Вместе с тем в пубертатный период наблюдается повышенная активация деятельности гипофиза и тесно связанной с ним гипоталамической области. Повышение гипоталамической активности обусловливает многоплановые изменения гормонального статуса у подростков: гиперинсулинемию, усиленную продукцию адреналина, норадреналина, увеличенное содержание глюкокортикоидов, минералокортикоидов, андрогенов, изменение функционирования щитовидной железы.
Масса гипофиза в подростковом периоде по сравнению с его массой в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза, повышается его гормональная активность. Указанные морфофункциональные изменения приводят к дисбалансу в функциональном состоянии центральной нервной системы подростков (повышенной возбудимости и неустойчивости возбудительного и тормозного процессов, снижению коркового контроля), что не может не отразиться на времени сенсомоторного реагирования [1,2,6,7,9].
Показатели сенсомоторных реакций часто обсуждаются как характеристики сенсомоторной интеграции, под которой подразумевается согласование и объединение моторных и сенсорных процессов, осуществляющееся на разных уровнях мозга. Сенсомоторная интеграция – это, прежде всего, проявление процессов конвергенции на кортикальных полях лобной коры нейрональной импульсации от структур сенсорных систем и от ядер двигательной системы. Увеличение скорости и точности простых и сложных зрительно-моторных реакций отражает оптимизацию данных процессов [13].
Исходя из выше сказанного, представляется актуальным лонгитюдинальное исследование динамики показателей простой и сложной зрительно-моторных реакций, как интегрального показателя функционирования ЦНС у спортсменов-единоборцев в период подросткового возраста.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в зимний период – месяцы февраль, март. Спортсмены-единоборцы к тому времени уже занимались в группах начальной подготовки в течение 4-5 месяцев и уже достигли психофизиологической адаптации к тренировочным нагрузкам. Группа сравнения участвовала в исследовании в тоже время. Работапроводилась на базах общеобразовательных школ городов Архангельска, Новодвинска и Северодвинска. В экспериментальную группу были включены 30 спортсменов-единоборцев групп начальной подготовки. Группу сравнения составили 30 учеников общеобразовательных школ г. Архангельска, не занимающиеся спортом. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап включал обследование детей 12,7±0,6 лет. Второй этап – этих же детей через два года, в возрасте 14,4±0,7 лет. Время простой и сложной зрительно-моторных реакций оценивалось с применением психофизилогического исследовательского комплекса «BioMous». Статистическая обработка результатов исследованияпроводилась на персональном компьютере с использованием пакета стандартных статистических программ Excel 7.0 и SPSS v.14.0 для среды Windows. С целью статистического обоснования влияния тренировочных нагрузок на спортсменов использовался непараметрический анализ для независимых выборок с применением критериев Манна – Уитни (Mann – Whitney U- test).
Результаты исследования и их обсуждение. Методика определения параметров простой зрительно-моторной реакции характеризует возбудимость коркового отдела зрительного анализатора, скорость проведения возбуждения по рефлекторной дуге до эффектора включительно, и сократительной функции мышц.
Результаты исследования простой зрительно-моторной реакции показали их качественную динамику с возрастом, как у спортсменов-единоборцев, так и у не спортсменов с преобладанием показателей у спортсменов (Таблица 1). Различия показателей по группам спортсменов-единоборцев и не спортсменов на уровне высокой статистической значимости (р