УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТЕАТРАХ РОССИИ И МИРА». - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТЕАТРАХ РОССИИ И МИРА».

Летнева Т.А. 1
1Шуйcкий филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современном деловом мире, более чем в какие-либо исторические эпохи, единственном постоянным фактором являются перемены.

Перемены, происходящие в России, предопределяют объектную модернизацию школы как ведущего элемента образовательной системы. Изменения, которые начинают происходить в современных условиях, проявляются, в частности, в следующем:

- образование рассматривается как процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства. Исходная приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией;

- государство перестает давать жесткие и практически невыполнимые социальные заказы («всестороннего и гармонического развития личности» и др.), но устанавливает четкие образовательные стандарты;

- новые принципы государственной политики России в сфере образования подтверждают гуманистическую и демократическую ориентацию школ и вузов, их автономию;

- провозглашен плюрализм образовательных систем;

- системы образования призваны удовлетворять различные образовательные потребности населения.

Современная школа как социально-педагогическая система, пройдя первую ступень модернизации обучения и воспитания (программы, учебники, курсы по выбору), достигла второй ступени – ступени качественного перехода педагогического процесса на уровень технологии.

Современные тенденции литературного образования дают возможность обучающимся не только самим наметить траекторию образования в средней общеобразовательной школе, но и выбрать учебную программу, связанную с профилем обучения или интересами ученика. Учительство Российской Федерации разрабатывает и предлагает учащимся различные элективные курсы, общеобразовательные программы курсов по выбору, в том числе гуманитарной направленности.

В связи с этим разработка учебно-методического проекта на тему «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира» является актуальной. Помощь в разработке проекта могут оказать пособия «Элективные курсы гуманистической направленности», методические разработки элективного курса учителей-словесников «Экранизация произведений русской классики», « Русская классика на сцене театра» и др.

Объект исследования – проектная деятельность учащихся средней школы.

Предмет исследования – методическая разработка проекта по теме «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира» в старших классах средней школы;

Гипотеза: проектная деятельность старшеклассников будет результативной, если учитывать интересы обучающихся в сфере литературы и культуры в целом, если осуществлять проектную деятельность поэтапно, если четко представить результат совместной деятельности, если поставить четкую цель деятельности, осуществить ее и подвести итоги совместной деятельности.

Цель курсовой работы: методическая разработка проекта по теме «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира» в старших классах средней школы;

Задачи, реализующие поставленную цель, следующие:

- раскрыть особенности проектной деятельности старшеклассников;

- разработать этапы выполнения проекта;

- обработать результаты коллективной и индивидуальной проектной деятельности;

- обобщить материал по теме курсового сочинения;

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме; наблюдение; сравнение; обобщение; разработка проекта по теме «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира».

Глава 1. Технология проектной деятельности

1.1. Проектная деятельность как направление личностно-ориентированного обучения

Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.

Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения. [14; 92]

Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности на уроках литературы.

Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:

1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).

2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).

3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).

Базой комплекса личностно – ориентированного обучения признаются задача, диалог, имитационная игра. Формами учебной деятельности школьников на уроках литературы в данном обучении выступают групповая работа, учебная дискуссия, ролевая игра.

Как указано в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Термин «проектирование» определяется как деятельность, переомысливание того, что должно быть. [15]

Учебный проект на уроках литературы – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.

Организуя групповую работу детей над проектом на уроках литературы, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формируют ключевые, базовые компетентности в ходе выполнения проекта. Это такие учебные мыслительные действия, операции : осмысление исходных данных, поиск, сбор информации, анализ, « мозговой штурм», представление, передача информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместная деятельность, рефлексию, самообучение, защита проекта и др.

Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. [10; 163]

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Изучение видов проектов позволяет осмыслить сущность деятельности и наметить конкретные этапы работы.

1. Монопредметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.

2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3.Надпредметный проект – вне предметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования. [6; 88]

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.

В связи с этим проект по теме « Произведения русской классики на сценах театров России и мира» - многосторонний процесс.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».

Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

1.2. Последовательность работы над проектом на уроках литературы.

Один из вариантов последовательности работы над проектом на уроках литературы предложен Советовой Е.В:

I этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться зоне ближайшего развития учащихся. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

II этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

III этап. Исследование (осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.

Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учителя их подготовили к овладению методами и технологиями, используемыми в самостоятельной работе. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы.

IV этап. Представление результатов исследования, отчет. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт в тезисах и докладах, журналистский отчёт – резюме для публикаций в прессе и т.д. Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта. На этапе презентации важно: научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. [3; 20]

Деятельность учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом представлена в таблице 1. (см. Приложение)

1.3. Условиями успешности проектной деятельности на уроках литературы.

Условиями успешности проектной деятельности на уроках литературы являются:

1. Чёткость и конкретность постановки цели проекта;

2. Определение планируемых результатов;

3. Констатация исходных данных.

Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценкой результатов проектирования. [5; 17]

И.Д. Чечель, доктор педагогических наук, изучая материал опыта проектной деятельности учащихся в лицее Нидерландов, отмечает некоторые интересные организационные аспекты, которые можно применять и в отечественных школах:

Два раза в год в образовательном учреждении объявляется «проектная неделя». При этом отменяются все уроки, а учащиеся работают только над проектами. К этому моменту у них существуют уже определённые «наработки». [7; 92]

При проектировании самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». На консультациях учителю нужно только отвечать на возникающие у ребят вопросы (а их в ходе проектирования учащиеся только учатся ставить).

В основе проектирования на уроках литературы лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределённостью, его нужно организовать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

1. Постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

2. Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

3. Осуществление и аргументация выбора;

4. Осознание последствий выбора;

5. Совершенствование самостоятельных действий (без подсказки взрослого);

6. Сравнение полученного с задуманным, требуемым;

7. Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов;

8. Оценка процесса (самой деятельности) и результаты проектирования.

Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектом, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:

1. Умение работать в коллективе.

2. Умение брать ответственность за выбор, решение и т.п.

3. Умение разделять ответственность.

4. Умение анализировать результаты деятельности.

5. Способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела). [15]

При выполнении проекта учащимися меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределённости активизирует познавательную деятельность учащихся. [8; 44]

Конечно, учителю трудно работать с активными «почемучками». И сегодня далеко не каждый педагог профессионально готов к принятию метода исследовательских проектов в свой арсенал педагогических технологий.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При методах проекта происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная система: «Это верно, а это – не верно» («плохо» и т.п.). Школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, или никто не может говорить, как и что необходимо делать.

Задача педагога заключается в том, что бы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: «выбора» темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая) на основе сформировавшегося у ученика «интереса» до рефлексии по поводу полученных результатов. [1; 33]

Оценивание: начинающий руководитель должен записывать очень краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это поможет быть объективными на самой защите проектов. К оценке предъявляется сам проект в виде макета, видео ролика и т.д., поэтому учителю нужно наблюдать и записывать деятельность учащихся во время выполнения проекта. Оценивается не объём освоенной информации («что изучено»), а применение этого массива в деятельности («как применено») для достижения поставленной цели.

Пятибалльная оценка для этого не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, сама процедура защиты проекта и его оформление. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и даже сам проектант.

Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, т.к. личный вклад каждого в общий проект может быть различным. [13; 54]

Деятельность учащихся на уроках литературы может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Реальные работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознавать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающие способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования на уроках литературы, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий учащихся, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные:

1. Выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

2. Понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или её частей;

3. Планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развёрнутый ответ по схеме – я хотел бы….;

4. Планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств. Составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

5. Выполнение обобщённого алгоритма проектирования;

6. Внесение коррективов в ранее принятые решения;

7. Конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная

информация, оснащение и т.п.);

8. Выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

9. Поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;

10. Составление схемы необходимых расчётов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;

11. Оценивание результата по достижению планируемого, по объёму и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

12. Оценивание проектов, выполненных другими;

13. Понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов;

14. Конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;

15. Расшифровывание замысла, идеи, решений проектировщика по «посланию», которым является готовое изделие, появившееся на рынке.

16. Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:

17. Создать мотивацию;

18. Создать образовательную среду;

19. Определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

20. Уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

21. Организовать работу (в малых группах, индивидуально)

22. Консультировать (по методу убывающих подсказок);

23. Иметь критерии объективной оценки. [10; 77]

При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, т.к. темы проектов варьируются в широком диапазоне различных областей знаний. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь её решения, определить продуманную последовательность шагов по реализации решения, принятого самим учащимся (это обязательно!).

Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно лёгким, не чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся. [14; 100]

Глава 2. Проект по литературе «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира»

2.1. Разработка проекта по литературе «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект по литературе «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира» предназначен для учащихся

10-11 классов общеобразовательных учреждений. Главная его цель

заключается в приобщении учащихся к сценическому искусству.

Своеобразие и эмоциональное воздействие театра как вида искусства

определяет конкретные задачи преподавания данного проекта в школе:

- создавая условия для живого общения старшеклассников с шедеврами

мирового и русского драматического искусства не только во время

классных занятий, но и во внеклассной и внешкольной деятельности,

обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая

художественным опытом поколений, помочь молодым людям определить их

место в жизни, увидеть бесконечные возможности эстетического

самоусовершенствования;

- развивать у всех учеников понимание театрального искусства,

способность быть образованным зрителем, т.е. способность и стремление

повышать восприятие театральной культуры в течение всей жизни; научить

отличать подлинные сценические произведения, обладающие высоким

идейно-художественным потенциалом, от низкопробных, коммерческих,

спекулятивных поделок;

- раскрыть перед учениками наиболее важные закономерности

сложного процесса развития театральной культуры, роль театра в жизни

людей, помочь им овладеть языком сценического искусства.

Все это позволит решать важные задачи духовного развития личности:

- воспитывать любовь к театральному искусству, способность

наслаждаться спектаклем, испытывать чувство радости от общения с

прекрасным;

- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих

отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности, воспитывать

нетерпимость к антиэстетическому, безобразность во всех его проявлениях;

- развивать у школьников воображение, творческие способности,

стремление к художественному самообразованию.

Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов ориентировано на

приобретение определенной системы знаний о театре как виде искусства.

Процесс накопления знаний о театральном искусстве должен быть

неразрывно связан с формированием у юных зрителей умений и навыков

анализа спектакля в единстве его идейно-воспитательнй и эстетической функций, в воспитании у школьников способностей к самостоятельной

оценки театральных постановок.

Цель проекта: Познакомить учащихся со сценическим воплощением русской литературы в театрах России и мира.

Задачи:

Развивающие:

- развивать креативные способности, умение проектировать;

- развивать навыки работы в группе, дружелюбность, ответственность и взаимовыручку;

Образовательные:

- активизировать изученный материал по пройденным классическим произведениям;

- углубить полученные знания об авторах изученных произведений, их своеобразии, отличительных чертах;

- интеграция фактических знаний о проектной деятельности;

Воспитательные:

- учить уважать культуру России и культурное наследие;

- развивать чувство прекрасного;

- формировать любовь к искусству, русской классике;

Тип проекта – практико-ориентированный, монопроект, внутренний, групповой, средней продолжительности.

Средняя продолжительность – 1,5 – 2 месяца.

Информационно-техническое обеспечение: компьютерный класс, компьютеры с доступом к сети Интернет, сканер, принтер, канцтовары, учебная и учебно-методическая литература, мультимедийный проектор.

Проект рассчитан на 8 занятий.

Алгоритм проведения:

1. Вводное занятие по театрам.

2. Разделить класс на группы. В каждую группу должны входить «мыслитель», «исполнитель», «наблюдатель», соответственно высокий уровень, средний и слабый.

3. Поставить задачу и раздать технологические карты.

4. Организовать поездки в театр.

5. Работа учащихся в группах.

6. Предзащита.

7. Презентация работ.

8. Обсуждение проекта, подведение итогов.

9. Выставка стенгазет.

Ожидаемый результат:

1. Учащиеся должны интегрировать фактические знания о русских классических произведениях.

2. Углубить полученные знания об авторах изученных произведений, их своеобразии, отличительных чертах.

3. Активизировать изученный материал.

4. Формировать любовь к искусству, русским классикам, театру.

5. Развивать навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом.

6. Научить распределять обязанности по силам, работать в группах.

7. Развить умения, систематизировать и обобщить пройденный материал, составлять сравнительные характеристики.

8. Уметь, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Power Point подготовить презентацию, реферат, доклад.

Возможности развития:

Использование собранного материала для работы на внеклассных мероприятиях, посвященных русской классике, на уроках литературы и русского языка.

Материалы для учеников.

Технологическая карта для учащихся.

Группа 1. «Эксперты»

Вашей группе необходимо составить таблицу самых известных актеров театра, играющих в русских классических пьесах, их известнейших ролях, фактах из жизни.

Задания:

1. Проанализировать актеров по следующим аспектам:

Актер – исполнитель роли, предложенной драматургом и режиссером,и ее толкователь, создатель сценического образа. Личность актера – художника и гражданина. Образные средства и материал актерского искусства; особенности творческой работы актера; связь с жизнью.

Актер как создатель художественного образа. Выражение гражданской

и моральной позиции актера, его мировоззренческих принципов в работе над

ролью и спектаклем. Талант и работа, творческая индивидуальность актера и

его сотворчество с режиссером.

2. Скачать необходимую информацию, найти в учебной литературе, обобщить ее и систематизировать.

3. Выделить нужную вам информацию.

4. На основе данной информации составить таблицы в Microsoft Word.

Группа 2. «Агитаторы»

Вашей группе необходимо составить листовки на тему : «Вся жизнь – игра. Все люди в ней – актеры» (Шекспир)

Задания:

1. Уделить особенное внимание следующим аспектам: театр как источник духовного обогащения, воспитания моральных

качеств и эстетических вкусов людей. Умение быть зрителем, культура

восприятия сценического произведения. Зритель разных исторических эпох и стран, обусловленность восприятия и оценки спектакля классовым сословным положением зрителя, уровнем развития художественного вкуса.

Художественное восприятие спектакля.

2. Скачать необходимую информацию, обобщить и систематизировать ее.

3. Выявить наиболее важные, емкие и интересные факты, рисунки, фото.

4. Составить две листовки, используя программу Microsoft Office Publisher или Word.

5. Распространить листовки среди учащихся школы и местных жителей.

Группа 3. «Режиссеры-1»

Вашей группе необходимо сделать презентацию на тему «Специфика драматического театра».

Задание:

1. Отразить следующие аспекты: театр как искусство синтетическое и коллективное (драматург, режиссер, актер, художник, композитор, хореограф; создатели декораций, костюмов, реквизита; художник по свету, звукотехник и др.). Наличие мизансцены, света, цвета, пространственно-художественного решения, сценической детали; музыка в драматическом спектакле. Сценическая условность – важнейшая компонента театральной постановки. Взаимоотношение театра с кино, музыкой, хореографией,

изобразительным искусством, телевидением, литературой и их взаимовлияние. Пьеса как произведение литературы, предназначенная для сцены. Книга – инсценировка – спектакль: общее и отличительное.

2. Скачать необходимую вам информацию, изучив дополнительную литературу, обобщить и систематизировать ее.

3. Выбрать наиболее интересный материал.

4. Сделать презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point.

Группа 4. «Режиссеры-2»

Вашей группе необходимо сделать презентацию на тему «Режиссер драматического театра».

Задание:

1. Отразить следующие вопросы: режиссура как основная область сценического искусства. Ведущая,определяющая роль режиссера в современном театре. Режиссерский и актерский театр. Роль режиссера в истолковании пьесы и ее сценическом воплощении. Закономерность разных сценических трактовок одной и той же пьесы. Особая роль режиссера в создании спектакля как целостного художественного произведения. Понятие о сценическом ансамбле. Сверхзадача спектакля. Развитие понятия об условности в театре.

2. Скачать необходимую вам информацию, обобщить и систематизировать ее.

3. Выбрать наиболее интересный материал.

4. Сделать презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point.

Группа 5. «Артисты»

Вашей группе необходимо составить сценку на тему «Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Александр Иванович Герцен

Задания:

1. Найти в Интернете сайты по заданной теме.

2. Скачать необходимую вам информацию, обобщить и систематизировать ее.

3. Определить сюжет сценки.

4. Подготовить сценку к показу.

Группа 6. «Частное сыскное агентство»

Вашей группе необходимо сделать анализ отношения учащихся среднего и старшего звена к театру и русской классике.

Задания:

1. Организовать сбор материала через опрос и анкетирование.

2. Систематизировать полученный материал.

3. Выполнить доклад-анализ, используя Microsoft Office Word

2.2.План реализации проекта «Сценическое воплощение произведений русской литературы в театрах России и мира»

Если обобщить проделанную работу и собранный материал, можно представить материал для учителя по организации проектной деятельности следующим образом.

Действия, мероприятия

Сроки выполнения

Обеспеч.

Результат мероприятия

Введение. Цели и задачи курса

Возникновение сценического искусства. Театр как один из самых древних

видов искусства. Народные истоки театра, игровая природа театрального

искусства

1-е занятие

Кабинет, презентация, мультимедийный экран, проектор

Формирование знаний о театре, истоках.

2. Обсуждение темы и цели проекта, задач, путей решения; распределение заданий по группам

2-е занятие

кабинет

Составление плана работы над проектом

3. Организовать просмотр следующих экранизаций:

- А. Н. Островский. «Гроза. Драма».Постановка В.Петрова. В ролях: В.Массалитинова, И.Чувелев, М.Царев, М.Жаров, М.Тарханов и др. Производство киностудии «Союзфильм», 1933 г. Продолжительность 79 мин, как представитель 60-х годов;

- Л. Н. Толстой. «Анна Каренина». Сцены из романа.Спектакль МХАТ им. М.Горького. Постановка В.Немировича–Данченко и В.Сахновского. В ролях: А.Тарасова, С.Соснин, П.Массальский и др. Производство киностудии «Мосфильм», 1953 г. Продолжительность 156 мин, как представитель второго десятилетия 20 века;

- М. Горький, «На дне». Пьеса.Спектакль МХАТ им. М.Горького. Постановка К.С.Станиславского и В.И.Немировича–Данченко. В ролях: И.Раевский, Ф.Шевченко, П.Массальский, А.Грибов и др. Производство киностудии «Мосфильм», 1952 г. Продолжительность 152 мин., как представитель начала 20 века.

3-е, 4-е, 5-е занятие

Аппаратура для просмотра видеофильмов

Возможность каждого учащегося увидеть актерскую игру, декорации, соприкоснуться с искусством

4. Работа в группах над проблемой, составление списка необходимого оборудования, плана-графика использования компьютерного класса. Подготовить необходимые книги и электронный материал. Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним

6-е занятие

Кабинет, компьютерный класс

План действий каждого члена группы, список, график, инструкция

5. Проведение консультаций со школьниками – участниками проекта. Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

ежедневно

график, кабинет

ежедневные консультации, критерии оценок

6. Купить необходимые принадлежности, призы участникам проекта. Пригласить на презентацию учителей и родителей.

в течение всей работы

деньги, пригласительные билеты

призы

7. Просмотреть собранный материал, дать рекомендации по дальнейшей работе

ежедневно

компьютер

контроль выполняемой работы

8. Предзащита

7-е занятие

компьютерный класс, мультимедийная доска, аудио-сопровождение

Исправление ошибок

9. Провести презентацию проекта

8-е занятие

компьютерный класс, экран, аудиосопровождение

презентация

10. Оценить проведенную работу и выставить оценки

после презентации

кабинет

оценки

11. Разослать благодарность всем, кто помогал в проведении проектов

после презентации

кабинет

призы, благодарственные письма

12. Обсудить итоги проекта, выделить сильны и слабые стороны, подвести итог проделанной работы

8-е занятие

кабинет, канцтовары

итоги, оформление стенгазет

Содержание элективного курса:

1. А.Островский « Гроза»

2. М.Горький « На дне»

3. Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»

Заключение

В современном обществе проектированиевсе шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности (архитектура и строительство, машиностроение, технологические процессы, экология и пр). В конце ХХ века начали складываться самостоятельные направления проектирования, том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоубизнесе, социо-культурной деятельности, образовании, в частности, литературном образовании и др.

В каждодневных ситуациях, в обычной жизни и в учебной деятельности учащимся приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Решить ситуацию, учебную задачу помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Проектирование помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проб лемы оптимальным, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безвредность для человека и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности. Человек, принимающий решение, промысливает ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые затрагиваются при принятии решения. Чтобы принять ответственное решение, какие сценические воплощения русской классики изучать на элективном курсе, необходимо продумать именно те проблемы, которые затрагиваются в спектаклях, насколько они привлекают учащихся этого возраста.

В ходе разработки проекта найденный материал в Интернете подвергался систематизации, определялось место в элективном курсе.

Использование проектной деятельности в обучении, в создании элективного курса, как убеждает проведенное исследование, дает качественные результаты, возможность реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем и учащимися.

Список использованной литературы.

1. Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35

2. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35

3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.

4. Владимирская О.Д. Самообразование: пять шагов. НОУ «Экспресс». Санкт-Петербург.2006.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.

6. Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса// Вестник ЛОИРО. - №3.

7. Миронычева В.Ф. Метод проектов на уроках литературы //Школьные технологии.2003..№6.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

9. Обухов А.С. Эффективность применения проектов и исследовательская деятельность в обучении / Школьные технологии.2005.№ 5.

10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.

11. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6

12. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12.

13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

14. Советова Е.С. Эффективные образовательные технологии. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ. 2007.

15. http://festival.1september. ru/

Приложение 1

Таблица 1 «Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта»

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подготовительный

Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Обсуждает предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели

2. Планирование, организация деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах

Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе

3. Исследование (осуществление деятельности)

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации

Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации

4. Представление, отчёт, презентация проекта

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта

Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок

40

Просмотров работы: 3258