МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

Курилова Н.А. 1, Лепешкина Е.В. 1
1МОУ СОШ № 6 г. Новодвинск, Архангельская область
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема развития личности остро встает на всех этапах обучения школьника, и в частности на этапе начального обучения. Многочисленные наблюдения педагогов, исследователей и психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.[1]

Ключевые характеристики ФГОС

  • Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Стандарта состоит в его принципиальной ориентированности на образовательный результат, причем на результат нового типа.

  • Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планируются в школе и личностным развитием, которое не подлежит диагностике, была выделена такая группа достижений как метапредметные результаты.

Поэтому неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах, вводимых на первой ступени образования с 2011 года, наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметный подходэто увеличение эффективности работы детей.

Наши дети, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-, 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока школа не предъявила.

Говорят, что современная школа не учит смыслу и ценности жизни.

Метапредметный подход делает это не назидательно, а качественно, технологично.

Что делают метапредметы:

  • пытаются говорить о том, о чем современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни;

  • дают импульс для развития мышления и профессионализма самого педагога;

  • задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни.

Метапредметные результаты изучения физической культуры в школе:

  • умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через двигательную активность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу физического развития;

  • формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

Уроки эстетического цикла «…в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее…». Д.Б.Кабалевский

Предметам физической культуры в современном образовании отводится особая роль. На уроках необходимо развивать не только физические качества, но и творческие способности, формировать духовно – нравственные ценности.

Поиску инновационных методов обучения, развивающих творческий потенциал растущего человека на уроке и вне его, всегда уделялось особое внимание в многочисленных педагогических исследованиях педагогов. Решение данной проблемы возможно при создании гибкой интегрированной общеобразовательной системы. Создание такой системы, формирующей у ученика целостное восприятие картины мира, – главная цель большинства инновационных технологий.

Основы интегрированного обучения.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Цели и задачи заключаются в формировании творческой личности, а объединение материала разных предметов позволяет осуществить одну из главных мыслительных операций: перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Таблица 1  Оценка методик обучения в школе

Интегрированное обучение

Метапредметные результаты

В основе - целостное представление о мире.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Перенос знаний одного предмета в другие области и новые ситуации.

Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

Использование различных форм организации учебного процесса.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Повышение мотивации учения

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Установление межпредметных связей

Расширение кругозора обучающегося

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Таким образом, применяя технологию интегрированного обучения, мы в полной мере можем говорить о том, что работаем на достижение метапредметных результатов.

Педагогическими средствами реализации интегрированного подхода на уроках музыки является развитие творческого мышления, формирование опыта творческой деятельности, социокультурное моделирование, поиск и определение личностных смыслов.

Нужно отметить, что ни одна из физических способностей никогда не выступает для ребенка отдельно от другого и от жизни в целом, образующей культуру общества.

Физическая культура является самостоятельным, специфическим видом деятельности. Однако она не существует в изолированном пространстве, а проникает во многие сферы. На уроках литературного чтения дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, поступками людей, их спортивными достижениями с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в повседневной жизни и спорте.

Изучению спортивных умений и навыков помогают навыки счёта, приобретённые на уроках математики, а также полученные на уроках изобразительного искусства элементарные пространственные представления.

Введение в урок музыкальных произведений предполагает использование умений и навыков, получаемых на уроках музыки.

В процессе ознакомления учащихся с культурой народов ближнего и дальнего зарубежья (игры народов мира) рекомендуется использовать знания, приобретаемые школьниками на уроках географии.

Выполнение комплекса спортивных упражнений, с их последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых учащимися на уроках биологии. Это понятие о целостности организма человека и его частях. На уроках физической культуры совершенствуются умения самостоятельно использовать эти знания на практике.

Урок физической культуры предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности. Большую помощь в этом оказывают имеющиеся в учебно – методических комплексах учебники. Организуя на уроке работу с учебником, мы учим детей находить главное в тексте, составлять рассказы по картинам, отвечать на вопросы, составлять план ответа.

Задания исследовательского характера также служат достижению метапредметных результатов: поиск информации в различных дополнительных источниках, оформление и представление ее, публичное выступление с сообщениями.

Групповые и коллективные творческие задания на уроках физической культуры служат формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

В таком образовательном процессе учитель становится организатором продуктивно-творческой деятельности учащихся, режиссером их взаимодействия как с учебным материалом, так и друг с другом.

Психолого-педагогическими условиями организации такой деятельности являются доброжелательная позиция учителя, принятие и поддержка ученика.

Интегрированный урок музыки и физической культуры во втором классе «Весело. Грустно».

Интеграция уроков музыки и физической культуры поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков: снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышает познавательный интерес, служит развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти,способствует укреплению организма и развитию музыкальности.

Сценарий урока музыки и физической культуры. Урок закрепления знаний; урок – игра

Решаемые проблемы: Как музыка расскажет нам о жизни, какие настроения передает музыка в пьесах?

Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина ладовый контраст (мажор – минор).

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).

Понятия: основные средства музыкальной выразительности: лад, мажор и минор в музыке, как выразители весёлых и грустных настроений, контраст мажора и минора, двигательные навыки и умения их выполнять различными способами.

Предметные результаты:

Определять мажорное и минорное звучание музыкальных произведений;

Выявлять ладовый контраст; передавать в движении радостное настроение.

Универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные:

1.Использовать речь для регуляции своего действия.

2.Постановка и выполнение целей.

Познавательные:

1. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

3. Формирование устойчивого интереса к уроку через двигательные умения и навыки.

Коммуникативные:

1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной игровой деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2. Овладевать умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Личностные результаты:

1.Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, игре, танцу.

2. Расширение представлений школьников об опыте человечества.

3.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.

Содержание урока.

1.содержательно-целевой этап урока

Учитель музыки:

  • Попевка А. Лазарев «Музыка, здравствуй»

Постановка проблемы

  • Стихи «Мажор – Минор» (читают учащиеся)

  • Жили-были два соседа

  • Дон Мажор и Дон Минор,

  • И всегда у них беседа

  • Превращалась в жуткий спор.

  • Говорит Минор Мажору

  • С осужденьем и тоской:

  • «Разве можно без разбору

  • Веселиться день деньской?

  • Мне совсем не до улыбки,

  • Нужно поиграть на скрипке,

  • Подмести в квартире пол,

  • А затем накрыть на стол.»

  • Возразил Мажор Минору:

  • « Это все не для меня,

  • У меня веселый норов

  • И другой порядок дня.

  • Для начала поиграть,

  • Пообедать и поспать,

  • А затем опять игра

  • Не отпустит со двора!»

  • «Ты, лентяй!» - сказал Минор.

  • «Ты, слюнтяй!» - сказал Мажор.

  • От рассвета до заката

  • Длится этот разговор,

  • Помогите им ребята,

  • Разрешите этот спор.

  • Проблемный вопрос: Кто же прав?

  • Постановка цели.

2. Организационно-практический этап урока.

Учитель физической культуры. Беговая разминка (под музыку песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»). Ходьба (руки вперед, плечи опустить): на носках (шаг короткий); на пятках; на внутренней стороне стопы (руки за голову, локти в стороны, спина прямая). Бег: обычный (темп медленный, в колонне держать дистанцию); по «кочкам»; с поворотом по сигналу (прыжки с ноги на ногу); змейкой. Упражнения в движении: на носках, левая к плечу, правая в сторону; на пятках, левая к плечу, правая вверх; шаги галопа правым и левым боком через середину парами. Бег с прямыми ногами вперед, назад и в стороны.

Обычный бег змейкой; по диагонали. Ходьба, упражнения на восстановление дыхания, на каждый шаг смена положения рук. Подбородок приподнять. Руки на пояс. Руки через стороны вверх - вдох, через стороны вниз – выдох. Через центр в колонну по 2.

  • Зарядка: (проводят учащиеся класса)

Мы - веселые ребята.

Наше имя – медвежата.

Любим лазать и играть,

Любим прыгать и метать.

(Ходьба на носках, меняя положение рук)

Мишка по лесу пошел,

По тропинке вдаль забрел,

(Ходьба с высоким подъемом ног и хлопком под коленом)

Лапы дружно поднимает,

Чтоб кусты не поднимались.

Мишка шел, шел, шел,

(Ходьба шагом марша «поворотом на 180 градусов по сигналу)

К тихой речке подошел.

Сделал полный поворот,

Через речку пошел вброд.

Мишка плыл, плыл, плыл,

(Упражнение «Рыбка»)

И до берега доплыл.

Чтобы Мишке не хворать,

Надо шкуру согревать.

Мишка шел, шел, шел,

(Ходьба в полуприседе)

На лужайку пришел.

Он попрыгал на лужайке

(Прыжки на двух ногах)

Быстро, ловко, словно зайка.

Перед Мишкою бревно,

Надо лазать хорошо.

(Имитация лазания)

Впереди лежит сосна,

Ползет Мишка, как оса.

Мишка шел, шел, шел,

(Ходьба с выпадом)

И к болоту пришел.

Прыгать он уже умеет,

Прыгать будет он смелее.

(Подскоки)

Перед Мишкою кедрач.

Надо шишки собирать.

(Наклоны корпуса вниз, руками достать пол)

Мишка быстро побежал,

(Бег на месте)

На малинный след напал,

Поискал еще медок,

Да пчелки спрятались в дубок.

Проблемные вопросы:

  • В каком настроении изображены повадки медведя? Повадки каких животных можно изобразить в миноре? Об этом вы сейчас поговорить с учителем музыки.

Учитель музыки:

  • Беседа с учениками о повадках животных: кошка, цапля, змея, обезьяна. Пластическое интонирование: изображение животных в мажоре и миноре. Распевание. Работа над мелодией в песне «Зверобика». Пение.

Учитель физической культуры приглашает поиграть:

  • Подвижная игра: «У медведя во бору».

Релаксация (выполнение расслабляющих движений).

Падал лист осенний на ветру,

В лужах снова капли заблестели,

Я хочу, чтоб завтра, поутру,

Все плохое в жизни улетело.

Учитель музыки. Знакомство с музыкальным произведением Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», определение на слух, прослушивание произведений «Королевский марш львов», «Лебедь». Музыкальные загадки: определить на слух, изображенных музыкой животных.

Проблемные вопросы:

  • В каком году написаны пьесы? Похожи ли услышанные произведения?

Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют животных. Но похожи ли они? Как музыка расскажет нам о повадках животных? Вероятно, через чувства и настроения. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер животных, состояние природы и т.п. Какие же чувства передаёт музыка в каждой из предложенных пьес?

Музыкально-ритмические движения. Танец «Зверобика»

3. Контрольно-оценочный этап урока.

Письмо от Мюнхгаузена (закрепление пройденного материала, найди ошибки): «Здравствуйте, мои дорогие второклассники.Хочу поделиться с вами своими впечатлениями от увиденного. Пролетая однажды над страной Музыки на ядре, мне удалось познакомиться с Мажором и Минором. Минор спорил с Мажором о том, что он постоянно грустит и печалится. Больше всего меня восхитила музыка Камиля Сен-Санса, рассказывающая о красоте лесных деревьев, птицах, живущих в лесу. Меня поразил рост Минора и то, какой маленький, по сравнению с ним Мажор». Ваш барон Мюнхгаузен. [2]

Выводы. Интеграция в обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях, т.е. способствуют достижению метапредметных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1 (1-2 классы) – М.: Баласс, 2011.

2. Усачева В.О. Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 2 класс. – М.: Баласс, 2012.

Просмотров работы: 7037