ОБСЕ было создано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.
Однако ОБСЕ не в полной мере оправдала ожидания. ОБСЕ так и не смогла стать главенствующей общеевропейской структурой по вопросам безопасности, стержневым элементом региональных процессов в этой области, формирующим деятельность других участников и европейских государств. Фактически, урегулирование основных кризисов, разразившихся в Европе после распада Югославии, осуществлялось помимо нее. ОБСЕ уступила эту роль ООН, ЕС и НАТО, которые попросту отодвигают ее в сторону.
Так же наблюдается значительное смещение приоритетов ОБСЕ от укрепления общеевропейской безопасности в сторону сугубо гуманитарных вопросов, которое в какой-то мере противоречит первоначальной логике создания ОБСЕ, даже несмотря на провозглашенный «широкий» подход к вопросам безопасности. В гуманитарной области основные усилия ОБСЕ сосредотачиваются на строительстве демократических институтов и мониторинге вопросов защиты прав человека.
Политика США и ведущих стран НАТО тормозит работу ОБСЕ в области обеспечения военной безопасности.
Помимо вышеупомянутых, существует еще масса проблем в работе ОБСЕ:
ОБСЕ недостает условий для формирования эффективного сообщества безопасности. Она охватывает демократические и авторитарные государства и простирается от современных, богатых западноевропейских и североамериканских обществ до бедных, традиционных обществ Центральной Азии. В этой зоне отсутствуют гомогенность, общие ценности и многосторонние, интенсивные контакты, чnо требуют сообщество безопасности. И в скором будущем ничего не изменится.
Недееспособность ОБСЕ в качестве системы коллективной безопасности. Хотя она может с помощью своих механизмов урегулирования кризисов и вопреки воле какой-нибудь страны расследовать ее действия, ставящие под угрозу мир, или нарушение устава ОБСЕ на ее территории, но как только речь заходит о принятии конкретных мер, все 57 члена, включая заинтересованное государство, должны дать на это свое согласие.
НАТО и ЕС опережают ОБСЕ в военном и экономическом содействии по вопросам безопасности.
Указанные недостатки в структуре и работе ОБСЕ, а так же серьезные изменения ситуации в Европе и мире в целом после событий 11 сентября 2001 г. вновь поставили на повестку дня вопрос о реформе деятельности ОБСЕ. Еще одна причина для реформы – неисполнение должным образом государствами-участниками основополагающих документов ОБСЕ: Хельсинский Заключительный акт (1975 г.), Парижская хартия для новой Европы (1990 г.), Хартия европейской безопасности (1999 г.).
Также малоэффективна деятельность и «полевых миссий» ОБСЕ, которые в основном сосредоточены на вопросах мониторинга и строительства демократических институтов, в то время как их мандаты предусматривают оказание помощи и содействие властям принимающего государства практически по всему спектру деятельности ОБСЕ. Вместо этого руководство «полевых миссий» в большинстве случаев ограничивается лишь критикой внутренней политики стран пребывания.
Таким образом, все перечисленные проблемы относятся и к деятельности ОБСЕ на Украине. Но помимо этого присутствуют и другие изъяны. В частности отсутствие объективности и полноты освящения событий. Из поля зрения наблюдателей ОБСЕ по сути выпадают использование Украинской стороной военной авиации и тяжелых вооружений, а так же запрещенных боеприпасов против мирного населения, многочисленных нарушениях прав человека и разрушения гражданских объектов. Практически отсутствует информация о тысячном потоке беженцев, которые устремились в Россию.
Во многом все это связано с тем, что в ОБСЕ входят все стороны конфликта: страны запада и Украина с одной стороны и Россия с другой. Так, конфликт Запада с Россией накладывает сильный отпечаток на деятельность ОБСЕ в украинском конфликте. Большинство стран-членов ОБСЕ, не заинтересованы в широком освещении событий на Украине, так как это может навредить интересам этих стран.
Но при всех недостатках и проблемах в деятельности ОБСЕ на Украине, присутствие данной организации в зоне конфликта положительно сказывается на течении этого конфликта. Так или иначе, присутствие ОБСЕ сковывает противоборствующие стороны на востоке Украины, не позволяя ими открыто применять свои ВС, что в какой-то мере стабилизирует ситуацию. Так же ОБСЕ является по сути мостом между сторонами конфликта, что способствует оперативности предотвращения нежелательных ситуаций.