А.А. Реана, общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями /9/.
Развитие и улучшение навыков общения является задачей человечества, требующей большой ответственности. Общение на практике зачастую осуществляется без взаимопонимания, без сопереживания, часто прерывается. При условии присутствия посторонних помех при общении с нашим собеседником отсутствует наличие полной ясности и понимания. А всему виной является возникновение различных барьеров при коммуникации.
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют их появлению /3/.
Барьеры общения – это психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
В психологической литературе существует также синонимичное «барьеру общения» понятие «коммуникативного барьера».
Так, Л.Л.Попова считает, что коммуникативные барьеры (барьеры общения) – это психологическое препятствие различного происхождения, которое устанавливается на пути нежелательной, утомительной или опасной информации /7/.
Похожее определение дает В.Г.Крысько, который под коммуникативным барьером понимает психологические препятствия, возникающие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению /5/.
Наиболее распространенными барьерами считаются следующие: барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер темперамента, барьер отрицательных эмоций, барьер манеры общения, барьер речи, идеологические барьеры, социально-психологические барьеры, информационно-познавательный барьер.
Рассмотрением данной проблемы занимались такие авторы как Г.Г. Камардина /3/, Л.С. Попова /7/, А.П. Панфилова /6/, И.Р. Ракей /8/ и многие другие. В своей работе я предлагаю более подробно ознакомиться с созданными ими классификациями барьеров, возникающих при общении и причин их возникновения.
2 Виды барьеров, возникающих при общении
Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной /3/. Она выделяет следующие барьеры:
1. Барьер темперамента.
Темперамент – это общее реагирование нашей нервной системы на окружающую среду, это фундамент характера. Существенным для темперамента является скорость протеканияпсихических процессов, показательна и свойственная данной личностиамплитуда колебаний: от наиболее ускоренных к наиболее замедленнымтемпам.
Характеризуется темперамент человека силой и устойчивостью того воздействия, которое на него оказывается различными факторами и его впечатлительностью. Сказываются на впечатлительности человека особенности темперамента: у одних людей впечатлительность более значительна, у других – менее. Также у разных людей различается и устойчивость впечатления: у одних даже самые сильные эмоции оказываются очень нестойкими и быстро проходит, другие же находятся под их влиянием очень долгое время.
С давних времен различают четыре основных типа темпераментов: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.
2. Барьер характера.
Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых,существенных особенностей человека.
Характер (с греческого - «печать», «чеканка») – это те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток навсе ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру ипрежде всего к другим людям.
В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Например, Е. Крупильницкий и Е. Жариков предлагают восемь основных психологических типов характеров: логик, эстет, лидер или доминирующий, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер, боец. /1/
3. Барьер акцентуации характера
Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людейнекоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы),что при определенных обстоятельствах приводит к однотипнымконфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формированиябарьеров в общении. Акцентуации характера – преувеличенное развитиеотдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшаетсявзаимодействие с окружающими людьми.
X. Шмишек выделяет следующие типы акцентуации: гипертимический, дистимический, застревающий, циклоидный, возбудимый, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный и демонстративный.
4. Барьер самооценки.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и мест среди других людей.
Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале); «ударов» по особо уязвимым местам человека (у каждого человека есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым упреками и критикой нельзя); общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу.
5. Барьер манеры общения.
Манера - это тот или иной образ действия, способ что-либо делать, та или иная особенность поведения, например, странная манера разговора, странная манера поведения и т.д. Как индивидуализированная, программа манера общения формируется на базе характера, темперамента и типа акцентуаций личности.
С точки зрения манеры общения можно выделить несколько типов субъектов общения.
Доминантный субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других.
Недоминантный субъект общения является полной противоположность доминантного. Он обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Это человек, который боится взять на себя инициативу общения, высказать свою точку зрения, задать интересующий его вопрос. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо сносит, когда прерывают его, уступчив в своих суждениях, легко теряется. В раскрытии своих знаний нерешителен, часто позволяет сбить себя с толку.
Быстротой рефлексивной оценки, легкой манерой переключения внимания обладает мобильный субъект общения. Его речь тороплива, одна фраза легко сменяется другой. Часто перебивает, вставляя в вашу речь замечания и реплики. Зачастую он непроизвольно оказывает влияние на темп общения партнеров своей мобильностью. Свое отношение к тому, что говорите вы выражает активно и не скрывая. Его стиль высказываний неряшлив. Смысл речи для него важнее словесного «облачения». Продолжительное монотонное общение с ним невозможно. Он всегда стремится внести в общение разнообразие. Проститься с ним так же легко, как и разговориться.
Ригидный субъект общения основательно изучает своего партнера. Пытается разобраться в его коммуникативных намерениях. Такой субъект общения очень внимательно слушает своего партнера, мысль излагает подробно, говорит неспешно. Раздражение от общения с таким человеком испытывают нетерпеливые партнеры.
Расположен к взаимодействию экстравертированный субъект общения. Его внимание обращено на окружающий мир, который притягивает к себе его интерес. Экстравертам свойственны инициативность, импульсивность, общительность, гибкость поведения, социальная адаптивность. Он очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Почти всегда направлен на партнерство. Он любознателен и, в первую очередь, в отношении людей. Он уверен в своей способности понять любого человека. Он хочет быть полезным. Часто подхватывает модные новинки, чтобы привлечь к себе внимание, бывает эксцентричным в высказываниях. Он обладает умением говорить искренне и открыто. Ему нравится выказывать симпатию партнеру по общению. С таким партнером легко общаться, так как он сам вам в этом помогает.
Интровертньй субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек. Такой человек больше всего сосредоточен на диалоге с самим собой. Он застенчив, обидчив, не склонен к общению на личные темы. Общение с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится своевольным, недоверчивым, часто завистлив. Ему присущи такие качества как щепетильность, доброжелательность, умеренность, педантичность, осторожность, бережливость, болезненная совестливость, вежливость и открытое недоверие, твердолобая честность и прямота.
6. Барьер отрицательных эмоций.
Субъективные реакции человека на воздействие внутренних ивнешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия инеудовольствия, страха и смелого порыва - это эмоции.
Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие /3/.
Л.Л.Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций /7/:
- Барьер страдания. Сюда можно отнести, например, неудовлетворенность социальным статусом, сильно заниженную самооценку, трагические события, физические боли и т.д.
Часто случаются ситуации, когда с человеком, у которого произошла какая-либо трагедия очень тяжело завести беседу, найти общий язык, подобрать нужные слова. Мы пытаемся подбодрить человека, поддержать его в сложившейся ситуации, но он может отреагировать на эти попытки очень агрессивно. И иногда из-за этого между людьми увеличивается дистанция, они начинают реже видеться, меньше общаться, а в результате могут вообще прекратить какие-либо отношения.
- Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д.
В порыве гнева человек может не контролировать свои слова, поступки. Именно в гневе мы говорим самым родным людям слова, которые причиняют им боль, и не замечаем этого. Но именно из-за этих слов мы теряем друг друга, реже видимся, реже делимся своими впечатлениями и переживаниями. Чтобы такого не происходило надо научиться сдерживать себя и свои эмоции, научиться подбирать правильные слова для того, чтобы не обидеть собеседника и преодолеть данный барьер./7/
- Барьер брезгливости и отвращения может возникнуть в результате «гигиенического неприятия» одного человека другим или вследствие нарушений кем-либо элементарных этических норм. Причинами возникновения данного барьера могут стать гигиенически неприятные действия партнера по общению, например, сморкание или почесывания; небрежная и излишняя жестикуляция партнеров; грязные ногти; излишняя потливость ладоней рук; отталкивающие манеры; гнилые передние зубы; неприятный запах изо рта; мятая грязная одежда; нарушение психологической дистанции общения; рубцы от ожогов на лице и прочее.
Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимания, то гигиенические отклонения они не приемлют всегда /3/.
- Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.).
- Барьер страха.
- Барьер вины и стыда. Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким и т.д.
Бывают такие ситуации, когда человек, которому сделали замечание, выговор или же покритиковали его действия, относится к этому очень серьезно. Его могут обидеть слова, прозвучавшие в его адрес. Он может замкнуться, перестать высказывать свою точку зрения, сказать что-то вразрез мнению собеседника из-за боязни показаться неловким, быть осмеянным.
- Барьер плохого настроения.
7. Барьер речи.
Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.
А.П. Панфилова к коммуникативным барьерам относит /6/:
- Избирательное слушание.При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям. Например, человек, который курит, из всей принимаемой им информации будет обращать внимание лишь на ту, в которой будет подтверждаться его позиция. Та информация, которая не соответствует его представлениям либо игнорируется вовсе, либо искажается так, чтобы она соответствовала его представлениям. Иными словами, мы слышим только то, что мы хотим услышать.
- Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться. Эффективным наше взаимодействие может стать только в том случае, если оба участника общения будут иметь общее пространство, общее поле опыта, иначе один из партнеров общения трактует передаваемое им сообщение исходя из своего видения, а другой участник принимает и расшифровывает (понимает) это сообщение на основании своего собственного опыта.
- Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. При условии, что один из партнеров в общении доверяет словам другого, у первого будет складываться доброжелательное отношение к своему собеседнику. Человек сможет сильнее раскрыться в своем общении с человеком, которому доверяет, нежели с человеком, к которому у него нет доверия. При наличии недоверия у одного из участников по отношению к другому, общение стремится к разрушению.
- Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Т.е. можно сказать о том, что человек предварительно определяет значимость сообщения, которое собирается ему передать его собеседник. Базируются оценочные суждения на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.
- Внутригрупповой язык. Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. Жаргон часто создают профессиональные или трудовые социальные группы, понятный только членам этих групп. Исследователь, попросив «подготовить инструмент как часть экспериментального подхода» всего лишь предлагает студентам заполнить анкету в письменном виде. Такой специфический язык вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы, а значит, выполняет позитивные функции. Но зато использование такого языка с представителем иной группы может привести к непониманию, так как реципиенту не всегда верно удается расшифровать смысл сказанного собеседником.
- Фильтрование.Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора, а ученики, в свою очередь, могут утаивать нежелательную информацию от учителей. Причиной этого фильтрования является понимание того, что если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связанные с наказанием.
- Перегрузка общения.Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Также, часто мы из-за избытка полученной информации на работе или учебе просто не хотим уделять время на общение с родными и близкими дома, не отвечаем на звонки друзей, объясняя это все усталостью. Но именно из-за этого позже нам становиться все сложнее и сложнее находить общий язык со своими детьми, мужьями, материями, друзьями.
- Различие статуса. При наличии у собеседников разного социального статуса могут возникнуть барьеры при общении. Например, человек, занимающий должность выше, чем его собеседник, будет вести себя более уверенно. Будет разговаривать снисходительным тоном. Возможно, даже пользоваться своим превосходством над партнером по общению. Человек же, имеющий должность ниже, чем у его партнера наоборот, будет вести себя неуверенно, скованно, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».
- Давление времени.Давление времени также может стать серьезным
барьером к общению. Наверное, у каждого человека случалось так, что из-за дефицита времени (спешка на поезд, на работу или учебу) он уделил мало времени на общение своему другу, родным или близким. У каждого человека на такую ситуацию может проявиться совершенно разная реакция. Кто-то может не обратить никакого внимания на это, а кого-то это заденет и он может, например, обидеться и при следующей встрече уже именно он не захочет общаться. И здесь возникает барьер в общении.
Еще одну классификацию видов барьеров нам предлагает Л.С. Попова, которая выделяет /7/:
1. Барьеры по форме изложения:
- семантический барьер возникает из-за значительных различий, несовпадений, существующих в смысловых содержаниях партнеров по общению. Данный барьер связан в основном с проблемой сленгов и жаргонов, а этот феномен вытекает из наличия множества субкультур в любом обществе с достаточным уровнем социальных и этнических различий;
- стилистический барьер возникают при несоответствии стиля речи и актуального психологического состояния реципиента или стиля речи коммуникатора и ситуации общения. К возникновению данного барьера может привести употребление слов-паразитов, ненормативной лексики, непонятных и многосложных слов. Все это может привести к свертыванию общения;
- фонетический барьер может возникнуть при общении на разных языках или диалектах, при наличии у сторон процесса общения – собеседников - различных дефектов дикции и речи. Также, причиной его возникновения может стать употребление в речи скороговорок, звуков-паразитов и т.д.
Как правило, фонетические барьеры не являются существенным препятствием для общения.
2. Идеологические барьеры:
- барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;
- барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;
- барьер несовпадения социальных установок;
- барьер различия ценностных ориентаций;
- барьер несовпадения социальных позиций субъектов общения.
3. Собственно психологические барьеры - это все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между людьми, вступающими друг с другом в психологический контакт. В данном случае необходимо отметить, что такие препятствия и трудности могут осознаваться и не осознаваться самими участниками коммуникаций.
4. Социально-психологические барьеры:
- когнитивно-психологические – возникают из-за разного уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;
- организационно-психологические – могут возникнуть по причине неприятия формы общения;
- сенсорно-речевые барьеры – возникают в результате различия навыков высказывания и восприятия у субъектов общения;
- психомоторные барьеры – являются результатом разного навыка и умения вести общение в рамках принятой формы.
5. Барьер отношений может возникнуть при вмешательстве во взаимодействие негативных чувств и эмоций. При условии наличия у партнеров в общении друг к другу симпатии и доброжелательности, возникновение данного барьера невозможно. Люди склонны больше доверять информации, поступающей от симпатичных им других людей, а возникающее непонимание они пытаются преодолеть.
6. Барьер отрицательных эмоций.
И.Р. Ракей выделяет:
Пространственные и временные барьеры. К пространственным барьерам можно отнести, например, неудачный выбор места общения. К временным барьерам - неправильный выбор времени встречи, нехватку или переизбыток времени, уделяемого на общение.
Эргономические барьеры - возникают из-за отсутствия подходящих условий для общения. Сюда можно отнести, например, слишком яркое или же наоборот недостаточное освещение, вибрацию, посторонний шум, неприятные запахи, загазованность воздуха. Все эти факторы при возникновении во время общения могут вызвать нервозность.
Физиологические и психологические барьеры. Физиологические барьеры возникают в результате плохого самочувствия одного из собеседников. Сюда относятся стресс, депрессия, усталость, какая-либо функциональная патология и т.д. Психологические барьеры связаны со слабой мотивацией в общении, личной неприязнью, негативными ассоциациями, завистью, комплексами неполноценности, страхом, манипуляциями. К ним относятся:
- Чрезмерная увлеченность собственной речью. Мы часто не замечаем, как увлекаемся разговорами только о себе и своих проблемах в общении с нашим партнером. Мы рассказываем обо всем, что нас волнует в нашей жизни, не давая собеседнику вставить в нашу речь ни слова. При возникновении такой ситуации, человек, которому не дают сказать даже слова, теряет всякий интерес к «однобокому» разговору. В результате чего может возникнуть конфликтная ситуация и результативность такого общения будет равна нулю;
- Пассивное поведение. Общение - это процесс, который требует уделять внимание тому, о чем идет речь, увеличивать сосредоточенность на предмете разговора. Эффективного общения не произойдет, если с обеих сторон будет отсутствовать активное участие в разговоре;
- Чрезмерная застенчивость - многие люди испытывают неловкость от того, что им приходится о чем-то просить, будто они хотят больше, чем заслужили. Инициатива в итоге может оказаться у собеседника.
- Необоснованное перебивание. Наверное, каждый из нас знает, как тяжело общаться с человеком, который постоянно вас перебивает и не дает высказать свою мысль. Без необходимости перебивают своих собеседников чаще всего люди, занимающие более высокое положение: учителя, родители, начальники. Женщины перебивают мужчин реже, чем мужчины женщин. В подобной ситуации общение превращается в борьбу собеседников за господство друг над другом. Побеждает здесь сильнейший, но вряд ли выигрывает, ведь побежденный всегда старается восстановить свою позицию;
- Бесповоротно сложившееся мнение;
- Поглощенность собой, своими заботами и переживаниями;
- Сверхэмоциональная реакция;
- Низкая культура общения;
- Склонность к оценочным суждениям. Одной из причин неэффективного общения является склонность людей к оценивающим суждениям, одобрению или неодобрению мыслей или действий других. Многие предпочитают приказывать, советовать, предупреждать, читать мораль. Часто суждения подобного рода субъективны и, что еще хуже поверхностны и незрелы;
- «Скрытая повестка дня». Возникает в результате наличия у одного из партнеров глубинного, скрытого интереса, неясного его собеседнику. Приводимая информация может казаться не связанной с делом и остаться непонятой. Общение здесь, как правило, затруднено и вызывает напряжение;
- Снисходительность к собеседнику;
- Невнимание к собеседнику, игнорирование его мнения;
- «Ленивые вопросы». К таким вопросам относятся вопросы типа «Ну и что?», «Дальше что?», «Ну и что ты хочешь этим сказать?». Независимо от вас такие вопросы дают, понять собеседнику, что вы не слишком расположены разговаривать с ним. Вы этого, возможно, не желали, однако данная манера общения способна отбить у вашего собеседника какое-либо желание взаимодействовать с вами.
Социальные и правовые барьеры. Данные барьеры могут возникнуть в результате несоответствия социальных статусов собеседников, материального положения, положения в обществе, несоответствия возраста партнеров по общению. Следствием всего этого является несовпадение интересов собеседников. Человек, имеющий социальный статус выше, чем у его партнера, будет разговаривать с ним снисходительным тоном, задавать так называемые «ленивые вопросы», не слишком расположен воспринимать критику и замечания более молодого собеседника.
Правовые барьеры возникают в случае наличия некоторых противоречий между нормативными актами различных регионов и стран. Собеседники при подготовке к деловой встрече обязательно должны ознакомиться с существующими нормативными актами противоположной стороны по интересующему их вопросу. Незнание и недостаточное владение информацией приводит к мысли о недостаточной подготовке и не заинтересованности в результатах переговоров /8/.
Итак, мы рассмотрели несколько классификаций видов барьеров общения и можем сделать вывод о том, что в мире существует столько трудностей, возникающих при общении, сколько есть на свете людей. Каждый человек по-своему уникален, обладает собственным характером, темпераментом, и к каждому требуется свой особенный подход. Одни люди слишком чувствительны и восприимчивы ко всему, что им говорят, другие - слишком увлечены собой, третьи невнимательны или, к примеру, застенчивы. Чтобы найти общий язык с каждым из нас необходимо приложить немало усилий - войти в положение собеседника, научится быть внимательными, улучшать и развивать свои навыки общения. Только при условии, что каждый из нас начнет работать над собой, появится возможность научиться избегать тех барьеров, которые могут возникнуть при коммуникации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обзор литературы по заявленной проблематике позволил сделать ряд и выводов и рекомендаций.
Рассмотрев приведенные выше виды барьеров, выделяемые разными авторами, мы видим, что они в чем-то различны, а в чем-то – одинаковы. Но мы точно можем сказать, что объединяет их именно то, что все эти барьеры возникают именно по нашей вине, по вине человека.
Общение с собеседником зависит от нашего поведения, от нашего настроения, от нашего психического и физического здоровья, от нашей культуры речи. И именно от нас зависит то, каким будет исход у нашего контакта с собеседником. Да, существует множество факторов, не зависящих от нас, которые мы не контролируем, но есть и то, над чем нам необходимо работать. Например, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо, научится слушать человека и не перебивать его речь, не заострять все внимание только вокруг своих личных проблем, отказаться от привычки общения при помощи так называемых «ленивых вопросов». Ведь все это мешает нам нормально общаться с нашими друзьями, родственниками, коллегами. Именно из-за этого зачастую происходят конфликты. В настоящее время люди зациклены только на себе, на своей карьере, на своих интересах. Мы разучились слушать, мы не умеем сопереживать. Мы забываем о том, что кому-то нужна поддержка, в виде разговора «по душам». Мы не сумеем преодолеть барьеры, возникающие при общении, если не начнем работать над собой. А это немаловажная задача каждого человека. Ведь от того, как складываются наши взаимоотношения с другими людьми, во многом зависит продуктивность тех сфер деятельности, которые общение как бы обслуживает, будь то работа, учеба, семья и т.д.
В качестве рекомендаций можно привести различные приемы, способствующие преодолению барьеров, возникающих при общении и повышению эффективности этого общения. Назовем некоторые из них.
Приём «имя собственное». Здесь, для более эффективного общения с вашим партнером автор предлагает произносить вслух имя-отчество вашего собеседника. Этим вы покажете внимание к данному человеку, что будет способствовать его утверждению как личности, вызовет у него чувство удовлетворения и будет сопровождаться положительными эмоциями, тем самым формируя его расположение к вам.
Приём «зеркало отношений». Данный прием состоит в вашей доброй улыбке и приятном выражении лица. Эти слагаемые будут свидетельствовать о том, что вы - друг. А, как известно, друг - это защитник и сторонник. Благодаря этому чувству у вашего собеседника возникнет чувство защищенности, и он будет расположен к общению с вами.
Приём «золотые слова» предлагает вам во время вашего общения с собеседником высказывать комплименты в его адрес, что будет способствовать его расположению к вам. У вашего партнера по общению будут формироваться положительные эмоции, а это значит, что и он будет чувствовать себя при общении более или менее раскованно.
Приём «терпеливый слушатель». Каждому человеку приятно, когда его слушают во время разговора. Чем больше вы умеете слушать, тем больше у вашего собеседника образуется положительных эмоций, создается доверительное расположение и появляется желание общаться с вами.
Приём «личная жизнь». Данный прием предлагает нам привлекать наше внимание к увлечениям вашего партнера в общении. Это способствует образованию положительных эмоций и повышает его расположенность общаться с вами /7/.
М.А. Измайлова в своем учебнике предлагает следующие правила, для предотвращения возникновения барьеров при общении /2/:
1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
3. Иметь чувство собственного достоинства.
4. Уметь контролировать себя в общении.
5. Строить свое поведение так, чтобы оно уменьшало или устраняло барьер.
И если мы начнем хотя бы изредка придерживаться этих правил, мы потихоньку научимся правильно вести себя при разговоре с нашими собеседниками, избегать конфликтных ситуаций, перестанем отдаляться друг от друга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе [текст]: Кн. для учащихся / Е.С.Жариков, Е.Л.Крушельницкий. – М.: Просвещение, 1991. – 224с.
Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. – 252с.
Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [текст]: Учебное пособие / Г.Г.Камардина. – Ульяновск, 2000. – 52с.
Крылов А.А. Психология [текст]: Учебник (2-е издание) / А.А.Крылов. – М.: Изд-во «Проспект», 2005. – 495с.
Крысько В.Г. Социальная психология [текст]: Курс лекций / В.Г.Крысько. -3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352с.
Панфилова А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368с.
Попова Л.Л. Современные технологии общения [текст]: Учебное пособие / Л.Л.Попова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 180с.
Ракей И.Р. Основы делового общения [текст]: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / И.Р.Ракей. Мн.: МГВРК, 2007. – 176с.
Реан А.А. Психология и педагогика [текст]: Учебное пособие / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432с.
Сердюк И.И. Социальная психология [текст]: Учебно-методическое пособие / И.И.Сердюк. – Краснодар, КубГУ, 2012. – 136с.