СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сорокина М.Д. 1
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ф) Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коренные малочисленные народы переживают сегодня очень сложный, а некоторые народы критический этап в новейшей истории.

С одной стороны, разрабатываются и реализуются широкомасштабные промышленные проекты практически во всех государствах, связанные, в первую очередь, с новым освоением природных ресурсов и обусловленные экономическим развитием.

С другой стороны, идет небывалое колоссальное изъятие и сокращение территорий традиционного хозяйствования, священных мест, пастбищ, охотничьих и рыболовных участков коренных народов, которое, безусловно, окажет негативное воздействие на экономическую, культурную и духовную жизнь народов. Для некоторых, совсем малочисленных народов, это создаст реальную угрозу этническому существованию.

Проблемы компактно проживающих малочисленных народов, особенно в зонах сурового климата – проблема для всех государств. Обычно эти народы с большим трудом поддаются аккультурации, стремятся сохранить свой язык и культуру, в том числе, материальную культуру.

Кроме того, наступление цивилизации не всегда приводит к позитивным результатам. Происходит изменение климата, строятся дороги и большие объекты, что сокращает жизненное пространство для традиционного уклада жизни этих народов. Цивилизация принесла с собой ранее неизвестные малочисленным народам болезни, которые, в силу удаленности от медицинских центров, становятся очень опасными.

Все эти обстоятельства приводят к тому, что численность таких народов быстро сокращается, а некоторые народы близки к исчезновению. В результате почти перед всеми государствами, на территории которых проживают эти народы, стоит двойная задача: попытаться спасти их от исчезновения и помочь сохранить им самобытное культурное наследие.

Одной из причин проблемы коренного населения является отсутствие единой системы защиты их прав. Установление особых прав для представителей меньшинств необходимо, прежде всего, для обеспечения равноправия таких лиц в обществе, чтобы меньшинства могли пользоваться благами в государстве на равной основе с большинством населения государства, а также для сохранения тех особенностей, которые свойственны всем лицам, принадлежащих к меньшинствам. Международно-правовые нормы касающиеся меньшинств, как правило, признают целесообразность принятия действенных международных и внутригосударственных мер, направленных на устранение ущербного положения, в котором могут находиться представители меньшинств, и обеспечение равенства в обществе.

Проведение различий в правовом статусе, принятие мер направленных на защиту и развитие меньшинств или относящимся к ним индивидам является оправданным лишь в том случае, если это не ведет к дискриминации других граждан государства по отношению к меньшинствам.

Особые права меньшинств не рассматриваются в международном праве как привилегия, а как средство для обеспечения равенства в обществе и предупреждения дискриминации. Особые права позволяют в случае их продолжительного применения, сохранять самобытность меньшинств. Процесс обретения меньшинствами особого международно-правового статуса связывается с их возможностями сохранять культуру и традиции, пользоваться родным языком и исповедовать религию, принимать участие в политической и экономической жизни государства1.

В последние десятилетия права и интересы коренных народов во всем мире вновь стали привлекать широкое внимание общественности. Международное право, как один из важнейших факторов побуждает государства обновлять законодательство о коренных народах, расширяя их права. Независимо от того, присоединилось ли государство к той или иной конвенции или нет, правительство в демократическом государстве стремится соответствовать сформировавшимся международным стандартам, а коренные народы могут ссылаться на них, обосновывая свои претензии и апеллируя к общественному мнению. Что касается применения норм международного права, Перед внутригосударственными законодательными нормами приоритетом обладают те международные договоры РФ, которые в соответствии с установленным законодательством порядком ратифицированы и опубликованы. Именно ратификация придает международному договору РФ юридическую силу федерального закона и наделяет его свойствами приоритета по отношению к другим законам. Нератифицированные международные (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) договоры не обладают иерархическим приоритетом в случае возникновения коллизии между положениями закона и положениями вышеупомянутых договоров2.

В то же время, необходимо отметить, что отчуждение земель у коренных народов, начавшееся вместе с колонизацией, продолжается, и по сей день, просто в другой форме. Большинство коренных народов сохранили присущие им социальные, экономические, культурные и политические признаки, по которым они отличаются от других национальных групп. Опыт последнего столетия показал, что политика ассимиляции и интеграции, направленная на то, чтобы вовлечь эти группы в русло развития мирового сообщества, часто приводит к обратным результатам. Поэтому Организация Объединенных Наций и Международная Организация Труда признают, что защита прав коренных народов является важнейшим аспектом проблемы прав человека и законным основанием для обеспокоенности международной общественности. Все теории и практика расового, этнического, культурного или религиозного превосходства над коренными народами с правовой точки зрения преступны, морально осуждаются и социально несправедливы. При этом следует подчеркнуть следующие два обстоятельства: во-первых, в вышеизложенных правах коренных народов ничто не может быть интерпретировано таким образом, что государства, группа лиц или индивиды имели право на ущемление или уничтожение любых прав и свобод коренных народов; во-вторых, любой коренной народ не вправе осуществлять свое право в ущерб правам других народов соответствующего государства.

Особый подход в предоставлении специальных прав коренным народам и установление международно-правовых гарантий их защиты, как отмечали государства-участники Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, обусловлен уникальным вкладом коренных народов в развитие обществ, посредством многообразия самобытности и культуры этих народов.

На международном уровне интересы коренных народов отражены в таких нормативных актах, как: Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года3, Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике (вместе с «Докладом» принята в г. Нууке 16 сентября 1993 года)4, Конвенция МОТ № 107 Международной организации труда «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах»5 и Конвенция № 169 МОТ «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Принята в г. Женеве 27 июня 1989 года на 76-ой сессии Генеральной конференции)6. При этом, следует отметить, что Россией не ратифицированы такие важнейшие международные акты в сфере регулирования статуса коренных малочисленных народов как Конвенция МОТ № 107 Международной организации труда «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах» и Конвенция № 169 МОТ «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Принята в г. Женеве 27 июня 1989 года на 76-ой сессии Генеральной конференции). Не вступила в силу для России и Конвенция «Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам»7.

Целью данного исследования является анализ национального законодательства и правоприменительной практики в сфере судебной защиты прав коренных малочисленных народов с позиции международных норм и стандартов.

Право коренных малочисленных народов Российской Федерации на судебную защиту: общие положения и нормативное закрепление

Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации8.

Статьей 69 Конституции9 закреплены специфические права в отношении коренных малочисленных народов России, которые в дальнейшем нашли свое отражение в ряде федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. Коренные малочисленные народы на конституционном уровне выделены в особую категорию граждан и наделены особыми правами. Это обусловлено тем, что коренные малочисленные народы зависят от окружающей среды, от возможности осуществлять традиционное природопользование, основу которого, в зависимости от места проживания могут составлять охота, рыболовство, оленеводство или собирательство. Нарушение этих прав приводит к прекращению осуществления привычного образа жизни, а в некоторых случаях – и к невозможности дальнейшего существования. В связи с этим нельзя не согласиться, что для этих народов необходимо наличие особенных процедур по защите их прав.

Такие возможности предусмотрены как международными актами, так и российским законодательством. Наиболее известными международными актами является Декларация ООН о правах коренных народов10, гарантирующая право на доступ и быстрое разрешение в рамках справедливых процедур урегулирования конфликтов и споров, затем Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»11.

Частично, положения данных международных актов нашли отражение в российском законодательстве.

Право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов в России установлено Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»12. В нем указано, что при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральному и региональному законодательству. Таким образом, гарантируется возможность использования подобного рода традиций и обычаев коренных малочисленных народов в обосновании своей позиции, а также, помимо этого, допускается участие в процессе уполномоченных представителей этих народов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»13 предусматривает возможность обжалования общинами действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, ущемляющих права общин и их членов, а также возмещение убытков, причиненных общине в результате нанесения вреда окружающей среде.

Таким образом, в полной мере гарантируется право коренным малочисленным народам на обращение в суд, а также предусматриваются дополнительные права для таких народов.

Но обращение в суд за защитой нарушенных прав лицами из числа коренных малочисленных народов сегодня – редкость, и это связано не с отсутствием необходимости разрешения споров в судебном порядке, а с такими обстоятельствами, как значительное удаление места их проживания от судов, отсутствием финансовой возможности оплатить судебные расходы, непониманием того, какие конкретно права нарушены и куда необходимо обратиться, то есть, отсутствием знаний о своих правах и возможностях их защиты. Также, необходимо заметить, что и само обращение в суд представителями коренных малочисленных народов воспринимается как самая крайняя и нежелательная мера для восстановления нарушенного права.

Проблемы и перспективы совершенствования законодательства в области судебной защиты прав коренных малочисленных народов

Несмотря на позитивные тенденции в области судебной защиты прав коренных малочисленных народов, возникает ряд вопросов, требующих разрешения на федеральном уровне.

Краеугольным камнем является закрепленная в федеральном законодательстве возможность применения в процессе судебного разбирательства традиций и обычаев коренного малочисленного народа. Данная формулировка является в определенной мере не до конца продуманной – ведь по сути, традиции и обычаи не могут применяться, а должны применяться в такого рода судебных разбирательствах; только в этом случае народы будут уверены в том, что их традиции и обычаи будут приняты во внимание судом.

До настоящего времени не разработано механизма применения традиций и обычаев в суде, соответственно, судьи не имеют источников, которые давали бы исчерпывающую информацию касательно традиций и обычаев данного конкретного народа, что в свою очередь приводит в судебным ошибкам и несправедливым приговорам. Решение вопроса о полноценном учете обычаев и традиций видится в том, что в судопроизводстве с участием коренных малочисленных народов необходимо руководствоваться не только записанными и озвученными традициями и обычаями, но и иными. Для этого к участию в деле необходимо привлекать специалиста-этнографа, который мог бы помочь суду правильно интерпретировать мотивы и поступки участника процесса, независимо от того, какой процессуальный статус он имеет.

Относительно применения традиций и обычаев существует яркий пример судебной практики. Во время одного из судебных процесса обвиняемый в совершении правонарушения не упомянул о том, что совершил правонарушение для того, чтобы как можно скорее доставить ребенка в больницу. Судом такое обстоятельство рассматривалось как смягчающее, однако для представителя этого народа недопустимо упоминать в суде о детях до 1 года, не имеющих детей. В результате суд в отношении данного гражданина вынес несправедливый приговор.

Рассмотрим пути решения данной проблемы.

Во-первых, представляется обоснованным при общинах коренных малочисленных народов создание своего рода обучающих курсов для специалистов-этнологов, где сами представители коренных малочисленных народов разъясняли бы в каждом конкретном случае весь массив традиций и обычаев народа. Таким образом, каждый народ будет уверен в том, что их традиции и обычаи будут правильным образом интерпретированы в случае судебного разбирательства.

Во-вторых, несомненно, требуется внесение изменений в статью 14 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»14, где следует изменить формулировку «могут применяться» на «должны применяться», при этом, оставив оговорку, «не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации». Таким образом, как представители, так и общины коренных малочисленных народов получат дополнительные гарантии защиты их нарушенных прав в суде, а, учитывая создание вышеупомянутых обучающих курсов, такого рода гарантии послужат своеобразной «стеной»для коренных малочисленных народов.

На сегодняшний день судебная практика с участием коренных малочисленных народов не велика, но крайне разнообразна. Имеется немало случаев, когда заявителем выступают общины или ассоциации коренных малочисленных народов, но случаев, где бы они обходились без профессиональной поддержки, практически не встречается. В основном, это заявления об обжаловании нормативных правовых актов органов власти, нарушающие права коренных малочисленных народов на ведение традиционного образа жизни и традиционное природопользование. Судебная практика такого рода неоднозначна и противоречива. Например, Ростехнадзор Российской Федерации в сентябре 2008 года утвердил положительное заключение Государственной экологической экспертизы проекта «Сахалин-1». Материалы по делу об оспаривании положительного заключения Государственной экологической экспертизы прокладки трубопровода через залив Пильтун в рамках проекта «Сахалин-1» стали предметом разбирательства в Таганском районном суде Москвы. Исковое заявление в суд подали организации: представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF), правовой центр «Родник», «Экологическая вахта Сахалина», Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, региональное общественное движение «Союз коренных народов Сахалина», а также некоторые жители Сахалина.

Экологические организации считают, что заключение Государственной экологической экспертизы не учитывает в должной мере опасность проекта, который может нанести непоправимый ущерб уникальной экосистеме залива Пильтун. Однако суд не поддержал исковые требования, основываясь на том, что решение об утверждении положительного заключения Государственной экологической экспертизы принято полномочным органом и оно не нарушает права и свободы заявителей.

С нашей точки зрения, нельзя согласиться с таким решением суда по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» 1995 г., в перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня включались наиболее значимые объекты экономического развития, требующие обязательной государственной экологической экспертизы. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был сокращен круг объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня. Исключение из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности практически свело на нет возможность принятия адекватных мер по охране окружающей среды. Законодатель также сократил объекты государственной экологической экспертизы, перечисленные в ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы Законом № 232-ФЗ исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и тому подобных экологически опасных объектов.

Эти изменения в законодательстве привели к тому, что объектом государственной экологической экспертизы выступила только часть проекта «Сахалин-1». В результате было выведено из сферы экспертной оценки воздействия на окружающую среду строительство трубопровода в береговой части залива Пильтун15.

При анализе судебных решений можно увидеть, что в основном, в решениях, которыми общинам коренных малочисленных народов отказано в удовлетворении требований или иски удовлетворены частично, суды либо не разобрались, либо совсем не поняли специфическую природу прав коренных малочисленных народов и не применили нормы, гарантирующие эти права.

Единственной попыткой Пленума Верховного Суда Российской Федерации установить критерии рассмотрения дел с участием коренных малочисленных народов была предпринята в 2010 году и оказалась весьма неудачной. 23 ноября было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства»16, в котором пункт 9 был направлен на урегулирование вопросов, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов лицами, относящимися к коренным малочисленным народам. К сожалению, при разъяснении данной категории дел, суд допустил неточное и некорректное толкование законодательства.

Так, ошибочно была связана возможность осуществления традиционного рыболовства в местах традиционного проживания и осуществления традиционной хозяйственной деятельности с территориями традиционного природопользования, являющимися особо охраняемыми природными территориями и образующимися в соответствии с Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»17, которых в настоящее время существует небольшое количество всего лишь в нескольких субъектах Российской Федерации. В данном случае, необходимо было бы руководствоваться перечнем мест традиционного проживания и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р18.

Именно с этими местами традиционного проживания и осуществления традиционной хозяйственной деятельности законодатель связывает право на осуществление традиционных видов деятельности коренным малочисленным народов, а не с территориями традиционного природопользования. Таким образом, если суды при рассмотрении данной категории дел будут пытаться распространять право осуществления традиционного рыболовства только на территории традиционного природопользования, то данное право будет незаконно ограничено.

Таким образом, мы сталкиваемся даже не столько с проблемой несовершенства законодательства, сколько с не развитостью правоприменительной практики. Было бы целесообразно судам уделить особое внимание той категории дел, в которых участвуют как представители, так и общины коренных малочисленных народов, обобщить практику и выработать единые критерии их рассмотрения. Вполне возможно, внесение изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2719, поможет скорректировать существующие неточности.

Помимо этого, существует достаточно серьезная проблема, которая препятствует коренным малочисленным народам в полной мере пользоваться гарантированным им правом на судебную защиту.

Для того, чтобы в суде представитель коренного малочисленного народа мог воспользоваться гарантированным ему правом или льготой, или же доказать правомерность своих требований, ему необходимо предоставить документы, подтверждающие национальную принадлежность, право на льготы, ведение традиционного образа жизни. Иначе говоря, граждане вынуждены обращаться в суд либо с заявлением об оспаривании незаконных требований органов власти, обязывающих представить документ, доказывающий национальную принадлежность, либо же с заявлением об установлении национальности. Как показывает практика, чаще всего более предпочтительным оказывается второй вариант.

Хотя, необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации20, гражданин вправе самостоятельно определить свою национальную принадлежность к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации. Принадлежность лица к меньшинству является предметом его личного выбора, который не может повлечь никакие неблагоприятные последствия21.

Судебных процессов по установлению национальной принадлежности с каждым годом становится все больше. Судом рассматривается большое количество письменных доказательств, опрашиваются заявитель и свидетели, и только после этого выносится решение. Таким образом, в реальности, подтвердить таким путем свою национальность может лишь ограниченная часть граждан.

Все это связано опять же с удаленностью судов от мест проживания коренных малочисленных народов, с нехваткой средств на оплату судебных расходов, с незнанием процедуры обращения в суд и так далее. Конечно, некоторые региональные общественные организации малочисленных народов оказывают помощь в составлении такого рода заявлений в суд, но представить, что они смогут помочь абсолютно всем представляется просто невозможным.

Еще одна актуальная категория дел, относящаяся к коренным малочисленным народам – обжалование незаконных отказов Пенсионного фонда в назначении досрочной социальной пенсии. Сами же Пенсионные фонды мотивируют это тем, что в настоящее время коренные малочисленные народы должны подтверждать ведение традиционной хозяйственной деятельности, проживать только в тех местах, которые указаны в законодательстве и так далее. Подобные доводы незаконны, но во многих регионах отказы по этим основаниям стали носить массовый характер. В ряде случаев решениями судов нарушенное право на назначение социальной пенсии было восстановлено.

Заключение

Любой народ — большой или малый — представляет ценность, как совокупность личностей и как носитель определенной и неповторимой культуры. Учитывая особый правовой статус коренных малочисленных народов, необходимо отметить, что судебная защита представляется гарантом прав и интересов как отдельных представителей, так и общин коренных малочисленных народов.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. Создание обучающих курсов для специалистов-этнологов, где сами представители коренных малочисленных народов разъясняли бы свои традиции и обычаи. Это послужит дополнительным гарантом объективности, при судебном разбирательстве.

  2. Внесение изменений в федеральное законодательство. Необходимо закрепить обязательность применения традиций и обычаев народа, не противоречащих федеральному законодательству в процессе.

3. Формирование судебной практики по делам с участием коренных малочисленных народов.

4. Необходимо законодательно установить основные объективные признаки, дающие человеку основание требовать распространения на него установленных федеральных гарантий прав коренных малочисленных народов. Представляется, что доказательством принадлежности человека к какому-либо конкретному коренному народу является, прежде всего, его личное участие в традиционном хозяйствовании коренного народа, сохранение нравственных обычаев и традиций, свойственных данному коренному народу. Причем участие в традиционном хозяйствовании не должно носить характер единовременного действия, на нем должен основываться образ жизни данного лица.

Также, следует отметить необходимость совершенствования не только норм действующего законодательство, но и правоприменительной практики в области защиты прав коренных малочисленных народов.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы надеяться, что судебные процессы с участием коренных малочисленных народов и вынесенные по ним решения подвигнут представителей власти в дальнейшем не нарушать права этих лиц, а судей – к более тщательному разбирательству таких дел, учитывая в необходимых случаях обычаи и традиции этих народов, важность норм действующего законодательства, гарантирующего коренным малочисленным народам особые дополнительные права.

Библиографический список

1. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 10.10.2014 г.)

2. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997 год. 1224 с.

3. Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике (вместе с «Докладом» принята в г. Нууке 16 сентября 1993 года) // Документ опубликован не был.

4. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169). Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 17.10.2014 г.)

5. Конвенция Международной организации труда № 107 от 5 июня 1957 г. «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах» Принята Генеральной конференцией Международной организации труда 5 июня 1957 г. в г. Женеве URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=287 (дата обращения: 16.10.2014 г.)

6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изм. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.

7. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 05.04.2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.; 2009. № 14. Ст. 1575.

8. Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.; 2013. № 52 (часть I), ст. 6961.

9. Федеральный закон от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.; 2013. № 52 (часть I), ст. 6971.

10. Распоряжение Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493.

11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. № 27 (в ред. от 18.10.2012) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» // Российская Газета. 01.12.2010 г. № 271.; № 251. 31.10.2012 г.

12. Велиева, Д.С. Правовой статус коренных малочисленных народов Российской Федерации: российский и международный подход / Д.С. Велиева // Материалы V Международного Конституционного Форума: Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник». Форум. - 2014. – 212 с.

13. Гарипов, Р.Ш. Защита коренных народов в международном праве / Р.Ш. Гарипов. – Казань: Центр информационных технологий, 2012. – 256 с.

14. Дехканов, С.А. Международно-правовые аспекты защиты меньшинств – диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / С.А. Декханов. Москва, 2010. – 237 с.

15. Экологическая безопасность в России: конституционно-правовое исследование / под ред. В.Т. Кабышева. (монография). - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2011. – 204 с.

1 Гарипов, Р.Ш. Защита коренных народов в международном праве / Р.Ш. Гарипов. – Казань: Центр информационных технологий, 2012. – 256 с.

2 Велиева, Д.С. Правовой статус коренных малочисленных народов Российской Федерации: российский и международный подход / Д.С. Велиева // Материалы V Международного Конституционного Форума: Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник». Форум. - 2014. - С. 66-71.

3 Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997 год. 1224 с.

4 Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике (вместе с «Докладом» принята в г. Нууке 16 сентября 1993 года) // Документ опубликован не был.

5 Конвенция Международной организации труда № 107 от 5 июня 1957 г. «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах» Принята Генеральной конференцией Международной организации труда 5 июня 1957 г. в г. Женеве URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=287 (дата обращения: 16.10.2014 г.)

6 Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169). Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 17.10.2014 г.)

7 Велиева, Д.С. Правовой статус коренных малочисленных народов Российской Федерации: российский и международный подход / Д.С. Велиева // Материалы V Международного Конституционного Форума: Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник». Форум. - 2014. - С. 66-71.

8 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изм. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.

9 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изм. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.

10 Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 10.10.2014 г.)

11 Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169). Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 17.10.2014 г.)

12 Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 05.04.2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.; 2009. № 14. Ст. 1575.

13 Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.; 2013. № 52 (часть I), ст. 6961.

14 Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 05.04.2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.; 2009. № 14. Ст. 1575.

15 Экологическая безопасность в России: конституционно-правовое исследование / под ред. В.Т. Кабышева. (монография). - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2011. – 204 с.

16 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. № 27 (в ред. от 18.10.2012) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» // Российская Газета. 01.12.2010 г. № 271.; № 251. 31.10.2012 г.

17 Федеральный закон от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.; 2013. № 52 (часть I), ст. 6971.

18 Распоряжение Правительства РФ от 08 мая 2009 г. № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493.

19 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. № 27 (в ред. от 18.10.2012) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» // Российская Газета. 01.12.2010 г. № 271.; № 251. 31.10.2012 г.

20 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изм. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.

21 Дехканов, С.А. Международно-правовые аспекты защиты меньшинств – диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / С.А. Декханов. Москва, 2010. – 237 с.

Просмотров работы: 5013